Search for:
 

Александр Дюбюк

195 лет со дня рождения

Весной 1812 года в Москве в семье обрусевшего французского маркиза Жана-Шарля дю Бюка де Бримо родился ребенок. В тот год произошло вторжения в Россию огромной армии, которую возглавлял муж двоюродной тетки родившегося ребенка, Наполеон.

А мальчик, которого назвали Александром, стал впоследствии замечательным русским пианистом, композитором и педагогом. Александр унаследовал от родителей уникальные музыкальные способности. С раннего детства смело брался за сочинения собственных опусов, и обычно успех сопутствовал маленькому музыканту, когда он прекрасно исполнял свои первые сочинения. Уже в 11 лет Александр дает сольные концерты, играет фортепианные пьесы в сопровождении оркестра, руководимого придворным капельмейстером Лоди. На одном из таких концертов к его отцу подошел известный пианист, композитор и педагог Джон Филд и выразил желание обучать талантливого мальчика. С этого времени, он, совершенно бесплатно, в течение шести лет занимался с Дюбюком. Это была прекрасная школа для молодого музыканта, и довольно быстро он приобрел известность как пианист, преподаватель игры на фортепиано, а также автор фортепианных и вокальных произведений. Дюбюк много гастролирует по провинциальным городам России, подменяет иногда на концертах своего учителя Д. Филда. Игра Дюбюка отличается певучестью тона, экспрессией и артистизмом. После смерти своего учителя, Дюбюк становится самым популярным в Москве музыкальным педагогом. Теперь он не только концертирует, но и начинает давать уроки в богатых домах Москвы. Александр Иванович становится участником кружка писателей и артистов, сложившегося вокруг журнала «Москвитянин». Он близко сходится с А.Н.Островским, А.А.Григорьевым, А.Ф.Писемским и П.И.Чайковским. Встречается с Л.Толстым. Аранжирует народные песни, пишет романсы, некоторые из которых становятся фрагментами пьес А.Н.Островского.

Продолжатель школы Д.Филда, Дюбюк внес в русский пианизм характерные особенности филдовского исполнительского стиля: классическую уравновешенность, идеальную выровненность звучания и связанные с ней приемы. Развивая идеи фортепьянной школы, основанной Д.Филдом, Дюбюк пишет книгу — «Техника фортепианной игры». Книга была принята в качестве руководства в Московской консерватории, выдержала несколько изданий и стала учебником для нескольких поколений русских пианистов.

В 1857 году композитор издает «Песни московских цыган» в трех томах, а к открытию Московской консерватории в 1866 году «130 русских народных песен для фортепиано». В том же году Н.Г.Рубинштейн пригласил Дюбюка преподавать в организованную им Московскую консерваторию на должность профессора. Через шесть лет, Дюбюк не согласный с педагогическими методами, существующими в консерватории, оставил эту службу. Уход его из консерватории был расценен многими как его личная неприязнь к Н.Г.Рубинштейну. Но, когда в адрес руководителя консерватории стали раздаваться грубые и несправедливые упреки, Дюбюк первым выступил в его защиту.

Дюбюк переложил для фортепиано романсы и песни Ф.Шуберта, А. Алябьева и А.Варламова. Он написал несколько сотен романсов и фортепианных пьес. И просто трудно представить, что в России когда-нибудь будут забыты его замечательные песни «Течет речка по песочку», «По-над Доном сад цветет», «Сарафанчик — расстеганчик», «Не брани меня родная», и романсы «Птичка», «Кубок янтарный», «Приголубь меня, моя душечка», «Улица, улица, ты брат, пьяна»…

Свою концертную деятельность композитор закончил довольно рано, но продолжал сочинять музыку до конца своих дней. Популярнейший музыкант, кумир московской богемы, забытый так восхищавшейся им публикой, тихо и незаметно скончался на руках своей любимой младшей дочери Машеньки 27 декабря 1897 года. Ему было 85 лет. У него было 16 детей. Музыканту довелось жить при пяти российских царях. Ваганьковское кладбище в Москве стало его последним приютом.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.