Search for:
 

Korpiklaani, part 2

«Нас, как группу, не сильно затрагивает бедственное положение в экономике. Ведь в такие моменты люди ещё больше стремятся к развлечениям. Они приходят на наши шоу, выпивают и на полтора часа забывают о своих проблемах».
Jarkko Aaltonen

"Ну, заходи на огонёк

«Ну, заходи на огонёк»

Веселье продолжалось. Вполне окрепшая за три полновесных релиза фолк-метал группа Korpiklaani должна была по контракту с Napalm Records еще одну пластинку, которую она без труда смастерила на хорошо знакомой студии Fantom в конце 2006 года. Однако на физическом носителе пластинка “Tervaskanto” появилась только в июне 2007 года. К этому времени финны успели дать, помимо прочего, пару очередных концертов в России и выступить на некоторых весенних фестивалях в Европе, включая серьёзный Rock Hard Festival в Германии и Metalmania в Польше. Рекорд-компания уже вовсю продвигала Korpiklaani, как хумппа-метал коллектив. Не совсем корректно, но, судя по всему, никому, кроме самих музыкантов это не помешало. Они первое время ворчали в интервью по этому поводу. Поворчали, да перестали. Маркетинг, понимаешь, с ним не поспоришь.

Кладезь историй

«Кладезь историй»

Можно сказать, Korpiklaani записали один из своих самых “оседлых” альбомов, если такое слово можно применить к музыке. Густой, насыщенный саунд с заводным аккордеоном, принявшем на себя функцию одного из лидирующих фолк-инструментов вместо скрипки… С технической точки зрения, это усовершенствованная версия прошлогоднего студийника “Tales Along This Road”. Говорит бас-гитарист Яркко Аалтонен: “Мы знаем, как хотим звучать, и что мы конкретно хотим от наших альбомов. Наш продюсер знаком и с нами, и с нашими идеями, и уже точно знает наши пожелания. Сейчас нашим наибольшим музыкальным отличием является участие штатного аккордеониста, что изменило саунд, возможно, в еще более фолковую сторону. Хотя сама музыка даже двинулась в противоположную сторону”. Комбинация лирики на финском и английском языках диску нисколько не повредила, особенно на фоне такой угарной, местами откровенно панковской энергетики. Финские частушки для парней снова сочинял старый приятель Virva Holtiton, он же Juha Jurkas, хорошо знакомый с историей Скандинавии. Лидер группы Йонне написал всего два текста для песен “Let’s Drink” и “Misty Fields”. Название альбома “Tervaskanto” — на самом деле старая метафора для обозначения умудрённого сединами чувака, который всё знает. Или шамана. Короче этот всезнайка и изображен на обложке, уже знакомый нам шаман с хитрым прищуром.

Потанцуем

«Потанцуем»

Итак, весёлые, поднимающие из-под стола алко-треш-фолковые песни “Let’s Drink”, “Liekkion Isku”, “Tervaskanto”, “Karhunkaatolaulu” и зажигательный инструментал “Running With The Wolves” — просто огонь! Градус настроения воспламеняющий, вокал прежний — хриплый дяхон-панк лет 60, оказавшийся посреди очередного финского застолья. В “Viima” и “Palovana” народность уже начинает непривычно обыгрываться, в середнячках “Veriset Äpärät” и “Misty Fields” паверовые куплеты срываются в гончие припевы с неизменным поливом из аккордеона и скрипки. На десерт — заунывный шаман-рок “Vesilahden Veräjillä” и инструментал “Nordic Feast”, что-то вроде прощальной весёлой польки. Насколько я понял, песня “Misty Fields” в итоге оказалась короче запланированной. “Это мифическая песня о детских страхах, — рассказывает Йонне. — К сожалению, последний куплет куда-то делся с альбома. Он пропал во время последнего дня микширования. А поскольку мастеринг был назначен уже на следующий день, то мы не могли ничего сделать”. В общем, Korpiklaani старательно держались за свои корни, проросшие в густых финских лесах. “Нет другой фолк-метал группы, которая отваживается играть такой фолк, как мы, — утверждает Йонне. — Мы применяем только настоящие традиционные инструменты вроде скрипки, аккордеона и всяких дудок. Мы не используем синтезаторов, как делает множество других фолк-метал групп. Большинство подобных команд тяготеют к блэк-металу, мы же, скорее, к обычному хеви с фолк-элементами. Фолк-музыка Korpiklaani мчится, как северный олень”. Напомню, шёл 2006-й год, сейчас такие группы уже имеются в изобилии, поскольку жанр пока полон сил и привлекательности. И что-то есть в сравнении музыки Korpiklaani с бегущим северным оленем…Расширенная версия альбома “Tervaskanto” комплектуется DVD-диском с видеозаписью выступления задорного коллектива на фестивале Wacken Open Air в 2006 году. Не пара дохлых клипцов на скорую руку, а лайв на 45 минут.

