Search for:
 

Andreas Vollenweider, part 2

Хитрит

Своей следующей работой мультиинструменталист и композитор-экспериментатор сделал шаг в сторону расширения собственного концептуального горизонта. В 1991 году он выпустил альбом “Book Of Roses”. Великолепная концептуальная история, поделённая на четыре части, вызывающая живописные образы от средневековья до авторской фантасмагории. Океан красок, смена настроений, от жизнерадостной прогулочной “Morning At Boma Park” и афро-этноса в “Passage To Promise” до кино-оркестровых пассажей в “In The Woods Of Kroandal” и атмосферы царства заблудших душ “Manto’s Arrow And The Sphinx” с серьёзным вокальным экспериментом. Волленвейдер использует свой любимый инструмент и в хвост и в гриву, и не только его. Шаг в сторону инструментального разнообразия на “Book Of Roses” тоже был сделан немалый. Джазовое пиано, электрогитара, симфонические элементы… Свои штрихи внесли Болгарский мужской хор, фламенко-гитарист Gerardo Nunez, Ladysmith Black Mambazo и неординарная тувинская певица Сайнхо Намчулак, живущая ныне в Вене. Не могу не отметить красивую находку в заглавном треке — совмещение звуков и ритмики письма и музыки. Прямо вальс писателя или букиниста! На мой скромный вкус, на этом альбоме музыкант чуть дальше привычного оторвался от своего слушателя, уж очень углубился в искусство. На основных европейских рынках новинка от швейцарского кудесника не заняла высоких мест в коммерческих чартах, хотя и оставалась в первой сотне, а в США успех был еще скромнее. Куда благосклоннее к “Book Of Roses” отнеслись специализированные world-music и джазовые хит-парады, где альбомы Волленвейдера традиционно наводили шухеру.

Книга розы и Эоловый менестрель

В 1992 году Андреас Волленвейдер выступил с концертом на Красной площади в Москве. Как оно на самом деле случилось, мало кому ведомо, но предполагалось, что доходы от этого концерта пойдут детям, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Западная пресса уписалась от восторга. Мол, посланник мира в царстве снега, строевого шага и медведей. В этом же году музыкант получил в Монако ещё одну премию World Music Awards. В 1993 году произошло то, что рано или поздно должно было произойти. Андреас Волленвейдер выпустил альбом с полноценным англоязычным вокальным сопровождением. Пел не сам. В записи “Eolian Ministrel” приняли участие американские певицы Carly Simon и Eliza Gilkyson. Сотрудничество с Карли Элизабет Саймон в целом положительно сказалось на продвижении музыки кучерявого швейцарца за океаном. «Как-то раз, вечером, в конце 80-х мне неожиданно позвонили. Низкий и тёплый голос произнёс: «Привет, говорит Карли Саймон…». Это было так неожиданно, что я чуть не выронил трубку. Уже многие годы Карли являлась одним из моих любимейших исполнителей, и я очень хорошо знаком с ее творчеством. А тут она мне сама позвонила! Мы быстро нашли общий язык, и уже через несколько недель впервые встретились в Нью-Йорке. Она была очень доброжелательная, открытая и желающая помочь. Карли решила помочь нам представить нашу музыку в США; она буквально взяла меня за руку и помогла познакомиться с миром, довольно сильно отличавшимся от того, откуда я прибыл. Мы выступили с ней на всех крупнейших телевизионных шоу в США, куда бы меня, разумеется, без Карли никогда бы не пригласили. Она представила наш первый концерт в Нью-Йорке в Bacon Theatre и организовывала у себя дома в Central Park West коктейльные приёмы со всеми ее влиятельными друзьями, неустанно продвигая нашу музыку. От этого захватывало дух; я глубоко благодарен ей за всё, что она сделал для меня и для музыки».

