Search for:
 

Василий Шумов

Интервью с Василием Шумовым
Специальное радио для специальных людей продолжает свое шествие по умам и душам соотечественников и заграничных братьев по разуму. Сегодня гостем нашей виртуальной студии стал человек, продолжающий незримо присутствовать в отечественной музыкальной жизни, оказывая и сегодня на нее сильное влияние, быть может, сам того и не желая. Об этом человеке написаны книги, при этом он не раз заявлял, что не желает жить и развиваться по существующим законам шоу-бизнеса. Человек, уже много раз обогнавший собственное время. Уважаемые специальные слушатели, это интервью с Василием Шумовым.

Здравствуйте, Василий. Наше Специальное радио называется так потому, что работает с материалом, в основном некоммерческим. Название это и немного ироническое и грустное. Специальные люди — это те, которые соответственно, эту музыку любят и слушают. А учитывая, что это практически вся музыка, остающаяся за бортом современной медиа-индустрии, таких людей не так уж мало.

SR – Вы считаете себя специальным человеком, не в смысле любви к специальному радио, а смысле — с ДРУГИМ музыкальным вкусом?
ВШ – Каждый человек специален в своем роде. Многие этого не чувствуют или даже не подозревают об этом. Мои музыкальные вкусы разнообразны. Вы наверно имеете в виду мои альбомы. В плане моего творчества, то оно индивидуально и не имеет массового назначения.

SR – Деление музыку на стили, направления — это не совсем корректно, Вы не находите? Понятно дело, что деление музыку на специальную и не специальную — тоже полный бред. Является ли для вас музыка чистым искусством в понимании академическом, если хотите?
ВШ – В последнее время музыка стала не только искусством, но и технологиями. Поэтому сегодня композитор работает не только со звуком, но и с компьютерами и прочими приборами и программами. Музыка остается наиболее абстрактным искусством и в словах ее чистоту объяснить сложно.

SR – А тот музыкальный продукт, который потребляют сегодня большинство людей индустриальных (и не очень) стран — это просто дитя денег или логическое завершение (ну или стадия) чистого искусства?
ВШ – Все это имеет отношение к бизнесу. Бизнес изучают в университетах и в основе подобных наук лежит аксиома, что мир движется деньгами и люди готовы на все ради денег. Я не занимаюсь бизнесом и его отражениями в музыкальном мире.

SR – Есть средневзвешенные данные, которые определяют, в том числе, и музыкальные продукты, которые может потребить среднестатистический слушатель. Вы могли бы описать идеальный музыкальный продукт, который сожрут все, включая медиа индустрии любой масти на «ура»?
ВШ – Для этого посетите ближайший книжный магазин и его раздел о поп музыке. Увидите массу пособий с названиями типа «Как написать шлягер» с подразделами на стили поп, рок, соул, блюз и т. д.

SR – А что принципиально отличает эту удобоваримую музыку от неудобоваримой? С Вашей точки зрения, естественно, не с точки зрения медиа индустрии.
ВШ – Все что хорошо продается считается удобоваримой, что продается плохо очень вредно для здоровья.

SR – Многие, в том числе некоторые наши (специального радио) слушатели переживают, что им предлагается очень неудобоваримый продукт. Здесь вопрос не про осуждение тех, кто не понимает. Про самопонимание вопрос — неужели этот выбор категоричен — либо делаешь то, что нравится тебе, либо делаешь то, что нравиться всем?
ВШ – А как насчет того, что ты делаешь то, что не нравится всем и тебе самому тоже. Это более тяжелый случай. Кто бы мне объяснил, что делать в такой ситуации.

SR – Но иной раз возникает это жуткое чувство чудища из «аленького цветочка» — страшного снаружи, доброго внутри. Не то чтобы чувство одиночества гнетет, или расстройства. Как бороться с этими бесполезными спорами ни о чем? Особенно, когда назвался груздем и не всегда получается не отвечать.
ВШ – Я считаю, что это великолепно когда возникает любое метафизическое чувство, в частности из «аленького цветочка». К этим чувствам надо относиться очень внимательно и стараться их развивать. Тогда может что-нибудь и прояснится.

SR – А правила в музыке существуют на Ваш взгляд? Если да, то какие.
ВШ – Каждый следует своим правилам. Особенно если эти правила обеспечивают достаток.

