Search for:
 

Орландо Лассо

475 лет со дня рождения

Если Палестрину, говоря об истории музыкального искусства, музыковеды сравнивали с Рафаэлем, то композитор, о котором мы вспоминаем сегодня, в своем творчестве, по их словам, походил на великого флорентийца Микеланджело.

Имя его Орландо Лассо. Он родился, судя по некоторым источникам, в 1532 году в Монсе, близ Генегау. Настоящее имя его было Роланд де Латр, но он изменил его, еще будучи юношей, так как имя это было скомпрометировано его отцом. В детстве Орландо Лассо обладал великолепным голосом, и пел в церковном хоре города Монс. Талантливый юноша обратил на себя внимание генерала Фердинанда де Ганцага, приближенного вице-короля Сицилии. Генерал взял его под свое покровительство и увез в Италию, где Орландо получил образование. Прожив некоторое время в Италии, Орландо Лассо отправился в Сицилию, занимался два года в Неаполе и вскоре получил должность капельмейстера в церкви St.Giovanni в Риме. Он прослужил здесь около двух лет, а затем уехал на родину, побывал во Франции и Англии, жил некоторое время в Антверпене. Это было время его больших творческих удач. Он много работал, написал целый ряд замечательных произведений, и вскоре быстро прославился в Европе.

В 1557 году герцог баварский Альберт V предложил Орландо занять у него должность главного придворного капельмейстера, на что Лассо охотно согласился, так как мюнхенская капелла была в то время одной из лучших в Европе.

Будучи прекрасным капельмейстером, Орландо Лассо во многом способствовал дальнейшему повышению мастерства капеллы, которую стали считать первой и лучшей среди других. И потом, до самой своей смерти, он оставался во главе мюнхенской капеллы. Герцог Альберт пожаловал ему звание обер-капельмейстера, император Максимилиан II возвел его в дворянское достоинство, а папа Григорий XIII – в рыцари золотой шпоры.

Как композитор, Орландо Лассо был гениальным мастером полифонии строгого стиля.

Широк и разнообразен образный мир его музыки. Он написал около 1200 произведений в разных жанрах, существовавших в его время. Это мадригалы, виланеллы, морески, мессы, матеты, псалмы. Хотя мессы и не были главным жанром в его творчестве, как у других его современников, тем не менее, это были несколько самых лучших месс того времени.

Здесь следует заметить, что Мюнхен в то время был музыкальным центром Германии, благодаря склонности своих князей к музыке, и в не меньшей степени, влиянию Орландо Лассо, жившего там, среди немецких и итальянских музыкантов со своими двумя сыновьями. Хотя композитор и был одним из проповедников итальянской музыкальной культуры в Германии, он оставался самым космополитичным композитором XVI века. Но одиннадцатилетнее пребывание в Италии не могло не оставить следа в его творчестве. Свои «виланеллы» и «морески» он писал по услышанным в Неаполе образцам. Это были небольшие импровизации в народном духе, состоявшие из танцев, пения и мимики. До нашего времени дошло семь моресок на неаполитанском диалекте и, кроме того, карнавальные песни. Вся эта музыка написана для состава в 3, 4, и 6 голосов. Наиболее прославленный из этих музыкальных спектаклей, состоялся в 1568 году в Мюнхене. Орландо сам играл в этом спектакле. Каждое действие заканчивалось вокальной музыкой.

Величайшим произведением Орландо Лассо до сих пор считаются его покаянные псалмы. В них выражено настроение сильной благородной души, внушающей уверенность, что после падения, она вновь героически поднимется.

Орландо Лассо умер в 1594 году. Со смертью этого гениального композитора, музыкальный мир лишился последнего представителя известной нидерландской школы.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.