rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Николай Андреевич Римский–Корсаков


Николай Андреевич Римский–Корсаков родился 6 марта (старого стиля) 1844 года в Тихвине, Новгородской губернии, в дворянской семье. Первоначальное образование мальчик получил дома. Игре на фортепиано его учил пианист Ф.А.Канилле, который руководил также и первыми опытами ученика в области композиции.

Николай Римский-Корсаков в молодости

Дальнейшее воспитание мальчик получил в Петербургском Морском училище, куда он поступил в 1856 году. В году учебы, занятия музыкой были не регулярными, но к концу учебы, положение изменилось. Римский–Корсаков познакомился и близко сошелся с М.А. Балакиревым и его кружком, впоследствии названном «Могучей кучкой», и стал членом этого кружка. Знакомство со В.В. Стасовым, М.П. Мусоргским, Ц.А. Кюи и А.П. Бородиным, – молодыми талантливыми композиторами, окончательно склонило Римского–Корсакова к более серьезным занятиям музыкой, стало решающим в формировании эстетических взглядов молодого человека и определило его творческую направленность.

В 1862 году было с успехом окончено Морское училище, и молодой офицер клипера «Алмаз» в составе эскадры адмирала Лесовского, вскоре был отправлен в заграничное плавание. Эскадра побывала в Северной и Южной Америке, в Англии, Испании, Франции и Норвегии.

Кругосветное плавание клипера «Алмаз» продолжалось около двух с половиной лет и весной 1865 года он пришвартовывается, наконец, на кронштадтском рейде. В сентябре часть флотского экипажа была переведена в Петербург и для Римского–Корсакова началась новая, береговая жизнь. Здесь он вновь вступает в тесное взаимодействие с музыкантами балакиревского кружка, прежде всего, с самим Балакиревым и, не покидая службы во флоте, всецело отдается музыкальному самообразованию. Пользуясь советами Балакирева при изучении инструментовки и музыкальных форм, он в довольно короткое время достигает значительных успехов, и давняя мечта о поступлении в Морскую академию постепенно отходит на второй план.

Первым крупным произведением Римского–Корсакова становится его Первая симфония, созданная под руководством и влиянием Балакирева, которая с успехом была исполнена в концерте «Бесплатной музыкальной школы» 19 октября 1865 года. Затем композитор пишет ряд поэтических романсов, после чего возвращается к оркестровым сочинениям и создает «Увертюру на русские темы», «Сербскую фантазию», музыкальную картину «Садко» и, наконец, свою вторую симфонию «Антар». В этих произведениях ярко проявилось выдающееся творческое дарование Римского–Корсакова.

Зимой 1868 года члены балакиревского кружка начинают посещать музыкальные вечера у А.С.Даргомыжского. Уникальная творческая обстановка этих вечеров собирала множество молодых и талантливых музыкантов. Здесь судьба свела Римского–Корсакова с Надеждой Николаевной Пургольд, замечательной русской пианисткой и композитором, которая через четыре года стала его женой и верным преданным другом на всю жизнь.

В 1871 году уже хорошо известный в музыкальных кругах композитор, был приглашен профессором инструментовки и свободного сочинения в петербургскую консерваторию.

Совмещая профессорские обязанности со службой во флоте, Римский–Корсаков продолжает все свободное время посвящать композиции. В начале 1873 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера его первой оперы «Псковитянка». Опера имела большой успех. Музыка становится главным в жизни композитора, и он в этом же году оставляет морскую службу. А уже в феврале 1874 года, под личным управлением автора, была исполнена сочиненная им Третья симфония.

В 1874 году Римский–Корсаков был приглашен на должность директора «Бесплатной музыкальной школы». Композитор энергично принялся за дело, и в короткое время, был восстановлен, упавший было престиж школы, и вновь стали популярными ее знаменитые симфонические концерты.

В 1883 году Римский–Корсаков занял место помощника управляющего Придворной певческой капеллой. Руководил капеллой М.А. Балакирев. Близкая дружба с ним, первым своим серьезным учителем, возникшая еще в давние годы, постепенно переросла теперь, в силу целого ряда причин, в откровенное неприятие друг друга, а порой и просто во взаимную ненависть. Через десять лет Римский-Корсаков вынужден был покинуть службу в придворной капелле, подав прошение об отставке.

Все эти годы композитор активно занимался сочинением музыки. В 1880 году на сцене Мариинского театра была поставлена его очередная опера «Майская ночь» по известной повести Н.В.Гоголя. А через два года на той же сцене состоялась постановка третьей оперы Римского–Корсакова «Снегурочка», одной из самых оригинальных чудесных и поэтических произведений русского искусства. Всего же композитор написал 15 опер.

Особенно плодотворными для композитора оказались последние годы. Кроме множества музыкальных сочинений в разных жанрах, Римский–Корсаков составил сборник «100 русских народных песен» и написал замечательный учебник гармонии. Он участвовал в редактировании и издании оркестровых партитур обеих опер М.И. Глинки, переработал и переоркестровал оперы «Борис Годунов» и «Хованщину» Мусоргского и другие сочинения этого композитора. Римский-Корсаков принял деятельное участие в окончании и оркестровке оперы «Князь Игорь» Бородина и в оркестровке «Каменного гостя» Даргомыжского.

Велики успехи Римского – Корсакова и на педагогическом поприще. За 37 лет работы в консерватории, он воспитал около 200 композиторов, дирижеров и музыковедов. Среди его учеников А.К.Лядов, А.К. Глазунов и А.С. Аренский, И.Ф. Стравинский, Н.Я. Мясковский и С.С. Прокофьев – яркие представители русской музыкальной школы.

Великий труженик, замечательный русский композитор Римский–Корсаков, чьё творчество оказало заметное влияние не только на русских композиторов, но и оказало свое влияние на представителей зарубежной музыки – М. Равеля, А. Бакса и К. Дебюсси, оставил глубокий след в истории мировой музыкальной культуры.

Римский–Корсаков умер 9 июня 1908 года в усадьбе Любенск, неподалеку от Луги, прожив 64 года. Светлая ему память сегодня.

Виктор Каширников


 

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.