Search for:
 

Лелик и его веселые друзья, часть 2: Кристаллический луноид «Николая Коперника» (окончание)

Группа «Николай Коперник», 1987

Брат мой такой же музыкант-самоучка, как и я. Все в свое время учились около магнитофонов. Лучшего учителя, чем магнитофон у нас не было. Мы снимали с пленки партии всех известных рокеров – Блэкмора, Пэйджа, Гилмора… Так и выучились. У нас все-таки страна гоп-стопа и шансона, массовый менталитет воспринимает соответствующую музыку той среды, в которой люди питаются, она и формирует их стиль и поведение. Поэтому перепевки песен 70-х всегда будут иметь свою аудиторию, а Женя Осин – свой хлеб. Конечно, он поэкспериментировал и с современными танцевальными ритмами, но публика просит конкретно те песенки.

Лёлик в ДК «Салют» Тот самый самопал

Нам сразу повезло: Женек жил на втором этаже, на первом был магазин, а на третьем жила глухая бабка. С одной стороны, у него была улица, с другой – коридор, с третьей – кухня, а с четвертой – лестничная площадка. Иногда нам репетировать мешала машина, привозившая замороженные мясные туши в этот магазин, и разгружалась она прямо под
его окном. Туши по триста-четыреста килограмм со страшным грохотом падали вниз, в грузовой люк магазина так, что дрожали стены дома. А мы в это время рубились на всю катушку: у Жени дома стояли барабаны «Тактон» с жутким картонным звуком, были усилители и гитарные колонки и микрофоны. Собирались девушки-поклонницы под теми же окнами, слушали и млели. И было нам тогда по шестнадцать лет…

А еще смешная история: тетка Евгения жила за городом, на станции Гривно, и там Женьку объявила о подарке – племяннику, занявшемуся музыкой, решила она подарить пианино. Наняли какого-то местного шофера с грузовой машиной, погрузили с его мужиками, привезли. А как вынимать это из машины и тащить на второй этаж – решили разобраться на месте. Смотрим: на лавке сидят местные алкаши, говорим: «Ребят, помогите!», подошли трое и решили, что не осилят. И тут, на наше счастье, мимо проходит местный амбалистый качок и говорит: «Ну, давайте, если нальете – помогу».

Несли таким образом: сверху три этих алкаша, а снизу пианино держал он один. В какой-то момент пианино начало сползать, ребята пианино отпустили, и… этот парень удержал его один! Такая героическая история – спас человек инструмент. Поставили мы ребятам бутылку водки, а герою, дополнительно, бутылку лично, – водка тогда валютой считалась, за нее люди могли все сделать. И пианино пригодилось, занимались на нем, сочиняли музыку.

На дне рождения Васи Шумова, 1987

В восьмидесятые обязательно надо было иметь официальную работу, и мы целой компанией устроились охранять типографию «Искра Революции», где по ночам устраивали артистические перформансы с легким куревом, веселыми бабами и обязательным алкоголем. Работали там сутки через трое – Орлов, Хазов, я и Дима Дракула с реальными клыками (такой родился!). Потом к нам пришел Макс – со свастикой на лбу и татуировками на всем теле. Было весело – Орлов приносил на работу саксофон и упражнялся по ночам. Раздавался такой дикий рев, что люди с территории типографии нам звонили на проходную и говорили, что у нас мотор не выключен.

После типографии мы втроем оказались лифтерами в одном солидном доме, а третьим оказался Петя Мамонов. Сидели под лестницей чтобы, если что – вынимать из лифта застрявших. Мамонов как-то устроил концерт для местных бабушек в красном уголке, Юрий на нем тоже выступил. Сцены не было, просто стоял стул на столе и на этом стуле сидел Петя с гитарой и пел про голубей, и про говно, а пришедшая молодежь хлопала и бабушки радовались.

Начальник лифтов Дадюков, как-то, в начале весны устроил субботник по уборке льда во дворе этого дома, призвал нас, и мы с Юриком приехали в парадных костюмах, в белоснежных рубашках с бриллиантовыми запонками, в галстуках и лакированных ботинках. Так и кидали грязный лед в самосвал на глазах изумленных прохожих. Настоящий нью-вэйв! Тогда еще никто не думал о том, какие нас ждут перемены в будущем, что будет так сложно и непонятно.

