rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

W.A.S.P.


 

Американские страшилки для совдеповских читателей журналов типа «Ровесник», завсегдашне причислявшие WASP к фашистам, не только не канули в Лету, но и продолжают оставаться существенной величиной на насыщенной мировой heavy-metal-сцене. Поскольку про black-metal идеологи от культуры в середине 80-х и слыхом не слыхивали, то безобидная кетчуп-бутафория лёгеньких хэви-металистов WASP оказалась весьма кстати, чтобы создать образ музыкальных кошмаров и буржуйской безвкусицы, царящих за океаном. А те знай себе нарезали мелодичный, но серьёзный рок-музон, колыхали текстами и эффектными концертами впечатлительную американскую общественность и расходились по вечно немытым рукам советских школьников на мутных чёрно-белых фотографиях, в виде ухмыляющихся рож в окружении пил и прочих режущих предметов.

Slayer
Глэм-красавчики

Фронтмен группы WASP Блэки Лоулесс (настоящее имя Стивен Эдвард Дьюрен) родился в США 4 сентября 1956. Несмотря на то, что его дед и дядя работали церковными служителями и воспитывали паренька в строгих религиозных традициях, он рос бунтарём – хулиганил, дрался, бил стёкла витрин, угонял машины и т.п. Отсюда и его псевдоним Лоулесс (law – закон и less – отсутствие). Прозвище Блэки он получил в школе из-за чёрного цвета волос. Помимо хулиганства его основным увлечением была музыка. В 9 лет под влиянием Элвиса Пресли он купил свою первую гитару и основал школьную рок-группу. Вопреки ожиданиям родственников он не посвятил себя служению церкви и не сделал, как старший брат, карьеру военного – из военного училища он в 13 лет был исключён за то, что избил старшего сержанта. Фактически, жизнь надо было начинать заново…. В 15 лет Блэки пытался сделать карьеру в бейсболе, благо у него тогда был очень высокий рост и он мог отбить мяч на 150 метров – результат высшей лиги. Но и со спортом тоже не сложилось, и Блэки полностью решил посвятить себя рок-музыке, пробуя себя в разных командах. Сподвиг его на это не кто иной, как мистер Эйс Фрили из Kiss, именно он объяснил, что «важнее» всего в рок-музыке. Блэки быстро намотал это на ус (точнее на длинный черный хаер) и отправился к музыкантам, игравшим в соседнем клубе. Бесцеремонно вломившись на репетицию, он нагло заявил: «Мужики, у меня есть клевый имидж и музыка. Все, что мне нужно для успеха – такие музыканты, как вы…». И пошло поехало, – группы сменяли друг друга, но, ничего путного из этого не выходило. Молодежь больше отдавала сил алкоголю и бабам, чем репетициям, а почти каждый концерт заканчивался или потасовкой, или сэксом в туалете с отдупленной девицей. Но для статистики, любителям так сказать отчетности, мы назовем их: “Black Rabbit”, “Orfax Rainbow”, Killer Kane”, “Circus Circus”. Некоторое время Блэки был даже вокалистом довольно известной панк-рок команды “New York Dolls”, зародившихся в одно время с “Sex Pistols”.

В 1975 году Блэки вновь схлестывается с гитаристом Рэнди Пайпером, (они вместе играли в команде “Circus Circus”), и клепает новую группу “Sister”, в которой уже тогда он начал экспериментировать с гримом, бутафорской кровью и сатанинской символикой (что позже проделывал в WASP). Как-то просматривая журнал “Hustler”, Блэки в разделе «Для женщин» нашёл объявление: «Рок-н-ролльное животное предлагает свои услуги». Это объявление дал гитарист Крис Холмс (23 июня 1961 г.р), бывший морской пехотинец, с не менее хулиганским прошлым, чем у самого Блэки. Блэки позвонил ему:

         -Это ты давал объявление.
-Ну, я. А что?
-Какой у тебя рост?
-Шесть футов, пять дюймов.
-А какой длины волосы?
-В половину роста.
-А вошь в них есть?
-Нет!
-Ну, ладно, приходи.

