Search for:
 

HammerFall, part 2

От любви до ненависти – один шаг, и наоборот. Именно между этими двумя максимумами с самого начала своей успешной карьеры дрейфовал шведский метал-коллектив. Конечно, завидовали успеху, чего там говорить, ещё как завидовали. Благодаря стараниям группы, иногда просто выворачивающих от пафосности и трушности, героик-метал продолжал с успехом выживать в сложных коммерческих условия. На группе, отправившейся в мировое турне, имея всего два студийных альбома, грех было не заработать. Тем более что мировые гастроли с тех пор стали для HammerFall вполне привычным занятием. Выпуск второго по счёту DVD “The Templar Renegade Crusades” летом 2002 года должен был подстегнуть интерес публики к текущим работам и концертам шведов, хотя, интерес в тот период и не ослабевал, наоборот, только нарастал. Новый DVD – набор фанатских радостей, от видеоклипов и концертных съёмок со всего света, до making of и съёмок с вечеринки по случаю получения “золота”.

Гром и молнии цвета крови

А шведы тем временем, и правда, старались, готовили студийник “Crimson Thunder”(2002). Предыдущий альбом “Renegade” оказался для группы неудачным заигрыванием с заокеанским продюсингом: европейская публика – главный потребитель хеви-метал а-ля Manowar meets Helloween не оценила новый саунд HammerFall. По крайней мере, музыканты, хоть и пытались в интервью убедить всех в немереной крутизне и продвинутости “Renegade”, но в итоге прислушались к мнениям/требованиям/просьбам поклонников, голосовавших баксами и евриками за своих очередных комиксных хеви-метал героев. В продюсеры нового альбома HammerFall был посвящён мастер смачного европейского павер-металла, фриц Чарли Буэрфайнд. We create our own destiny, всё такое…Работы велись в Европе, в том числе на студиях Mi Sueno (студия Helloween) и Twilight Studios (студия Blind Guardian). Так что звук сразу встал на место, как говорится. Далее все традиционно, начиная с названий песен, обязательных распевочек, текстуариев о бесконечной битве добра со злом и лоснящегося от хеви-метал клише сингла “Hearts On Fire”. Да, вы будете вскоре бубнеть про себя припев, особенно, делая какую-нибудь бытовую работу, но чертыхаться по поводу ужасной копии мэйдэнов и ленивых гаммарэев. Скоростной боевичок “At The Edge Of Honour” сделан по тем же выкройкам, что и треки вроде хита “Heeding The Call”. Трек “Crimson Thunder” с его хоровым хорусом и неспешным маршевым ритмом мог бы с тем же успехом присутствовать на альбоме Accept или UDO. То же самое можно сказать и про песню “The Unforgiving Blade”. Слушаешь ее и думаешь, что, наверное, примитивнее уже ничего не придумать. И, естественно, удивляешься, когда это продаётся на ура. Дядька Диркшнайдер, как известно, большой поклонник российских просторов и широкой русской души, поэтому последующий короткий инструментал “Lore Of The Arcane” почему-то тоже мне напомнил именно UDO, так и представляются балалаечные наигрыши и хор Министерства обороны СССР. Акустический трек “Dreams Come True”, застревающий поперёк горла кавер Chastain “Angel Of Mercy”, торжественное сжигание драккара с телами павших под инструментал “In Memoriam” с демонстрацией умения легко и непринуждённо солировать, конница и торжество справедливости в “Hero’s Return”. Кавер Ингви Мальмстима “Rising Force” (европейский и латиноамериканский бонус) хорош, даже местами вписывается в творчество HammerFall. Для американского рынка пожертвовали кавером Kiss “Detroit Rock city”. Кавер Twisted Sister “We Gonna Make It”, вошедший в сингл “Hearts On Fire”, отличается жидковатым саундом, он записывался годом ранее для трибьютного альбома “Twisted Forever”. В целом, оставив в стороне хеви-метальное скоморошество и беду с самоидентификацией, по сравнению с предшественником материал звучит гармоничнее и широкополоснее. По словам Оскара Дронжака, фактически с “Crimson Thunder” они более-менее научились мыслить масштабами альбома, вместо того, чтобы побыстрому сочинить десяток песен. “С тех пор мы сочиняем песни, представляя в голове альбом целиком. Это придаёт альбом больше разнообразия, чем, на мой взгляд, первые три альбома в должной степени не обладали”.

