rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

«Живая Вода» в Горном Алтае


О фестивале «Живая Вода» на Алтае я слышал давно и много, но с 2004 года его проведение прекратилось, и мне так и не удалось побывать на нём. Хотя, по отзывам, это было довольно грандиозное мероприятие с участием именитых коллективов, собиравшее на Кузлинской поляне в Чемальском районе Горного Алтая огромные палаточные городки. И вот мы едем из Новосибирска на возрождённую «Воду» в туристическом автобусе, полностью заполненном музыкантами. Правда, уже не на Кузлинскую поляну, а в по соседству расположенную турбазу «Иволга», с не менее прекрасной поляной на излучине Катуни.

Алексей Казаринов – креативный человек, автор и организатор фестиваля «Живая Вода», создававший в разные годы первый андерграундный клуб «888», арт-галерею «Чёрная Вдова» и бесчисленное количество художественных выставок и акций.

basil d nissen: Алексей, идея проведения фестивалей «Живая Вода» принадлежит вам?

Алексей Казаринов: Да.

bdn: Вкратце, как она возникла, как были реализованы первые проекты?

АК: Я раньше сюда ездил до 95 года – сплавлялся, не то что сейчас называют сплавом, а по серьёзному: на байдарках, каяках. Тогда ещё работали такие проекты, как клуб «888» и идея была банальна: просто на лето мы закрывали клуб, и я подумал, почему бы его ни перенести, и не сделать какие-то летние проекты? Потому что освобождались силы, ресурсы, звук, ещё что-то…какой-то такой проект сделать – выездные восьмёрки. В 1995 году на озере Ая провели первый фестиваль. Он даже был не этнического направления и назывался «Песни Неба и Земли». Мы делали его с Александром Кувшиновым, и задумывался он просто как музыкальный проект. А с 1996 года идея приобрела некую этническую окраску потому, что здесь такая эргономика пространства, даже аудиальная, скажем, мне кажется звучание других направлений здесь неуместно, к примеру, рок, классика. Хотя, есть очень много примеров: другие организаторы пытались сделать и «Рок на Быстрой Воде», приезжали «Машина Времени» и «Аквариум» 2 года и всё не идёт. Потом электронные фестивали проходят и тоже преследуются определёнными… не гонениями, а какими-то проблемами, то есть отвергает Алтай не эргономичное для этого места звучание, а у нас уже всё-таки восьмой проект!

bdn: Почему был такой перерыв большой между фестивалями?

АК: Дело в том, что когда мы делали последние проекты, у нас была большая компания, и мы выросли уже настолько, что был организован «Фонд Чемал», куда вошли несколько организаций. У нас было хорошее финансирование, мы занимались поиском инвесторов, взяли в аренду землю – Кузлинскую поляну мы же открыли! Мы её взяли в аренду на 50 лет, построили инфраструктуру под конкретные фестивали, и планировали делать летом 5-6 акций не только музыкальных, но ещё видео-проектов и акций, связанных с народными ремёслами и промыслами. И тут произошла смена политической ситуации: у нас обострились отношения с новыми местными властями, они сказали, что им этого ничего не надо, что поляна – это чуть ли не сельхозугодия. «Фонд Чемал» распался, поляну мы отдали, организаторы разбежались. А сейчас мы выросли, буквально вот наше агентство (агентство событий «Ура!», возглавляемое АК – bdn) и мы это делаем на свои деньги. Конечно, может быть не совсем всё хорошо, но мы не занимаемся поиском инвесторов, либо каких-нибудь спонсоров. Планируется на следующий год закупить звук до 10кВт, именно туровых, и свет – это даст нам возможность больше уделять внимания содержанию какой-то продюсерской деятельности. Более того, даже планируется, сейчас не совсем есть такая возможность, чтобы при постоянных проектах существовала студия звукозаписи, чтобы постоянно записывался архив, и заниматься изданием.

Алексей Казаринов

bdn: То есть, вы планируете продолжать движение в этом направлении и развиваться?

АК: Да. Конечно да, у нас сейчас параллельно идут мастер-классы по эвент-менеджменту – это одно из направлений нашего действия, мы развиваем тему событийного туризма. И «Живая Вода» – это один из наших проектов, в Европе есть так называемый культурный туризм, когда люди приезжают непосредственно на какое-то событие, а не просто на место.

bdn: И вы планируете это проводить каждый год?

АК: Каждый год, даже планируем попробовать сделать какой-то проект, скажем, «Живую Воду» в Новосибирске, не в самом городе, а в области. Многие едут сюда не на фестиваль, а на Алтай, а мы хотим изначально какое-нибудь место взять, куда люди всё-таки будут приезжать на событие. Хотя здесь, конечно, хорошо, особенно когда две вещи друг на друга играют: и место и содержание.

bdn: Как сейчас относятся власть держащие к этому?

