Search for:
 

Schöngeist

“На концерте не играет никакой роли, хорошо ли ты себя чувствуешь, раздражён ли ты, устал, истощён, раздражителен, измучен или ещё в каком-то состоянии. Ты должен давать на 100% настоящего рок-н-ролла и выполнять тяжелейшую и, вместе с тем, прекраснейшую работу в мире”.
T.Karakus

Foto 1

Без особого повода, для разнообразия, так сказать. Очень уж вкатил их прошлогодний локальный хит “Zusammen Allein”, волею судьбы попавший в наше поле зрения. Забойная дэнс-рок вещица всё никак не хотела тускнеть с каждым новым прослушиванием, что в итоге и привело к подробному знакомству с дискографией этого баварского рок-коллектива. К уже далеко не новому жанру NDH (Neue Deutsche Härte) бэнд из Мюнхена, конечно, можно прикрутить, не только их первым альбомом, в котором относительно тяжело звучат гитары, а песни собраны не без значительного влияния земляков Rammstein, Megaherz и прочих, успевших с 1995 года наваять несколько германоязычных нетленок. Хотя в дальнейшем влияние поп-настроений, меланхолик-вэйва и электро-готик-рока в музыке Schöngeist стало заметнее больше, ну и сочетание Sisters Of Mercy + The Oomph! нашему коллективу стало как никогда к лицу. В целом, в эстетствующем модерн-роке марки Schöngeist много чего намешано, и в какой-то момент эта беспроигрышная мешанина начинает цеплять: томная вэйв/готика с холодной и бездонной мачо-грустью, кокетливая страдательность, зачётные поп-мелодии категории «займи, но выпей», простые и монотонные гитарные риффы, помноженные на индустриальные/дэнсовые/хеви-балладные ритмы, ближневосточные влияния, уходящие корнями в турецкое происхождение вокалиста и шефа коллектива Тимура Каракуса, соответствующий колорит некоторых песен… Начнём-с.

Foto 2

Родители Каракуса переехали в Германию из Стамбула, но сам молодой человек родился и вырос в Мюнхене, в совершенно обычной обстановке с обычными био-бюргерами; он уверяет, что его семья всегда придерживалась современного западного образа жизни. Музыкой, по некоторым данным, Тимур начал заниматься году эдак в 1993-м. Музыкант никогда не был институционально религиозным, и самостоятельно занимается поиском собственного духовного пути. Тематически он редко обращается к религии вообще, и не выпячивает своего мнения на этот счёт, предпочитая социальные, психологические и личностные темы. Правильно делает. Что касается Schöngeist (по нем. «Эстет»), то бэнд зародился в 2006 году. «Идея создать Schöngeist пришла мне в голову — а как же могло быть иначе — в чудесной пивной в стиле модерн, — рассказывает основной виновник происходящего. – Когда мы сидели и сетовали на Бога и мир, жаловались на его быстротечность и ненадёжность. На то, что у людей не хватает времени, чтобы успокоиться и сознательно наслаждаться жизнью, чтобы замечать вокруг прекрасные вещи, которые могут подарить нам силу. Так, по сути, родилось название. Когда мы закончили запись первого альбома “Liebeskrieger”, я, собственно, и собрал команду. Можно сказать, я сначала присматривал подходящих музыкантов и личностей для этого проекта, чтобы покорить с ними сцены этого мира!» К тому моменту инициатор Тимур Каракус уже засветился в немецкой рок-тусовке, став продюсером видеоклипа на песню “Schwarze Witwe“ с дебютного альбома “Eisbrecher” NDH-земляков Eisbrecher. У той пластинки имелся приличный коммерческий успех в германоязычных странах, так что имя Каракуса нет-нет, да и всплывало в связи с набирающим популярность Eisbrecher. Создание собственного коллектива для немецкого турка стало лишь вопросом времени и подходящих финансовых условий.

