Search for:
 

«Гонка на лафетах за Роем Кларком», часть 2: Группа «Лимонадный Джо» (окончание)

Скачать
Песня «Стой, кто идёт?!» 1989 г.
Скачать
Инструментальная аранжировка песни «И вновь продолжается бой»
Скачать
Инструментальная аранжировка песни «Молодёжная» из хф Волга-Волга
Скачать
Инструментальная пьеса «Danger» CD «NOSTALGIA»
Скачать
Песня «ДОРОГА»

Часть 2: Группа «Лимонадный Джо»

(окончание)

В 1988 году, после нескольких лет одиночного бардования, я решил создать группу. Прежде всего, надо было придумать название, которое бы отражало суть стиля группы.


Группа «Лимонадный Джо».
Слева направо: Валерий Шаповалов
(лидер группы, гитара, автор песен);
Николай Нилов (бас-гитара);
Виктор Шаповалов (ударные)
и Владимир Шаповалов (гитара)

В 60-е годы в кино показывали чехословацкую пародию на американские вестерны – «Лимонадный Джо». Фильм был довольно забавный и в нём звучали песни в стиле Country&Western, который я любил. Мои песни тоже были с юмором и тоже в стиле Country и я, увидев в этом связь, решил назвать группу по имени главного героя фильма – «Лимонадный Джо»! Но, прежде чем приглашать в группу музыкантов, нужно было обзавестись собственной аппаратурой.

В то время существовало три варианта приобретения аппаратуры. Первый – купить фирменную, а это безумно дорого. Второй – купить говёную советскую, которая сразу же ломалась при включении, а если включалась – не звучала. Но и третий – продукт наших умельцев (подделка под фирму ) – мне показался тоже сомнительным. Я выбрал четвёртый вариант – «Сделай сам!»
Когда-то я уже имел дело с усилителями и динамиками. Недолго думая, продал машину и на эти деньги закупил «комплектующие», в состав которых входили динамики, электронные детали усилителей, фурнитура и т.д. Кроме того, я закупил здоровенные плиты ДСП (древесно-стружечная плита) размером 2х3 метра для изготовления колонок. Напилился я тогда вдоволь!

Ну, короче, сделал аппаратуру мощностью аж 1 КВт.(1000 ватт!). Да ещё склепал алюминиевые кофры, куда всё это можно было бы складывать во время переезда. Нашёл базу и позвал музыкантов. Прежде всего, предложил участвовать в группе своим братьям Виктору и Владимиру, а так же басисту Николаю Нилову, с которым мы играли с 1975 по 1982 год в клубе комплекса «Орлёнок» ныне «hotel Korston». Кроме них я пригласил двух клавишников и ещё одного барабанщика, чтобы мой брат Виктор мог играть на вспомогательных ударных инструментах. Одно время моя группа насчитывала до пятнадцати музыкантов, трёх директоров, двух рабочих, осветителя и звукорежиссёра!!! Но это, к счастью, был совсем небольшой промежуток времени.

Формировался состав группы, так сказать, без отрыва от производства. Мы выступали с концертами и в Москве, и в других городах. Однажды, приехав в какой-то город, мы увидели свои афиши, но с названием «Лимонад» – имя Джо заклеили, потому, что кому-то оно показалось не советским, что ли?! На концертах пришлось объяснять, что кое-кто, в этом городе ещё не совсем перестроился и имя Джо вполне советское, так, как самого Сталина называли Джо.


Рой Кларк (Roy Clark)
американская суперзвезда
музыки кантри

Концерты группы, как я и задумал тогда, были похожи на мои предыдущие бардовские выступления. Зрители сидели, внимательно слушая, в паузах, между песнями задавали вопросы, присылали записки, на которые я отвечал. Старался шутить, и мне это часто удавалось. И вообще такая форма выступлений мне нравилась. Но, как говорится, «не долго дёргалась старушка», так как вскоре подоспела её величество ФОНОГРАММА! Хочешь, не хочешь, а на больших сборных концертах приходилось подчиняться ситуации и выступать под «фанеру». Я, правда, пел живьём, поверх фонограммы и старался подключать к пению самих зрителей, передавая им микрофон, чтобы они поняли, что всё по-честному. Но всё равно меня это ломало.

А когда я написал песню «Стой, кто идёт?!» она, вдруг, самопроизвольно раскручиваясь, стала занимать первые места в хит-парадах, в течение почти полугода, многие тогда подумали, что Валерий Шаповалов завалил взятками и телевидение, и радио, и газеты. Действительно, по телевизору её показывали, бывало, по нескольку раз в день, да и по радио она звучала часто.

