Search for:
 

Sinead O’Connor

SPECIAL RADIO :: СПЕЦ ИНТЕРНЕТ РАДИО — Sinead O’Connor

Sinead O’Connor

«В американском президенте меня смущает то, что он улыбается, говоря о насилии»

Sinead O'Connor
Лица знакомый овал

«Слава — это проклятие…Она была худшей частью моей жизни, которую, молю Бога, мне не придётся больше пережить заново. Думаю, нам всем стоит пройти через эту тьму души, и я рада, что это испытание осталось позади, в моей молодости». Пожалуй, с этого стоит начать. И закончить подмывает тем же самым. В принципе, Шинейд О’Коннор за всю свою карьеру записала достаточно интересного материала, чтобы поговорить о её вкладе именно в музыку. Не говоря уже о легко узнаваемом, потрясающе «живом» голосе со специфическим тембром. А то, как ознакомишься с её откормленными и быстро бегающими тараканами в голове, то все творческие откровения певицы начинают попахивать подставой. Настолько политизировать и «гуманизировать» своё искусство и при этом так религиозно метаться только из-за того, что по утверждению самой Бог дал только голос и поселил в Ирландии, представляется решением скорее инерционным. При чём здесь музыка вообще? Шла бы в политики или общественные деятели, сразу, как заработала денег на жизнь! А так, — не то общество выбрала, красавица, чтобы всё как по маслу шло, и все бы с пониманием относились к внезапным загонам. Ведь люди иногда хотят просто послушать душевную музыку и красивый голос, не будучи облитыми злобой за чьё-то детство среди насилия и несправедливости. Они и без этого кое-что понимают. В общем, далеко не всё объединяет Шинейд с women in music типа Grace Slick, Joni Mitchell, Joan Jett, L7 или той же Tori Amos. И то хорошо.

Родилась Шинейд в окрестностях Дублина, в Glenagerry, 8 декабря 1968 года, в национальный выходной. Третьим по старшинству ребёнком среди четверых детей. После развода родителей они остались с нестабильной на голову мамой, и теперь им есть что вспомнить из своего детства. «Путь, которым я пришла к Богу — через обстоятельства, среди которых я выросла, потому что я всегда была напугана, и не было ничего такого, чтобы могло нас спасти. Когда была маленькой, то всегда просила Бога сделать что-нибудь, что помогло бы мне выбраться из этой ситуации, обещая служить ему насколько это возможно вообще. И он дал мне голос. Это помогло хотя бы в том, что нас не била мать. Потому что когда мы пели, она была в хорошем настроении и всё такое. Так что в нашем доме пели много». Диагноз — «проблемный ребёнок» (кражи из магазинов, смена школ) был для Шинейд более чем логичен. По этому поводу она отучилась в Доминиканском центре для проблемных подростков. Потом закончила дублинский музыкальный колледж и по его завершению, в 1985 году, когда девушке исполнилось 17, без оглядки рванула с Родины. Чтоб через 6 месяцев вернуться в ирландскую столицу. Здесь она присоединяется на время к поп-группе «Ton Ton Macoute», в которой играл приятель Шинейд Fachtna O’Ceallaigh. Он познакомил её с Эджем из U-2 и помог поучаствовать в записи его саундтрека «Captive». Трек «Heroin» был издан Virgin Records и даже привлёк в 1986 году некоторое внимание. «Чуть позже произошло более серьёзное для карьеры Шинейд знакомство с Nigel Grainge и Chris Hill с небольшого лейбла Ensign Records. Те предлагают начинающей певице контракт и, подписав его, О Коннор перебирается в Лондон.

Sinead O'Connor
Однозначно!

