Search for:
 

Палестрина

494 года со дня рождения

Один из величайших композиторов церковной музыки, родился в 1525 году в Италии в небольшом местечке Палестрина, неподалеку от Рима, в связи с чем, и получил это свое прозвище. Настоящее же имя его было Джиованни Пиерлуиджи Санте. В 1536 году он поступил в хор мальчиков при римской базилике Санта – Мария Маджоре, где его музыкальное образование проходило под руководством выходцев из Нидерландов Робина Маллаперта и Фирмина Лебеля. С 1544 года Палестрина стал работать органистом и капельмейстером в кафедральном соборе своего города. В 1547 он женился на Лукреции Гори. Семья быстро росла, и через некоторое время у них уже было трое детей. Семь лет продолжалась служба Палестрины в местном соборе. В 1551 году епископ, для которого Джиованни каждую неделю сочинял по одной небольшой мессе, был избран папой. Через несколько дней, папа Юлий III произвел двадцатипятилетнего композитора в хормейстеры Юлианской капеллы Ватикана. Несколько лет Палестрина проработал в Риме на одной из высших должностей, сочиняя много музыки. Его чистая, прекрасная музыка позволяла создать в собственной церкви папы фантастическое звучание. Звуки этой музыки обретали невыразимую красоту, отражаясь от стен собора св. Петра, причем, отражаясь так, что стихали они лишь через несколько минут. Впечатление было поистине неземным.

После смерти папы Юлия III, на папский престол вступил Павел IV, человек аскетических и строгих правил. Палестрина, как лицо не духовное и человек женатый из — за строгих мер нового папы вынужден был покинуть папскую капеллу в 1555 году. В том же году ему была предложена должность капельмейстера в церкви St. Giovanni, где он и прослужил около шести лет, а затем перешел капельмейстером в церковь Santa Maria Maggiore.

Трудная и утомительная деятельность капельмейстера все — таки давала возможность Палестрине заниматься композицией. В 1560 году его импроперии – псалмы, которые поют на страстной неделе, — произвели сильнейшее впечатление на слушателей. Их простая, красивая гармоничная музыка звучала божественно и завораживала прихожан. Тогда Тридентский собор обратился к Палестрине с поручением написать мессу, которая доказала бы возможность сохранения контрапункта в церковной музыке. Дело в том, что в свое время Тридентский собор, стремившийся очистить католицизм от всего, напоминающего протестантизм, повелел возвратиться к одноголосому Грегорианскому пению, посчитав, что многоголосие наносит ущерб ясности текста и музыкальному благозвучию. Разногласия в рядах членов Тридентского собора и послужили созданию особой комиссии, которая должна была определить возможность, при соблюдении требований духовенства, сохранить в церковной музыке контрапунктический стиль. Вот для этого комиссия и поручила Палестрине написать контрапунктическую мессу, которая смогла бы удовлетворить требования части духовенства. Прекрасно понимая огромную важность возложенного на него поручения, и одержимый большим желанием спасти многоголосую музыку от изгнания из церкви, Палестрина написал три шестиголосые мессы. И вот эти мессы, особенно последняя из них – « Месса папы Марчелла», — и решили участь многоголосой контрапунктической музыки. Услышав последнюю мессу, скупой на похвалы папа Пий IV, воскликнул «Здесь Иоанн (т.е. Палестрина) в земном Иерусалиме дает нам предчувствие того пения, которое св. апостол Иоанн в пророческом экстазе слышал в небесном Иерусалиме».

С этих пор было решено, что стиль Палестрины в сочинении духовной музыки является самым приемлемым, так как всевозможные комбинации и искусные имитации при пении не затмевают ясности текста.

В 1580 году, после смерти жены, убитый безутешным горем Палестрина, хотел принять монашеский постриг, однако вскоре передумал и в 1581 годе женился на Вирджинии Дормоли, богатой вдове мехового торговца. В жизни Палестрины наступил необыкновенный творческий подъем. В 1591 году он вернулся на должность руководителя Юлианской капеллы Ватикана, и период этот стал одним из самых плодотворных периодов всей его жизни.

Палестрина совсем не писал светской музыки, за исключением нескольких мадригалов. Лучшими из его произведений считаются: сборник четырех и пятиголосых месс, посвященный папе Юлию III и три шестиголосные мессы. Сочинения Палестрины были в свое время изданы в виде отдельных книг. Это 14 книг четырех, пяти и шести голосных месс, одна книга восьми голосных и 10 книг четырех и пяти голосных мотетов, одна книга офферторий, три книги литаний, одна книга пяти, шести и восьми голосных магнификатов, три книги ламентаций, четыре книги четырех и пяти голосных мадригалов, Stabat Mater и несколько других небольших произведений.

Совместно с композитором Джиованни Мария Нанино, Палестрина основал в Риме музыкальную школу, получившую название «Младшей римской школы» в отличие от школы Гуммеля. «Младшая музыкальная школа» выпустила много хороших композиторов, среди них Дж.Б. Нанино и Ф. Анерио.

Палестрина умер 2 февраля 1594 года, прожив 69 лет. Сотни лет отделяют нас от времени, когда впервые прозвучала музыка этого великого композитора. Но до сих пор звучит она во всех католических соборах мира, вызывая душевный трепет благодарных прихожан.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.