Из лесу, вестимо

«Из лесу, вестимо»

“Tervaskanto” попал в точку и немало сделал для роста популярности коллектива. Гастрольный график резко уплотнился, Korpiklaani заездили Европу и в сентябре дали три концерта в Японии. Не просто так, конечно. Именно в сентябре 2007 года финики подписали новый звукозаписывающий контракт с Nuclear Blast, что сулило worldwide-промоушн их очередной пластинке “Korven Kunigas”(2008). Даже выделили денег на рисованную обложку, потому что предыдущие конверты собирались в Фотошопе. Вспоминает бас-гитарист Яркко: “Как-то раз, незадолго до записи последнего альбома для Napalm Records, мы сидели пьяные в туровом автобусе вокруг стола и обсуждали возможные лейблы, с которыми стоит связать судьбу. На тот момент мы уже имели несколько предложений от рекорд-компаний. Разговор зашёл о гипотетически лучшем лейбле, на котором стоило бы быть подписанным. На столе как раз лежал каталог от Nuclear Blast, и все сказали, что это супер-лейбл, но он нас никогда не возьмёт. Мол, мы слишком маленькая группа, и им вряд ли нравится наш стиль. Через три недели после этого разговора нам позвонили из Nuclear Blast, и мы начали с ними переговоры”. Шаманство? Не иначе!

Царь лесовЦарь лесов

«Царь лесов»

Альбом записывался быстро, финны на радостях выдали не менее 16 треков, поскольку Nuclear Blast планировал несколько региональных версий. По признанию музыкантов, обычно песен сочиняется гораздо больше, но дальше демо-записей дело не идёт. То есть, они издают всё, что успевают записать и ничего не ныкают про запас. Ну что ж, “Korven Kunigas”…Ещё до его выхода бас-гитарист Яркко намекнул, что слушателя ждёт чуть ли не тотальная смена стиля. “Мы постарались сделать то же самое, только еще лучше. Думаю, музыкальный стиль стал шире, что ли, так что мы двинулись в другое направление, хотя и не очень далеко”. Вот так, ни о чём и обо всём. Насчёт “лучше”, я, правда, не уверен. По крайней мере, на этом диске по сравнению с прежними релизами группа засунула подальше свою весёлость, а её неотразимый фолк-аплифт потяжелел. Момент, разумеется, субъективный, но при погружении в дискографию заметный. Возможно на общее, чуть прибитое настроение “Korven Kunigas” косвенно повлиял скрипач и на дуде игрец Jaakko “Hittavainen” Lemmetty. Его потихоньку начало накрывать от столь быстрого развития группы (при том, что всем музыкантам приходилось пахать на “гражданке”, а музыкой пытался зарабатывать только вокалист/гитарист Йонне). Он стал постепенно устраняться от насущных дел коллектива и вносить нордический депресс, что не могло не отразиться на столь тонкой материи, как весёлая музыка. А может, финнам просто пришлось создавать пластинку в ооочень сжатые сроки, и вдохновения не хватило. Korpiklaani заметно модернизировали саунд, гитары зазвучали резче, ритм-секция стала более хлёсткой. Выходу новинки от сынов Суоми предшествовало издание двухтрекового сингла “Keeping On Galloping” (два альбомных трека). По нему можно сказать, что на “Korven Kunigas” стали появляться параллели с кельтик-панком, и в этом смысле альбом целиком не совсем уж скучен, хотя на нём и отсутствуют пати-песни как таковые. Есть на что положить глаз: на эксцентрично-скоростной трешак “Tapporauta”, на эффектный метал-рифф в “Runamoine”, на олдскул-трешевый инструментал с виртуозной аккордеонной игрой “Kipakka”(японский бонус), на хумппа-метал темы “Metsämies” и “Kantaiso”. По поводу кельтик-панка а ля The Pogues — зацените ещё инструментал “Shall We Take A Turn?”. В “Northern Fall” шаманские бэк-вокалы так забавно напоминают курлыканье индейцев или чукчей. «Gods On Fire», «Syntykoski Syömmehessäin» и «Korven Kuningas» — дань уважения традициям, последняя тема длится 25 минут, из них самой музыки 5 минут, а остальное — бой шаманского бубна. Ну, атмосферно. Американский и спешл-эдишн бонус “Nuolet Nomalan” представляет собой смесь классического хеви с умеренно бухим подпрыгиванием.