Foto 3

Первый альбом “Liebeskrieger”(2009) записывался под присмотром швейцарского музыканта и продюсера Carlos Peron, одного из основателей группы Yello, а выпуском готовой продукции занимался лейбл Golden Core/ZYX Music. Каракус с самого начала решил петь на немецком языке, что обеспечило ему надёжную привязку к местному рынку. Отчасти, привлечению интереса к Schöngeist поспособствовал приятель Тимура, вокалист Eisbrecher Алекс Вессельски, рассказывавший как-то про Мюнхен в одном радио-шоу на фоне прилипчивого сингла Schöngeist ”Unsterblich”. Сама песня мало чем отличалась от вала актуальных NDH-треков дойчляндского происхождения, но молодая публика вдруг заинтересовалась. Сохраняя на первых порах присущую семейству раммштайновых монотонную угрюмость в большинстве треков, Schöngeist стали расширять традиционный художественный NDH-арсенал этно-элементами, завываниями муэдзинов, активной электроникой, экспериментальными фенечками (в виде вокальной обработки в “Tanz Mit Mir”, в виде пародийной поп-гармонии в “Frag Mich Warum”, стёбного не-метального трека “Graf Koks” или синтетики вместо ритм-гитар в “Zucker Zucker”) и другими приёмами. Упомянем заодно искушающе-харизматичную внешность самого Тимура Каракуса, что само по себе быстро расширило фан-базу молодого коллектива за счёт представительниц прекрасной половины человечества. Если сравнивать целиком альбом „Liebeskrieger” с последующими, отполированными и хит-ориентированными релизами Schöngeist, то можно заметить осторожность в продюссировании, разнобой в композиторстве и не самое элегантное микширование; где-то стоило тщательнее поработать над вокальными партиями. В целом, группа только нащупывала свою тропу, оглядываясь на популярных коллег.

Foto 4

Учитывая ситуацию с турецким населением в Германии, можно было предположить, что все эти ближневосточные музыкальные витиеватости в треках “Tanz Mit Mir”, “Böses Blut” и других, а также открытая мультикультурная подача рано или поздно найдут отклик у публики и у профильных учреждений. В 2010 году Schöngeist стали обладателями Немецкой поощрительной премии в области музыки, вручаемой “Initiative Music” — агентством, учреждённым федеральным правительством в целях содействия развитию музыки в Германии. Говорят, просто подали заявку и выиграли. После этого дело пошло ещё лучше. Жаль, до сих пор широко не слышно металл/рок-групп из Германии, которые интегрируют в свою музыку славянские мотивы. Может, кого-то из них тоже стоит поддержать на федеральном уровне? С количеством русскоязычного населения в Германии ведь тоже всё в порядке! Не хочется думать, что со временем от такой политики англосаксы вообще останутся без рождественских ёлок с подарочными носками от Николауса и будут строем отмечать Курбан-Байрам. Если вообще останутся… Но не будем отвлекаться, кстати, нас это тоже касается. После выхода дебютного альбома Schöngeist отправились в первое серьёзное турне – разогревать земляков Die Letzte Instanz. Вспоминает Тимур: «Я тогда подумал: «Какой нехилый вариант! Нам стоит и дальше продолжать в таком же духе! Это был не только удачнейший шанс для нас, но и наше лучшее решение – согласиться на это турне. Такие вещи НУЖНО делать, это отличная школа для тех, кто стоит в начале пути и планирует серьёзно заниматься концертной деятельностью». Хорошей гастрольной школой стали и последующие совместные гастроли с Eisbrecher и выступление в Нидерландах на разогреве The Gathering.