Даёшь метал-копоти!

Количество различных версий “Crimson Thunder” просто безобразно; лейбл Nuclear Blast не мог нарадоваться на благосклонность публики и оттягивался, как мог. Блин, кто-то же все это покупает – кожаные дигибуки, издания с комиксами, винилы трёх-пяти разных цветов, не говоря уже про сиротливое на таком фоне джапанское издание с тремя бонус-треками (кавер Loudness “Crazy Nights” и два концертных трека). Это богатство выбора вполне предсказуемо, учитывая, как альбом пиарился ещё до его появления — промо ЕР, две CD-версии сингла “Hearts On Fire”, DVD-версия сингла “Hearts On Fire”. Как тут не пустить завистливо-злобную слюну? Вокалисту Иоахиму Кансу пришлось эту “любовь публики” вскоре ощутить на себе, точнее на своей голове. Буквально за неделю до начала съёмок клипа на трек “Hearts On Fire” вокалист получил в лицо пивной кружкой от какого-то нажравшегося до соплей фаната-блэкаря. Канс сидел спокойно с подружкой в одном из баров родного города, в котором регулярно тусовался последние десять лет, никого не трогал. И тут вдруг в примелькавшееся на обложках метал-прессы лицо прилетает такая подача. Бокал в дребезги, уродец сбежал, жаль его так и не поймали, а потерявшему сознание Кансу пришлось накладывать в больнице кучу швов и вообще чинить всё это дело хирургическим путём. Но как только у Канса подзажили шрамы от рук пластических хирургов, HammerFall отправились в США гастролировать с Dio и King’s X, затем назад в Европу с Masterplan/Nostradameus и Dream Evil, а потом и в Японию с Nocturnal Rites. Вроде все было ок, с достойным внимания успехом. Только беды шведов не закончились, игра шла по крупному. Во время американского турне менеджер коллектива прихватил более 30 штук бачинских и свалил в неизвестном направлении. Странно, что его тоже не поймали. Вот был человек, с паспортом, всякими контрактами, не с улицы, и вдруг не стало? Музыкантов это не сильно смутило, они даже запланировали скорую запись/съёмку концертного CD/DVD. Но всю малину попортил гитарист Дронжак, неудачно покатавшийся на харлее и сломавший руку буквально за день до выступления в Гётеборге перед 15 тысячами людей. Слетел британский фестиваль Bloodstock и еще много чего. Оскар так постарался, что всем участникам группы пришлось искать себе занятия на ближайшие пару лет, потому что процесс реабилитации затянулся.

Нас не согнуть!

