Search for:
 

Жан–Филипп Рамо

Жан-Филипп Рамо, французский композитор, превосходный органист и музыкальный теоретик, основатель учения об аккордах, родился 25 октября 1683 года в Дижоне, в семье профессионального органиста. И вполне естественно, что свои первые уроки музыки он получил от отца. Позднее, повзрослевшего мальчика отдали в коллегию иезуитов. Однако, обладая беспокойным и энергичным характером, молодой Рамо не мог смириться со строгой учебной дисциплиной иезуитской школы. Кроме того, его совершенно не интересовала наука, он покинул коллегию, не доучившись в четвертом классе, и стал заниматься только музыкой. К сожалению, школа мало дала ему; он не смог хорошо изучить даже свой родной язык. В 1701 году отец отправил Рамо в Италию, чтобы оторвать его от увлечения одной вдовой, которой молодой человек посвящал все свое время.

В Италии Рамо некоторое время учился музыке, играл на скрипке в театральном оркестре. Затем он недолго служил соборным магистром музыки в Авиньоне и Клермон-Ферране. В 1706 году Рамо состоял органистом коллегии иезуитов в Париже, и через три года вернулся, наконец, в Дижон. На родине он стал служить органистом церкви Нотр-Дам, но, чувствуя, что главной ареной его деятельности должен быть Париж, Рамо всеми силами стал туда стремиться. Дижонская капелла, дорожа хорошим органистом, всячески старалась воспрепятствовать его отъезду. В конце концов, музыкант вырвался на свободу и, оказавшись в Париже, стал брать уроки у Луи Маршана. Отношения с учителем не сложились, и Рамо вернулся обратно в провинцию. Сначала он служил органистом в Лионе, а в 1715 году заключил 29- летний договор на выполнение обязанностей органиста в Клермон-Ферране. Служба не отнимала много времени, и Рамо с энтузиазмом работал над своим главным теоретическим трудом – «Трактатом о гармонии, сведенной к своим природным основаниям». В 1722 году трактат был издан в Париже и принес Рамо широкую известность. Несмотря на то, что строгий научный стиль изложения был малодоступен многим практическим музыкантам, этот труд с энтузиазмом приняли французские энциклопедисты. Следует сказать также, что трактат сыграл исключительно важную роль в становлении современного учения о гармонии.

Вскоре вслед за этим произведением выходят в свет его кантаты, сонаты и немногие композиции для церкви. Основным же предметом увлечения Рамо становится музыкальный театр. Путь оперного композитора оказался тернистым. Первая опера Рамо «Самсон», написанная на текст Вольтера по разным причинам не попала на сцену. Наконец, в 1733 году в Парижской опере состоялась премьера его лирической трагедии «Ипполит и Арисия». Это произведение вызвало восхищение части публики. Другая же часть пребывала в замешательстве. Консервативные поклонники опер Люлли просто негодовали. Тем не менее, опера, в целом, имела большой успех. Успехом пользовались и последующие сценические произведения Рамо. К примеру, за два года героический балет «Галантные Индии» выдержал 64 представления, а лирическая трагедия «Кастор и Поллукс» прошла 21 раз после премьеры.

Благодаря чисто французскому стилю своих опер, Рамо становится очень популярным.

Необычайно разнообразны по настроению танцы в его операх. Это разнообразие остается в рамках принятых тогда форм танцевальной музыки.
Дидро высоко ценил способность Рамо «различать нежность и роскошь, страсть и сладострастие» Среди его друзей Вольтер и другие выдающиеся современники. Людовик XV делает его придворным композитором с титулом “Compositeur de cabinet”. С этого времени премьеры его опер часто проходят в дворцовых театрах.

Творчество композитора не обходится без создания трудов и по теории музыки. Время от времени он возвращается к ним. Эти труды вызывают очередные дискуссии, и Рамо с удовольствием участвует в диспутах с Ж.Ж.Руссо, Гримом, Дидро и Д’Аламбером.

Рамо создал около 25 произведений для музыкального театра. Это лирические трагедии, оперы-балеты, героические пасторали и другие.

Из вокальных произведений им написаны 9 камерных кантат, 4 канона и 4 мотета.

Для клавесина созданы и изданы 4 книги, в которых содержится в общей сложности 45 пьес.

Французский композитор Жан-Филипп Рамо скончался в Париже 12 сентября 1764 года, прожив 81 год.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.