Знакомство с Карли Саймон  

Уникальный саунд арфиста, совмещённый с активный гитарным и ритм-секционным сопровождением, а также поп-и прог-формами на “Eolian Minstrel” с трудом поддаётся привычным стилистическим дефинициям. К нео-классике его не отнести, в отличие от ранних инструментальных альбомов, не раз оказывавшихся одновременно в классических, джазовых, new-age и world music чартах. А вот кроссовер-природа новинки от Волленвейдера неизменно сложна и необычна. Чего стоит хотя бы трек “Across The Iron River” с переплетениями солирующих арфы, электрогитары и духовых! Или заглавная композиция “Eolian Minstrel” и прогрессивный шотландский твист-вальс-самидогадайтесьчто “Reasons Enough”! И вот, в процессе альбома перед тобой постепенно возникает ощущение какого-то причудливого фолк-акустического Зазеркалья. Будто Алиса, провалившись в кроличью нору, только-только очухалась и начала изучение странных пейзажей вокруг. За релизом последовало несколько мировых турне по Европе и США, первые выступления в Латинской Америке, и ряд совместных концертов с Лучано Паваротти, Zucchero, Brian Adams. Менеджмент исполнителя организовал ему ряд гастролей по необычным местам, включая дворцы и замки, огромную вулканическую пещеру и open-air в южно-тирольском местечке Brunico на высоте 2500 метров при минуc 8 градусах. «Думаю, было ещё холоднее, — вспоминает музыкант. — Минимум минус двадцать градусов! Действительно было очень холодно! И хотя у нас были обогреватели на сцене, помогало это мало. Это был довольно забавный концерт с итальянским рок-певцом Zuсchero. Больше прикол, чем серьёзная музыка. Но при — 20 играть нельзя!»

Первый срез творчества

Гастрольная активность Волленвейдера затянулась на несколько лет. В процессе был опубликован двойной концертный альбом “Andreas Vollenweider and Friends “Live 1982-1994”(94)-весомый вклад в дискографию арфиста и первое серьёзное подведение итогов. Музыкант всегда подчёркивает коллективность своего труда. «Я определённо семейный человек. Семья подразумевает длительные отношения, лояльность и дружбу высокого качества. Вероятно, это один из важнейших ингредиентов в музыке. Наша семья друзей, музыкантов, а также техников и людей из менеджмента сплотилась за многие годы и разумно помогает в сохранении духовного и мотивационного источника этой музыки». В 1995 году две композиции Волленвейдера “Caverna Magica” и “Mandragora” вошли в состав компиляции New Age Musiс & New Sounds Vol.50. Этот сборник интересен еще и тем, что в его трек-листе имеется малоизвестная композиция Deep Forest “Ketewi”, не вошедшая ни в один их студийный альбом. Всё-таки речь идёт о середине 90-х, периоде расцвета этого замечательного французского дуэта. Но мы отвлеклись.

Крипт

К новой пластинке эклектичный музыкант из параллельного пространства созрел только к 1997 году. Инструментальный альбом “Kryptos” — новая музыкальная одиссея по фантастическим мирам, акцентированная на симфоническую музыку, акустик-фолк и new-age, не без участия полноценного оркестра и первоклассных гостевых музыкантов из Монголии, Японии и Южной Африки. Музыкант пустился во все тяжкие: от хорально-церковного “Domus Cordis Father’s Tree the Painted Gate” и трайбл-плясок вокруг нескольких разновидностей арфы в “Morgana Palace” до френч-шансонного аккордеона “Passionata”, волленвейдер-поп-рока в “Trigon East Of Time Missa Obscura South Of Time” с мощными саксофонными соло и примоченной гитарой и шотландского прог-фолка в “May Green Be The Grass”. Африканские влияния, кельтские мотивы, мифология, необычные ритмические структуры, неожиданные акценты, наслаивающиеся друг на друга живые и синтетические аранжировки — всё это и многое другое Волленвейдер заварил в крутом бульоне под названием “Kryptos”. Пластинка имела определённый коммерческий успех в ряде европейских стран, включая стабильные Германию, Швейцарию и Нидерланды. В 1998 году арфист-новатор по случаю 150-летия Федерации замутил концертный оркестровый проект “Wolkenstein”, за которым год спустя последовал очередной студийный шедевр “Cosmology”(99).

Космополия

Он не концептуален, но немыслимая плотность художественных идей делает из него монолит даже в таком краткопесенном формате. В отличие от своих предыдущих монструозных треков покоритель электро-арфы представил короткие сочинения, тяготеющие к импровизации и смешению всех культур подряд. К неповторимому звучанию главного инструмента Волленвейдера примешивались всё новые и новые фолк-инструменты и этно-вокалы. Будем считать это единой для всех альбомов АВ глобальной концепцией. Один из самых неординарных деятелей new-age и world-music собрал вокруг себя разных, но обязательно многокаратных исполнителей. Вокальный кладезь Бобби Макферрин в “Elle Chelle” — просто красавчик. А кроме него, бразильский вокалист и поэт Milton Nascimento, неаполитанский квартет Solis String, мастер игры на волынке Carlos Nunes из Галиции, южно-африканский пианист Abdullah Ibrahim, старая американская знакомая Карли Саймон, блюзовый тромбонист Ray Anderson и другие. К созданию “Cosmology” швейцарец даже приобщил легендарного армянского музыканта Дживана Гаспаряна, играющего на дудуке, и которому на тот момент стукнуло уже 74 года. В композиции “Hush, My Heart, Be Still” он навёл такой живописной атмосферы затерянного аула…Ирландская флейта “At The Forest Fountain”, фри-пиано-джаз в “Ancient Pulse”, непостижимый Юго-Восток в “Peachtree Valley” и “Bright Moon Still Shining”, шаловливый аккордеон в “Petit Smile”, безумный рок-н-ролл на арфе и трубе “Little Snap”, как образец крохотного импровизационного приступа по-валленвейдеровски… За сочинение “Cor Do Amor” с участием Nascimento Волленвейдер впервые был номинирован на Latin Grammy.

