Search for:
 

Кристоф-Виллибальд Глюк

220 лет со дня смерти

« В большой зале г. Гикфорда, во вторник 14 апреля, господин Глюк, оперный композитор, даст музыкальный концерт с участием лучших артистов оперы. Между прочим, он исполнит в сопровождении оркестра концерт для 26 рюмок, настроенных с помощью ключевой воды; это – новый инструмент его собственного изобретения, на котором могут быть исполнены те же вещи, что и на скрипке или клавесине».

Газета “Daily Advertiser” от 31 марта 1746 года.

Кристоф-Виллибальд Глюк родился в австрийской деревне Вейденванг 2 июля 1714 года. Его отец, Александр Глюк происходил из крестьянской семьи, в молодости служил солдатом, а затем, выйдя в отставку, стал лесничим. Через три года семья переселилась в Чехию, где отец стал служить у герцогини Тосканской главным лесничим. Вот здесь, среди обширных и дремучих богемских лесов протекало детство Кристофа-Виллибальда. Конечно же, эта лесная поэтическая атмосфера не могла не повлиять на складывающееся мироощущение восприимчивого мальчика. В чешской деревенской школе он обучается грамоте и родным языком его становится чешский. Нередко, суровой зимой, мальчик помогает отцу в его обязанностях лесника. В 1726 году двенадцатилетний Глюк поступает в иезуитскую школу в Комотау, которую и оканчивает шесть лет спустя. Кроме знания древних языков и латинских и греческих авторов, здесь Глюк знакомится с элементами музыкальных знаний, с игрой на органе, на клавире и виолончели.

По выходе из школы он переезжает в Прагу, где начинается его студенческая жизнь. Часто в это время Глюку приходится в поисках заработка покидать чешскую столицу и с виолончелью за спиной бродить по окрестным деревням в одиночку или в компании таких же, как он странствующих музыкантов и за свои импровизированные выступления получать вознаграждение хлебом и яйцами. В 1736 году произошел резкий поворот в судьбе Глюка. Граф Лобковиц, на службе у которого состоял отец будущего композитора, обращает внимание на одаренного двадцатидвухлетнего молодого человека и берет его в свой дворец в Вену в качестве придворного певчего и музыканта. Как штатный музыкант, Глюк играет на балах, парадных приемах и многочисленных светских празднествах. На одном из таких вечеров судьба сводит его с новым меценатом – итальянским аристократом графом Мельци. Угадав богатую музыкальную одаренность Глюка, Мельци увозит его с собой в Милан. Здесь Глюк начинает с энтузиазмом пополнять свое музыкальное образование. Четыре года, с 1737 по 1741, он трудолюбиво и упорно работает, беря уроки музыкального сочинения и теории музыки у талантливого композитора, органиста и дирижера Джованни-Баттиста Саммартини. Учитель был признанным мастером в музыкальном мире и под его руководством Глюк быстро и успешно овладел всеми трудностями контрапунктического письма.
И вот, 26 декабря 1741 года в Милане ставится первая опера Глюка «Артаксеркс». За нею следуют «Деметрий», «Демофонт», «Тигран», «Софонисба», «Гипермнестра» и другие. Здесь следует заметить, что уже в этих первых итальянских операх Глюка можно различить зародыши того, что впоследствии приведет его к созданию нового оперного стиля.

В 1746 году Глюк направляется в Англию. Для Лондона он сочиняет оперы «Артамена» и «Падение гигантов», используя английские народные песни с их неповторимой естественной выразительностью. Здесь он знакомится с Генделем, оказавшим громадное влияние на все дальнейшее его творчество. После Англии его путь лежит в Гамбург, Дрезден, Копенгаген и Прагу. У него много работы. Он пишет оперы, театрализованные серенады по случаю именин или бракосочетаний европейских коронованных особ, сам наблюдает за постановками, дирижирует.

С 1762 года стиль музыки Глюка резко изменяется и принимает направление, благодаря которому современники начинают считать его подлинным реформатором в развитии оперного искусства. Стремление к тесной связи между музыкой и текстом явно проявляется уже в его опере «Семирамида». Более значительный поворот композитора к опере, как к музыкальной драме виден в его «Орфее», поставленном впервые в Вене в 1762 году. Становится очевидным, что формы итальянской оперной музыки уже не могут соответствовать тем идеалам, к которым надо стремиться и удовлетворить эти потребности может лишь французская опера.

Занятый проведением своей оперной реформы, Глюк едет в Париж, где рассчитывает найти подходящую атмосферу для своей деятельности. Здесь он пишет оперу « Ифигения в Авлиде». Долго и безуспешно пришлось хлопотать композитору о постановке ее на парижской сцене. Водворившиеся в Париже сторонники итальянской оперы оказывали отчаянное сопротивление и только через посредство своей бывшей ученицы дофины Марии Антуанетты, Глюк добился, наконец, разрешения на постановку. 2 августа 1774 года на парижской сцене состоялась постановка второго варианта оперы «Орфей», которая имела громадный успех. Но гениальность Глюка проявилась во всем своем величии в его следующей опере «Ифигения в Тавриде». Без всяких усилий и личных стараний, одною только своей гениальностью Глюк заставил парижскую публику забыть об итальянской опере.

За музыкальные заслуги композитор был возведен в дворянское звание. Папа Бенедикт XIV делает Глюка кавалером ордена «Золотой шпоры».

Окруженный славой, композитор живет последние годы в Вене. Он носится с замыслами немецкой героической оперы на текст Клопштока «Битва Арминия». Но этим планам не суждено было осуществиться. Глюк неожиданно умер 15 ноября 1787 года, прожив 73 года.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.