Search for:
 

Короткое путешествие в Италию, часть 3: Рим


Занимательная география 28 января 2008

КОРОТКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ИТАЛИЮ

Часть 3. Рим

Теперь, согласно туристическому плану предстояло нам после Флоренции посетить город, в который, как говорят, ведут все дороги. Это и произошло на следующее утро. Мы на нашем автобусе направились в столицу Италии – Рим. Здесь следует сказать, что двух дней, отведенных на знакомство с этим городом явно недостаточно, а потому повествование будет носить характер эпизодических впечатлений, пережитых нами за эти дни.


Диана рядом с молодыми и шустрыми

Прежде всего, вызывал интерес Римский Форум – центр жизни граждан древнего города. Нам очень повезло, что гидом по Риму оказался очаровательный, чрезвычайно образованный и тонкий искусствовед, итальянец с российскими корнями – Пауло – просто «Павлик» или «Павлуша» — как он, шутя, нам представился. И вот, что он рассказал.

К концу республиканского периода Форум имел уникальный архитектурный облик с общественными зданиями, храмами, священной дорогой и торговыми рядами. Здесь была сосредоточена основная городская жизнь, происходили все главные политические и экономические события древнего Рима. Болотистая и сырая местность, на которой возник Форум, была осушена Тарквинием Приско, который начал здесь основательные мелиоративные работы и успешно завершил их. В общем, здесь, когда-то кипела жизнь. Однако, со временем все эти сооружения оказались на глубине нескольких метров под землей, а на этом месте римляне стали выпасать коров и назвали его «Коровье пастбище». Лишь в девятнадцатом веке здесь начались раскопки, благодаря которым сегодня можно увидеть остатки великолепных сооружений древнего римского Форума. При этом, как это ни странно, легко представить себе некоторые моменты из жизни римских горожан в то далекое время.


Храм весталок

Вот перед нами храм Весты, богини домашнего очага и покровительницы государства. Ее почитали в каждом доме и городе. Культ Весты был древнейшим и одним из самых важных. Храм небольшой и округлый, всем видом своим напоминал глиняные жилища древнейших сельских жителей Рима. В одной из двух частей храма пылал вечный огонь Весты. Эта часть храма, доступная днем для всех, ночью не могла посещаться мужчинами. Другая же часть храма была прочно скрыта от людских глаз, и никто не знал, что там на самом деле находится. Говорили, что там хранились какие-то таинственные святыни, от которых зависело счастье Рима. Службу в храме несли шесть весталок. Отбирал их из лучших аристократических семей сам верховный жрец. Девочки от шести до десяти лет поступали в монастырь и оставались в нем в течение тридцати лет, сохраняя невинность и отрекшись от мирской жизни. Первые десять лет их учили необходимым для службы обрядам, затем, следующие десять лет весталки служили в храме, следующие же десять лет они обучали вновь пришедших. Через тридцать лет весталка могла покинуть монастырь, вернуться к мирской жизни и выйти замуж. Но, как ни странно, это случалось довольно редко, так как по всеобщему убеждению весталка, покинувшая храм, не найдет счастья в жизни и, поэтому большинство из них предпочитало оставаться в монастыре до конца дней своих, пользуясь уважением подруг и всего общества.

Главной задачей весталок было поддержание вечного огня на алтаре богини. Днем и ночью они следили за огнем, чтобы он не угасал. А если это случалось, то это было не только преступлением нерадивой весталки, но и предвещало неизбежное несчастье для государства. Тогда приходилось разжигать огонь вновь, причем делалось это весьма торжественно. Огонь при этом добывался трением палочек друг о друга самым первобытным способом. Культ Весты исходил из древнейших времен и во всем сохранял эти давние традиции. Даже все орудия в храме – нож и топор, должны были быть бронзовыми. Весталки не должны были уходить из города и всегда находиться неподалеку от священного огня. Жрицу, по вине которой погас огонь, запарывали насмерть. А весталка, нарушившая обет целомудрия замуровывалась заживо. В земляном валу возле Коллинских ворот в восточной части города вырывалось большое углубление, в которое помещалось ложе и стол. На столе зажигали лампу и оставляли немного хлеба, воды, оливкового масла и молока. Под мольбу поднявшего руки к небу верховного жреца, весталке приказывали сойти по лестнице в приготовленное углубление. Лестницу вытаскивали и нишу замуровывали.