Занятия, конечно, нашлись. Канс был занят выпуском первого сольного альбома “Beyond The Gates” и рождением ребёнка, ритм-секция в лице Магнуса и Андерса тоже мастерила какие-то музыкальные проекты, а гитарист Стефан обрёл новую гражданскую профессию – стал пилотом. Тем временем, параллельно продолжалась карьера HammerFall. Самым удобным способом заполнить вынужденно образовавшийся студийный вакуум стал выпуск мощного концертного пакета “One Crimson Night”(2003), состоящего в максимальной версии из двойного CD, одного DVD диска, флага, пропуска за сцену и бонус-CD с одной концертной версией песни “Dreamland” и короткими посланиями от каждого музыканта. Забавно слушаются телеги на шведском языке между песнями; материал для релиза записывался в родной Швеции. Гитарист Оскар делал всё возможное, чтобы снова вернуться к прежней технической форме. С сентября 2004 года коллектив начал записывать в датской студии Lundgard Studios свою новую работу, получившую расфуфыренное название “Chapter V: Unbent, Unbowed, Unbroken”(2005). По словам Дронжака это “несгибаемое” название появилось под воздействием всех негативных событий последних нескольких лет, включая серьёзное нападение на Канса, и является вызовом тем, кто проникся нездоровой завистью и считает, что HammerFall делают музыку только ради денег, и вообще музыку не любят. “Конечно, для меня это оскорбление, — говорит гитарист. – Особенно, учитывая, что мы всегда верили в то, чем занимаемся, задолго до того, как у группы что-то начало получаться. Люди забывают о годах тяжелого труда, а были и взлёты, и падения. Но мы никогда не прекращали играть музыку, которую любим. А после случая с Иоахимом, когда на него напал кто-то, которому просто не нравится музыка HammerFall, я сказал себе: “Хватит! Это не должно больше произойти, и особенно по такой причине”. Поэтому, вместо того, чтобы молча глотать всякие обвинения, мы решили ответить таким названием на критику. Неважно, что говорят другие – нас не покорить и не сломить!” Вот так, получите все на орехи!

Дойчляндский павер-метал кудесник Чарли Баурфайнд снова препарировал многократно умершего пациента. Он смог вытопить из измученного тельца хеви-метал-жанра ещё кое-каких сочных канцерогенов, таких, знаете, вредных, но вкусных. Особенно тех, что быстро шкварчат — “Fury Of The Wild” и “Secrets”. Даже расписанные посекундно по всем правилам хитовости сингл “Blood Bound” и крепкий середнячок “Hammer Of Justice”, классический хеви-метальный медляк “Never, Ever” и ренессансный инструментал “Imperial” слушаются без какого-либо раздражения. Уж не знаю, чего такого особенного шведы хотели сказать двенадцатиминутным треком «Knights Of The 21st Century» с гостевым участием Кроноса?  Что они способны нарезать прог-рок и сочинять серьёзные эпические полотна? Да ну, нафиг. Отличный ведущий рифф, традиционно пригоден, слов нет, да, соло, то сё, смена быстрых и медленных фрагментов. А к чему? Вторых Dream Theater из шведов никак не получится. К разочарованию того же Дронжака, рассчитывавшего на первое место, в шведский чартах альбом занял четвёртое место, уступив Judas Priest. Хотя и продержался дольше.

На пороге

Гастрольную карусель HammerFall описывать смысла нет, как обычно много и везде: в Южной Америке выступали с Twisted Sister, в США с Edguy и Into Eternity, в Европе с Lordi, Firewind, Stratovarius и тп. Группа уже давно была в первом эшелоне, так что размах имелся. Раз, и готов новый студийник “Threshold”(2006), благо осталось с прошлой записи немало нереализованных идей. Студийный сетап у группы остался практически тот же, что и на “Chapter V” – тот же продюсер, та же студия, вплоть до тех же кроватей и тётки, которая организовывала жратву. “Все было то же самое за исключением того факта, что мы с первого дня опаздывали, — вспоминает вокалист Иоахим. – Обычно мы всегда опережаем график, и после готового микса сидим ещё дней пять-шесть и думаем, чем бы нам заняться. Только не в этот раз, и из-за этого было очень много напрягов. Сначала полетела система кондиционирования, и в студии было 30 градусов жары. Мне приходилось петь в одних трусах. Затем, скорее всего из-за жары полетели компьютеры. Весь продакшен остановился на два дня. Мы уже не знали, что из этого всего получится. Но думаю, кое-что хорошее всё-таки получилось. Думаю, вы услышите, что альбом не такой холёный, более тяжелый. Возможно, это из-за того, что у нас было много трудностей в студии в процессе записи”. Чуть раньше шведская женская сборная по керлингу использовала трек “Hearts On Fire” в качестве своего олимпийского гимна (кстати, это не последний опыт приобщения шведских хеви-металлистов к спорту). С этой целью был снят ещё более омерзительный клип, чем оригинальный клип 2005 года. Впрочем, в случае с HammerFall говорить о высокохудожественности и оригинальности неуместно. Ну, какой смысл сравнивать романы Цвейга или Зюскинда с романчегом для метро и уединённых заседаний? Надо либо не притрагиваться, либо брать, читать и цокать от удовольствия языком. И вообще, нечего засирать новизной слушателю мозг! Лучше потратим бюджет ещё на один DVD.