В 1989 г. Фирма «Мелодия» выпустила диск с названием «Стой, кто идёт?!». Кстати, я не приложил к этому никаких усилий, да и что я мог тогда сделать? Но даже если бы и были деньги, я бы не дал! Потому, что противно. Давая им деньги, ты не их покупаешь – ты себя продаёшь и тем самым унижаешься. Вот почему эту песню – несмотря ни на какие хит-парады – даже и не упомянули в телевизионной программе «Песня года»… И ко всему прочему тогда, как и сейчас, взятка, это преступление, а быть артистом-уголовником – не по мне! Я считаю так: если ты чего-то стоишь, рано или поздно, люди тебя услышат, а нет, то и никакие бабки не помогут.

Феномен популярности песни «Стой, кто идёт?!», скорее всего, заключался в уникальном сочетании множества факторов того времени, которые каким-то образом сконцентрировались в этой песне. Надо сказать, что она появилась на закате перестройки, когда многие люди, одурев от этого эксперимента, толпами уезжали на Запад, напевая мою песню «Стой, кто идёт?!», и она явилась символом их раздвоения жизни. Некоторые её называли «Гимном перестройки», но другие называли «Похоронным маршем коммунизма», и она становилась оружием в руках тех, кто хотел перемен и пускал её в эфир назло тем, кто не хотел ничего менять.


Совместное выступление Роя Кларка
и группы «Лимонадный Джо»

Уже спустя много лет я узнал, что и на радио и телевидении было достаточно начальников, которые из-за этой моей песни ненавидели меня самого. Хотя, став супер-хитом, она, к сожалению, заслонила собой все остальные мои песни. Я понимал, что публика ждала от меня «Стой, кто идёт-2», а это уже добровольное попадание в неволю, так сказать, творческие наручники. Допускать этого я никак не мог, тем более не видел никакого смысла.

В то время, встречаясь с разными людьми, мне приходилось испытывать какое-то странное, не очень приятное чувство. Увидев меня, кто-нибудь из них, обязательно цитировал текст моей песни, например: «Туда нельзя!», «А-я-яй!», «Не притворяйтесь рыбой!» и т.д. Конечно, я понимал, что они говорили искренне. В ответ приходилось отшучиваться, делая вид, что мне тоже очень смешно, хотя чувствовал, что превращаюсь в персонаж из своей же песни, а это уже симптом!

От этого становилось грустно…
В 1988 году, в Москву, с «Визитом дружбы», после выступлений в Ленинграде, должен был приехать знаменитый американский шоумен и кантри-музыкант Рой Кларк со своей группой:
«Roy Clark has taken his goodwill message to many countries and in 1976 led his own show to Russia where he did a record-breaking, sold out 18-concert tour. He was invited back to the Soviet Union in 1988. His «Friendship Tour» was captured on tape and airs frequently on TNN».

Мне очень нравилось его творчество, и я отважился осуществить безумную идею пригласить Роя Клара для совместного выступления в клуб кантри музыки. Для начала решено было встретить американцев на Ленинградском вокзале.

Ранним морозным утром, мы с Эркином Тузмухамедовым, который был со мной в качестве переводчика, поприветствовали Кларка и его группу, подарив ему букет красных роз. После этого я вручил ему свой диск-гигант «Стой, кто идёт!?» на котором он громко прочитал название группы «Lemonade Joe» и вместе со всей своей группой весело засмеялся. Я спросил Эркина, почему они смеются, и тот, узнав у Кларка, объяснил мне, что у них это звучит примерно как, «Непьющий Иван». После этого Кларк поблагодарил нас и пообещал приехать, если, конечно, будет возможность.


Бурная реакция мистера Кларка
на наше выступление

Надо было подготовиться к выступлению, хотя мне мало верилось в это. В то время я имел собственную звуковую и световую аппаратуру для концертных выступлений, которая и должна была обеспечить это историческое событие. В Доме культуры фабрики «Новая заря» всё выглядело по-советски, убого. В фойе клуба я поставил столы, которые накрыл снятыми с окон шторами. Спрятал, штук десять здоровенных огнетушителей, так и не дождавшихся сильного пожара. Послал ребят-техников, работающих в группе, сходить в магазин и закупить коньяка, водки, пива и холодной закуски. А так же в кафе, находящемся тут же в подвале ДК, закупить жареных кур.