SR – Другая сторона условности деления музыки на стили — эклектика. Имеет ли этот термин право на существование, если деление на стили условны? Можно и дальше пойти — назвать музыку частью одной большой эклектики мировой какофонии и так далее. Так что же — важна просто творческая реализация?
ВШ – Сегодня стили существуют для упрощения процесса продажи музыки и облегчения участи консумера при визите в муз. магазин. Без четких стилей в музыке вся система шоу бизнеса рухнет и за ним полетят и все радиостанции с их форматом.

SR – А каким будет новый альбом? Уже есть какие-то очертания по содержанию и музыкальным идеям? Если честно, я решил попросить у Вас интервью после того, как услышал «Черное платье вдовы», настолько эта песня пеня поразила. Откуда это тема? Песня посвящена каким-то событиям или это абстрактная скорбь?
ВШ – Альбом сейчас в ранней стадии. Готовы две композиции. Вероятно, весной альбом будет готов полностью и тогда будет яснее насчет идей и содержания. Композиция «Черное Платье Вдовы» началась как тема на бас гитаре. Постепенно появились другие части и в заключении живые гитары и текст. Я не в состоянии объяснить содержание текста. Я никогда не пишу текстов на тему или под влиянием каких-то событий. Скорее это повесть о тотальном одиночестве.

SR – Очень интересна судьба «Радио Совок». Расскажите, пожалуйста, что это был за проект, на каком движке распространялся сигнал, куда все делось? Насколько я знаю, это было первое русское интернет- радио?
ВШ – Точнее РАДИО СОВДЕП. В середине 90х годов появились технологии позволяющие иметь радиостанцию в интернете без каких-либо крупных затрат. У меня была идея сделать короткие интервью со студентами из разных стран, которые учились в университетах Лос-Анджелеса об их первых впечатлениях, об Америке и Калифорнии. Я сделал около 30 выпусков. Например, датчанина поразили размеры Калифорнии, т.к. он считал, что Дания очень большая страна 300 км в длину и 200км в ширину…

SR – Что из себя представляет сейчас Ваша студия? С кем работаете из музыкантов?
ВШ – Каждый новый альбом я делаю, используя разные студийные подходы. На данном альбоме я использую только мой Mac Power Book и Logic Audio Platinum. Для аудио входа/выхода я использую Logic EMI 2/6. Вся студия переносная и вмещается в компьютерную сумку.

SR – Вот у Алексея Вишни (кстати, Вам от него привет большой!) сейчас наступило разочарование от интернета в связи со всеобщим упадком интернет-технологий и прочая. У Вас сейчас какие отношения с интернетом? Это по-прежнему основное поле для деятельности, или есть какие-то надежды, какие он не оправдал?
ВШ – Интернет для меня является оптимальным дистрибьютором моих работ. Что хорошо, что постоянно улучшаются характеристики и все становится быстрее. Поэтому у меня к интернету претензий нет.

SR – Существует путь чая. Им идут мастера чайных церемоний. А есть путь музыки, которым идут мастера музыкальных церемоний? Вы не ощущаете себя этим мастером музыкальных церемоний?
ВШ – Я ощущаю себя автором опуса «Черное Платье Вдовы».

SR – Не по теме вопрос, но оч. хочется задать))). Есть у Вас сегодня какие-то отношения со спортом? Вот наши слушатели из числа поклонников команды ЦСКА очень интересуются, сохранились ли у вас какие-либо чувства к этому клубу?
ВШ – Хоккей это единственный вид упражнений которым мне интересно заниматься. Играю в любительской команде раз в неделю для тонуса. Что касается ЦСКА, то я с детства поддерживал этот клуб и не вижу причин для каких-либо изменений.

SR – Завершающий вопрос — традиционный для специального радио — Ваши пожелания музыкантам, которые только встают на путь исполнительства -какие ошибки им надо стараться избегать, и каким правилам следовать, если этот музыкант желает делать свою музыку.
ВШ – Если вы желаете делать свою музыку и иметь свой голос, то приготовьтесь к тому, что у вас будет мало друзей и поклонников. Вы будете одиноки, и с возрастом это усугубится. Соответственно вы будете должны сами искать другие способы для существования и покрытия затрат на творчество. Например, я работаю преподавателем в институте.

Коллектив Специального радио благодарит всех, благодаря кому это интервью стало возможным.

Всем привет и удачи!

Читать другие интервью >>>

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.