Search for:
 

Театр начинается с гей-клуба

Русский шпион

Театр начинается с гей-клуба


Театр Globe (средневековая гравюра)

«Театр начинается с вешалки», «Театр – это храм!» — эти выражения имеют сегодня несколько иной смысл, чем в то время, когда они были сочинены. Это сегодня мы приходим в театр с благоговейным чувством, считая за счастье попасть на такого-то режиссера или вот того-то актера, посмотреть на него «живьем». Сидим в темном зале боясь пукнуть, с шипением оборачиваемся назад, если кто-то вдруг начинает шептаться. Это сегодня. А как же на счет смысла выражений про театр который был на старте? Всегда ли театр был синонимом «высокого» и «академического»?

Не всегда. Современный стационарный европейский театр возник во времена Возрождения в Англии и удовлетворял собой вначале не возвышенные и высокодуховные потребности человека, а совсем наоборот. В 16 веке город Лондон полностью находился на левом берегу Темзы, там были Сити, Тауэр, дома, рынки, Парламент – все чинно, благородно. На правый берег Темзы из города вели три моста, от которых начинались три дороги с пригородами. Справа и слева каждого моста на правом берегу находилось по цирку (Circus). Они были все одинаковыми: круглые в плане здания, прототипом для которых стали римские амфитеатры, разделенные на две части – две трети для зрителей, и одна треть – для актеров. В одном из таких цирков (GLOBE он назывался) служил Шекспир. Недавно один американец (не англичане, заметьте) восстановил один из таких цирков, правда, не на месте, где стоял шекспировский, а на другом, но это не так важно — они мало чем отличались друг от друга. Когда будете в Лондоне, обязательно посетите восстановленный Globe, и, если вам повезет, и вашим экскурсоводом будет Патрик Смит, интереснейший рассказ вам гарантирован.


Пример римского театра (г.Аспендос)Действенно-игровая сущность театра определялась исторически, с самых его истоков. Вырастая из глубин человеческой истории, театр корнями своими уходит в толщу древнейших охотничьих и сельхоз. игрищ, массовых народных обрядов и празднеств. Возникавшие на этой основе первичные традиционные действа трагедийного и комического характера (типа мистерий, сатурналий и др.) содержали элементы драматического (мифологически оформленного) сюжета, конфликта, включали хоровые песни, танцы, диалог, ряженье, маски. Постепенно происходившее отделение действия от обрядово-культовой основы, выделение героев из толпы хора, превращение массового празднества в специально организуемое зрелище создали предпосылки для появления лит. драмы. Расчленение на актёров и зрителей выявило важные общественные функции театра.
БСЭ

В то смутное время театр мало чем отличали от цирка и названия эти часто путались. Это было место публичных игр, местом сбора, форумом. В плане циркусы напоминали римские амфитеатры, а своим устройством они полностью пародировали христианские храмы. Сцена была устроена наподобие амвона, а декорации в три яруса с изображением древнегреческих богов явно смахивали на алтарь. Намек на то, что ты находишься в церкви, но не небесной, а «земной» был более чем прозрачный. Так что театр действительно был храмом, но не в возвышенном понимании этого слова, а наоборот. Не даром эти цирки именовали в том числе, «садом земных утех». Но назвали их так не только потому что они были построены на подобие церквей. Церковь работала с фасадами душ, а театры — с изнанкой. Для того, чтобы оказаться в «изнанке», надо было всего на всего переехать через реку.