Я даже не думал о том, что если американцы не приедут, мне придётся всё это пить и жрать в течение долгого времени. Но, к моему счастью всё «срослось»! Где-то часов в 10-11 вечера, к ДК подъехал автобус (венгерский Икарус) с группой Роя Кларка. С ними приехала группа американских телекомпаний. Наше телевидение тоже приехало с несколькими камерами. Все прошли сразу в зал, где должен был состояться совместный концерт. Расселись, как и «положено» наши с одной стороны, американцы с другой.

Мы – группа «Лимонадный Джо» – вышли на сцену, поприветствовали гостей и начали играть музыку в стиле Country, чем приятно удивили американцев. Но, вот один любопытный момент – каждый раз, после моего соло на гитаре или губной гармошке, американцы бурно аплодировали, сопровождая это восторженными визгами. В то время наши настороженно смотрели на американцев, не понимая их действия. В советской традиции просто было не принято хлопать посередь песни. А что такое соло на инструменте, наши, были не в курсе. Сыграв несколько музыкальных композиций, я пригласил на сцену мистера Кларка.


Группа «Лимонадный Джо»
играет в стиле кантри

Под общий восторг, он поднялся к нам, и я дал ему свою, убогую гитарку производства ГДР, под громким названием «Lead Star», которое я закрыл наклейкой «Лимонад», от бутылки из под лимонада. Но настоящему мастеру ничто ни по чём! Он лихо надел ремень и как ни в чём не бывало, заиграл с нами. Я же взял гитару у своего брата Володи, и мы стали по очереди солировать с Кларком. В зале все вскочили с мест. Одобрительно кивали и хлопали в такт музыке. Видео операторы и фотографы оттесняли друг друга, пытаясь занять лучший ракурс.

Потом на сцену поднялись американские музыканты, и мы все вместе, передавая друг другу инструменты, играли одну человеческую музыку. Всеобщему восторгу не было предела. В конце нашего общего выступления, мы подарили Рою Кларку цветы, и я пригласил всех на банкет в зал фойе, где на столах ждала выпивка и закуска. Там были произнесены тосты за Мир и Дружбу между США и СССР, за музыку, которая объединила нас в тот день.

Позже мы – группа «Лимонадный Джо» и мистер Кларк перешли в отдельную комнату, подготовленную мной для приватной беседы. Там я тоже накрыл небольшой стол, зная, что Кларк устал после своего концерта и нашего совместного выступления, захочет немного тишины. С ним была переводчица, и мы беседовали с её помощью. Его интересовало, почему русские играют американскую народную музыку Country, а так же многое другое. Как, впрочем, и нас интересовало в то время многое из жизни американцев.

Беседуя, мы пили водку и под конец, уже глубокой ночью, набравшись прилично, обнаружили, что все разъехались. Собираясь уезжать, знаменитый музыкант попросил меня дать ему мою гитару. Я подумал, что он хочет ещё поиграть, но он, положив её себе на колени, достал маркер и, спросив можно ли на ней написать, оставил автограф на белой, пластиковой панели. Выйдя из ДК, прямо на пороге, Кларк поскользнувшись, упал на свежевыпавший снег, прямо мне в ноги.


«Я беседую с мистером Кларком о том,
о сём. Как оказалось,
его тоже беспокоит Гандурас»

Промелькнула мысль – ни фига, вот это да! Сам мистер Кларк, «Король кантри музыки», валяется у меня в ногах! Но я быстро отогнал эту навязчивую, но прекрасную, мысль! :)))

Ничего особенного не произошло, просто американская суперзвезда грохнулась мне в ноги потому, что было скользко, да к тому же немного вЫпимши и сама не могла встать. Мне с трудом удалось поднять Кларка и усадить на заднее сиденье роскошных «Жигулей» шестой модели.

Подъехав к гостинице «Россия», со стороны противоположной Красной площади, кажется, это называлось «Южный вход», я решил проводить Кларка до номера, так, как тот сильно шатался. Я, конечно, подумал, что если не на входе, так на выходе меня заметут КГБэшники, но всё же пошел в гостиницу, поддерживая под руку мистера Кларка.

Когда мы поднялись на этаж и подошли к его номеру, он открыл ключом дверь и, войдя внутрь, резко повернулся ко мне. С улыбкой на лице он, вдруг, стал неожиданно падать на спину. Я испугался, но через секунду всё прояснилось. Рой Кларк шоумен, артист, и решил устроить мне небольшое шоу, на прощанье. Он заранее знал, что упадёт спиной прямо на кровать и, не глядя, рухнув прямо в куртке, весело крикнул «Бай-Бай!»