Наступили трудные времена, когда музыкой стало невозможно зарабатывать и мое ремесло меня спасло, дало возможность заработать на кусок хлеба. Заказы на индивидуальный пошив всегда находились, благо я шью давно, знаю, как это делается, и наработал нормальный уровень изделий. Сшил белые кожаные концертные костюмы для группы «А-студио», для Александра Маршала. У меня была линия кожаной одежды: штаны, пиджаки, куртки, кепки.

Фото – Андреев-Орлов-Цветков – с автографом Юры Орлова

Тем не менее, я понял, что музыка у нас в крови с рождения, как часть генетической программы, и вычисть ее оттуда невозможно. Неважно, что мы не стали оплачиваемыми звездами, видимо мы родились для другого: бороться с несправедливостью кого-то иного рода. Это, скорее всего, наше предназначение и есть, а не штурмовать высоты шоу-бизнеса. Нам надо было пробиться через преграды невозможности делать то, что мы хотим, что-то сломать в себе, чтобы измениться. В любом случае, мы шли своим путем и пробивались через преграды и препоны. Сейчас же уперлись в стену, толщину которой не знает никто, может даже придется пробивать тоннель через эту гору. Кругом агрессия, русский язык загрязнен, религия дискредитирована.

Крещен я был с рождения и захотел узнать об этом больше, и прочитал Евангелие и Библию – это были правильные источники информации. Мне очень помогла восточная культура, тибетская эротическая магия, в которой описано, что сексуальная энергия человеческого инстинкта трансформируется в магическую, при помощи специальной техники, своего рода тантры. Человек сам является генератором своих сил, а источником накопления может быть что угодно: путешествие в горах, собственные позитивные эмоции. И важно эти силы не потратить вхолостую.

Мой опыт путешествий опирался на желание увидеть мир своими глазами. Я хотел в горы, но меня туда никто не вытаскивал и, чтобы посмотреть на это величие природы, пришлось садиться в поезда и самолеты, и ехать туда. Сели мы однажды с друзьями и поехали на Алтай – потрясающее место, где я хотел бы какое-то время жить. И побывать мне там довелось три раза! Туда, куда мы ходили, даже лошадь не пройдет, поэтому перемещались с рюкзаками и палаткой пешком. Ночевали на горных перевалах в четырехдневном переходе к шаолинским озерам. Этот потрясающий ландшафт мы назвали Верхний Шамболистан.

Юрий Орлов и Фрэнк Заппа

Был я и в Туве – очень красивое место. Путешествовали много по Крыму, весь его объездили. У нашего старого барабанщика был дедов дом в Симферополе, и он превратился в перевалочный пункт, откуда мы уже выдвигались куда хотели: Алушта, Новый Свет, Ласточкино Гнездо, Тарханкут…путешествовали по три-четыре человека и всегда дикарями.

Был момент, когда многие живые составы распались, и люди перешли к домашнему лабораторному творчеству, электронным исследованиям, увлеклись хаус-музыкой. Так
случилось и с Юрием Орловым, когда «Николай Коперник» перестал функционировать. Каждый музыкант, обратившись к электронным инструментам, получил возможность использовать новый пластический язык.

В середине девяностых мы с Сергеем Хазовым решили сделать проект, посвященный кинематографу и назвали его «Черные стрелы амура», где по задумке, каждая песня соответствует жанру кино: песня-вестерн, песня-триллер, песня-комедия, песня мелодрама и прочее. Даже персонаж на обложке альбома – собирательный образ персонажей жанрового кино – он и Зорро, и самурай, и мумия, и терминатор. Инструменты использовались те же самые, которые у нас были: гитары и Roland MC-505. Альбом был записан, отремастирован и выложен на сайте www.captainnemo.ru, откуда песни можно скачать.

Темой древнего Египта, экспериментами на тему возможного египетского лада мы начали заниматься еще раньше. Идея возникла, когда мы разбирали лады: индийский лад, целотонный и через это пришли к исследованию египетской культуры, а не только музыки. Узнали, какие инструменты там были в это время: духовые, барабаны, арфы (кефары), различные струнные, и как на них играли, какие там могли быть ноты, лад и строй. Конечно, это был чисто наш домысел, догадка, и мы стали играть что-то подобное на гитарах и электронных инстументах.