В каждом из таких театров пять раз в неделю проходили представления. Традиционно это были представления на античные истории и истории из жизни королей и вельмож современности. Артистами в таких театрах по установленным в античные же времена правилам, могли быть только мужчины, которые играли и мужских и женских героев. Спектакли собирали тысячи людей. По некоторым сведениям, Globe вмещал до полутора тысяч человек. Представления могли проходить на всех трех ярусах «алтаря», а на верху стояла пушка, из которой периодически палили. Кстати, именно выстрел такой пушки стал причиной пожара на премьере новой пьесы Шекспира «Генрих VIII», и в том пожаре театр полностью сгорел (1613 год). Писали и какали зрители прямо в проходах, либо, если это были, знатные люди, они могли писать и какать, свесив свои зады с балконов, как в анекдоте, и оправиться на зрителей внизу. В циркусах крыши над партером не было: эта огромная дырка работала как кондиционер, выветривая зловония из помещения. Если вы обратите внимание на архитектурные убранства театров «классического» периода (18-19 вв.), то заметите, что под царскими и дорогими ложами зрительских мест в партере и бельэтаже нет. Это и понятно – в те времена уже с балконов не писали, но память об этом была еще жива.

Во время спектакля зрители кроме отправления естественных надобностей, могли еще и покушать – еда продавалась здесь же у лоточников. Сословный состав зрителей был очень разнороден, это были именно общедоступные театры и, кроме всего прочего, сюда ходили для того, чтобы пообщаться, познакомиться или выяснить отношения. Часты были случаи, когда некие группы регулярно возле театра после спектаклей выясняли отношения кулаками, о чем предварительно договаривались на спектакле. Главной темой для выяснения отношений была как правило одна и та же – происхождение разных людей из разных районов Лондона. Ну, это, конечно, были простолюдины.

Пэры и сэры кулаками не махали – у них были свои «фишки». Для них самое интересное начиналось после спектакля, когда мужчины-актеры расходились в свои комнаты-гримерки. Сэры и пэры, которые днем на том берегу Темзы были пуританами и добропорядочными христианами, на этом берегу шли в эти комнаты и трахали актеров. Вакханалия продолжалась иногда до самого утра. Сутра уставшие, но довольные, сэры и пэры покидали берег правый и возвращались к привычным монотонным будням фасада своих псайхо на левом берегу. Театр был публичным домом, и эта его функция была ключевой: это было место полного цикла: форум, общение, игра (на сцене) и самое главное – услаждение плоти: пожрать, посрать, подраться, потрахаться – кому что больше любо нравиться.


Восстановленный шекспировский Globe. Современный вид.

Этот полный цикл, конечно, не в цирках лондонских изобрели. Знакомые нам по мультфильму «Бременские музыканты», труппы бродячих артистов средневековой Европы, организовывали передвижные аппараты развлечений также – полного цикла: после выступления с радостью оказывали за вознаграждение или бесплатно еще и сексуальные услуги зрителям. Вообще, отношение к музыкантам, актерам всегда было скорее как к отбросам общества из сферы плотских услуг – поплясать и потрахаться. Подобное представление о театре как о конвейере удовольствий можно найти и в «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Стоппарда: как театр ни силится изобразить из себя особый волшебный мир, даже выворачивая себя наизнанку, все равно получается та же ничем не приукрашенная правда жизни. Эта сфера услуг была и остается одним из самых действенных усмирителей толпы. Например, сегодня, для того чтобы возродить русский рок, надо не спорить о нем, а просто закрыть все гей-клубы в стране. Будьте уверены, песни, которые сегодня никому не нужны про перемены, плохую власть и буржуев, будут распевать в каждой подворотне. Как известно, под музыку протестный электорат в России, как Лихо — только позови, появляется незамедлительно.

Пока вернемся ненадолго в Лондон конца 16 века. Свое название театр Globe получил от украшавшей его вход статуи Атланта, поддерживающего земной шар. Этот земной шар («глобус») был опоясан лентой со знаменитой надписью: «Весь мир лицедействует» (лат. Totus mundus agit histrionem; более известный перевод: «Весь мир – театр»). «Что наша жизнь – игра» оттуда же. Эту фразу приписывают Шекспиру, но скорее всего она еще древнее. Но речь не об этом. Очень важной составляющей театра была именно его универсальность, по сути созданный виртуальный мир, из которого в любой момент, как из игры, можно выйти, или войти… То, что театр Шекспира сгорел было закономерно. С Шекспиром умер театр, в котором был этот самый полный цикл. Улучшение качества сценариев требовало от зрителя большего внимания для изучения того что происходит на сцене, и попусту не оставляло время на общение. Театр двинулся в сторону академизма. Окончательное оформление театра академического состоялось в 19 веке.