Шведское СПА

Но мы к нашим баранкам. По звучанию и набору составляющих “Threshold” являет собой абсолютно аутентичное и равноценное продолжение прошлогоднего альбома. Но не без приятных дифференций. Тяги поубавилось, и энергоносители не всегда во время доставляются, зато для себя лично услышал попытку разнообразить набившие оскомину художественные приёмы и в песенных структурах, и в мелодиях, и в вокальных/инструментальных аранжировках. Первые две композиции “Threshold” и “Fire Burns Forever” держат марку, высоко задирает планку энергичный “Natural High” (прямо один рифец порадовал!), и обязательно упомянем супер-исключение – мелодически интересный и залихватский инструментал “Reign Of The Hammer”. Почему из него не сделали забойную песню, трудно сказать. Ну, конечно, славно кое-где выпеваются хоры, и к солякам не придраться (в “Titan”, в дарк-балладе “Dark Wings, Dark Words” и в паре других треков запилы весьма бодрят). Т.е. я бы не назвал “Threshold” проходным альбомом банальной, переоценённой павер-метал команды, вытянувшей счастливый билет. В позёрстве HammerFall вдруг появилась кайфовая естественность. Разумеется, фэны группы будут продолжать молиться на “Legacy Of Kings”.

2007-2008 годы стали для коллектива периодом трансформаций и подведения итогов, из которого HammerFall выкрутились красиво и малой кровью. Уже на момент появления на полках магазинов диска “Threshold” ходили слухи, что бас-гитарист Магнус Розен чувствовал себя ущербно среди столь героических парней, и ему бы хотелось играть больше трех нот за песню. В марте 2007 года он официально объявил о своем уходе из HammerFall ради собственного проекта. Ему быстро нашли замену, из своих же, — в группу вернулся бас-гитарист Фредрик Ларссон, который записывал самый первый альбом “Glory To The Brave”. Рассказывает сам Фредрик: “Когда я ушел из группы в 1997 году, HammerFall были лишь в начале своей карьеры, а я хотел играть более тяжелую и агрессивную музыку. Так что я подумал, что на тот момент было бы лучше взять себе такого участника, который мог бы на все сто процентов посвятить себя группе. Я помогал им, пока они не подыскали Магнуса, и он славно потрудился за минувшие десять лет, пока меня не было. Я узнал об уходе Магнуса из газеты, но тогда не придал этому большого значения, потому что играл в Evergrey. Так что для меня было сюрпризом, когда Иоахим позвонил мне и предложил прийти на репетицию и поджемовать. Я никогда не жалел о том, что ушёл, но когда они мне предложили вернуться, я бы наверное никогда не простил себя, если бы не использовал этот шанс. Я люблю хеви-метал, и всегда любил, так что для меня это было несложным решением”. С Фредриком группа в процессе выступления на мощнейших летних фестах, включая Rock Hard и Bang Your Head, записала три новых композиции и перезаписала старый боевик “Hammerfall”, которые вошли в первую полноценную компиляцию шведов, двухдисковый альбом “Steel Meets Steel: Ten Years of Glory”(2007). “The Abyss” – увесистое бэнд-интро, сингл “Last Standing Man” – дежурный маршевый рокешник с лирическим куплетом и кислотной электроникой и рок-балладулька “Restless Soul”, с которой, наверное, дико бы поржали Scorpions или Y&T. А в апреле 2008 года отказался от дальнейшей музыкальной карьеры гитарист Стефан Эльмгрен, лабавший и значительно влиявший на саунд группы с времен альбома “Legacy Of Kings”. Парень просто решил всерьёз заняться своей гражданской профессией и пилотировать самолёты. Летуна заменил Pontus Norgren, бывший музыкант группы Poodles, с которой HammerFall уже пересекались во время гастролей. И вообще его фактически привел в группу кореш — барабанщик HammerFall Андерс Йоханссон. В конце апреля шведы уже представили нового музыканта на концерте в Монреале.