schöngeist_cd_cover.indd

Второй альбом “Keine Zeit”(2011) создавался более осмысленно, с учётом уже сложившегося ощущения группы и изменившейся музыкальной конъюнктуры. Три песни на “Keine Zeit” Тимур сочинял всё с тем же Алексом Вессельски. В остальных случаях Алекс по-приятельски осуществлял функции супервайзера. «Да, мы гордимся тем, что такой опытный, успешный и весьма креативный чел, как Алекс, участвовал в производстве новой пластинки Schöngeist. С художественной точки зрения, это положительно сказалось на альбоме. Мы уже открыли себя для компетентных влияний извне и избавились от своего эго по этому поводу. Определённо, это пошло на пользу, и результат говорит за себя». В январе 2011 года лейбл ZYX Music выпустил в цифровом и промо-сиди формате сингл “Sonne Der Nacht“, куда вошла альбомная версия песни, её более электронный микс MCC Dusk Version и ещё один альбомный трек “Nur Mich” с прикольным банджо-скрипичным аккомпанементом и гостевым воем муллы. Имя скрипачки в составе Schöngeist, кстати, стоит упомянуть — Henriette Becker, её работа в треках группы имеет весомое значение. В треке “Sonne Der Nacht“ уже зазвучал упругий радийный дэнс-рок с гламурненькой гитарой, с теми самыми томными поп-готик интонациями и сладкой грустинкой – они же ещё присутствуют в песнях “Auge Um Auge”, “Ganz Oder Gar Nicht”, “Schalt Ein! Schalt Aus!”, “Nur Mich”… По количеству подобных песен на этом альбоме можно с определённой степенью уверенности судить о дальнейшем курсе музыкального развития коллектива. В балладе “Nie Mehr Allein” освежающе звучит сочетание акустики и аккордеона, в синти-поп/шлягерном медляке “Du” на гниль давят капли пиано и синтетические струнные с пафосным вешанием гитарных рифцов в припеве и соляком на свирели. В смелое американское переиздание “Keine Zeit“ вошла англоязычная версия песни “Zucker Zucker” с существенно подкорректированным текстом и добавлением эротических вздохов. Как ни странно, не смотря на всестороннее улучшение качества и выигрышную динамику, второй альбом продавался похуже, хоть и ценился профессиональной прессе в большинстве случаев выше. При сочинении следующего альбома Тимур Сотоварищи сделали соответствующие выводы. Впрочем, на клубной сцене в Германии группу всегда хорошо принимали.

Foto 6

2012-й год был памятен для группы награждением премией Orkus Awards, вручаемой серьёзным готик-рок изданием Orkus. До появления нового альбома, не считая клубных выступлений, Schöngeist откатали довольно стрессовое турне вместе с группой Zerаphine. Под выпуск очередной пластинки Schöngeist сменили издателя и перешли под крыло Oblivion/SPV. «Мы почувствовали, что с SPV сможем достичь существенно большего, чем со старым лейблом. И это предчувствие в итоге подтвердилось». Прежний лейбл Golden Core ещё успел качнуть немного деньжат, выпустив в апреле 2013 года пятидисковый бокс-сет под многозначительным названием „Gothic Rock Box”. В него вошли альбомы групп Schöngeist, Remo Park, Mandylion и Schlagwerk. То есть, на первых двух дисках присутствуют первые два альбома виновников нашей статьи – к альбому “Liebeskrieger” приделан бонус-трек “Zucker Zucker (Vallersleben-RMX)”, а к альбому “Keine Zeit” добавлены “Sonne Der Nacht (Mcc Dusk Version)”, “Sugar Sugar (Us Version)” и минутная олд-джазовая зарисовка „Wenn Ich Es Nur Wüsste“, чисто по приколу.

Foto 7

 


К новой пластинке готовились ещё тщательнее; на первые четыре песни ушло больше всего времени – они должны были звучать коммерчески безупречно и при этом оставаться аутентичными. Запись велась в собственной студии Schöngeist в пригороде Мюнхена. В июле 2013 года в народ пошёл первый сингл с новой пластинки — “Zusammen Allein”, идеальный хит-сингл, самое первое сочинение из новой пачки. Сам лидер коллектива описывает его как back to 80-s, смесь Sisters Of Mercy, Billy Idol и Del Silencio. «Музыку всегда глупо описывать, особенно, когда она твоя собственная. Но в этот раз мы существенно уменьшили количество электроники и прочего наполнения. За счёт этого песни зазвучали менее расплывчато, конкретно и с тягой вперёд. Что касается менталитета, то можно сказать, что мы отчасти «обратились к корням», в направление настоящего рок-н-ролла. Так что новый альбом звучит ровнее, эмоциональнее и местами агрессивнее». И ведь не слукавил – из “Wehe!”(2013) получился отличный альбом, цельный, без излишеств, с более чёткой гитарной работой, качающей ритм-секцией и умеренным бурлюканьем синтезаторов. Мрачноватый рокешник “Lebe” меньше всего ожидаешь от Schöngeist, за танцевальную часть программы отвечают треки “Kenne Mich” и “Tief” (яркие примеры совместного сочинительства с Алексом Вессельски), плюс гимновые/сакральные эпизоды в модерн-роковой заглавной теме и выигрышные клубные хиты — вышеуказанный сонг “Zusammen Allein” и “Ich Bin Dafür” с ключевыми припевами, а также неожиданно метально звучащий номер “Es Zahlen Die Sekunden”. Слушается легко и задорно, NDH-курсы кройки и шитья даром не прошли.