Осталось немного

В самом начале нового тысячелетия на свет появилась пара региональных сборников избранных сочинений Волленвейдера — “The Essential”(2000) с концертным бонус-CD и “Moon Dance — Best”(2000) на 24-каратном золотом диске с цифровым ремастерингом всех треков. Двадцать лет музыкальной истории — как один миг. Все эти издания, так или иначе, сопровождали активную гастрольную жизнь музыканта, которая мотала его с континента на континент: из США в Индонезию, из Европы в ЮАР, из Бразилии снова в Европу и так далее. Как в поддержку альбома “Cosmology”, так и для участия в разовых проектах и фестивалях.

Наконец, спел!

К 2004 году арфист сочинил, записал и спродюссировал новый альбом «Vox». Помимо очередного стилистического дрифта в сторону вокальной поп-музыки и рассказывания богатого музыкальными событиями историй, альбом стал отчасти семейным предприятием. Его племянница Зоэ дебютировала в душещипательной джазовой вещице “Innocent”. 17-летний сын Джонатан (старший) поюзал битбокс и перкуссии в треке “Wake Up And Dance”, а средний сын Себастьян сыграл там же на экзотическом австралийском инструменте диджериду. В записи также участвовала 13-летняя дочь Волленвейдера Ноэми, вместе с хором Beewis School Choir. Сам музыкант, наряду со своими характерными наигрышами на арфе, сыграл на пианино и испанской гитаре, а также представил во всей красе оттенки своего голоса. «Когда я смотрю на сегодняшний мир, — говорит Андреас Волленвейдер, — то мне кажется, что люди слишком долго вели себя слишком тихо. Это хорошее время, чтобы подать голос, который можно использовать не только, как прекрасный музыкальный инструмент, но и как средство выражения своих чувств и ощущений. Не только в личном пространстве, но и далеко за его пределами. Я всегда хотел петь, сколько себя помню. И мне понадобилась вся жизнь, чтобы дойти до точки, в которой я могу дать волю своей мечте. Исполняя инструментальную музыку, я всегда рассматривал себя в роли рассказчика, ведь музыка всегда несет в себе послания, сознательные или случайные. Мой отец тоже был музыкантом, и от него я научился тому, что музыка — это не только средство развлечение и акустическая декорация, но и средство коммуникации. Вокалы на “Vox” являются естественным выражением этого многолетнего убеждения». И снова маэстро удалось вписать в свои причудливые сочинения мастерство множества гостевых музыкантов. Достаточно назвать хотя бы имена турецкого мульти-инструменталиста Erdal Kizilcay, более 13 лет игравшего с Дэвидом Боуи), барабанщика Вальтера Кайзера — давнего соратника Волленвейдера, индийского флейтиста Sjuay Bobade, китайского скрипача Xiao Jing Wang и парочку уроженцев Южной Африки. Именно песенный формат пластинки, на мой взгляд, позволил музыканту сильнее выразить свой меланхолизм и не расплёскиваться на столь любимую им импровизацию, а сосредоточиться на несущей балладную красоту попсовости. Зафиксировать её, так сказать, по сетке. Я говорю о вдохновляющих, источающих грусть мелодиях в “Pilgrim”, “Ripples In The Lake Of Time”, “This Hearts Of Gold” или “Paper Wall”. Но Волленвейдер не был бы самим собой, если бы не преподнёс слушателю треки вроде какофонической смеси джаза 40-х, этно-пейзажей и перкуссионной музыки. Или оригинального вступления “Hey You, Yes…You!”, словно приглашающего прогуляться по грандиозным, мистическим звуковым мирам.