Промежуток должен быть

Любой информационный повод с группами такого, скажем так, общественного уровня, можно использовать для стрижки купонов. Nuclear Blast быстренько выпустили виниловую коллекцию со всеми синглами коллектива, затем CD-компиляцию “Masterpieses”(2008) со всеми ранее записанными кавер-версиями (включая три неизданных кавера) и DVD “Rebels With A Cause: Unruled, Unrestrained, Uninhibited”(2008). Говорит Дронжак: “С моей точки зрения, основным релизом является именно DVD, потому что песни на CD в том или ином виде уже были выпущены ранее. А в DVD вошел абсолютно неизданный материал, снятый нашими собственными камерами, демонстрирующий то, что мы наснимали за последние шесть лет. [] CD, конечно, забавный, но он больше для коллекционеров, потому что мы над ним практически не работали. Зато изрядно потрудились над DVD”. Ну, покупайте, в общем.

Не подмажешь, не поедешь

В феврале 2009 года под вывеской HammerFall уже красовался набор новых песен, сочинявшихся в течение пары последних кипишных лет. Оскар Дронжак недаром предупреждал, что уход Стефана однозначно скажется на звучании коллектива, и что у Понтуса совершенно другая манера игры. Так что, альбом “No Sacrifice, No Victory”(2009), безусловно, от одних и тех же родителей. Но при желании, помимо клонов “Any Means Necessary” или “Punish And Enslave”, можно услышать немало отклонений в рамках проклёпанной хеви-метал истины, как в вокалах, так и в инструментальной работе. Альбом не создаёт никакого цельного ощущения, что компенсируется разнообразием материала. Трек «Bring The Hammer Down», например, сочинялся ещё с бывшим гитаристом Стефаном, скоростной инструментал “Something For The Ages” демонстрирует таланты нового гитариста (малацца!), а спидовый номер “One Of A Kind” с характерными гитарными раскладами написан совместно с ныне бывшим гитаристом In Flames Джеспером Стрёмбладом. По поводу кавер-версии “My Sharona” скажу только, что у Destruction перепевка этой песенки получилась куда удачнее. HammerFall сильно парятся насчёт аутентичного исполнения кавер-версий и стараются исполнять их максимально приближенно к оригиналу. Иногда совсем ни к чему. За альбомом последовала обычная гастрольная рутина в виде мирового турне “No Sacrifice, No Victory-Tour”, растянувшаяся практически на год. Бэнд впервые отыграл в Индии. Со второй половины 2010 года метал-квинтет уже замыслил очередной крестовый поход в студию.

Инфицированный

Шведам снова захотелось палёненького, соскучились по ушатам грязи и прочих пожеланий. Для альбома “Infected”(2011) снова был выбран американский продюсер; направляющие функции при создании новой студийной записи были возложены на James Andrew Michael, продюсера и по совместительству вокалиста рок-группы Sixx:A.M. Со-продюсерами новой пластинки выступили гитаристы HammerFall – Оскар и Понтус. Оскар же по пьяной лавочке и придумал название нового альбома. Основные работы по записи велись в Швеции на собственной студии HammerFall в Гётеборге, запись вокалов и сведение проходили в Нэшвилле. Ну, как обычно, поначалу много пиара, много возни на пустом месте, накручивание ожиданий. Надо же, группа не поместила на обложку свой любимый талисман – гипертрофированного воина Гектора. Блин, это же почти творческое самоубийство! Хотели поместить сначала на обложке серпастый знак биологической опасности, в итоге дело стало попахивать судебным иском со стороны группы Biohazard. Ну, хоть музыке уделили внимание и зазвучали обновлёнными! По меркам HammerFall музыкантам удалось создать серьёзную пластинку, с мрачноватым колором и претензией на концептуальность.