Начальный расклад её дебютного альбома «The Lion And The Cobra»(87) был прост и привычен: первый сингл «Troy» с треском пролетел, рецензенты не заметили ничего кроме вызывающей внешности и бритой головы ирландской «сирены». Песню действительно было сложно усвоить с одного раза из-за огромного количества различных вокализов, плавающего мелодического рисунка и чересчур драматичных для поп-сингла аранжировок. По иронии судьбы именно этот сингл через 15 лет очень удачно приспособили для своих целей умельцы-ремиксеры от хаус-музыки. Финансово, однако, всё обошлось, во многом из-за второго сингла «Mandinka» (позитивного, поп-рок-динамичного, с драйвлённой гитаркой), пробравшегося в UK Top 20. Певица, к тому же, не стеснялась давать достаточно жёсткие интервью, уже тогда привлекая внимание общественности своей немузыкальной стороной, делая не всегда грамотные политические заявления и испытывая на прочность чопорную британскую публику. «Он [альбом] был полон религии, — вспоминает певица. — Я всегда была духовной личностью в языческих традициях. Ты не можешь не быть таким, если вырос в Ирландии». Ставим плюсик. На «The Lion And The Cobra» в целом преобладала безразмерная кельтская скорбь и такие же фольклорные зарисовки, как, например, в «Never Get Old», «Just Like You Said It Would Be» или бесхитростной грустной балладе «Drink Before War». По такой же схеме создавался и следующий альбом «I Do Not Want What I Haven’t Got»(90). О том, что любовь заканчивается предательством; что в мире есть силы, убивающие за то, что ты другой; о том, что ты можешь никогда не получить то, что тебе больше всего необходимо в жизни, или получить, но так и остаться с разбитым сердцем. Но пелось об этом в отличие от амбициозного дебюта уже со стороны женщины, которая стала открывать в себе больше, чем злобу и смятение. Пластинка сделал из Шинейд международную супер-стар в категории альтернатив-поп-рок, и во многом благодаря сочинённой Принцем проникновенной и монументальной баллады «Nothing Compares 2 U». Альбом достиг первого места в чартах 17 стран. И было за что, — ведь грусть и облачённые в привлекательную песенную форму негативные эмоции О Коннор не имели ничего общего со стандартными грустненькими куплетиками и припевчиками входившего в моду поп-соула и евро-дэнса. Нежная акустика в «Three Babies» и «Black Boys On Mopeds» сочеталась с роком в «Jump In Ther River» и «The Emperor’s New Clothes», хрупкая осторожность в «You Cause As Much Sorrow» — с драматизмом в «Feel So Different» и «»Nothing Compares 2 U». Всё было на своих местах и самым позитивным образом выпадало из общего контекста. А потом певица появилась на американском телевидении с заявлениями о поддержке IRA и «наездами» на своих земляков U-2. Стала отказываться выходить на сцену, если перед её выступлением сыграл гимн про «звёздно-полосатый». И в дополнение ко всему отказалась принять 4 награды Grammy, которые она получила за диск «I Do Not Want What I Haven’t Got».

Sinead O'Connor
Вот что стало с Папой

Очередной альбом певицы «Am I Not Your Girl» был пышно записан в Нью-Йорке в 1992 году с оркестром из 47 человек. После такого впечатляющего предшественника, новая, пусть и круто оркестрованная пластинка неожиданно некреативно содержала только кавера классических песен, спродюсированные Шинейд в компании с Phil Ramone. Относительно известным синглом с этого диска стала перепевка «Don’t Cry For Me Argentina» из кинофильма «Evita». Madonnа её результат не улучшила. Раскрутившийся было промо-маховик альбома был остановлен из-за одного неслабого инцидента. 3 октября 1992 года О Коннор гостила на музыкальном шоу Saturday Night Live на NBC. Бритая наголо, одетая в белое и окружённая свечами она представила первый трек с актуальной плаcтинки «Am I Not Your Girl». Потом последовала «War» Боба Марли, после чего прямо в камеру Шинейд прошипела: «Fight the real enemy!», достала фотографию Иоанна Павла Второго и разодрала её на кусочки. После бесконечной паузы пошла реклама… Не считая тысяч разгневанных звонков и убытков телеканала в 2,5 миллиона долларов, Фрэнк Синатра заявил, что «дал бы ей в морду». Когда она 16 октября в Нью- Йорке вышла на сцену Madison Square Garden поучаствовать на концерте в честь дня рождения Боба Дилана, возмущённая толпа просто заглушила её выступление недовольными выкриками. Шинейд мужественно спела а-капелла версию «War» и не без разочарования покинула сцену. В 1992 году она ещё записала трек «Be Still» для проекта Peace Together.