Foto 8

«Думаю, “Liebeskrieger“ получился в большей степени экспериментальным, — продолжает комментировать вокалист. — Затем на “Keine Zeit” мы захотели слишком многого; то был очень интересный альбом с множеством классных музыкальных аспектов, но немного перегруженным. А теперь “Wehe!” воплощает в себе лучшие качества первых двух альбомов. Он более прямолинейный, более серьёзный и профессиональный. Вообще в нём больше энергии. И пока это наш самый коммерчески успешный альбом, так что все происходящие изменения к лучшему». По словам фронтмена, именно активное вовлечение участников коллектива в сочинение и производство придало новой работе «Эстета» особенный глянец и шарм. «Больше драйва, больше смелости, больше рок-н-ролла. В конце концов, получились просто чертовски клёвые и жирные песни. Очень хорошая музыка для большого числа любителей рока». На третьем альбоме немцев снова в порядке исключения появилась песня на английском языке – кавер-версия классического хита Ника Кейва “Where The Wild Roses Grow”. Смог ли коллектив в своей уже лоснящейся электро-готик-рок манере передать мрачное очарование этой шикарно-упаднической песни – спорный вопрос. Но известно, что сам господин Кейв и его менеджмент одобрили отправленную им ранее демо-запись и дали добро на использование песни. Думаю, это о чём-то говорит.

Foto 9


По словам Тимура, группа не стремится давать максимально возможное количество концертов и предпочитает размеренный образ жизни. К тому же всем музыкантам приходится работать «обычную» работу, чтобы затариваться в Лидлах/Пеннимарктах и платить коммуналку в дорогом для жизни Мюнхене. То же самое касается возможных бонус-треков и неизданных песен. Их просто нет, так что альбом с би-сайдами или редкими и неизданными ауттейками желающие могут ждать вечно – скорее, неофициальную коллекцию дэнс-ремиксов. По крайней мере, с новыми песнями Schöngeist не спешат. «Музыка была, есть и останется искусством, — говорит Тимур. – А искусство требует зрелости. В свою очередь, зрелость требует определённого времени. Конечно, в какой-то момент ты просто должен сам для себя решить, когда уже хватит, и музыка созрела. Я не считаю необходимым соответствовать идиотским механизмам и выбрасывать на рынок новую пластинку строго через каждые 365 дней и давать по 40 концертов в год. Считаю это инфляционным и дорогостоящим потребительским терроризмом, направленным против фэнов. При этом существует опасность достаточно быстро привести в негодность свою креативность, марку и здоровье. Если ты выпускаешь следующую пластинку через полтора-два года и, допустим, даёшь в Германии максимально 15-20 шоу, и если ты при этом классная банда, то этого достаточно. Тебя не сразу забудут, если ты стоишь того, чтобы о тебе помнили». В течение 2014 года Schöngeist, помимо подготовки нового материала для неопределённого по срокам будущего релиза (предположительно, во второй половине будущего года), выступили на нескольких немецких фестивалях и уже объявили о своём появлении на фесте Amphi Festival в Кёльне 25 июля 2015 года. Далеко загадывают, однако! Уверены в завтрашнем дне.

Ян Федяев

 

Сайт: www.schoengeist-musik.de/

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.