Search for:
 

Леош Яначек

Великий чешский композитор Леош Яначек родился 3 июля 1854 года в небольшом горном поселке Гуквальды в многодетной семье сельского учителя и органиста. Мать его хорошо играла на гитаре и обладала замечательным голосом. Незаурядные музыкальные способности мальчика подвигли родителей целенаправленно заняться его образованием. Когда Леошу исполнилось 11 лет, отец определил сына в церковный хор Старобрненского монастыря августинцев в Брюне (теперь это город Брно), и новый воспитанник музыкального интерната при монастыре стал активно и с интересом учиться. Руководил тогда хором П. Кржижковский, моравский композитор, давний приятель отца. Он оказывал мальчику повышенное внимание и учил его композиции. Через четыре года юноша поступил в Учительский институт, а по окончании его, почти год занимался в Моравской земской академии. В 1875 году Яначек экстерном окончил Пражскую органную школу и до 1879 года работал школьным учителем и дирижером в Брюнне. А осенью 1879 года он поступил в Лейпцигскую консерваторию. Здесь под требовательным и методичным руководством Лео Гриля, Яначек глубоко изучил композицию, и именно тогда впервые, по-настоящему, проявилось у него влечение к сочинению музыки. В мае 1880 года, после месяца, проведенного в Вене, Яначек вернулся в Брюнн. Через год он женился на своей ученице Зденке Шульцовой.

В Брюнне Яначек продолжил преподавательскую и дирижерскую работу, основал и возглавил Органную школу, работал редактором музыкальной газеты “Hudebni Listy”, и много внимания уделял сочинению музыки. В 1887 году композитор закончил свою оперу «Шарка» и активно стал изучать моравский музыкальный фольклор. Работа над народными мелодиями нашла отражение в его композиторском творчестве. Он создал целый ряд оркестровых сюит и танцев, а также одноактную оперу «Начало романа». Премьера этой оперы состоялась в 1894 году, имела успех, тем не менее, композитор снял ее с постановки после того, как состоялись шесть спектаклей. Последующие девять лет Яначек работал над оперой «Енуфа». Эта работа сопровождалась пересмотром взглядов композитора на оперный жанр, да собственно и на само искусство композиции. В соответствии с новыми взглядами, Яначек добился в своих произведениях органичного соединения народнопесенных интонаций с элементами западноевропейского музыкального языка.

Премьера «Енуфы», которая состоялась в Брюнне в 1904 году, не привела к крупным изменениям в судьбе композитора. Долгое время его знали лишь, как автора инструментальных и хоровых произведений, причем за пределами Моравии музыка его была практически неизвестна.
Прошло двенадцать лет. В 1916 году, теперь уже в Праге, вновь состоялось постановка оперы «Енуфа». В какой- то степени неожиданно постановка эта имела просто оглушительный успех. Через два года, опера «Енуфа», поставленная в Вене, прошла с не меньшим успехом и принесла, наконец, композитору мировую славу и всеобщее признание.

К этому времени композитору уже исполнилось 64 года. Тем не мене последнее десятилетие жизни Яначека было отмечено небывалым творческим подъемом.

Конечно же, тому способствовал успех постановок «Енуфы» в Праге и Вене. Но в немалой степени, этот творческий подъем был связан и с неожиданно возникшим у композитора романом с Камиллой Стёсловой, молодой женой антиквара из города Писек.

Многие последующие произведения Леоша Яначека имеют отчасти автобиографический подтекст и связаны с темой обаяния и власти женщины. Это — вокальный цикл «Дневник исчезнувшего», опера «Катя Кабанова» (по пьесе А.Островского «Гроза»), струнные квартеты «Крейцерова соната» (по Л.Н.Толстому) и «Интимные письма», а также и некоторые другие произведения.

Леош Яначек дважды приезжал в Россию; в 1896 и 1902 году. Композитора восхищала музыка Глинки, Чайковского, Мусоргского и Даргомыжского. Он любил русский язык и великую нашу литературу. На сюжеты русских писателей Яначек написал четыре оперы.

Композитор очень любил отдыхать у себя на родине в Гуквальдах. Сюда же он приехал и летом 1928 года. Однако здесь Яначек случайно простудился и неожиданно умер от воспаления легких 12 августа. Его хоронили в Брюне. Тот самый собор Старобрненского монастыря, где он мальчиком пел в хоре, был переполнен толпами его соотечественников. Скоротечность и неожиданность происшедшего потрясла всех.

Последняя опера композитора «Из мертвого дома» (по Ф.Достоевскому) была поставлена уже после его смерти; ее редакцию осуществили ученики композитора Бакала и Хлубна.

В 1924 году Яначек был удостоен степени почетного доктора Брненского университета, а в 1927 году вместе с Шёнбергом и Хиндемитом, композитор был избран членом Прусской академии искусств.

Около сорока лет Яначек руководил Органной школой в Брюне, где воспитывались не только органисты, но и музыканты более широкого профиля. В 1919 году на базе этой школы возникла Консерватория.

В 1947 году она была преобразована в Академию искусств имени Яначека.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.