Сергей Хазанов

Стиль мы обозначили как «ГЭМ» – гитарно-электронная музыка. Каждую песню можно рассматривать, как некий мини-сценарий к фильму, он повествовательного содержания и легко читается, если вслушиваться. Начальное название альбома было «Музыка к несуществующему кино», но потом мы его переименовали в «Блокбастер». Попытки привить этот материал к существующим медийным системам ни к чему хорошему не привели, на взгляд музпродюсеров он не содержал коммерческого зерна. Поэтому было решено не запыливать эту нашу работу на полке, и выставили на всеобщее прослушивание, ибо сделано это было для людей.

На протяжении года состоялась целая серия концертов с этим альбомом, чтобы кровь в жилах не застаивалась, правда только по клубам Москвы. Хазов трансформировал египетскую идею в сценарий, а потом переделал его в роман про трех веселых алкоголиков, таких трех мушкетеров, но на древнеегипетскую тему. Главные действующие лица там – это обычные люди, средний класс: дембель из армии Тутанхомона, студент и писарь. «Когда улыбнется сфинкс»», короче.

Другой его неплохой сценарий для неплохого комедийного боевика называется «Однажды в Якутии». Сергей вообще талантливый мастер пера со своим стилем и почерком, и если его сравнивать с кем-то из современников, то он близок к Пелевину или Максу Фраю. Писал под псевдонимом «Сергей Добронравов» в самиздатный журнал «Сморчок» веселые стишки еще в середине 80-х.

«Николай Коперник»

Сергей Хазов принял участие в создании полнометражного анимационного фильма «Оптимус мундус» («Лучший из миров»), который создавался по заказу правительства Москвы и представлял сорок наших мультипликаторов. На монтаже эти коротенькие мультики склеили подряд один за другим так, что невозможно было смотреть, и люди не знали что делать. Пришел Серега, сочинил связывающую историю и помог перемонтировать материал. В результате получил приз за лучший монтаж на фестивале анимационного кино в 1998-м году.

Кстати, заменил там почти всю оригинальную музыку и поставил Тома Вэйтса, Шэдоуз, Эдиту Пьеху – по настроению – и внедрил свои музыкальные разработки. Фильм этот увезли и продали за границей. Музыкальные образы, сделанные тогда и тема самого кино, легли в основу нашего будущего альбома.

Идея собрать новый состав «Коперника» нам с Юрием пришла во время совместных велосипедных ночных поездок по Москве летом 2005-года. Из старого состава, кто непосредственно в «Копернике» играл, в новый вошли – я, Юрик Орлов и Паша Хотин. Пришли люди: гитарист Петя Миков (группа «Конец Фильма», «DSM»), басист Женя Мельников и саксофонист Валера Люстров («Сиреневый Оркестр») – джазовые музыканты, хорошо влившиеся в стиль. Вернулся коллективный подход к творчеству, к совместной реализации идей. Один человек о таком может только мечтать, планировать, а двое уже могут принимать реальные решения.

Инструменты, процессоры, сам подход и отношение изменились в лучшую сторону. Сейчас я пользуюсь напольным процессором «Pod XTLive», который дает 36 режимов имитации комбиков («Fender», «Marshal», «High Watt» и т. д.) – все необходимое для гитариста в практичном корпусе с ручкой для переноски. Гитара сейчас у меня канадская «Альварос», сделанная под светлое дерево со стеклянным чистым звуком, очень подходящим под наш стиль. Я сменил очень много гитар и сейчас у меня их две: «Телекастер» мастеровой работы и «Альварос». Мечтаю приобрести хороший дорогой инструмент, и хотел бы остановиться на полуакустическом «Грече». Владимир Гуськов, еще один гитарист, игравший в «Копернике» и ныне живущий в Бельгии, тоже изъявил желание проучаствовать в обновленном проекте.

Напоследок могу почитать старинные собственные стихи, напечатанные некогда в некоем издании:

Посейдоном уводя
Девять лун из резервации,
Винтокрыл профильтровал
Концентратор гравитации.
Там, в суспензии светил,
Кристаллический луноид
Маневрируя, парил,
Как фарватер-пластероид.

Вот такой «космофутуризм» получился!

Для SpecialRadio.ru

Октябрь 2007

<<< ЧАСТЬ 1

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.