Крис оказался прекрасным соло-гитаристом и был принят в “Sister”. Одно время в “Sister” играл на басу Никки Сикс из “Motley Crue”. Поклонники последних могут заметить, что они в начале карьеры своё поведение на сцене с помощью Никки переняли у “Sister”, а следовательно у Блэки…. Вот теперь уже можно было говорить и о музыке… Признаться, она была совсем не плоха, не верите, – послушайте первый альбом WASP, ну, и собственно «Motley Crue». Увы, но “Sister” не добилась большого успеха, тогда были популярны британские команды “Judas Priest” и “Iron Maiden” и их земляки-последователи, в США же подобную музыку тогда никто не играл. Блэки задумался над сменой имиджа и стиля, пробовал играть ещё в нескольких командах (одной из которых была небезызвестная команда “London”) , но, в конце концов, понял стратегию успеха, и в 1982 образовалась группа WASP, в начальный состав которой вошли Блэки – бас/вокал, Рэнди и Крис на гитарах и барабанщик Тони Ричардс.

Slayer
Не я первый, не я последний

Вообще, аббревиатура группы расшифровывается двояко. White Anglo-Saxon Protestant – белый англосакс протестантского вероисповедания, обычная в обиходе американцев характеристика стопроцентного янки. И, как придумал Блэки Лоулесс, We Are Sexual Perverts – мы сексуальные извращенцы. WASP эту расшифровку и оправдывали, завоёвывая популярность сочетанием энергичной металлической музыки и шокирующих шоу с обнажёнными женщинами и бутафорской кровью. О, наконец-то Блэки почувствовал себя в своей тарелке. Никто даже не обратил внимание, что шоу, творимое Блэки весьма напоминало выступления группы Kiss. Еще бы – хореограф, – все тот же Эйс Фрили! Скандальную известность WASP приобрели сразу же, и уже через тройку месяцев на агрессивных рокеров обратил внимание Род Смоллвуд, менеджер “Iron Maiden” и предложил им свои услуги. Группа подписала контракт с Capitol Records и приступила к записи первого альбома, который назывался также как и они – “WASP”. Однако, перед этим они записали сингл “Animal (Fuck Like A Beast). Текстура песни была такова, что Capitol не решились на его выпуск (не помогло даже слово участника самих Kiss). Сингл будет выпущен несколько позже, на независимом лейбле “Music For Nations”, который и взял WASP под свое крыло. Первый лонгплей “W.A.S.P.” (хотя первоначально он назывался “Winged Assassins”) имел обычный металлический саунд, характерный для многих средних групп работающих в этом жанре. Альбом разошёлся миллионным тиражом, группа собиралась отправиться в турне, когда их покинул барабанщик Тони Ричардс. На смену ему пришёл Стив Райли, с которым группа поехала в Англию. Число поклонников группы, благодаря эксцентричной манере поведения Блэки быстро росло. В мае 1985 WASP записали очередной альбом “The Last Command”, который появился в продаже уже в сентябре и выделил “W.A.S.P.” из толпы, благодаря таким композициям как “Wild Child” и “Blind In Texas”. Команда стала одной из ведущих американских концертных групп, хотя их шоу были не столь впечатляющи, как в ранние дни. В 1986 из группы уходит Рэнди Пайпер, создаёт свою группу “Animal”, в которой к нему присоединится ушедший из WASP ранее барабанщик Тони Ричардс. В WASP на смену Пайперу приходит басист Джонни Род, стучавший в команде “King Kobra”, а Блэки меняет бас на ритм-гитару, признавшись, что давно об этом мечтал.

В новом составе группа записывается альбом “Inside The Electric Circus”. Стилистически он практически не отличался от предшественника и гнул вполне мелодичный байкер-metal с влиянием AC/DC и Iron Maiden: “Restless Gipsy”, “9.5. Nasty”, “I’m Alive”. Следующий диск – “Live … In The Raw” записывался на фестивале “Monsters Of Rock” в Донингтоне и на концертах в Лос Анджелесе и Нью Йорке. Кстати, за неделю до фестиваля в Донингтоне, WASP записали саундтрек “Scream Until You Like It” к фильму ужасов Ghoules-2. Live оказался довольно приличным концертником, хотя на нем чувствовался недостаток задора “Animal”, остававшейся центральной фишкой репертуара W.A.S.P.. Cамой песни на концертнике не оказалось по цензурным соображениям. Эта песня и позиция группы по отношению к проблеме цензуры стали предметом разбирательств в Конгрессе США, куда обратился Комитет по цензурированию рок-произведений, который возглавляла жена бывшего вице-президента США Типпер Гор. Блэки Лоулесс с триумфом выиграл судебный процесс против этой организации.

