Search for:
 

ЧТО ДЕЛАТЬ? И ВАЩЩЕ… СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ

 
А.Я. Психология>> Психологические тесты>> Методика «Пройди через лабиринт»
http://azps.ru/tests/pozn/labirint.html

Последнее время мы много ездим по России с концертами. Почти в каждом городе, после выступления, ко мне подходят юные музыканты и спрашивают, что же делать и с чего начать свой нелегкий музыкальный путь. Одним словом, песни у них есть, группа есть, а вот как бы выступать и вообще… Так вот, про это ВООБЩЕ.

Более умудренный и правильный, чем я человек, наверное, сразу скажет — да, ребята, найдите себе серьезную фирму, заключите контракт и… пускай она за вас думает. Это, конечно, тоже совет неплохой, но я попробую написать про всякие мелочи, необходимые, мне кажется, еще до похода в ту самую заветную фирму, которая потом будет за вас думать.

Любое общение — с клубами, фестивалями, продюсерскими центрами, журналами и журналистами начинается с вопроса — «А что вы играете?»

Конечно, лучший ответ — это демо-запись. Но, все же, лучше заранее определить тот стиль, который вы будете писать на афишах. Все равно придется это сделать — рано или поздно. Не думайте, что журналисты сделают это лучше. Они могут быть не в настроении, в итоге, определением вашего стиля на ближайшие месяцы станет — «ну, это не пойми кто…»

Не обязательно сразу записываться в русский рок. Есть же еще — фолк-рок, дарк-фолк, готика (это если в черном), пост-панк (никто не знает что это), арт-рок (навороченый такой рок), психоделический рок, акустический рок, world;  нас как-то записали в толкиен-рок, значит и такое бывает. Можно придумывать свои обозначения, главное, чтобы было понятно, о чем это — всякие стеб-рок или стеб-панк, кошки-мышки-рок или лесби-хард или… Фантазия может буйствовать сколько угодно. Важно, чтобы все же было хотя бы примерно понятно, что все же прозвучит на концерте.

Про демо-запись (демка).

Разумеется, очень хорошо, если у Вас есть студийная грамотная запись, хотя бы три-четыре песни. Правда, если на концерте Вы играете принципиально другое, значительно хуже и с другими музыкантами, то через некоторое время вы уже не будете играть в клубах. Если нет студийной записи — не беда! В большинстве мест (клубы, фестивали) сгодится любая демка — хоть записанная с диктофона вашими друзьями, во время концерта из зала. Разумеется, лучше бы попросить записать концертное выступление вашей группы с пульта на мини диск рекордер или хотя бы на кассетный магнитофон. Потом вы отберете пару-тройку песен, прозвучавших наиболее пристойно. Можно на репетиционной базе попросить о записи нескольких песен хотя бы на кассетник. Короче, любая демка лучше ее отсутствия.

Мне как-то позвонил молодой человек из небольшого украинского города и с негодованием обрушился на руководство клуба «Форпост». Я, зная руководство «Форпоста» как людей очень лояльных и спокойных, попросила рассказать подробности. Выяснилось, что молодой человек приехал в «Форпост» делать там свой концерт. На просьбу о демке молодой человек крайне удивился. Потом выяснили, что он вообще играет под гитару, без группы. Ну… Если вы под гитару играете, то поставьте напротив кассетник или диктофон и запишите несколько песен — тут-то уж совсем все просто. А вот над оформлением демо-записи лучше потрудиться, благо, денег это не требует, только старание.

Лучше все же не разрисовывать криво саму кассетудиск разноцветными фломастерами, а распечатать на бумаге небольшую обложку. На обложке обязательно, кроме названия группы, должен быть трек-лист (названия песен), желательно длительность песен, обязательны контакты — электронный адрес, страничка в Интернете, телефон  (если вы из другого города, то телефон укажите с кодом города), напишите из какого города группа, состав участников, кто на чем играет, год записи демки. Совсем хорошо – если на обложке распечатана красивая картинка или фотография группы (лидера). Ну и просто отлично, если к демке (с обложкой) прилагается распечатанный пресс-релиз группы. Допустим, нет у вас под боком ни принтера, ни печатной машинки, тогда можно и от руки все написать, но хоть читаемым почерком и все равно, не на диске, а на самодельной обложке.

