Search for:
 

Erasure

«Нет большего удовлетворения, чем запись собственной музыки!»
В.Кларк


Два одиночества

Интересно, жалел ли британский музыкант Vince Clarke по прошествие лет о том, что, являясь основателем Depeche Mode, после первой пластинки “Speak&Spell” (81) (почти самим же сочинённой) и успешного сингла “Just Can’t Get Enough” решил создать другую группу? Слухи были разные. Одни говорили, что ему не нравилось направление дебютного альбома и возможное дальнейшее развитие музыки Depeche Mode. Другие — что он просто не поверил в перспективность группы. Позже Кларк откровенничал, что ему не нравился неожиданный публичный интерес, раздражали интервью, гастроли и необходимость делить пространство турового автобуса с остальными шалопаями. Воняло что ли от них? «Я не думаю, что мы были достаточно зрелыми, чтобы справиться с ситуацией», — сказал он. Но поодиночке ведь справились! На публике Винс теперь может говорить что угодно, — у него за спиной своя, не менее успешная карьера. Не считая цифр продаж, в ней даже меньше мрака и падений, меньше амбициозных «тёрок» и бездны, чем у бывших коллег. Меньше морщин и отсутствие приставки «мега», в чём, конечно, не суть.


Популярность растёт

Не давая засохнуть себе и своему несомненному таланту песенника, после ухода из Depeche Mode Винс собирает проект Yazoo (в США больше известен, как Yaz), затем The Assembly, с которыми выпускает серию локально известных альбомов и синглов. Винс делал ставку на танцевальную радиоформатную синти-музыку с лёгкими мелодиями, с весёленькими мотивчиками и гибким чистым вокалом. Предпочитал позитивный и романтический вайб, при этом держался в стороне от индустриальной мрачности, клубной жизни и навязчивых СМИ, стараясь больше времени тратить на сочинение музыки и возню с синтезаторами. Но ощущение неудовлетворённости оставалось, напарники приходили, и быстро уходили. И тогда в 19985 году Винс дал объявление о поиске вокалиста в журнал “Melody Maker”. На него откликнулась масса желающих, пробы затянулись, и по легенде, 41-м по счёту оказался Andy Bell, чей голос оказался максимально приближенным к представлениям Винса и немного напоминал голос Alison Moyet, коллеги Кларка по дуэту Yazoo. «Сначала я думал дать ему пару песен, как обычно, — вспоминает музыкант. – Но Энди привнёс в них столько человеческих качеств. Мне кажется, он тот, кто может расшевелить ваше сердце». До этого объявления Andy работал упаковщиком мяса и пробовал с неизвестной личностью делать синти-кавера Soft Cell и Eurythmics. Аудиенция Белла закончилась созданием дуэта Erasure и оказалась началом продолжительной и успешной карьеры. Мало какому синти-поп-проекту удаётся мирно, без дрязг и полоскания белья просуществовать более 20 лет, выпустить 16 альбомов и продать их тиражом более 27 миллионов экземпляров. Хотя поначалу никто не верил, что Винс Кларк способен остановиться на чём-то одном. Andy Bell, не лишним будет отметить, давным-давно весь такой демонстративный гей. В начале-середине 80-х эта тема в среднестатистическом обществе Старого Света не одобрялась, что, в свою очередь, сыграло на руку Erasure, обеспечив им с самого начала поддержку гей-коммюнити и разных альтернативно-социальных элементов во всех ключевых для музыкальной карьеры странах. Возможно, причина столь продолжительного «ненадоедания друг другу» Винса и Энди именно в гетеросексуальности первого и….. ну вы поняли, не будем повторяться. Этих красавцев и так вокруг хватает, а нам – только чтоб расставить акценты, по крайней мере, для сценического имиджа Erasure это имеет значение.