Жизнь Шинейд на этом отнюдь не закончилась. В 1993 году она переселилась в Дублин и поступила на вокальные курсы в Parnell School of Music. Воспитывала ребёнка, рисовала, увлекалась театром, играла Офелию в Гамлете и продолжала сочинять музыку. Тогда же ирландка отважилась на самостоятельное участие в саундтреке, записав песню «You Made Me The Thief Of Your Heart» в качестве завершающей темы к фильму «The Name Of The Father». Опыт певице понравился, и она вдогонку сочинила часть музыки к BBC-фильму «Oh Mary This London». Ярким событием в её биографии стал и летний тур с Питером Габриэлом и его проектом «World Of Music, Art&Dance». В конце концов, в 1994 году дошло и до нового релиза О Коннор «Universal Mother», нагруженного серьёзными текстами, обилием эмоций и самым широким вокальным спектром. Трек «Fire On Babylon» был весьма показателен в этом смысле, жаль, что не стал красной линией. Он оказался самым мощным и полноценным на целом диске с 10 новыми песнями и двумя кавер-версиями. Всё остальное место занимали минималистичные (а-капелла или по акустическую гитару и пианино), иногда очень удачные песни с нежностями и грустностями («My Darling Child», «A Perfect Indian»). Можно было выделить ещё жёсткую проирландскую «Famine» и грувовую «Thank You For Hearing Me». Но чувство full-band для «Universal Mother» было не принципиальным. Критика на этот раз не подкачала, а вот больших продаж ожидать не стоило, — их и не было. Саму Шинейд это, похоже, не сильно заботило. Хотя друга версия (что озаботило слишком) тоже имела право на существование: певица начинает учиться на католического священника. И позднее неофициально во Франции принимает желанный сан, что тут же было осуждено Ватиканом.

Sinead O'Connor
Ближе лучше не подходи!

К 10-ти летнему юбилею своей карьеры О Коннор записывает 6-ти песенный EP «Gospel Oak»(97), посвящённый материнству, духовным сиротам и далёким любовникам (любовь между ирландской женщиной и англичанином, какой пассаж!). Он отличался не очень сложным производством и в некоторых местах напоминал альтернативный демо-материал Enya: местами приятный балладный celtic new-age, местами сдержанный hip-hop бит и интимная, почти колыбельная манера пения. Никакого надрыва, под кальянчик. Через 10 дней после выхода «Gospel Oak», издавший этот альбом филиал EMI закрывается, обеспечив пластинке полное отсутствие презентации и отодвинув достойный камбэк певицы на неопределённое время. «Это было ужасно. Они знали, что закрываются и даже не позвонили ни мне, ни другим артистам, которые издавали в тот момент новые пластинки. Потом мне пришлось два года искать новый контракт, потому что это как с женитьбой. Не хотелось снова безоглядно в это бросаться». Компиляция «So Far The Best» (97) с бонусом «Empire» в виде дуэта с Benjamin Zephaniah в проекте Bomb The Bass разве что была заметна. Кроме всего прочего в 1997 году римско-католическая церковь призвала бойкотировать фильм «Butcher Boy» (режиссёр Neil Jordan), третий с участием певицы. Короче говоря, противостояние тихо-мирно продолжалось. Хотя 22 сентября 97 года в интервью итальянскому еженедельнику «Vita» она просила Святого Отца простить её за содеяное. «То, что я тогда сделала с портретом Папы Римского, было позорно. — заявила заметно уставшая Шинейд. — Я хочу оставить эту злобу позади себя. Рано или поздно ты понимаешь, что любовь имеет куда большую силу, чем злость». Возможно, её всё-же простили. До 2000 года, пока Шинейд ростила второго ребёнка, сочиняла новые песни и искала для них новое пристанище, она в свете принятия духовного сана успела поменять имя на Mother Bernadette Maria of the Order of Mater Dei. На продажах её нового альбом «Faith And Courage» (2000) это мало отразилось, и даже мэйджор Atlantic мало мог исправить ситуацию. Это притом, что альбом демонстрировал в музыкальном плане вполне вписывающуюся в рамки былых топовых успехов интересную певицу и композитора. Релиз отлично звучал: треки «No Man’s Woman» (очень мощно), «Jealous» (очень зрело) и «‘Til I Whisper You Something»(просто хорошо) ничуть не уступали лучшим образцам добротного, высококачественного поп-продюсинга. Альбом записывался в Ирландии, Англии, Штатах и Франции под присмотром всего-навсего Dave Stewart. «Я как-то отправила Брайану Ино демо-запись песни «Emma’s Song». Оказалось, что он слушал её на пару с Дэйвом, и они просто выплакали все глаза. Потом Дэйв мне позвонил и предложил помочь в работе над альбомом, что было просто потрясающе!» Чувства и страсти снова кипели под обложкой со смиренно поникшей короткостриженной Шинейд, облачённой в религиозные символы. Но какое-то время было упущено. Шоу-биц не ждал ирландскую певицу и пестовал фемин с другой внешностью и другим послужным списком. Если продажи не тянут до отметки в «золото», — чувак, вот тебе взлётная, и будь здоров!