Что такое пресс-релиз?

К этому подходят творчески. Сейчас о необходимом минимуме. При этом минимуме, пресс-релиз включает: дату образования группы, город и область где группа располагается, как группа определяет свой стиль, где и когда играли, участие в фестивалях и разных акциях, участие в телепрограммах и, возможно, в радиопрограммах. Опять же, контакты, дискография. Если подойти к вопросу более весело, то можно написать развернутую историю группы — в жанре интересного рассказа — «Зимним вечером шел я по льду Онежского озера и услышал странный треск — за моей спиной из полыньи вылез синеватого вида человек с бас-гитарой. Его звали Федя.» Ну, и дальше, что-то в этом роде… Мне кажется, если вы пишете развернутую историю группы листов на десять, то лучше приложить краткую информ-справку отдельно, вдруг не все любят читать.

Есть еще такая штука, как выдержки из прессы о вашем коллективе. Вещь хорошая и полезная — избавляет других журналистов от раздумий – что же о вас сказать. Делается это так — берем статьи, рецензии, упоминание в газете о группе (не обязательно хорошее) и перепечатываем выборочно. Два-три предложения, наиболее ярких; под цитатой — автор, откуда (газета, например), когда было напечатано. Можно включать близкие к тексту пересказы. Допустим, газета «Трямские новости» написала: «Ничего не было слышно на этом фестивале, да еще и группа ФЫФКА звучала громко как землетрясение». Пишем: «В «Трямских новостях», в репортаже с фестиваля «Трям навсегда» было упомянуто наиболее громкое выступление фестиваля. Это было выступление группы ФЫФКА.» Главное — не врать! Злоупотреблять пересказами не надо — цитаты ценнее.

Если пишете дискографию, включите в нее для солидности любые включения ваших треков в разные аудио-сборники. Дискография — это не только вышедшие на компакт-дисках альбомы, но и альбомы еще не вышедшие, но уже записанные. Не забудьте указать – где был записан альбом, студия (если есть), год записи.

Пресс-релиз должен быть всегда готов к отсылке по электронной и обычной почте. Время от времени перечитывайте его и проверяйте — вдруг вы выпустили еще один альбом, взяли другого музыканта, сыграли на важном и интересном фестивале, а в пресс-релизе ничего про это нет.

Страничка группы очень важна!

Если вы читаете этот материал, значит, у вас есть интернет. А есть ли у вас сайт группы? С сайтом та же фигня, что и с демкой — самый простенький сайт лучше, чем его отсутствие. Завести страничку группы уже давно проще простого. Кроме известного nаrod.ru где висят все, кому не лень, можно сделать страничку на realmusic.ru, например.

Что необходимо поставить на домашнюю страничку группы?

Откуда вы — из какого города. В каком стиле играете. Пресс-релиз, фотографии с концерта (лучше пару хороших, чем три десятка кошмаров), расписание — где вы будете играть в ближайшем будущем и где уже играли (афиша); есть ли у вас диски (кассеты) и можно ли их приобрести (например, наложенным платежом), раздел «пресса» —  интервью, рецензии на диски, выдержки из СМИ о ваших концертах. Если у вас никто и никогда не брал интервью — самое время сделать ЭТО в первый раз. Попросите знакомуюого девушку (юношу) взять у вас интервью, записать его, обработать.

Небольшой нюанс — вы тоже должны серьезно отнестись к этому моменту — не валяйте дурака, а попробуйте рассказать то, что действительно вы хотите сказать абсолютно незнакомым вам людям, совершенно случайно попавшим на ваш сайт. Впрочем, если вы умеете валять дурака интересно и артистично, — поваляйте дурака, но не забывайте, что кроме валяний в интервью должна быть некая информация о том, что у вас в голове, зачем вы играете музыку, кто вы такой и откуда взялись.