Фрагмент Форума

Вообще же весталки были окружены большим уважением и почетом. Если одна из них выходила на улицу, впереди нее шествовали ликторы, как перед высшими чиновниками. Весталкам предоставлялись самые почетные места в театрах и цирках, а в суде их свидетельство было неоспоримым. Преступник, которого вели на смерть, встретив весталку, мог припасть к ее ногам, и если она возглашала помилование, его отпускали на свободу. Недалеко от храма Веты можно увидеть остатки руин бывшего дома, где жили весталки.

Неподалеку расположилась церковь Св. Иосифа, покровителя плотников, построенная в 1598 году. Под ней находится знаменитая Мамертинская тюрьма, которая состоит из двух помещений: Мамертинского карцера построенного во II веке до нашей эры и Тулианского, возведенного в III веке до нашей эры. Тюрьма эта – место гибели многих выдающихся людей. Здесь погиб вождь галлов Вертингеториг и король Нумидий Югурта.


Разговор с древнеримской чайкой

Здесь был заточен и Святой Петр, который, находясь здесь, совершил чудо. Неожиданно для всех из стен тюрьмы вдруг хлынула вода, и святой окрестил своих тюремщиков, обратив их в Христианскую веру.

Но все таки, несмотря на величайшее понимание и трепетное благоговение с которым мы отнеслись к останкам античного мира, нас ни на минуту не оставляло впечатление, что почва здесь обильно пропитана кровью, а расположенный неподалеку Колизей – одно из самых грандиозных сооружений древнего Рима — ассоциируется с гибелью тысяч людей и со смертью невинных христианских мучеников.

Отсюда из Форума мы вышли по улице Фори Империали прямо на центральную площадь Рима – площадь Венеции. Здесь сразу бросается в глаза беломраморная громадина, которую наш гид Пауло, категорически не принимающий архитектурные достоинства этого сооружения, назвал его – «пишущей машинкой». Поэтому другое, необычайной красоты здание не сразу, к сожалению, привлекает внимание. Это построенный в 1455 году по воле кардинала Пьетро Барбо, будущего папы Павла II, дворец Венеции. Одно из первых сооружений Рима эпохи возрождения отличается чрезвычайной строгостью форм, а его кирпичный фасад украшен тремя рядами окон из белого мрамора. Большинство искусствоведов считают автором дворца знаменитого архитектора Леона Баттисту Альберти. С балкона своей резиденции, дворца Венеции, любил объявлять о своих решениях, пришедший к власти в 1924 году, лидер фашистской партии Италии Бенито Муссолини. А собиравшиеся внизу члены фашистской партии и римские горожане восторженно кричали «Да!», в ответ на вопрос Муссолини, нужен ли тот или иной декрет. После этого декрет легко утверждался, получив «народное одобрение».


Дворец Венеции

По многолюдной улице Корсо, любуясь картинами художников, рисующих свои произведения прямо на тротуарах улицы, мы вышли к Пьяцца дель Пополо, так называемой «народной площади». Лучами от нее расходятся в южном направлении улицы Корсо, Бабуино и Рипетта. Образовавшиеся углы между улицами занимают очень похожие по своему облику церкви Санта-Мария–деи-Мираколи и Санта-Мария-ин-Монтесанта.

Посреди площади установлен тридцатишестиметровый обелиск, привезенный в Рим из египетского Гелиополя по прихоти императора Октавиана Августа еще в X веке до нашей эры. На обелиске сохранились надписи, повествующие о деяниях фараона Рамзеса II.

