Search for:
 

Omnium Gatherum, part 1

Foto 1

Хоть и смотрят они на нас подленько, хоть и боятся со времён войны прошлого века, хоть и гадят при первом же удобном официальном случае (в визовом центре, на границе или у себя дома, при этом прилично зарабатывая на ваньках-дурачках), но музыкальные следы в истории метал-музыки финны оставляют масштабные, выходящие далеко за соседские границы. Так что возрадуемся не качественной зубной пасте или вкусным рыбным копчёностям из приграничных чухонских торговых маркетов, а всегда актуальной, хорошей рок-музыке! Omnium Gatherum – несомненно, один из интереснейших финских мелодик-дэт-метал коллективов, не чурающихся своих прогрессивных заскоков и постоянного желания трансформироваться в рамках собственного скелета. Стилистические новообразования, конечно, тут и там вылезают за пределы костных образований, распыляя сознание иного упрямого слушателя, но вряд ли кто-то упрекнёт этот достойный финский коллектив в отсутствии своего пути.

Foto 2

 

Заварилась эта каша с множеством вкусов весной 1996 года, когда по Финляндии, благодаря успехам местных Stone, Tarot, Amorphis, Stratovarius, Children Of Bodom и, конечно же, мелодик-дэт-метальных коллективов из соседней Швеции, катилась мощная волна популярности метал-музыки. Достаточно молодые музыканты-приятели Markus Vanhala и Olli Lappalainen (оба гитариста) из портового города Котка (а точнее из района Кархула), побренчав до этого пару лет о чём-то несущественном, решили, что им по силам внести серьёзную лепту в становление финской метал-сцены. Вспоминает Маркус: «Просто метал-тинейджеры решили поиграть мелодичный дэт-метал, а моя прежняя группа Manitou как раз развалилась…. Скажу по секрету, нам нравилась местная банда At Dawn They Sleep, и нам хотелось быть похожими на них. Но впервые меня вдохновила на создание в будущем собственного музыкального коллектива группа Europe, когда мне было шесть лет». Постепенно к группе, получившей латинское имя Omnium Gatherum (что можно перевести как «сборище всего подряд»), присоединились барабанщик Ville Salonen, бас-гитарист Olli Mikkonen и весьма нелишний клавишник Mikko Nykänen. В 97 году они записали своё первое демо “Forbidden Decay”. Развивался коллектив не спеша. Группе надо отдать должное – организаторы оказались настырными, рук не опустили. Звёзд с неба не хватали – в общей сложности им потребовались 4 демо-записи, одно другого круче, и масса концертов по городкам родной страны, чтобы быть замеченными заграницей. Функции вокалиста выполнял Олли Лаппалайнен. Видимо, чтобы разгрузить его на концертах и записях, в 98 году в команде появился ещё один гитарист Harri Pikka (ex-Total Devastation), а на басу появился Janne Merkkanen. Этот состав записал последующие демо-епишки “Omnium Gatherum”(98, записано на репточке команды под название HellHole) и “Gardens, Temples…This Hell”(99, записано на местной студии AK-sound). «Кстати, „Gardens…“ получил большой позитивный отклик от журналов, радиостанций и от некоторых рекорд-компаний, — вспоминает Маркус. – Но это так и не привело к серьёзному предложению о сотрудничестве». К записи ключевого демо “Wastrel” зимой-весной 2001 года состав снова подкорректировался: вокалист/гитарист Олли ушёл по личным обстоятельствам, оставшись до сих пор дизайнером коллектива, появился штатный вокалист Antti Filppu, а также сменился барабанщик на Jarmo Pikka. Кстати, демо “Wastrel” OG собирались записать ещё в 2000-м году, но уход Олли спутал все карты. Демо записали, но она оказалось печального качества из-за нехватки средств и отсутствия подходящего оборудования для записи. Так что, когда появился новый горлодёр Антти, решение о перезаписи “Wastrel” возникло незамедлительно.