Шалун

Так вот. Дуэт приступил к работе, демократично разделив сферы деятельности. Кларк сочинял музыку и прятался на концертах за своими агрегатами, Белл – писал тексты, делал эксцентричные педерастические шоу и приковывал внимание; вместе разрабатывались вокальные линии и решалась судьба тех или иных музыкальных фрагментов. Формула жива до сих пор, и, по заверениям Винса, при сочинении песен Erasure не подразумевается какой-либо определённый стиль. Поскольку сочиняется всё на акустической гитаре, и только потом переносится на синтезаторы. Первые песни Erasure с высоты современных технологий и уровня развития «самоиграек» звучат примитивно и наивно. Синглы “Who Needs Love Like That”, “Heavenly Action” и дебютный альбом “Wanderland” (86) имели не сильно впечатляющий успех. Впрочем, песня “Oh L’amour” добралась в американском дэнс-чарте до 3 места. Во время турне по США в 86/87 годах Erasure довелось разогревать Duran Duran. Жизнь стала налаживаться после первой ласточки “Sometimes” со второго альбома “The Circus” (87). Здесь речь уже пошла о реальном успехе в Великобритании: сингл – на втором месте, альбом – на 6. Набор новых песен казался интереснее за счёт “Don’t Dance”, “Victim of Love”, “Sexuality”, “The Circus”. Пара быстро прогрессировала в создании своего неповторимого музыкального почерка, Винс выдавал на гора необычные для танцевальной синти-сцены аранжировки и приятные мелодии, Энди отмечался характерными бэк-вокалами и сменой тембров. Альбом “The Circus” был переиздан с ремиксами и концертными версиями под названием “The Two Ring Circus”, после чего, собственно, началась эра удачных синглов и успешных альбомов. Диск “The Innocent” (88) возглавил английский хит-парад и стал платиновым. Звук стал сочнее; к нему стали домешиваться семплы акустических инструментов, мелодии стали горячее, припевные хуки – темпераментней или утончённей (выделим “Ship of Fool”, “Witch in the Ditch” и “Hallowed Ground”). Появились относительно быстрые песни “Chains of Love” и “A Little Respect”, имевшие неплохие отзывы в Америце. Короче, было за что давать первое место. Вдогонку пластинке “The Innocent”, в конце 88 года Erasure в поддержку своей активной гастрольной жизни записывают новый мини-альбом “Crackers International”, легко занявший в Англии второе место. Erasure уже стали поп-феноменом, и местный радиоэфир с трудом представлялся без этих 3-х минутных беззаботных синти-мелодий, собранных однако очень добротно (Кларк слывёт редкостной занудой и лелеет каждый трек).


А лучше без платьица!

Дальше Erasure удавалось постоянными гастролями и богатым творческим потенциалом несколько лет подряд удерживаться на лидирующих позициях в хит-парадах родной страны, — альбомы “Wild!” (89) и “Chorus” (91) так же стали №1 в Англии. С обоих этих альбомов было выкачано 8 синглов, ни один из которых не опустился ниже 15 места, а гениальная песня “Love To Hate You” до сих пор оглашается одобрительным рёвом толпы на дискотеках во всём мире. Удачные песни той поры – любимый концертный трек Энди “Blue Savannah”, позже переизданный в модных ремиксах, “Drama!”, любовная “How Many Times” с шикарным баритоном, дискотечные “Chorus”, “Breath of Life” и оригинальная, вселяющая надежду “Home” в финале альбома “Chorus”. Полный успех! Шоу Erasure, костюмы и декорации принимали всё более причудливые и вызывающие формы, а на концерте на британской арене “Milton Keynes Bowl” выходки вокалиста лицезрели 60 с лишним тысяч человек. Этот концерт завершил 10-месячное турне Erasure “Wild-Tour – 89-90”, прокатившееся по всему свету. Ещё немного патоки и успешной истории: в 1992 году выпускается блестящий EP “ABBA-esque” и «золотой» сборник “Pop!” с 20 первыми хитами, всё сплошь первые места. Erasure и раньше не скрывали своего почтения перед заслугами шведского квартета, и на раннем этапе своего творчества даже записали би-сайд “Gimme, Gimme, Gimme”, поэтому 4-х песенный “ABBA-esque” оказался весьма забавным предприятием. После этих альбомов последовало не менее вычурная гастроль “Phantasmagorical Entertainment Tour”, а после можно было и передохнуть 1993 годик.


