Search for:
 

Жан Батист Люлли

375 лет со дня рождения

Энергия, самолюбие и талант этого человека, чей отец был простым итальянским мельником, удивительным образом превратили его в знаменитого французского композитора, запросто исполняющим танец с королем Людовиком XIV в опере собственного сочинения. О превращении итальянского мальчика Джованни Лулли в основоположника французской оперной школы Жана Батиста Люлли и пойдет речь в этом очерке.

Жан Батист Люлли родился во Флоренции 28 ноября 1632 году. По некоторым сведениям он был благородного происхождения, по другим же – Жан был сыном итальянского мельника. Достоверно известно лишь то, что в 1644 году Люлли был привезен герцогом Гизом в Париж и определен в штат придворной прислуги на должность поваренка. Однако даже и здесь, при кухне, Жан быстро обнаружил свои музыкальные способности, быстро научившись играть на скрипке и гитаре. И вот таким образом он заслужил симпатии приближенных к королю лиц. Талантливому мальчику стали давать уроки и, будучи от природы человеком целеустремленным, он совсем скоро достиг больших успехов. Молва о необычайном таланте юного скрипача стала известна и самому королю Людовику XIV. Именно это событие стало началом блестящей карьеры Люлли. Вскоре он был назначен инспектором придворного оркестра, состоящего из 24-х скрипок, носившего название “Grand Bande”. В этой должности Люлли настолько преуспел, что Людовик XIV поручил ему устроить новый оркестр, названный “Les Petits Violins” в отличие от большого оркестра и состоящего из 16-ти скрипок. С любовью и энергией принялся Люлли за новое дело и, в скором времени, затмил своим маленьким оркестром славу большого. Не ограничиваясь деятельностью дирижера, Люлли писал для своего оркестра различные пьесы, много занимался усовершенствованием оркестровой игры и выдвинулся теперь уже и как композитор. Ему поручили даже написать балетное представление на сюжет Ж.Б.Мольера. Представление, в котором должен был принять участие сам король. Понятно, что такое возвышение флорентийца при французском дворе, вызвало множество интриг и сплетен, однако благодаря своей хитрости и ловкости, любимец короля, несмотря на все старания своих врагов, не был свергнут с пьедестала. Целая плеяда поэтов во главе с Лафонтеном писала на композитора злые сатиры. Но, установив дружеские отношения с Расином и Ж.Б. Мольером и чувствуя себя под их покровительством, Люлли хладнокровно относился к направленным против него интригам. Он продолжал сочинять балеты для придворных празднеств и музыку к пьесам Ж.Б.Мольера, которые часто ставились при дворе. Иногда он и сам с успехом выступал на сцене, исполнял комические роли, а в качестве танцора, Люлли участвовал в балетных спектаклях, зачастую танцуя в них вместе с королём.

В 1672 году композитор стал во главе «Королевской академии музыки» и получил монопольное право на все оперные постановки во Франции. Он сосредоточил в своих руках все, что касалось оперного театра – от разработки сюжетов до сценического исполнения. Особое внимание Люлли к воспитанию артистических кадров во многом способствовало созданию замечательных спектаклей. Под его руководством эти спектакли отличались редкой слаженностью, а оркестр удивлял современников необычайной чистотой звучания и стройностью ансамбля. К этому времени относится знакомство композитора с поэтом Ф.Кино. Их творческое содружество привело к созданию многих опер и балетов и в том числе оперы “Armide” , которую Люлли признавал своим лучшим произведением.

Современники считали композитора основателем французской национальной оперы. Им был создан классический тип лирической трагедии. Люлли стремился к усилению музыкой драматических эффектов и к верной декламации, для чего подчинял музыку слову. Он установил форму увертюры и ввел в оркестр новый инструмент – литавры. А для большего блеска постановок, он первым ввел в оперу балет. Около ста лет продержались на сцене оперы Люлли и стали любимейшими операми французской публики. Люлли писал также симфонии, трио, произведения для скрипки, дивертисменты и увертюры.

Однажды Люлли разучивал со своим оркестром произведение “Te Deum”, назначенное к исполнению по случаю нездоровья короля. Будучи человеком вспыльчивым, композитор так увлекся жестикуляцией, что в сердцах поранил себе дирижерской палочкой ногу. Дирижерская палочка выглядела в то время по — другому и была гораздо массивнее. Эта случайная неосторожность привела к серьезной болезни, а категорическое нежелание Люлли сделать операцию привело к его неожиданной смерти, наступившей в ноябре 1687 году в Париже. Ему было тогда 54 года.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.