Search for:
 

Жан Анри Англебер

Французский композитор, органист и клавесинист Жан Анри Англебер родился в 1635 году в Париже. Его отец был органистом в одной из церквей Парижа и еще в раннем детстве мальчик получил от него уроки игры на органе. Но, тем не менее, ребенка очень привлекало божественное музыкальное звучание клавесина и он, при каждом удобном случае, старался научиться играть на этом инструменте.

Принцип работы этого инструмента выглядел таким образом. Прикосновение пальца к клавише приводило в движение систему рычажков; движение это передавалось к струне, о которую цеплялся кусочек кожи, создавая очень красивый звук. Время середины XVII было периодом невиданного взлета искусства игры на клавесине, чему способствовали также и замечательные антверпенские мастера Рюккерсы, создававшие великолепные экземпляры этих инструментов.

Первым среди лучших исполнителей во Франции в то время был Жак Шамбоньер. Вот к нему в ученики и попал Жан Англебер вместе с Луи Купереном и Камбером.

К этому времени Жаком Шамбоньером была создана французская классическая клавесинная школа. Он первым использовал, так называемый, ломаный стиль, заимствованный из практики лютневого исполнительства. Замечательный музыкант, наследник вековых семейных музыкальных традиций, многому научил Жана Англебера.
С 1632 года Шамбонер служил при королевском дворе и получил известность как непревзойденный клавесинист и танцовщик. Все складывалось безоблачно и хорошо для него, однако судьба распорядилась иначе.

Получив в наследство от матери поместье «Шамбоньер», музыкант стал именовать себя «де» Шамбоньером, подчеркивая свою принадлежность к дворянству. Это стало его роковой ошибкой. Людовик XIV , ревностный хранитель нерушимости сословного строя, лишил его придворной субсидии, и хотя он остался придворным клавесинистом, его перестали приглашать ко двору. Шамбоньер потерпел полное фиаско в своей карьере придворного артиста.

В 1662 году на должность придворного клавесиниста Людовика XIV приглашают его ученика Жана Анри Англебера. Должность придворного клавесиниста предусматривала сочинение музыки к определенным значительным датам в жизни двора и сочинение музыки к танцевальным вечерам. Кроме того, Жан Англебер должен был принимать еще и непосредственное участие в дворцовых спектаклях.

Англебер успешно и увлеченно работает и пишет много музыки для клавесина и органа, посвящая ее семье Людовика XIV. Музыка эта имеет свой неповторимый стиль, отличающийся совершенной полифонической техникой. До нашего времени дошел известный сборник пьес для клавесина – “60 Pieces de clavecin”, изданный в Париже в 1689 году. Он включает в себя оригинальные сочинения композитора. Это 22 вариации на мелодии испанской музыки, многочисленные переложения арий и танцев из опер Ж.Б. Люлли, транскрипции популярных напевов, четыре сюиты танцев, причем три из них открываются прелюдиями без метра, и пять органных фуг, которые говорят о безукоризненном владении композитора контрапунктом.

В сборник включены также теоретические разработки — «Принципы аккомпанемента» с таблицей расшифровки украшений и многочисленными новыми условными знаками, которые благодаря Англеберу вошли с тех пор в широкий обиход. Здесь же был изложен его короткий трактат о гармонии.

В 1674 году пошатнулось здоровье композитора, и он вынужден был покинуть должность придворного клавесиниста. Англебер, тем не менее, продолжал активно писать музыку.

А его должность придворного клавесиниста успешно наследовал его старший сын, клавесинист Жан Батист Анри Англебер.

Французский композитор Жан Анри Англебер умер в Париже весной 1691 года в возрасте 56 лет.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.