После чумового гастрольного 2008 года (исколесили дважды Европу, дали два очередных концерта в Раше и повеселили публику в Британии) и долгожданных североамериканских гастролей в 2009-м публику ждал новый релиз “Karkelo”. Он начал записываться в феврале 2009 на двух финских студиях Petrax Studio и Grooveland Recordin, с привлечением нового продюсера Aksu Hanttu. Группу такая частота выпуска дисков нисколько не смущала. “Мы и раньше говорили, что это некая современная тема — думать, что группа должна выпускать один альбом каждые 2-3 года, не чаще. Eсли вспомнить те старые банды из 70-х-80-х, то они выпускали каждый год одни или два альбома. Были, например, Iron Maiden, которые записали свои первые пять альбомов за пять лет, или Thin Lizzy, записавшие шесть своих классических альбомов за четыре года. Kiss раньше выпускали по два альбома каждый год. Видимо, мы научились тому же, что делали группы в 80-х”. Поддерживаю и сам плохо перевариваю многолетние перерывы между студийными релизами. Особенно, если есть спрос и возможности для издания.

НаливайНаливай

«Наливай»

Как корабль назовёшь — так он и поплывёт. “Karkelo” переводится с финского, как “резвиться”, “веселиться”, и именно это слушателя ожидает на этой монументально-тусовочной записи. “Мы никогда не планируем подобные вещи, — признаётся Яркко. — Мы вообще почти ничего не планируем. Альбом возникает из песен, которые у нас есть на тот момент”. А на тот момент у фиников появилась пачка отличных пати-сонгов, снова вернувших Korpiklaani в строй фолк-весельчаков. Самый забойный трек с привлекательным для русского уха названием “Vodka” был выбран ключевым синглом. Вот это праздник души! Плотный, компактный трек с обыгрываемой в каждом припеве гармонией, взрывной мелодией и безотказным драйвом. Слушаешь песняк и понимаешь — человеку хорошо!!! Далее на эту же тему — пивной спринт в “Bring Us Pints of Beer”(на зависть Onkel Tom) и фолк-метал-дэнс “Juodaan Viinaa” (кавер-версия финского исполнителя Hector) с пьяным весёлым ревом под стук деревянных кружек. В скоростных проигрышах в песнях “Isku Pitkästä Ilosta” и “Vesaisen Sota”(один из моих персональных фаворитов) тебя просто подстёгивают ритм, мелодия и финские скороговорки из устаревших слов, а голова с ногами устраивают самостоятельный мош. В пафосном гимне “Uniaika” слышны отголоски ранних Sentenced, в мощно стартующей, простой, но интересной теме “Sulasilmä” приходят на ум Amorphis, шустрая тема “Kultanainen” так и выворачивает ноги поплясать. Есть тягомотные темы вроде полуакустического фолк-рока “Mettänpeiton Valtiaalle”, и просто добротные образцы творчества, например, песня “Erämaan Ärjyt”, но во всех них встречаются прикольные мелодии и ловкие, забавно-дурацкие мелодические линии фолк-инструментов. Не беда, что они все иногда как китайцы — похожи друг на друга.

Каждый концерт - пати

«Каждый концерт — пати»


Вслед за выездным фестивалем Paganfest в Европе и новыми концертами в Питере и Москве в середине декабря 2009, в январе следующего года Korpiklaani отправились во второе масштабное американское турне “Karkelo World Tour 2010”. За ним после небольшого перекура и концертов в Финке последовало первое южноамериканское турне с многообещающим названием “Vodka Revolution Tour”. Далее средней плотности набор летних фестивалей, включая Unirock в Турции. Осенью еще было совместное турне со швейцарцами Eluveitie. Всё-таки ставка на Nuclear Blast сыграла: коллектив оказался в гуще концертной жизни, давая примерно по 100 концертов в год, и стабильно развивался. Раз-два, и в начале февраля 2011 года Korpiklaani уже презентовали на родной земле очередное студийное творение “Ukon Wacka”, которое записывали в прежнем формате в конце 2010 года, прерываясь на гастроли и отдельные концерты. Комментирует Йонне: “Запись проходила очень гладко, весело и расслабленно, что чувствуется. И вообще, с нашим лейблом Nuclear Blast всё проходит гладко. У меня такое ощущение, что мы ещё много времени проведём вместе”. Спонтанный по восприятию и интернациональный по характеру набор удобоваримых песен, в меру жёстких, способных, как украсить традиционное застолье, так и вызвать оживлённый спор по поводу совместимости фолка и тяжёлого рока. “Стоит сказать, что спонтанность всегда присуща нашей манере сочинительства, — говорит Йонне. — Большинство наших песен, какие угодно, но только не сложные. Они быстрые, и их легко подпевать — именно это и есть суть всего происходящего. Мы же артисты развлекательного жанра. Мы даём много концертов, чтобы сделать людей счастливыми. Это легко сделать с этими самыми, сразу же понятными мелодиями, которые надолго остаются в памяти слушателя”. Группа растёт с точки зрения разнообразия песенных форм и нюансирования, мне это показалось ещё на “Karkelo”.

