Search for:
 

Иоганнес Брамс

110 лет со дня смерти

«Есть замечательные люди, которые ничего не умеют делать экспромтом, походя. Чем бы они ни занимались, их натура требует спокойного и глубокого проникновения в предмет. Такие таланты часто вызывают у нас нетерпение, так как от них редко получишь то, чего желаешь в данный момент; однако именно они достигают наивысших результатов» Это высказывание великого Гете было занесено Брамсом в свою записную книжку для цитат. Очень похоже, что композитор руководствовался им в своей жизни…

Иоганнес Брамс, один из крупнейших немецких композиторов XIX столетия, родился 7 мая 1833 года в Гамбурге. Его отец, контрабасист оркестра гамбургского городского театра, играл, кроме того, еще и на валторне. Однако он не отличался большим талантом и с трудом зарабатывал средства для содержания своей семьи. Маленькому Иоганнесу уже с раннего детства приходилось помогать отцу в добывании денег. Он занимался аранжировкой разных маршей для военных оркестров, а по вечерам, в прокуренных матросских кабачках Гамбурга, мальчик вместе с отцом вносил свой вклад в семейный бюджет, исполняя должность тапера. Между тем необычайная талантливость маленького Брамса начала ярко обнаруживаться и, особенно в игре на фортепиано. В 1847 году Брамс в первый раз выступил публично, как пианист, исполнив свои собственные вариации, и обратил на себя внимание Эдуарда Марксена, лучшего по тем временам, музыкального педагога Гамбурга. Учитель, сразу же добавил к урокам фортепианной игры еще и уроки композиции. Таким образом, юный музыкант смог получить блестящее развитие своего таланта.

В 1853 году Брамс предпринял концертное турне по Германии. Посетив Веймар, он встретил там теплый прием у Листа, который начал покровительствовать молодому композитору. Находясь в Геттингене, Брамс познакомился со знаменитым скрипачом Йожефом Иоахимом. Замечательный скрипач представил его Роберту Шуману, который чрезвычайно восторженно отнесся к таланту Брамса. 30 сентября 1853 года, после того как Брамс посетил великого маэстро, Шуман записывает в своем дневнике: «Был Брамс – Гений».

Но не только этим ограничилось его восхищение молодым дарованием. Вскоре Шуман опубликовал статью в «Новой музыкальной газете», где выступил в поддержку совершенно неизвестного музыканта. Он охарактеризовал его, как человека, который призван «дать идеальное выражение высочайшим устремлениям своего времени». По рекомендации Шумана крупнейшее издательство тех лет «Брейткопф и Гертель» опубликовало первые сочинения Брамса. Это доброе дело очень сблизило Брамса с семьей Шумана. Когда произошла известная трагедия, и Шуман умер, Брамс помог продержаться в первое, самое трудное время, совершенно растерявшейся его жене, Кларе Шуман, которая так внезапно оказалась совершенно одна с шестью детьми на руках. Бережные, дружеские отношения Брамса и Клары Шуман сохранились на всю жизнь.

В 1857 году Брамс был приглашен на службу к княжескому двору в Детмольде. Здесь он был учителем музыки и хормейстером. В его обязанности входило обучение местной знати игре на фортепиано, участие в качестве солиста в придворных концертах и руководство смешанным хором. Эта новая работа требовала присутствия в Детмольде с сентября по декабрь. Пребывание в уединенной княжеской столице, расположенной среди живописной природы, давало Брамсу покой, необходимый для интенсивной творческой работы. За годы работы в Детмольде композитор утвердился в своих творческих принципах и создал целый ряд прекрасных произведений.

В сентябре 1862 года Брамс приезжает в Вену. Композитор был здесь, в сущности, никому не известен. Через несколько дней, освоившись на новом месте, он установил связи с венскими музыкантами. В частности, Брамс познакомился с пианистом Юлиусом Эпштайном, чьё дружеское содействие помогло ему войти в новый для него мир. Уже 16 ноября 1862 года, молодой, и, в общем-то, мало кому известный композитор, впервые выступил в концерте в качестве исполнителя своего Первого соль минорного фортепианного Квартета. После выступления Брамса, известный музыкант и взыскательный критик, Йозеф Хельмесбергер, воскликнул: «Это наследник Бетховена!» Так была проложена дорога в необъятный мир большой музыки.

Брамс писал практически во всех существующих жанрах, но никогда не писал опер. Вообще же, он создал около восьмидесяти сочинений, проявив себя первоклассным композитором. Все они носят отпечаток яркой и самобытной индивидуальности, но при этом всегда, сам Брамс, очень строго, и в высшей степени критически, относился к своим произведениям.

Им написаны насколько сочинений для оркестра, концерты, секстеты, квинтеты, квартеты, трио, сочинения для скрипки и фортепиано, сочинения для виолончели и фортепиано, сочинения для фортепиано в две и четыре руки, сочинения для органа, вокальные сочинения с оркестром и без оркестра, песни для одного голоса и фортепиано. Из духовных произведений особо выделяются «Семь песен Марии». Особую славу доставили Брамсу его симфонии. Также до сих пор пользуются большой известностью его фортепианные и скрипичные концерты, трагическая и академическая увертюры и знаменитые «венгерские танцы».

В 1874 году Брамс был избран членом академии художеств в Берлине. В 1877 году Кембриджский и в 1881 году Бреславльский университеты присудили Брамсу степень доктора философии, а в 1896 году парижская академия избрала его в свои члены.

Неожиданно для всех, и в первую очередь, для его самого, смертельная, скоротечная болезнь настигла композитора. Иоганнес Брамс умер от рака печени в Вене, третьего апреля 1897 года. Ему было тогда 63 года.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.