Вот это весёлый, прикольный человек! Даже в таком состоянии, он всё равно не может без шоу. А я благополучно, никем не арестованный, но, возможно сфотографированный, с застывшей на лице улыбкой, вышел из гостиницы и, сев в «Жигули» моего брата Володи, поехал домой.
Цитата:


«Кларк играет на моей гитаре Lead Star.
Ему нравится»

«1988 год. Во время гастролей в Москве американской суперзвезды кантри-музыки Роя Кларка, Валерий Шаповалов организовал выступление Кларка в Московском клубе кантри-музыки. Его совместное выступление с Роем Кларком вошло в документальный фильм о гастролях Кларка в СССР, и было показано по многим каналам телевидения США».

«…Valery Shapovalov organized his own group, Lemonade Joe. In 1988 during Roy Clark’s visit to Moscow, Valery was the instigator of the Moscow Country Club session. He also supplied the party with vodka, beer and snacks. Clark was enchanted!…»

На следующий день мы поехали на концерт Роя Кларка. Концерты проходили в Лужниках, в круглом, спортивном зале «Дружба» (в народе – «Паук»), возле метромоста. Ожидая его у служебного входа, мы встретили подъехавший автобус с американскими артистами.

Все музыканты, улыбаясь, здоровались, протягивая нам руки, как старые друзья. Один из музыкантов, который, играя на моей гитаре, случайно порвал струну (какой пустяк!), подойдя ко мне, вручил пакетик с новой струной, извиняясь за вчерашнее. Потом подошёл сам мистер Кларк и пригласил нас пройти внутрь здания. Моей маленькой дочке он подарил несколько сувениров, которые до сих пор хранятся у неё, как память о том, замечательном событии.

Звуковое оборудование, установленное на сцене каким-то нашим кооперативам, было весьма скромным, но всё звучало прекрасно. Это лишь подтверждало, что для настоящих музыкантов, это не главное. Находясь на концерте Роя Кларка, я увидел артиста, музыканта высочайшего уровня. В начале выступления, Кларк показал зрителям какие-то документы в рамочках под стеклом. И, как оказалось, они свидетельствовали о том, что средства, необходимые для проведения концертов в Советском Союзе, были собраны простыми американскими гражданами во время специального, концертного тура Роя Кларка по всем штатам.


Валерий Шаповалов (Valerock)
– «Лимонадный Джо» 2007 г.

…Спустя два-три года, я как-то возвращался с гастролей в Москву, и прямо на платформе Ленинградского вокзала меня остановила толпа молодых американских туристов, которые ехали в этом же поезде. Я шёл с гитарой и, видимо, этим и привлёк их внимание. Они мне что-то радостно, наперебой, говорили и через некоторое время, я понял, что они меня узнали по фильму о пребывании в СССР Роя Кларка, который показывали в Америке по многим каналам. Туристы не унимались, фотографируясь со мной. Протягивали мне авторучки и открытки с видами Москвы. Пришлось раздавать автографы на виду у проходящих мимо мрачных и уставших советских пассажиров, сходящих с поезда.

Это было очень трогательно, но ни они, ни я, и вообще никто ещё не знал, что случится в 1991 году. Но где-то в недрах московского телевидения, на каком канале, теперь сказать трудно, хранится отснятый тогда видеофильм концертного выступления Роя Кларка и его ансамбля. В этом фильме можно увидеть и нашу группу – «Лимонадный Джо». Там, мы сидим в зале, на первом ряду, куда пригласил нас сам мистер Кларк.

С тех пор много воды утекло неизвестно куда. Я пробовал заниматься разными бизнесами, будь они не ладны. Но главным занятием всегда оставалась музыка. В 1999 г. я выпустил диск «Туда нельзя!» небольшим подарочным тиражом, в связи с десятилетием песни «Стой, кто идёт?!». В 2005 меня опять потянуло к инструментальной музыке и в 2006 г. вышел диск «Red Songs Of Russian Revolution». В период с 2005 по 2007 год некоторые песни выходили в сборниках. В 2007 г. выходит диск, который я записал ровно десять лет назад, в 1997 г. «Nostalgia».

И вот, я опять записываю диск, в котором будут только песни, он называется «Дорога». Песню «Дорога» можно прослушать прямо щяз!

Официальный сайт

Для Специального Радио. Ноябрь 2007

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.