Воздадим должное громовержцу UkkoВоздадим должное громовержцу Ukko

«Воздадим должное громовержцу Ukko»

Заглавную песню в сопровождении кавер-версии Peer Günt “Päät Pois Tai Hirteen” финны представили публике еще в конце 2010 в виде сингла. На мой взгляд, странный выбор для подобной цели, не в смысле, что песня никакая, наоборот. Слишком разнородное содержание, как и у других композиций “Ukon Wacka”. Почему не взять беспроигрышно цепляющий трек “Louhen Yhdeksäs Poika” или хотя бы более линейный фолк-хеви “Korvesta Liha”? Ещё один потенциальный хит-сингл — “Tequila”, в котором финны явно передают привет своим поклонникам в Южной Америке. В нём для колорита только не хватает противного визга вувузел, а в остальном присутствует всё, чем покорил боевик “Vodka”. Имеется также дежурная метал-полька “Vaarinpolkka”, пьяно-героический манифест “Tuoppi Oltta” и энергичный трек “Surma” с протяжным свирельно-скрипичным интро. Новый альбом финнов был уже полностью представлен на финском языке, за исключением бонус-трека — кавер-версии хита Motorhead “Iron Fist”. Вспоминает Йонне: “Когда рекорд-лейбл попросил нас записать какой-нибудь бонус-трек, мы не захотели использовать нашу собственную песню, которую не взяли в альбом. Хотелось сохранить качество трек-листа, вот мы и решили записать песню Motorhead “Iron Fist”, которую периодически играем на наших выступлениях”.

Балласт сброшен

«Балласт сброшен»

В сентябре 2011 года пришла пора окончательно меня скрипача Якко, который из-за своего уныния и депрессии делал невыносимыми ни записи, ни турне. Мало кто знает, но финским фолк-металлера пришлось сменить по разным причинам пять скрипачей, из них четверых — за последние восемь месяцев. Лидер Korpiklaani давно присматривался к талантливому скрипачу, композитору и эксперту по карельским песням Tuomas Rounakarti, создателю проекта Shamanviolin, изучавшему этнос ханты в Сибири. По началу, парень был занят каким-то композиторским проектом, но в январе 2012 года он решил внести в свою жизнь немного хаоса и живых концертов, и ответил на очередное письмо Йонне. “Для меня стало большим сюрпризом то, что мне доверяли, даже не услышав от меня ни единой ноты, — рассказывает Туомас. — Сначала я был скептически настроен и сказал Йонне, что до того, как я приму решение присоединиться к группе, я хочу сначала совместно порепетировать и посмотреть, что из этого выйдет. Мы пытались найти для этого подходящее время, но всё закончилось тем, что первую ноту я сыграл с группой уже в студии. Но даже тот момент Йонне мне сказал: «Ты можешь реаранжировать все песни на своё усмотрение, если хочешь». И я подумал тогда: «Вау, меня действительно хотят!» И это было здорово”.

В преисподнейВ преисподнейВ преисподней

«В преисподней»