Slayer
О чём задумался, Блэки?

1988 группа проводит в гастролях и записи песен для нового альбома. Он вышел весной 1989 и назывался “The Headless Children”. Накануне записи альбома группу покидает барабанщик Стив Райли, позже объявившийся в группе “L. A. Guns”. На место Райли пришёл Фрэнки Банали, ранее игравший в “Quiet Riot”. Партию клавишных на альбоме записал Кен Хенсли, бывший участник “Uriah Heep”. “The Headless Children” вполне заслуженно можно считать одной из лучших, интересных и коммерчески успешных пластинок американского коллектива. Начиная с “The Heretic” и заканчивая великолепными забойными “Maneater” и “Rebel In F.D.G.” альбом искрился энергией и самыми разными настроениями: от искренней печали, до мрака и злобного рок-анархизма. Песни, в отличие от прошлых альбомов, были очень серьёзные, посвящённые мировым проблемам – преступности, наркомании, войнам, грязной политике. При всей агрессии шоу, которые устраивал Блэки, не стоило обвинять его в недалёкости ума, – господин Дьюрен человек религиозно и юридически подкованный, дипломированный адвокат, отец четверых детей. Он сказал по этому поводу: «Я устраиваю на сцене бутафорские ужасы, чтобы зрители, насмотревшись их на концерте, передумали делать то же самое в реальной жизни. Если вам мои шоу не нравятся – не ходите и не смотрите!». Джеймс Хэтфилд из «Металлики» сказал: «Не надо считать злом то, что делают на сцене WASP и Мэрилин Мэнсон. Включите телевизор – вот настоящее зло!» Блэки и по сей день остаётся лидером группы и сам продюсирует своё творчество. (В начале 1989 года вышедший сингл “Mean Man” мгновенно поднимается в английском ТОР-30 до 7 места) После турне в поддержку альбома Блэки увольняет из группы из-за пьянства и музыкальных разногласий Криса Холмса, фактически свою вторую половину. Они дополняли друг друга как Инь и Ян, как чёрное и белое: брюнет и блондин, многословный вокалист, стоящий у микрофона и молчаливый виртуоз соло-гитары, носящийся по сцене. Проблема Криса заключалась в его жене – Лите Форд (да да, мать её), которая оказалась сущей мегерой. Блэки как-то разоткровенничался в одном из интервью: «Лита нашла себе в лице Криса своего рода домашнего мальчика. Может они и будут счастливы от такой жизни». Для записи диска «Crimson Idol» Лолесс пригласил сессионных музыкантов. На гастролях с Лолессом выступали барабанщик Стет Хауленд и гитарист Дуг Блэр. Сам же Крис поначалу создал команду “Psycho Squad”, а затем присоединился к группе “Animal”, к старым знакомым Рэнди Пайперу и Тони Ричардсу. В отличие от Блэки, Крис отзывался про него зло и говорил, что больше ни за что с ним играть не будет.