Магия творчества

Очередной альбом “I Say, I Say, I Say” (94) частично записывался в курортной атмосфере испанского побережья, где у Белла живёт любовник. Пара зажигательных танцулек “I Love Saturday” и “Run To the Sun”, и хит “Always” сделали кассу, пусть и не продемонстрировали каких-то композиторских откровений дуэта. В Англии “I Say, I Say, I Say” снова был первым и даже добрался в Америке до 18 места. Кларк привычно создавал целые пейзажи из космических звуков, знакомых российским детям по мультику «Тайна третьей планеты» (“All Through the Years”, “Because You’re So Sweet”, “Miracle”), при этом ему удавалось не выходить за рамки выбранного жанра короткой синти-поп песни, осторожничая с экспериментами. Как бы пипл мелодию смог прожевать и затянуть во время концерта припевчик. Это правило было жёстко нарушено в 1995 году, — одноимённый альбом “Erasure” очень порадовал прогрессивностью и атмосферностью критиков и плохо сказался на доходах группы. И те, и те полюбили первый сингл “Stay With Me”, но на этом альбоме было ещё много чего интересного, что воспринималось не сразу. Кларк значительно модернизировал звук, композиции усложнились и вышли за 5-6 минутный рубеж, музыка за редким исключением меньше всего рассчитывалась на танцпол, больше — на клавишные прог-рок эксперименты и работы Jean-Michel Jarre. Дуэту ассистировал Thomas Fehlman из Orb. Но те, кто хотел услышать красоту между светом и тьмой, а не голимый гомо-попс – услышали её в треках “Solo Luminus”, “Rock Me Gently”, “I Love You” и “A Long Goodbye”.


Повторяю ещё раз!

На ближайшие пять лет шоколад Erasure стал горьким. Сначала на альбоме “Cowboy” (97) дуэт растерял свою утонченность и мелодику, и кроме “In My Arms” и “Boy” оставлял равнодушным, а потом Кларк и Белл пробовали всё вернуть на круги своя, но либо успели в глазах многих слушателей безнадёжно устареть, либо вдохновения не хватило. По меркам Erasure – альбом “Loveboat”, появившийся в 2000 году, был полным провалом. Так низко в английских чартах избалованный дуэт ещё не падал – 45 место. В США даже не нашлось лейбла, который бы захотел его там выпустить. Не всё было скверно, на “Loveboat” были и вполне приличные песни “Freedom”, и “Surreal”, и “Catch 22”, но однажды отвернувшегося слушателя привлечь по новой было сложно. В музыке Erasure добавились сэмплы акустической гитары, но клубные биты звучали непривычно, а мелодические идеи чаще казались вторичными и вымученными. Эти годы был непростыми в истории дуэта. Гастролей с 98 по 2000 год практически не было, Энди вовсю пудрил коксом носик, но, к счастью, через несколько лет смог завязать: помогли операции на бёдрах, приступ у его друга и, как результат самокопаний, типа “Who Am I?”, переосмысление жизненных приоритетов. Потом возникла тема с целым альбомом кавер-версий. Белл рассказывает: «Я давно себе обещал, что осуществлю такое, и рассчитывал, что это будет мой первый сольный альбом. Хотел сделать альбом из песен Phil Spector, чтоб меня знали как певца, а не только как участника Erasure. Потом Винс тоже оказался в это вовлечён, ему эта идея показалась интересной, и мы решили сделать этот альбом проектом Erasure. Винс очень организован и способен быстро доводить дело до конца, я бы, наверное, до сих пор не взялся». Диск “Other People’s Songs” (2003) обратил на себя внимание, в первую очередь, удачным кавером на песню Питера Габриэла “Solsbury Hill”, интерпретациями песен Elvis Presley, Buddy Holly и других. Это помогло дотянуть альбом до 17 места и отправить Erasure в долгожданное турне по Европе. Однако, Белл, например, позже, после промо-концертов крайне нелестно отзывался об альбоме “Other People’s Song”: «Это было просто ужасно, — выходить с этим материалом на сцену. Я знаю, что это была моя идея, сделать такой альбом, но я обещаю, ничего подобного больше в жизни не сделаю!»