Foto 3-1Foto 3

Технический и композиторский уровень OG к началу 2000-х достиг уже интернационального уровня, и один из веерно разосланных по лейблам дисков с перезаписанным демо “Wastrel” привлёк внимание поднимающего голову британского лейбла Rage Of Achilles. И ведь не смутило фиников такое мало вдохновляющее название! Как бы там ни было, партнёры по шоу-бизнесу ударили по рукам, и ещё до подписания контракта в декабре 2001 года на финской студии Sonic Pump за шесть дней группа полностью перезаписала для будущего EP-релиза весь материал с демо “Wastrel”. По дороге где-то потеряли прежнего клавишника, и его место на записи занял Mikko Pennanen. Лейбл Rage Of Achilles преступно долго тянул с выпуском и так уже устаревшего материала; в результате, первый официальный ЕР OG под названием “Steal The Light” появился на свет только в октябре 2002 года, когда группа фактически уже записала материал для первого полноформатного альбома “Spirits And August Light”(2003), согласно тому же контракту с британцами. Все пять композиций епишки “Steal The Light” выдержаны в единой, не слишком массивной, мелодик-дэт-метал-романтической эстетике с обилием воздушных клавишных и гитарных пассажей а-ля ранние Dark Tranquillity и прочие шведы, меланхоличных мелодий и великолепной соло-работой, что в сочетании со стрёкотом шведских мелодик-дэтовых драм-партий в “Wastrel” и „Candles For Giordano Bruno“, многослойным, павер-эпическим инструментальным размахом в “Son’s Thoughts”, “Ammo“ и „Lost And Found” и не всегда линейным развитием складывало очень притягательную мозаику. На глазах у публики действительно рождалось что-то весьма интересное. «Мы пытаемся комбинировать множество различных стилей в нашем собственном стиле, чтобы музыка была более вариативной и, в первую очередь, более интересной, — говорит босс Маркус. — Так что мы черпаем наши влияния отовсюду, от At The Gates то Massive Attack, Death, Devin Townsend, Europe, The Who, Anathema, Allan Holsworth, Morbid Angel, Judas Priest и так далее. Но первым делом, когда мы основали команду, мы хотели играть что-то, что можно было сравнить со шведскими дэт-метал группами, ранними Amorphis и Death».

Foto 4


Полноформатник “Spirits And August Light”, частично состоявший из старого материала с включением нескольких новейших композиций (в том числе двух песен авторства нового гитариста Харри), выдержан в том же ключе, что и дебютный ЕР: техничный гитарный полив с оглядкой на Алекси Лайхо, лирические хеви-отступления и холодящие имперские космо-клавишные, множество красивых мелодических ходов, выбор в пользу треш/спидовых скоростей, надрывно-лающий энгри-вокал, достаточно плавное развитие композиций. Некий стилистический и структурный хаос пока ещё нельзя было назвать прогрессивной фишкой, но, как показал следующий релиз, всё к тому и шло. Стартовый номер “Writhen” и шустряк ему под стать “Amor Tonight” обладают согревающей риффово-трешевой динамикой, которую не сбивают грувовые спады с поддержкой клавишных пэдов. “Deathwhite“ презентует много викинг-блэкушных элементов и ледяную атмосферу. “Cure A Wound” максимально приближен к гётеборгской школе At The Gates, а следующий трек «The Emptiness Of Spirit», начинающийся с чистой гитары и мягких синтезаторных текстур, постепенно раскручивается в солидный кусок благородного модерн-метального мрамора. “Spirits And August Light” записывался там же – в студии Sonic Pump с тем же продюсером Нино Лауренне (на запись ушло две недели), а вот мастеринг делал уже финский асс мастеринга Микка Юссила в студии Finnvox. Трек “Perfumed Garden” оказался перезаписанной версией песни «Garden Of Fallen Jesters» из демо “Gardens, Temples…This Hell”, песни “Wastrel” и “Son’s Thoughts” получили третью жизнь. С релизом “Spirits And August Light” Rage Of Achilles тоже тянули неприятно долго: вместо заявленного конца февраля альбом вышел в Англии в конце марта, ну и далее медленно стал расползаться по основным рынкам. Простенько скроенный промо-видеоклип на песню “Writhen” вошёл в состав нескольких DVD-компиляций. Что касается концертов, то OG практически никуда в тот период за пределы своей страны не выезжали, разве что отыграли однажды шоу в Эстонии.