Sinead O'Connor
Мудрость, приходящая с годами

Так что следующая страница в дискографии нашей героини была сплошь фольклорная и независимая. В 2002 году на лейбле Hummingbird оформляется альбом Шинейд О Коннор «Sean-Nos Nua», целиком состоящий из перепевок традиционных ирландских песен, оживлённых растаманским ритмами и лёгкой электроникой. В 2003 без особой раскачки выходит двойной альбом с безумным названием «She Who Dwells In The Secret Place Of The Most High Shall Abide Under The Shadow Of The Almighty». Содержание его оказалось вполне разумным и особенно интересным для ещё оставшихся поклонников, поскольку включало в себя помимо лучших песен и 5 новых треков раритетные записи: демо-версии и кавера («Love Hurts», «Chiquitita» и другие). На июль 2003 года певица анонсировала появление DVD «Goodnight, Thank You. You’ve Been A Lovely Audience» и заявила, что диск станет её последним релизом. «Меня тошнит уже от «известности», вместо этого я хочу пожить «нормально». Рада, если мои песни вам помогали. Так помогите и мне обрести, наконец, личную жизнь». Покривила, так покривила! А кто Шинейд вообще после 94 года серьёзно трогал? После коммерческого провала «Universal Mother» и так всё быстро улеглось само собой. На её демарши мало уже кто обращал внимание в планетарном масштабе. Не забывали, — это верно. Ирландка в 2003 году спела «Just Because I’m A Woman» для трибьюта Dolly Parton, исполнила номер для пластинки Sharon Shannon. И заявила на прощанье: «Love, peace, and don’t forget to pray!»

Шутка не удалась. Альбом «The Collaborations» был издан весной 2005 года как бы между прочим и о вокальных и композиторских талантах бунтарки напоминал, скорее, в прошлом времени. Не удивлюсь, если даже без её согласия. Да, девушка подарила свой голос многим небезынтересным проектам, включая Massive Attack, Afro Celt Sound System, Peter Gabriel, Conjure One, Moby и других. К этому моменту Шинейд уже 6 лет как жила в Ирландии, в обычном доме, с обычными соседями и не собиралась возвращаться на поп-рок стезю. Почти три года не пела вообще, объясняя это неприятным заболеванием фибромиалгией. И вот на излёте ушедшего года вдруг откуда не возьмись, появился… Нет, не он. Новый студийник Шинейд О Коннор «Throw Down Your Arms»! Но результат оказался тем же. Непонятно чем мотивированный, скучный кавер-альбом реггей-нетленок с трогательной детской фотографией девчушки Шинейд на обложке. Так к каким корням она собиралась на этот раз вернуться? Растаманство — не единственная музыкальная культура, существующая более 30 лет, чем в последних интервью бравировала Шинейд. Пусть и записывалось всё в бывшей студии Боба Марли «Tuff Gong» на Ямайке, пусть и следили за процессом Sly Dunbar и Robbie Shakespeare, но релиз откровенно вызывает недоумение самим содержанием. Пела бы себе спокойно «War» на концертах, заигрывала бы с реггей-битами на своём материале… Респект только за версию Buju Banton «Untold Stories». И за распускание слухов о том, что собственный материал уже в работе и стоит в планах на 2007 год. Обманет ведь.

Официальный сайт: www.sineadoconnor.com

Ян Федяев

Читать другие очерки >>>

 

 

 

 

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.