Интервью можно взять по электронной почте — тоже забавный опыт. Я как-то попросила знакомого юношу (не журналиста) сделать интервью для сайта http://rada.rinet.ru — в итоге, мы сделали интервью по электронной почте и оставили стиль переписки http://rada.rinet.ru/interviewleto2002.html.  Хорошо, если есть постоянно обновляемый раздел «новости группы». Новости — это и запись альбома; и впечатления от фестиваля, на котором вы сыграли и даже то, что вы всей группой послушали чей-то альбом, и он вам безумно понравился. Немного междусобойчика, немного серьезности, немного шуток. Можете написать в новости новый анекдот. Почему нет?

Музыка в mp3 на сайте быть обязана, иначе для чего вообще этот огород городить? Если ваш сайт не дает возможности ставить mp3шки, закачайте их на тот же realmusic.ru и поставьте ссылку на своей страничке. Если вы играете не инструментальную музыку, обязательно выложите в сеть тексты группы. Необязательно все, конечно, но хотя бы несколько песен.

Вообще, вся подготовка текстового материала (релиз, тексты, всякие информационные вещи) займет у вас часов пять — поэтому не растягивайте эту работу на месяцы. Ничего нет хуже странички, на которой сверху висит название группы, под названием что-то вроде «сайт на разработке», а все ссылки не работают. Делать-то нечего! Красивости всякие — мультяшные заставки и чудеса дизайна абсолютно необязательная вещь. Придет со временем, если уж так захочется. Для начала необходим просто максимум информации.

Не забудьте про контакты — кроме электронного адреса, хорошо бы дать контактный телефон (с кодом города) и не забудьте написать имя того, кому будут звонить.
Еще одна заморочка — создание странички ссылок. Это на тот случай, если вы захотите меняться с друзьями-товарищами ссылками. Не знаю, насколько это полезно, но многим нравится. Как пример абсолютно незамороченного и спокойного дизайна и сайта, на котором есть все необходимое (кроме телефона, пожалуй) — сайт певицы Милы Кикиной http://milakikina.ru/

Куда девать демки?

Есть музыкальные журналы, довольно часто принимающие демозаписи — ФУЗЗ и, в меньшей степени, Rolling Stones. Есть сайты, периодически устраивающие фестивали  фолк направленности: http://veresk.ru и http://archeology-project.ru. Есть еще всякого рода металлические сайты, которых я не знаток, но тоже можно почерпнуть информацию о всякого рода фестивалях и акциях. Есть сайт журнала ИнРок — http://www.inrock.ru — журнал делает фестивали прог-рока, есть готическое сообщество: http://www.gothic.ru , есть http://sa.woods.ru (дарк-фолковое сообщество, временами делают концерты) и тому подобное.

По клубам тоже можно разбросать демки —  в каждом городе есть свои клубы и далеко не все я знаю. В Москве имеет смысл связаться с тем же фолк-клубом «Вереск» (координаты на сайте http://veresk.ru), «Р-клубом» (рок), «Форпостом» http://forpost.4u.ru  (акустика).

Как завязывать хорошие знакомства и где искать друзей?

В интернете! Самое милое дело! Есть у вас дневник в Живом Журнале? (http://livejournal.com) У меня есть! Зовут меня там _rada_ А Вы знаете, что в ЖЖ, кроме огромного количества русскоязычных пользователей, есть огромное количество русскоязычных коммьюнити, посвященных музыке? Например,  afisha (http://www.livejournal.com/userinfo.bml?user=afisha), ethno_ru (http://www.livejournal.com/userinfo.bml?user=ethno_ru), ru_concerts (http://www.livejournal.com/userinfo.bml?user=ru_concerts), russian_rock (http://www.livejournal.com/userinfo.bml?user=russian_rock), piter_rock (http://www.livejournal.com/userinfo.bml?user=piter_rock)  и пр. Можете посмотреть на какие коммьюнити я подписана, из них большинство музыкальных — http://www.livejournal.com/userinfo.bml?user=_rada__

Постоянные обсуждения идут в гостевых http://zvuki.ru, мощный форум на фольклорном сайте  http://veresk.ru, большой форум на сайте группы МЕЛЬНИЦА (http://melnitsa.net, форум: http://melnitsa.net/forum/), в основном, там любители фолк-рока. Можно побродить по порталу http://guitar.ru где тоже постоянно происходят разговоры за жизнь и по http://musicforums.ru. На большинстве этих форумов есть разделы, где можно оставить объявление о будущем концерте или попытаться познакомиться с друзьями музыкантами.