Полуночная ясность

В конце 2004 года арфист снова связался с певицей Карли Саймон и сочинил в её загородном доме вместе с ней и Matthias Gohl несколько новых композиций. Летом 2006 года работа продолжилась — так родился альбом “Midnight Clear”, реализованный под Рождество 2006 года. Рассказывает инициатор: «Должен признаться, это первый раз, когда я не использовал исключительно свои собственные мелодии или идеи, и это первый раз, когда я отбирал мелодии к определённым темам. Эта тема, которая обычно всплывает из глубин подсознания в предрождественское время и на само Рождество. В течение года она чаще всего не даёт о себе знать. Речь идёт о мире, тоске по мирной жизни, надежде и состраданию; это те ценности, которые воплощает Рождество, если их не затмевает ажиотаж шоппинга! Я разыскал мелодии, которые транспортируют эти ценности и темы, и вставил их в альбом с нашими собственными песнями. Можно сказать, я впервые вдохновлялся извне. Я брал уже имеющиеся мелодии и старался встроить их в наши собственные песни».

Снова с Карли

По словам Волленвейдера — и это подтверждается после первого же прослушивания — полуинструментальный альбом “Midnight Clear” не является типичной рождественской пластинкой. Навеянной — возможно; ощущение умиротворения и надежды на благополучное будущее музыка передаёт легко. Исторические песни и хоралы, обретшие после многочасовых импровизаций новые формы, нет-нет, да и прослушиваются. Тут и кельтика, и классика, и средневековый минезанг с рождественскими темами. Голос Карли Саймон в “Midnight Clear”, “Forgive” или “Suspended Note” звучит тепло, спокойно, уже соответствует своему почтенному возрасту. «В этот раз мы с Карли Саймон пошли немного дальше нашего обычного в прошлом сотрудничества. И это был прекрасный опыт, особенно с точки зрения ее философской зрелости».

Мимо тёщиного дома

В 2005 году Андреас Волленвейдер успел подписать мультиальбомное соглашение с компанией Savoy Label Group (SLG) и ее подразделением Kin Kou, специализирующемся на world-music проектах и работающем в Америке и Японии. Для поклонников обладателя Grammy это означало ряд приятных подгонов. Первым делом случился сборник лучших треков «The Magic Harp» для американского и канадского рынка, к которому прилагался нелишний бонус-DVD с неизданными ранее концертными записями, интервью и документальными съёмками. За первую неделю релиз успел добраться до 4-го места в Биллборде! Затем в последующие годы последовали 24 битные ремастированные переиздания ранних альбомов Волленвейдера, дополненные бонус-треками и видео-приложениями. Наконец, в 2005 Kin Kou переиздал в Америке «Vox». Количество релизов с именем Волленвейдера стремительно росло: в 2006 году появилась новая 2-дисковая компиляция “The Magical Journeys Of Andreas Vollenweider” с 4 часами архивного видео. Годом ранее в Европе появилась в продаже CD-DVD-компиляция “Storyteller”. Концертного видеоматериала у музыканта накопилось много, так что ему есть, что показать и рассказать. А продажи альбомов, перевалившие уже за 15 миллионов, кому угодно будут приятно бередить душу. За DVD “The Magical Journey”(2007) музыкант в третий раз был номинирован на Grammy. “О, что это был за проект! Работа с нашими архивами произвела на меня весьма сильное впечатление. 25 лет пролетели так быстро, и оказалось, что я забыл множество чудесных моментов и волнующих событий в нашей истории. Просматривание старых видеозаписей стало своего рода психоанализом. Больше всего меня восхищало, насколько беззаботными мы были, насколько всё казалось возможным. Казалось, время и пространство не имеют значения — качество, которое мы, к счастью, смогли сохранить и перенести в настоящее время. Один час DVD — это 25-летний портрет нашего проекта с множеством интересных съёмок, которые никто никогда не видел. Остальные части — это редкие живые концерты, документальные съёмки и клипы. Я доволен результатом”.