Foto 5

Столь быстро прогрессирующий в музыкальном плане коллектив такое положение вещей устраивать не могло. Новая волна мелодичного дэт-металла, которую OG по праву стали представлять наряду с финскими коллегами Insomnium и Kalmah, требовала более активных усилий по развитию. Но всё решилось само собой. Когда OG уже сидели в студии Sonic Pump и записывали второй полноформатник “Years In Waste”, рекорд-компания Rage Of Achilles прекратила своё существование, и бабла на завершение записи не оказалось. Так что волей-неволей музыкантам первым делом пришлось рассылать кое-какой готовый материал в качестве промо по всем рекорд-лейблам в надежде найти издателя. И вопль жаждущего, хоть и с третьего раза был услышан в офисе влиятельного Nuclear Blast. Да, забавное дело, два промо-пакета, отправленные немецкому лейблу, по велению судьбы так и не дошли до адресата…В начале 2003 года в составе группы опять играл новый клавишник Jukka Päräla (ex-Manitou). Подписав контракт, OG продолжили работу в студии и вышли оттуда с альбомом, вызвавшим неоднозначную реакцию у зависающей на мелодик-дэт публики. Спустя годы некоторые участники группы признавались, что стилистическая трансформация OG оказалась на тот момент слишком прогрессивной, хотя первые релизы финнов и представляли для этого вполне крепкий фундамент. Более хрустящая ритм-секция, напоминающая местами европейских трешеров, подавшихся во второй половине 90-х в прог-грув, отличные, но пересушенные трешевые и мелодик-дэтовые рифаки в “Waste Of Bereavement”, “The Fall Went Right Through Here” и “Gravesilence“, переплетённые с великолепными, на мой взгляд, прог-роковыми отступлениями в “Black Seas Cry” и „No Moon & No Queen” (за что лично уважаю с потрохами Nightrage). Упомяну ещё парочку отличных модерн/кроссовер-болванок „Misanthropic (Let Me Crown Fall)“ и “The Nolan’s Fati”.

Foto 6

Критических помоев на OG по поводу смены художественного курса было вылито немало. Возможно, на множество негативных оценок “Years In Waste” повлиял сухой саунд (кто-то назовёт его холодным и утонченным), досадное отсутствие «мяса» в гитарах, какая-то ватная, невыразительная атмосфера (кто-то назовёт её депрессивной или мистической) и совсем уж кашеобразные структуры песен, не позволяющие сосредоточиться на цельном восприятии OG. Притом, что вся техничная начинка песен очень даже разборчиво звучит. Разборчиво, неопределённо и безжизненно. В „Years In Waste“ финны запихнули слишком много всего от каждого, сбив для традиционно консервативного метал-слушателя вектор дальнейшего отношения к коллективу, и оказались между двух стульев, едва появившись на большой сцене. Хотя мне лично совсем не хочется раскладывать музон OG, и этот альбом в частности, на составляющие, то есть прикручивать часть к Nevermore, часть к In Flames и At The Gates, часть в Edge Of Sanity, часть к работам Дэвина Таунседа и так далее. Как есть, так и есть. Делится мыслями Маркус: «Должен сказать, что мы были в значительной степени удивлены восторженному приёму нашей первой пластинки и отзывам, что мы, мол, глоток свежего воздуха и new wave дэт-металла вообще. Так что основной целью второго альбома было, разумеется, сочинение чего-то, что будет ещё лучше и разностороннее, чем “Spirits And August Light”. На мой взгляд, этой цели мы добились. Думаю, что альбом “Years In Waste” всё же предлагает нечто новое в перенасыщенном металлическом жанре». Ну, что ж, заява спорная, но результат достоин обсуждения, и потому вызвал много минусовых откликов, что большой круг слушателей действительно увидели в OG финских самородков. Тех, кто не только умеет поливать бессмысленные соляки, но и способен вдохнуть в богатую клонами финскую метал-сцену что-то самобытное.