«Маркеловы Голоса»

 

«Сирин»
«Буготак»

АК: Сейчас вполне нормально, даже, наоборот, нас приглашают, дают какие-то условия, возможности, поддерживают, вообще фестиваль был всегда поддержан. Он даже одно время фигурировал – есть такой план развития культуры Республики Алтай, подписанный министром культуры РФ – и фестиваль стоял в этом плане, и даже была поддержка федеральная: небольшие какие то средства. На сегодняшний момент, я думаю, власти понимают, что в таких географических точках как Алтай – большая доля всё-таки событийного туризма, и им надо, чтобы это был не стихийный процесс, а не то что бы узаконенный, а окультуренный что ли?! Есть диалог с властью, и мы можем как-то контролировать не социальные, а культурные процессы.

«Джембе»
Игорь Тюваев

Как я понял, по масштабу это мероприятие не дотягивало до предыдущих, но таких целей перед ним и не ставилось. Как сказал Алексей, это был «пробный шар», на котором отрабатывались механизмы проведения фестивалей в новых условиях. Участников было немного, но почти все профессионального уровня. Прокол был только с Центром Сахаджи Йоги, устроившем на сцене 2-х часовой Клуб Кинопутешествий. О большем говорить не приходится, так как их музицирование и хореография были на уровне кружка художественной самодеятельности при ЖЭКе номер 5, несмотря на обилие участников и аксессуаров. Зато всё остальное было именно профессионального уровня. Репутация ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» безукоризненна, даже когда они выступают втроём. «Маркеловы Голоса» показали несколько фольклорных программ – грузинскую, средиземноморскую, казачьи песни. Проект «Буготак» продемонстрировал современную сибирскую музыку, основанную на глубинных слоях сибирской этники. Ансамбль африканских ударных инструментов «Джембе» долго не отпускали со сцены и заставили два раза выйти на бис. Алтайскую культуру представил Болот Байрышев, армянскую – Пепроне Дарбинян. И ярко блеснули Новосибирские коллективы, ориентированные на фьюжн: трио «Седьмое Небо» и этно-джазовые «Дети Солнца» со своей восточной программой. Во всём чувствовалась рука профессионального человека, нового арт-директора Игоря Тюваева.

«Болот Байрышев»

 

«Пепроне Дарбинян»

basil d nissen: Игорь Борисович, вы являетесь арт-директором этого фестиваля, для вас это разовое мероприятие или вы планируете постоянно сотрудничать с ними?

Игорь Тюваев: Это моя премьера в качестве арт-директора на фестивале «Живая Вода», но мы думаем о будущем, уже есть перспективы 3-4-х лет сотрудничества и я начинаю думать о том, что будет через год, через два, устраиваем планы с коррективами.

«Седьмое Небо»

bdn: Вы будете планировать свою продюсерскую деятельность в течении года или оживляться в преддверии фестиваля?

ИТ: Конечно, в течение года, потому что такие коллективы как «Сирин», который занят круглый год и имеет огромное количество приглашений и на западе и по России, им очень трудно выбрать время. Например, сейчас к нам не смог приехать Сергей Старостин потому, что я его предупредил за два месяца, но у него уже был расписан график на это время в Голландии, а очень хотелось бы иметь его на нашем фестивале, поэтому будем заранее выстраивать стратегию и тактику по приглашению коллективов.

bdn: Какие вы планируете приоритеты в этой работе?

ИТ: Будет, как и в этом году, полное разнообразие и яркая палитра: от аутентичного исполнения фольклора стран и народностей до всех видов фьюжн типа этно-рок, этно-джаз и так далее. Будет всё представлено на нашем фестивале.

«Дети Солнца»

Зрителей тоже было не очень много, но фестивальная поляна не пустовала, и над всем веяла какая-то атмосфера доброжелательности. Из неприятного запомнилось только: ночной холод, от которого не спасают деревянные домики и два одеяла, и извечная Новосибирская битва с техникой и технической организацией (мне ещё пришлось покрутить ручки как звукорежиссёру группы «Дети Солнца» и трио «Седьмое Небо»). В голове у меня всё время крутилось знаменитое высказывание Эрика Клэптона, которое я перефразировал сообразно моменту:

Как они прекрасны, эти люди, переживающие за этно-музыку, как они умеют замечательно говорить и убеждать вас, каким благородным огнём горят их сердца! Но когда дело доходит до совместной работы, я предпочитаю иметь дело с моральными уродами, знающими что такое технические организационные мероприятия и умеющими считать не только деньги, а ещё и дециБеллы и килоВатты.

Но, слава Богу, эти проблемы остались в пределах кулуаров и отразились только на наших нервах. Фестиваль состоялся, состоялся по-настоящему, будем надеяться, что у него есть будущее, как у зерна, брошенного в почву в ожидании урожая. Главное – не опуститься ниже взятой планки. Спасибо всем, кто был вместе с нами.

basil d nissen
20 june 2007
nsk


Читать другие зарисовки >>>

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.