Наваял с друзьями

В 2006 году проект Волленвейдер Энд Френдс разъезжал по Америке и Европе, а в 2007 году, как раз вскоре после третьей номинации на Grammy, вышел двойной компакт диск “Andreas Vollenweider & Friends — 25 Years Live”. Следующей и пока последней студийной пластинки швейцарца никто быстро не ждал. В 2008 году он немного сбавил гастрольные обороты, предпочитая большую часть времени проводить с семьёй, заниматься другими проектами и выступать только в рамках крупных музыкальных событий. «Честно говоря, я собирался какое-то время посвятить своей давней писательской страсти и хотел написать книгу. В разгар процесса у меня вдруг возникло неудержимое желание помузицировать. Закончив писать днём, ночью я отправился в свою студию, чтобы на несколько часов полностью раствориться в музыке. Это очень походило на самое начало моей карьеры: никакой стратегии, никакой конкретной цели, никаких планов. Через некоторое время стало очевидно, что нечто требует выхода наружу, и я должен последовать за этим «зовом». Я очень люблю поговорку «Не смеши Бога своими планами». Сколько уже раз это подтверждалось!» Вскоре Волленвейдер начал созывать в студию своих коллег, и практически за две недели активной студийной работы “Air” был готов. Из известных гостей — популярный немецкий певец Xavier Naidoo, наголосивший в песне “The Golden Dancing Shoes”. Вспоминает арфист: «Получилось вот как: мы о чём-то разговаривали по телефону, и я упомянул, что как раз работаю в студии, и можно было бы что-нибудь записать совместное. Он спонтанно согласился и уже на следующее утро просто припарковал свой жилой автомобиль у меня в саду. Это были суперские четыре студийных дня, с множеством джем-сейшенов». А вот с барабанщиком Вальтером Кайзером впервые почти за 30 лет не сложилось. Немолодой уже человек отправился на мотоцикле своей дочери за покупками и попал в аварию. Он сломал плечо и на несколько месяцев выпал в осадок. На записи его временно заменил молодой музыкант из Цюриха Каспар Раст. Впрочем, в последовавших за релизом гастролях классического состава “Andreas Vollenweider & Friends” Вальтер уже участвовал.

Воздух

Альбом “Air” вышел в феврале 2009 года в Германии усилиями Content Records. “Воздух” это и название, и содержание. «Невзирая на название пластинки, во время ее производства я всё больше замечал, что все песни очень экономно аранжированы, то есть в них есть «воздух». Собственно, я сам по себе барочный тип и предпочитаю присущую старине стройность. Во время игры я просто ощутил потребность к большему пространству. На Air мы действительно стремились играть поменьше нот, лишь представляя или намекая на остальную музыку. Это создавало много пространства для дыхания». Альбом практически инструментальный, все вокальные партии исполняют лишь функции солирующих или аранжировочных элементов. Материал спокойный, исконный саунд Волленвейдера доступен и оголён (“Airdance”, “Precious Smile”, “Milonga Magica”), оригинально дополняемый джазовой инструментовкой и кое-какими фолк-инструментами. Есть сугубо этнические прог-номера “Oxygenia & Icarus”, “World Inside A Grain Of Sand” и другие, цитирование прошлого в “One Breath”, шум ветра, зевки и прочий забавный нойз.

Арфа-рок

После появления нового студийника в 2009-2010 годах Волленвейдер в разных составах (включая своё новое трио “The Whistler” и специально организованный для турне оркестр “Air-Frischluft”) выступал большей частью в Европе, но выезжал и в Китай на ЭКСПО-2010, в Армению на празднование 80-летия Дживана Гаспаряна, и участвовал в фестивалях в ЮАР, где музыканта всегда встречают аншлагами. Он даже дал концерт для заключённых тюрьмы Pollsmore в Капштадте, одной из крупнейших в мире тюрем строго режима. В 2011 году пришло время серьёзного юбилея. По приглашению босса джазового фестиваля в Монтрё Клода Нобса 7 июля там состоялся специальный концерт “30 Years Andreas Vollenweider & Friends”, посвящённый юбилею группы и 45-летию самого фестиваля. На том же месте, но 30 лет спустя… Музыкант позвал на это специальное событие всех своих коллег, с некоторыми из них он играл еще с 81 года. “Для меня это определённое замыкание круга в Монтрё стало прекрасным событием. Оно дало мне мужество на новые свершения и проекты”, — заявил музыкант после концерта.

Музыка к зарисовкам

В марте 2012 года на 5-й церемонии вручения национальной премии Swiss Music Awards почтенный музыкант получил награду за свои выдающиеся заслуги, соответственно “Outstanding Achievements Awards”. В этом году Волленвейдер не был замечен в крупных проектах. Он изредка выступает в Европе. Например, в мае он вместе с виолончелисткой Melissa Coleman выступил в небольшой картинной галерее “Ам Леевассер” в швейцарском городке Бруннен, скорее, по старой дружбе. Может, таки закончит книгу сказок и потом напишет к ней саундтрек?

Ян Федяев

 

Сайт: www.vollenweider.com

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.