В своем теперешнем виде площадь возникла стараниями архитектора Джузеппе Валадьера, который работал здесь с 1811 по 1822 год. Он соединил площадь лестницей со склоном Пинчио, на котором раскинулись замечательные сады виллы Боргезе. С северной стороны от площади в сторону Римини уходит знаменитая Фламиниева дорога. На протяжении столетий по этой дороге прибывали в Рим многочисленные путники. Тут справа неподалеку от дороги мы совершенно случайно увидели макет миниатюрного моста, построенного по чертежам великого итальянца Леонардо да Винчи. Разносторонний гений – блестящий художник и выдающийся инженер, опередивший свое время, Леонардо был воплощением идеала всесторонне развитой личности. Это одна из бесчисленных его работ – мост без единого гвоздя.


Пьяцца дель Пополо,
лестница на склон Пинчо.

Пьяцца дель Пополо,
выход на Фламиниеву дорогу.

А площадь теперь является местом проведения праздничных народных гуляний и различных собраний римских горожан. Но издавна, вплоть до 1826 года площадь Пьяца дель Пополо была местом публичных казней.

В оставшееся от экскурсии время мы немного перекусили и с огромным удовольствием побродили по улицам Рима, постояли на одном из многочисленных мостов через Тибр, удивляясь запущенности реки и ее худосочности. На вечер была назначена экскурсию по ночному Риму, от которой мы отказались и предпочли ее отдыху в отличной гостинице на окраине города, куда мы быстро добрались на такси. Хотелось отдохнуть перед завершающим этапом нашего путешествия – посещением Ватикана.


Пьяцца дель Пополо,
Церкви Св. Марии — ин — Монтесанто
и Св. Марии — деи – Мираколи

Макет моста по проекту
Леонардо да Винчи.

Наутро наш гид «просто Павлуша» повел нас на экскурсию по Ватикану, напомнив по пути историю этого государства в государстве.

В античные времена эта территория не была заселена, так как в Древнем Риме место это считалось священным. В 326 году над гробницей Св.Петра здесь была сооружена базилика Константина. С тех пор это место стало постепенно заселяться. Позднее здесь образовалось Папское государство, но в 1870 году возникшее Итальянское государство, ликвидировало Ватикан. Через два года после прихода к власти Муссолини начал переговоры с Папским престолом для разрешения так называемого «Римского вопроса». 110 заседаний, длившихся три года, дали возможность решить эту проблему. Италия признала суверенитет Папского престола над Ватиканом, государством площадью полтора километра. Документы были подписаны 11 февраля 1929 года. Ватикан и Италия взаимно обменялись послами.


Вид на реку Тибр

Пауло и «Земной шар»
Арнальдо Помадоро

Прежде всего, мы посетили в Ватикане величайший памятник изобразительного искусства эпохи возрождения – Сикстинскую капеллу. Что же это за памятник? При Папе Сиксте IV производились большие перестройки Ватиканского дворца, и вот в это время и сооружается знаменитая капелла. Сооружение ее, и наблюдение за исполнением настенных росписей с сюжетами из Ветхого и Нового заветов осуществлял флорентийский архитектор Дж. Дольчи. Римские папы давно хотели иметь такое убежище – крепость, где они могли бы укрыться в смутные времена от внешних врагов, да порой и от гнева римских прихожан. По желанию Сикста IV должно было быть построено такое сооружение, которое своим внешним видом представляло бы в глазах всего мира военный оплот церкви и вместе с тем своим внутренним убранством подчеркивало бы могущество римского Папы. Еще одно предназначение капеллы состояло в том, что она должна была служить местом, где собираются конклавы для избрания нового папы. Пожелание было исполнено, и архитекторы придали капелле снаружи вид бастиона, тогда как внутри, даже, несмотря на относительно малые размеры, она имела удивительно величественный вид, созданный стараниями лучших художников Италии. Здесь работали Бернардино Пинтуриккио, Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо и Казимо Рассели. Плафон капеллы расписывал великий Микеланджело.

По всей протяженности боковых стен капеллы расположены 12 прямоуголных фресок. Одна из них исполнена так, что, встретившись взглядом с глазами изображенного на ней Христа, уже невозможно оторвать взгляда от его глаз. И это волшебство надолго остается в памяти.

