rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Музыкальный момент

22 апреля 2007 года в Концертном зале им.Чайковского состоялся концерт французского органиста Эрве Дезарбра. Концерт проходил в рамках цикла “Органисты Парижский соборов”, и обычно такие концерты собирают чуть более половины большого зала Московской филармонии. Здесь же, на удивление, – был полный аншлаг. Честно говоря, я и не припомню такого ажиотажа. Некоторой части публики не было возможности даже присесть, и люди слушали музыку стоя.

Программа концерта была составлена весьма своеобразно – по большей части это были переложения для органа пьес С. Рахманинова, С.Прокофьева, П.Чайковского, Д.Шостаковича, К.Дебюсси, М.Равеля, других французских композиторов. Нас же в этом концерте больше всего интересовала пьеса Юрия Каспарова, специально написанная для Эрве Дезарбра (на фото – с автором пьесы) под названием “Lontano”.

Во вступительном слове перед концертом, французский музыкант сказал, что счастлив выступать перед российской публикой, напомнил о глубоких связях русской и французской культур, сообщил слушателям, что программа концерта составлена из произведений композиторов, которых он или знал лично или знаком с их наследниками, и посвятил свое выступление памяти замечательного нашего музыканта, профессора Московской консерватории, Татьяны Алексеевны Гайдамович.

Музыкант рассказал, что концерт организован при поддержке Французского посольства и Французского культурного центра. На концерте присутствовал атташе по культуре Французского посольства г-н Жоэль Бастенер. Концерт слушали немало граждан Франции, и в антракте приятно радовала слух раздававшаяся вокруг французская речь.

Г-н Дезарбр – органист одного из самых красивых соборов Парижа – собора Валь –де- Грас, что в Латинском квартале. По красоте фресок собор часто сравнивают с королевской часовней Версаля и росписью купола Дома Инвалидов в Париже, а его купол напоминает купол собора Св. Павла в Риме. Здесь время от времени выступают крупнейшие органисты Франции, лучшие хоровые коллективы и Оркестр национальной гвардии.

Однако, возвращаемся в Москву, на концерт Эрве Дезарбра и к его исполнению пьесы “Lontano” композитора Юрия Каспарова. Сам композитор написал об этой пьесе следующее: “Это 5-минутная пьеса написана для органа и электронного контрапункта. Смысл музыки настолько прост, что пьесу вполне можно назвать музыкальным плакатом. Основу электронной фонограммы составляет совокупность реальных и хорошо знакомых каждому звуковых символов и знаков, обработанных с помощью компьютерных программ и изложенных предельно концентрированным образом в рамках обозначенного временного пространства. Логика сочетания и взаимодействия этих символов на первый взгляд причудлива и в чём-то, быть может, парадоксальна. Но в то же время она ясна и создаёт единый образ, который не может быть истолкован двояко. Партия органа лишена эмоциональности и событийности её “партнёра” – электронного контрапункта. Это своего рода комментарий издалека (отсюда и название Lontano), монолог подчинённый единственной мысли. Этим обусловлено то, что ни затаённый тембр, ни приглушённое звучание органа не меняются на протяжении всей композиции. Акустический феномен исполнения заключается в том, что фонограмма звучит громко, но далеко, а орган тихо, но близко. Но с формальной точки зрения оба пласта имеют единую динамическую градацию”.

Это строгое и научное объяснение музыки, дополнило мое восприятие пьесы. С первых же тактов возникло ощущение безграничного космического пространства, неземных ирреальных звуков и яркое ощущение того, что мы в этом мире не одни, и существуют параллельные миры, а посредством звуков этой музыки мы и можем пытаться проникнуть в эти другие пространства…

Наталья Бонди

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.