Возможно, имела место попытка создать что-то вроде “Operation Mindcrime” Queensryche или что-нибудь из Savatage (разумеется, на своем уровне) пополам с Sinner и собственным пониманием модерн-рока. Альбом стартует немного грузновато с “Patient Zero”, разгоняющегося по ходу дела. Совсем не пафосно. Следующие два сингла “B.Y.H.” и “One More Time” у старых фэнов вызовут смешанные чувства. Попытка модернизировать саунд и подход к сочинительству обычно поначалу глотается с трудом. На “Infected” группа практически не стремится копировать свою собственную манеру, хотя от некоторых обязательных элементов музыки HammerFall и не всегда вдохновляющих пассажей никуда не деться. Группа и раньше без них не обходилась. Просто на этот раз бэнд сделал ставку не на прилипчивые гимновые припевы и традиционность, а попытался применить свой нехилый опыт и расширить свой творческий диапазон. И Канс звучит на порядок разнообразнее, и сонги сконструированы не всегда привычно, и малый барабан так сочно пропечатывает, и вообще альбом не звучит в угоду слушателю (это же фишка!). Дарк-хеви-спидовые треки “The Outlaw” и “Dia De Los Muertos” могут встряхнуть заржавевшую публику, а вот песен вроде “I Refuse” и “Redemption” от шведов не ожидаешь. Баллада “Send Me A Sign”, пожалуй, самая хаммерфолловская песня на альбоме. И как ни парадоксально, это кавер-версия венгерской хеви-метал группы Pokolgep «Hol van a szó», а Канс лишь написал англоязычный текст. Коллекционерам пригодится лимитированный комплект с DVD-диском. Там видео с пятью треками, исполняемыми группой живьем на студии. Пластинку стоит покрутить несколько раз, совсем не в тягость.

Полюбуйтесь, пока мы отдыхаем


После выхода “Infected” HammerFall довольно активно презентовали новый альбом в Европе, не пропустил ни одного приличного фестиваля и устали. В конце 2012 году было официально объявлено, что группа берет тайм-аут годика на два. Как бы кто не относился к идейной стороне вопроса, HammerFall успели сделать очень многое, так что желание музыкантов отдохнуть совсем не кажется неестественным. Тем более, с гонорарами все в порядке. Но кто же остановит конвейер? Поклонникам коллектива не дадут тосковать без инвестиций в аудио/видео-носители, даже не надейтесь. Ещё в июле 2012 года в Швеции был снят специальный концерт, посвящённый 15-летнему юбилею группы. В декабре 2012 года этот праздничный концертный релиз с участием гостей и интересной атмосферой обрел круглые формы в виде DVD/2CD, Blu-Ray/2CD „Gates Of Dalhalla”. Любоваться этой записью, как и многими другими видео-релизами группы теперь можно, наслаждаясь фирменным вином HammerFall. Это сейчас стало настолько модным, что в солидных изданиях вроде Rock Hard и Metal Hammer реклама бухла с логотипами от AC/DC до Slayer уже считается само собой разумеющейся. Винцо HammerFall пока продается только в Швеции, но почта в цивилизованных странах, в число которых Почта “Суксь” России, ну никак не попадает, может доставить бутылочку и на дом.

За искусство!

А дальше, как масть попрёт. Оскар Дронжак обещал во время паузы написать книгу о группе. Басист Фредрик занялся своим боковым проектом DeathDestruction. Барабанщик Андерс участвует в проекте вокалиста Иоахима “Nu kan mörkret falla”. Не скучают. Никто, конечно, не может сказать, насколько исказится музыкальный ландшафт через пару лет, и какая ещё раковая опухоль проест в нём очередную дыру, но на HammerFall у Nuclear Blast капуста найдётся. Я уверен.

Ян Федяев

 

Сайт — http://www.hammerfall.net/

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.