Разговор с клубом и организатором концертов.

Начинается с определения стиля, с создания демки и релиза. Все это у вас есть. Теперь, заранее составьте свой райдер. Узнайте у всех музыкантов группы, кто без чего реально не сможет обойтись во время концерта (необходимое количество стоек для барабанщика, микрофонов, стоек под микрофоны, обработок и пр.). Запишите и спрячьте. Теперь составьте райдер, исходя из того, ЧТО ХОТЕЛОСЬ БЫ — количество мониторных линий, микрофонов, обработок (каких) и пр. Распечатайте, а также, повесьте на сайт.
Спрашиваем по максимальному, но, если припрет, вынимаем из кармана минимальный.

Заранее обговорите с музыкантами – кто-когда может играть концерт (поехать в гастрольный тур), а кто и когда ТОЧНО НЕ СМОЖЕТ посвятить любимой группе время. Храните у сердца листок с расписанием того, когда кто-то из музыкантов НЕ может играть. Перед разговором с арт-директором положите перед собой листок с невозможностями музыкантов, листок с техническим райдером, календарик и подумайте внимательно, на какие числа вы бы хотели договориться о вашем концерте. Также, подумайте, что вы можете предложить клубу по рекламе (афиши, знакомого ведущего на радио, который непременно скажет о концерте или посещаемый Интернет-ресурс, наверняка напишущий о выступлении). Хорошо бы придумать некий повод: презентация альбома, песни, нового музыканта; открытиезакрытие сезона, именины, день святой Феклы или австралийский Новый год. Можно включить фантазию и придумать новый праздник.

При разговоре с организатором фестиваля — снова держим в руках листочки, но не забываем спросить не только о времени выступления, но и о времени НАХОЖДЕНИЯ НА СЦЕНЕ, иными словами, сколько вам отведут времени на настройку перед вашим выступлением и вылезание на сцену. При любых переговорах, первое время хорошо составлять заранее список вопросов — по аппаратуре, когда начало концерта и начало настройки; время, отведенное на настройку, количество бесплатных гостей, возможность заказать бесплатный чай с бутербродами перед концертом, наличие гримерки (иначе подумаем, как будем переодеваться перед концертом), сколько времени играет группа, как группа проходит в клуб (надо ли заранее подавать список участников группы для охраны) и пр.

О концертной одежде.

Личное мое мнение, что концертная одежда непременно должна быть. Совсем необязательно заказывать дорогие суперкостюмы, советоваться с модельером и т.п. Хотя, если есть возможность, почему бы нет? Но, музыканты значительно лучше смотрятся на сцене в красивых рубахах (рубашках) а не в застиранных футболках, в чистой, не забрызганной грязью обуви, а не в убитых кроссовках. Пусть это будут просто немного необычные рубахи с обычными вполне джинсами, но одежда должна быть отглаженной, чистой, продуманной по стилю.

Вы должны смотреться как ГРУППА. Это не означает одинаковых комбинезонов или одинаковых костюмчиков а-ля «Секрет». Но даже сам момент переодевания дисциплинирует музыкантов, подготавливает к тому, что сейчас мы выйдем на сцену, сейчас начнется иное измерение жизни. Это как снять обувь при входе в чайный дом — войти в другое измерение с другими правилами. Ну, уж, а при поездке в другой город без концертной одежды вообще не обойтись! Как-то некрасиво выходить на сцену в трениках, в которых вы сутки ехали в поезде, пару раз пролив на них пиво, а  потом, сладко выспавшись на верхней полке, собрали на них ещё и пыль со всего купе.

Вот кажется и все.

Итак, у вас есть своя страничка в Интернете, список сайтов, где можно разместить обьявления о концертах, пресс-релиз, демо-запись, концертные рубашки и прочие прибамбасы. Осталось найти удачу!

Для Специального радио. Сентябрь 2005.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.