Foto 7

Стараниями Nuclear Blast новинка финской команды появилась на японском рынке с двумя бонус-треками – демо-версиями альбомных песен “It’s A Long Night” и „No Moon & No Queen”. «Золотое» переиздание “Years In Waste” в 2008 году с 24-битной обработкой обогатило оригинальный трек-лист сразу шестью архивными записями, взятыми из так называемых студийных сессий “Woodbine Garden Sessions 2004-2006”. По сути, это коллекция демо-записей OG, сделанных в разное время с вокалистом Антти Филппу. Говорит Маркус: «В тех записях есть действительной кайфовый грув, а также, возможно, лучший и наиболее агрессивный вокал Антти. Мы рады, что эти треки были изданы, они заслуживают этого». В случае с “Years In Waste” в переиздание добавилась забавная перепевка песни “Moneytalks” группы AC/DC, демо-версия заводной темы “Waste Of Bereavement” и несколько неизданных демо. Однако сотрудничество финнов с Nuclear Blast оказалось не столь безоблачным. Рассказывает гитарист Маркус: «Иногда (и это наш случай) я не понимаю лейблы, которые вбухивают кучу денег в запись альбома, а потом «забывают» о его должной промоции. В непроходимых джунглях музыкальных релизов без раскрутки исчезают даже великие альбомы. Ты можешь продать кучу своего барахла, благодаря масштабной промо-компании, но ты не продашь ничего, если хотя бы не заявишь о том, что ты делаешь… В случае с Nuclear Blast случилось так, что мы оказались не той группой, не в то время и не в том месте. Это был для нас странный эксперимент, и мы записали свой самый некоммерческий альбом, к тому же, в то время вышел альбом Nightwish “Once”, который продавался куда лучше, чем мы. Так что, один из нас должен был уйти».

Foto 8

Тем не менее, годы в обойме NB стали для финской группы вполне плодотворной почвой для нового старта; по крайней мере, речь уже не шла о каких-то малоизвестных, но амбициозных метал-энтузиастах для кишащего финского музыкального рынка. В 2004 году Nuclear Blast на радость пропустившей начало карьеры OG публики переиздал сплитом первый ЕР и первый лонплей под единой обложкой. Забегу вперёд и скажу, что в 2008 году спайка “Spirits And The August Light + Steal The Light”, пройдя 24-битный ремастеринг, появилась на золотом диске и обзавелась при этом двумя кавер-версиями, взятыми всё из той же заначки “Woodbine Garden Sessions 2004-2006”. Это известные треки „Suicide Machine” (Death) и „Hangar 18” (Megadeth). После этого издательские пути OG и Nuclear Blast разошлись. Что ж, за это время о OG неплохо узнали в Европе. Финики до конца 2005 года продолжали откатывать локальные гастроли с множеством именитых коллег, поддерживая свои текущие релизы, к которым сам лейбл практически сразу же утратил интерес, и кроме того, смогли впервые полноценно заявить о себе на европейских метальных фестивалях.

Foto 9

Релаунч рано или поздно наступил бы: о продлении контракта с NB речи не шло, а весной 2006 года о своём уходе из группы заявил вокалист Антти Филппу. Через непродолжительное время на его пост заступил Jukka Pelkonen, или просто J. В очередной раз поменялся и клавишник – новым музыкантом стал Aapo Koivisto (ex-Breeding Chamber). Приемлемые условия контракта группе предложил лейбл Candlelight Records. „Candlelight оказались «нашим размерчиком», — говорит гитарист Маркус, — не слишком большими, чтобы думать только о деньгах, но и не слишком маленькими, чтобы быть не в состоянии продвинуть группу вперёд и поддержать её альбом». А чтобы уж окончательно всё поменять, для записи новой студийной пластинки OG решили сменить и студию. Осенью 2006 года они отправились не за 100 км от дома в Sonic Pump – расчет на характерный и выигрышно непохожий ни на кого саунд не оправдался – а в Southeast Studios, что в родном районе Кархула недалеко от Котки.
Продолжение следует.

Ян Федяев

Сайт: www.omniumgatherum.org

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.