Slayer
На стыке тысячелетий

В общем, работа над последним альбомом W.A.S.P. “The Crimson Idol”(92) пришлась на не самые лучшие времена для Blackie. Утешало одно: в Fort Apache он купил студию, дабы не платить втридорога за запись. 74-х минутный “The Crimson Idol” являлся, по сути, концептуальной пластинкой, рассказывающей историю парня, мечтавшего стать рок-звездой, ставшим ею и, смертельно уставшим, разочаровавшимся. Проще говоря, сольной пластинкой Блэки о самом себе. Жаль, в эпоху гранджа этот более чем осмысленный и красивый рок-релиз быстро смыло с полок (Что способствовало в дальнейшем его переизданию в виде двухдискового супер-сета с 12 би-сайдами, каверами и редкостями). После выхода ретроспективного сборника “First Blood … Last Cuts” группа отправляется на гастроли с гитаристом Дугом Блэйром, игравшем со Стетом Ховландом в “Run 21”, так как Боб Кулик принимал участие только в студийной работе. Заменивший блондина Криса в концертной деятельности шатен Дуг Блэйр был неплохим гитаристом, но у него не было того обаяния и агрессивности. После смены стиля на более серьёзный и смены состава, популярность группы падает. Блэки заявляет о роспуске коллектива и начале сольной карьеры. Отныне он стал сочинять глубокомысленные концептуальные альбомы под «шапкой» Blackie Lawless & W.A.S.P., не забывая, конечно, и о старой шок-рок-атрибутике. Джонни Род, оставив музыку, стал фармацевтом. В этот же год, Блэки вновь привлекают к правосудию, по обвинению в абсолютной нецензурности его имиджа и текстов. Дело рассматривалось Сенатом США, а в качестве свидетелей били приглашены такие видные музыканты, как Фрэнк Заппа (Frank Zappa), Джон Денвер (John Denver) и Ди Снайдер (Dee Snider). Лоулесс блестяще выиграл этот процесс, хотя многие хотели бы повернуть дело иначе. В частности документальный фильма Пенелопы Сфириз – «The Decline of Western Civilization 2: The Metal Years», в котором в контексте рассказа о «металлической сцене» Лос-Анджелеса 1980-х гг., фигурировали откровенные и отвратительные кадры о жизни музыкантов W.A.S.P. Парадокс, но фильм этот только всколыхнул угасший было интерес к Блэки и компании. А значит, – надо было снова «арбайтн». Чтобы окончательно показать себя с наилучшей стороны Блэки ложится в клинику, где активно борется с пагубным влиянием зеленого змия. Подлатав дыры в имидже и здоровье, Блэки принялся за работу. В записи альбома “Still Not Black Enough” в 1995 году Блэки помогают Стет Ховланд и Фрэнки Банали на ударных, Боб Кулик пишет партии гитары и Марк Джозефсон играет на электрической скрипке. Сам Блэки исполнил партии вокала, гитары, баса и клавишных. Когда песни были записаны, Блэки обнаружил, что они звучат в классическом стиле WASP. Что неудивительно – львиную долю текстов и музыки в группе всегда писал Блэки. И потому он назвал “Still Not Black Enough” альбомом группы WASP. Диск однако разнесли в пух и прах за бросающуюся в глаза идентичность “The Crimson Idol” и самоповторы. В августе 1995 Блэки выходит на контакт с Крисом, который к тому времени, поиграв в “Animal”, развёлся с Литой Форд, и к радости фанатов в 1996 году они заявили о воссоединении WASP. В 1997 с басистом Майком Дудой, ранее игравшим в группе “Arcade” и приятелем Стетом Ховландом Крис и Блэки записывают весьма агрессивный альбом “Kill, F*ck, Die”, пытаясь вернуться к тому, с чего начинали, и смешать это с цветущим тогда буйным цветом industrial. За выходом альбома последовало успешное турне с кровожадным шоу и морем бутафорской крови. Подписав контракт с CMC International Records группа записывает двойной концертный альбом “Double Live Assassins” по результатам прошлогоднего турне группы. Диск появился в продаже в феврале (в Великобритании) и в июне (в США). Получив благоприятнейшие отзывы, группы отправляется в “Metal Maniacs Tour” совместно с другими монстрами – Iron Maiden. После окончания турне, трудолюбивые WASP снова оккупируют студийные помещения, наполняя их пивным перегаром и покрикиваниями командора Блэки. Альбом 1999 года “Helldorado” вышел на сто процентов рок-н-ролльным, у большинства композиций даже вступления и мотив трудно отличить. Увы, он не пользовался большой популярностью и разошёлся малым тиражом. Впрочем, за название японского бонус-трека “Don’t Cry (Just Suck)” можно поставить высший балл! Группа продолжала давать концерты с аншлагами. За время этих концертов выходит очередной перл – сборник “The Best If The Best”. 22 апреля 2000 года в Лос-Анджелесе, в рок-клубе “Key Club”, группа отыграла концерт, который транслировали по Интернету. Вышел и DVD-диск с записью концерта под названием “The Sting”. В октябре этого же года выходит очередной сборник (аудио) – “The Sting”.