Окрестности Тиволи

В 1508 году папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолок Сикстанской капеллы. К этому времени художник был уже известен, как выдающийся скульптор, и отчасти, поэтому уклонялся от этой работы, но папа был непреклонен. И тогда Микеланджело добился разрешения от папы писать на потолке все, что он пожелает.

Через четыре года художник поистине потряс мир титанической мощью и красотой созданных им образов. Он расписал потолок площадью около 600 квадратных метров, изобразив на нем 343 фигуры. Хотя композицией картины является всемирный потоп, мы здесь воочию видим человека со всеми его сильными и слабыми сторонами. В тщетной борьбе со смертью, которая извергается на него проливным дожем с безжалостного хмурого неба, правдиво и талантливо раскрыта истинная человеческая сущность. Впечатление от увиденного настолько сильное, что до сих пор, у меня стоят перед глазами лица обезумевших и озверевших людей, которые борются за место в уже совсем переполненной лодке. Но, как это не покажется странным, произведение это не вызывает чувства полной безнадежности. Где-то в душе не перестает теплиться надежда на спасение всех этих людей, на благоприятный для них исход.


Главная площадь Тиволи

После выхода из капеллы мы оказались во внутреннем дворе, где вдруг увидели нелепо и не к месту расположенную странную современная скульптура. Наш гид Пауло поведал, что это произведение итальянского скульптура Арнальдо Помадоро «Земной шар». Скульптор этот близок тем же традициям, что и известный у нас на родине Церетели, сказал он, и кроме активного неприятия итальянцами его опусов ничем не интересен. В заключение, на всякий случай, Пауло несколько раз повращал «Земной шар».

И вот мы вошли в самый большой храм мира, храм Святого Петра. Наверху вдоль верха одной из стен храма передвигалась по мосткам, какая то черточка сантиметра полтора высотой. Приглядевшись, мы удивленно констатировали, что это двигался человек. Настолько велик храм и все его сооружения, что привычные размеры становятся здесь совсем другими. Выдающаяся архитектура храма, его скульптуры, исповедальные ниши, необычайно красивый алтарь, парадный вход в усыпальницу пап, огромное подземелье под всем собором, все это, вместе создает какое — то ощущение причастности к вечности. И еще. Появляется гордость за людей создавших все это, и отпадают сомнения в том, что всех нас создал всевышний.

Последнее впечатление от Рима это огромная площадь перед собором Св. Петра, по которой очень условно проложена граница между двумя государствами Италией и Ватиканом. Площадь, заполненная тысячами туристов со всех концов света.


До свидания !

По пути в Римини появилась возможность заехать в расположенный в 30 километрах от Рима городок Тиволи. Само место расположение города просто восхитительно. Здесь еще в давние времена отдыхали знатные римляне. Сохранились грандиозные руины Виллы Андриана, возведенной в 118 году нашей эры.

Пробыв здесь около двух часов, мы умчались в Римини, по дороге остановившись перекусить в придорожном кафе. И здесь, вместе с никудышным невкусным меню и неприветливой обслугой, нас ожидало прогнозируемое нашим гидом по Италии Дианой, видимо обычное здесь происшествие. У нескольких туристов из нашей группы в карманах побывали руки шустрых молодых итальянцев и к счастью, на этот раз практически безуспешно, так как многие из нас были к этому готовы. Удалось сфотографировать их всех позади нашего стража Дианы.

К вечеру уже знакомый нам город Римини, откуда мы должны были на следующее утро улетать в Москву, принял нас в свои объятия. Утром же выяснилось, что из-за сильнейшего тумана в Москве нам придется надолго остаться в опустевшем в межсезонье курортном городе, что мы и сделали. Прогулки по замечательным песчаным пляжам и дегустация местных вин отчасти скрасили наше ожидание «у моря погоды». Только вечером Москва дала добро, и мы улетели, наконец, в родную столицу. Вот и все. Наше стремительное путешествие по Италии на этом закончилось, но поверьте, все это было, как в каком-то фантастическом и совсем не реальном сне.

До свиданья! Аривидерчи!

Для Специального радио
Виктор Каширников
Февраль 2008

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.