Свежее фото на память

Осенью 2003 Mute Records, бессменно являющийся протеже дуэта решил, по словам музыкантов, подзаработать денег и организовал выпуск новой компиляции “Hits!The Very Best Of Erasure”, переиздав сначала сингл “Oh L’Amour”. В течение 2004 года вокалисту делают те самые операции по замене бедренных суставов, а Винс Кларк, перебравшийся жить в Нью-Йорк, весной женился на своей американской подруге Трейси, с которой заделал сынулю Оскара. В конце 2004 года от Andy Bell последовало громкое заявление – у него ВИЧ, причём, уже с 98 года. «Это сложная история, — рассказывает вокалист Erasure. – Мой бойфренд обнаружил, что заразился СПИДом в 90 году, когда захотел сделать подтяжку лица и сдал кровь на анализ. После этого он не захотел заниматься со мной сексом, чтобы не заразить меня. Тогда я ему сказал, что если он не хочет со мной спать, то я пойду куда-нибудь и сам его подцеплю. В тот период у меня из гримёрки украли одежду, и полиция поймала вора, когда тот расплачивался моей кредиткой. Но он успел за это время выдать себя за моего приятеля и наговорить журналистам, что я, якобы, наградил его СПИДом. Но тогда у меня СПИДа не было, поскольку я тогда делал операцию по удалению аппендикса и мог показать анализы врачей. Заразился я только год спустя, в 98-м, но после той истории решил своё состояние не афишировать». Со временем певец решил выложить все карты на стол. В перерывах между этими историями у Кларка дома в США создавался новый студийный материал, появившийся в 2005 году в виде альбома “Nightbird”. Да, интерес капризной публики частично вернулся с появлением “Nightbird” и великолепных песен “Breathe”, “I Bet You’re Mad at Me”, “Here I Go Impossible Again”, “Don’t Say You Love Me”, первый сингл “Breathe” впервые за многие годы появился в сетах американских ди-джеев. В музыке дуэта снова появились вкус к жизни и романтическая возвышенность. На волне успеха “Nightbird” и вновь обретённой дискотечной лёгкости, Andy Bell решил, что самое время осуществить ещё одну давнюю задумку и соорудить сольный, напрочь танцевальный альбом. Он подписал отдельный контракт с Sanctuary Records и в 2004-2005 работал над ним с ребятами из Manhattan Clique. Сингл “Crazy” и альбом “Electric Blue” вышли осенью 2005 года. Певец никогда не изменял своей любви к dancehall, не сделал этого и сейчас, возможно где-то через силу вписываясь в новые проекты под именем Erasure. В 2006 году выходит уникальная для творчества дуэта пластинка “Union Street”, по имени студии, где записывалась. Её необычность заключалась в том, что Erasure впервые обратились к живым инструментам, и, отобрав несколько не сильно замыленных треков и возглавив их синглом “Boy” с альбома “Cowboy”, перезаписали их с живыми музыкантами. Получился акустический/кантри-мюзик в спокойных тонах. Один из концертов в поддержку полностью реаранжированных песен из бэк-каталога дуэта, — в зале Ryman Auditorium в Нэшвилле — в результате вышел в виде CD под названием “On the Road To Nashville”(2007). Здесь рулила жизнерадостная кантри-версия “Blue Savannah”, да и остальной материал воспринимался необычно и с энтузиазмом. Может Erasure стоит и музыкальную ориентацию сменить, забыть о коргах и хай-технологиях? Ведь получился очень интересный live-эксперимент.

Но и это ещё не всё. Винс и Энди в начале этого года заявили о выходе нового студийного сингла “I Could Fall in Love with You”, спродюсированного Gareth Jones и нацеленного на возврат к мощному развесёлому диско-стайлу, с ухающей электронной ритм-секцией, булькающими и квакающими на все лады синтезаторами. Эта тема была продолжена на майском лонгплее “Light at the End of the World” и поддержана энергичными танцевальными треками “Sunday Girl” и “Sucker for Love”. А этим летом у Erasure состоится памятное турне “True Colors” по 15 городам Северной Америки и Канады. Его возглавит Cindy Lauper, а в гастролирующем составе значатся Debbie Harry, The Gossip, Rufus Wainwright и другие специальные гости. Для Erasure – вполне подходящая тусовка. Причём, все доходы от турне пойдут в поддержку компании по защите прав человека. Одобряем!

Сайт: www.erasureinfo.com

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.