Slayer
Неоновый Бог

В 2001 году выходит весьма успешный альбом “Unholy Terror”, на котором Блэки затронул тему религиозного подавления и обмана верующих людей нечистыми душой служителями храмов божьих, а также социальные и политические проблемы. Успехом пользовались синглы “Charisma” и “Loco-Motive Man”; дань классическому heavy metal звуку конца 80-х была отдана полностью. Примечательно, что в записи альбома Фрэнки Банали в части песен прописал партии ударных. И в будущем он также будет принимать участие в записи партий ударных на следующих альбомах, вместе со Стетом Ховландом. Из гостей были приглашены для записи гитарист Roy Z и бэк-вокалистка Valentina. Вроде бы всё хорошо было – успешный альбом, предстоит большое турне, но летом 2001, после записи альбома, группу покидает Крис Холмс и снова присоединяется к группе “Animal”. Причину ухода из WASP он объяснил тем, что там никогда не было равноправия, и там всем заправляет Блэки Лоулесс, не давая свободы творческого выражения другим. В августе 2001 в WASP на замену Крису приходит поющий гитарист-виртуоз Даррелл Робертс, очень похожий на Криса, высокий стройный блондин, ранее игравший в “Alcoholica”, кавер-группе «Metallica». С ним группа отправляется в турне в поддержку “Unholy Terror”. После чего, на оставшихся от гастролей парах записывается новый диск. 11 июня 2002 года выходит крепкий альбом «Dying For The World» с трогательной рок-балладой “Hollowed Ground”, на котором Блэки затронул тему терроризма и человеческой нетерпимости. На вкладыше в альбом он много сказал о той боли, которую испытал 11 сентября 2001 года. Песни были написаны на основании писем, присланных группе американскими солдатами из зон боевых действий. После чего коллектив решил сделать передышку. Только весной 2004 года вышел новый альбом WASP, но состоящий из двух частей под названием “The Neon God” – рок-опера по образу и подобию альбома “The Crimson Idol”. Качественная музыка, традиции исключительно породисты и зрелы. Новая концепция повествует об обиженном и осиротевшем мальчике, который открыл в себе способности читать мысли и управлять людьми. Используя все свои сверхъестественные возможности, он строит будущее и имеет все шансы стать темной мессией ХХI века. 28 сентября в продажу поступает вторая часть “The Neon God”. Он рассказывает о людях, опьяненных властью и силой, о коррупции общества и государства и о пагубности тщеславия. После выпуска этого шедевра WASP вновь отправляются в длительное турне. 3 декабря 2004 WASP впервые приехали в Москву и отыграли в ДК Горбунова шикарный концерт, которым закончили турне в поддержку “The Neon God”. Блэки Лоулесс 3 декабря 2004, перед тем как покинуть сцену окончательно, пообещал: “…We’ll see your next time!”

2005 год прошел в тихой и счастливой семейной жизни, чего нельзя сказать об общественной. Штат Аризона против Блэки Лоулесса! Но крепость орешка проверена временем, и кто-то этого ещё не понял. Уже по привычке, 22 мая 2006 года слушание закончилось полной победой Блэки. На следующий день WASP отыграли на традиционном фесте “Monsters Of Rock”, который проходил в испанском городе Сарагоса в связке со Scorpions, Whitesnake, Saxon, Apocalyptica и Primal Fear. 15 июня 2006 года группа отправилась в студию для записи очередного диска. Официально заявлено, что он поступит в открытую продажу в сентябре этого года. Рабочее название очередного музыкального опуса автобиографично и пушисто – “WASP Not Guilty”. Ждите, ждите дети мои, да и воздастся вам за терпение ваше пиратскими сидюками и халявным Эм-Пэ!

Траур / Ян Федяев


Официальный сайт: www.waspnation.com

Читать другие очерки >>>

 

 

 

 

 

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.