C новым участником и со свежим зарядом бодрости Korpiklaani продолжили запись нового студийного опуса, над которым трудились уже с ноября 2011 года. Про The Best никто даже не заикнулся. Над альбомом “Manala”(2012) группа трудилась в тех же финских студиях Petrax-Studios и Hollola, с тем же продюсером Aksu Hanttu. Первейшее отличие — это двойной альбом с основным материалом, исполненным на финском, и бонус-диском с англоязычными версиями. “Не думаю, что мы ещё раз подобное осуществим, — говорит новобранец Туомас. — В целом, всё это было весело, но на удивление сложно. Пришлось поработать гораздо больше, чем планировалось. Наш аккордеонист Юхо занимался переводом текстов на английский язык”. Наибольшую сложность вызвала необходимость адекватно транспонировать финский текст на английский с сохранением ритмичности. Еще одно существенное отличие “Manala” от предшественников — альбом большей частью основан на национальном финском эпосе “Калевала”. “Много лет мы старались этого избегать, по известным причинам, — признаётся Яркко. — Спасибо Amorphis! Мы реально старались избегать какого-либо сравнения с ними. Но пару лет назад мы подумали: “Какого чёрта! Давайте сделаем!” Так что сейчас и мы используем это в качестве источника вдохновения. Это важная сокровищница финской мифологии. Если вы собираетесь петь о Финляндии, то в “Калевале” имеется множество отличных историй”. В новом альбоме финнов отсутствуют алко-застольные песни, да и название у него не самое бухательное — “Преисподняя”. Ну, только если это не чёрный юмор.

Веселись, народ

«Веселись, народ»

При лёгкой корректировке общего саунда (очень хорошо прописаны ритм-гитары, думаю, по нескольку раз, притоплен вокал), группа осталась насколько спид-треш-метальной, настолько же мелодичной и откровенно народно-эпической. В качестве контраста предложу треки “Petoeläimen Kuola” (убойнейшие, классические дойчлянд-треш-рифы типа Risk — только попробуй представить инструментал без нервной икоты аккордеона), “Kunnia” и “Tuonelan Tuvilla” с одной стороны. А с другой стороны имеются грустные акустические наигрыши в “Synkkä” и популярная финская песенка “Levan Polkka” 30-х годов, при звуках которой мне представляется довольная физиономия обрусевшего финского актёра Вилле Хаапасало в фильме “Особенности национальной охоты”. А между ними затесались: заблудшая интерлюдия “Husky Sledge”, Korpiklaani-стайл сочинение “Uni”, а также как бы прогрессивный трек “Metsälle” с множеством разных элементов и составных частей, представленный группой на отборочном конкурсе “Евровидение”. Отмечу также очевидный вклад нового скрипача в номере “Ruumiinmultaa” (в японской версии это англоязычный бонус-трек “Soil Of The Corpse”). В соло Туомаса в этой композиции слышны балканские музыкальные традиции. И привет Black Sabbath — финны даже выдали свой фолк-дум-метал “Sumussa Hämärän Aamun”, ставший бонус-треком в одной из региональных версий.

Релиз “Manala”, после и так агрессивной концертной политики менеджмента Korpiklaani в первой половине 2012 года, повлек за собой очередное североамериканское турне с Moonsorrow, Tyr и Metsatöll. Оно плавно перетекло в европейский выездной фест Heidenfest и всеевропейское турне при поддержке Metsatöll. Да, да, Рашу не забыли, в ноябре 2012 появились в московском Сити-Холле и в питерском клубе “Арктика”(RIP), а в декабре 2013 это уже был клуб “Вольта” в столице и «Зал ожидания» в Питере. Похвальная привязанность к российским городам-миллионникам, не правда ли? О популярности фолк-металлургов во всём мире свидетельствует и постепенно расширение географии их гигов — в 2013 году Korpiklaani впервые выступили в Израиле, Китае, Коста-Рике и на Тайване. Ну, и планы на будущее, так сссть…. Новый альбом, судя по всему, уже существует в виде демо. Korpiklaani планируют отправиться в студию либо весной, либо ближе к осени 2014. Плотный прошлогодний гастрольный график не дал группе толком подготовиться к студийной работе, поскольку Korpiklaani не сочиняют в турне. Из концертов на этот год пока заявлено несколько фолк/метал/паган-фестов. И до сих пор ничего не понятно с неоднократно упоминаемым DVD. Говорит Яркко: “Несколько лет назад у нас была идея снять шоу на одном немецком фестивале. Но получилось дерьмово: то у нас была картинка, но не было звука, то наоборот. Каждый раз, когда мы пытаемся записать что-нибудь на видео, нас преследуют неудачи. Пару лет назад все удачно складывалось, но кто-то отключил цифровой рекордер до завершения финализации, и опять ничего не получилось”. Специалисты за работой! Но, всегда есть возможность, что бюджет позволит привлечь когда-нибудь хорошего и ответственного видео-продюсера. Даже не знаю, а нужно ли это действительно таким простецким музыкантам, как Korpiklaani? Вперёд, ножками, на живой концерт!

Ян Федяев

Сайт: http://www.korpiklaani.com

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.