Внутренний вид Большого театра
(фото с www.bolshoy.ru)

Кстати, эти, так называемые, классические времена: 18 и 19 века. В театр за секс-услугами уже не приходили. Европейская цивилизация, сбрасывая оковы иудо-христианства, становилась все боле гетеросексуальной, и главным действующим лицом его становятся актрисы, а не актеры, много внимания уделяется самому шоу. Театр становится очень красивым и помпезным помещением. В основном сюда приходят поглазеть на шоу и для знакомства – каждое сословье между собой. Для того чтобы народу вмещалось больше, строятся дополнительные ярусы, на которых согласно статуса восседали разные группы общества. Свет в зале не гас, стоял шум-гвалт.

В России отцом академического театра – человеком, который выгнал из театра болтунов, был Станиславский. Заметьте, именно в это время окончательно формируются русские рестораны в том виде, как они сохранились до сих пор: еда (жирная, обильная, на убой) + питье (водка для переваривания тяжелой пищи и наркотического действия на мозги) + артисты музыкального жанра (разгульные цыгане, душедробильные романсы) + потайные комнаты для интимных встреч. Потайные комнаты есть далеко не у всех, в вот три кита — еда, питье и музыка – в том или ином виде это присутствует на всех застольях в России, причем считается, что чем больше, тем лучше. Ну, кстати, в России так много пьют, что до секса почти никто никогда и не дотягивал.


Русское застолье. фото начала XX в.

На Западе разделение театра на академический и развлекательный произошло также в конце 19 — начале 20 веков, но там развлекательный театр был четко структурирован и ушел не в ресторан, как в заснеженной России, а в клуб. Одним из самых известных местом порно-знакомств начала века был парижский Мулен Руж, описанный в одноименном киномюзикле (с Николь Кидман который). Он был уже прямым прототипом современных секс-клубов. Все основные черты подобных заведений – с шестами, приват-комнатами – все это было стандартизировано на Западе в начале -середине 20 века. Современные секс-клубы — точный образ средневекового театра: пожрать, посрать, потрахаться, пообщаться, познакомится, проманифестировать себя и т.п.

Не все, конечно, современные театры остаются в узких академических рамках. Некоторые театры хотят вернуть себе функции свахи. Известен тот факт, что, например, некоторые московские театры являются на самом деле клубами знакомств, разные для разных категорий: сословий, национальностей, по сексуальным пристрастиям или возрасту. В этом ключе, говорят, работал и печально известный мюзикл «Норд-Ост». Но в целом, свою сущность – «храма земных утех» театр как институт утратил сегодня полностью.

«Мальчик ищет блох
у своей собаки»
Борх-младший Жерард.

Что будет дальше? Люди не зря стремятся друг к другу. Ничто не заменит живого общения, когда между людьми есть невидимая энергетическая связь, которая чувствуется только когда видишь человека живьем, и которая не передается на расстоянии. Сегодня для того, чтобы найти друг друга все больше и больше помогает техника, в частности интернет. Интернет и здесь будет выполнять основную свою функцию – поисковую. Принцип поиска себе подобных будет прост: нашел – договорился – встретился. Теперь не один Globe на всех, а каждому надо будет найти свое место для публичных игр, подходящее именно ему наибольшим образом. Если раньше человека все время вели за нос от столба к столбу – сегодня важно будет сделать свой собственный выбор и найти в окружающем мире «своих». При этом важен будет не только сам поисковик, а различные ноу-хау – как искать. Будущие за интернет-поисковиками, которые будут «заточены», в первую очередь на поиск себе подобных, под конкретного пользователя. А уж кого в итоге этого поиска соберется больше и где – покажет продолжение всей этой истории.

Мирон Орэмба
для Специального радио

Читай также:

О средневековом театре
С.К. Боянус «СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР»
Т.Стоппард. «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»

Смотри также: репортажи из ночных клубов от Ромашки.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.