rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Rakoth “Planeshift” – Earache/ElItist, 2002


Planeshift
“Planeshift”

Может создаться впечатление, что Elitist, дочернее предприятие крупного издательства Earache, скупил на корню итальянский лейбл (так на западе именуют “фирмы грамзаписи”) Code666. В 2002 году на “Элитисте” были изданы сразу два первых релиза итальянской конторы, итальянский же Ephel Duath – Rephormula (оригинальный альбом Phormula, дописанный демо-записью Opera), и дебютный альбом группы из Обнинска Rakoth – Planeshift, имевшие номера по “кодовскому” каталогу 002 и 001, соответственно. Оба альбома были переизданы с совершенно новым оформлением обложек (в случае с Ephel Duath – явно не в лучшую сторону). Пути этих издательств впоследствии разошлись, но сам по себе факт занятен, и заставляет призадуматься о том, по какому принципу одно из ведущих музыкальных издательств подбирает себе клиентуру. Оба упомянутых альбома в определенной степени претендовали на неординарность, и соответствовали декларации лейбла о приверженности “элитарному металу” (не отсюда ли Элитист позаимствовал название?). Скроенный “неординарным” образом альбом Rakoth имел определенный успех, во всяком случае, члены группы на своей интернет-странице утверждают, что не видели ни одной негативной рецензии, да и я никак не могу забыть воодушевленную – до истеричности – оду, написанную в норвежском журнале Scream Magazine. Шел, между прочим, 99й год, и уж норвегов-то никак нельзя было упрекнуть в том, что симфоническо-фолковый блэк метал был им в диковинку.

После неоднократного прослушивания этого альбома мне стоит признать, что я не могу разделить всеобщего воодушевления по поводу этого творения. В самом деле, что мы здесь имеем? Тяжело поверить, что лидер Rakoth когда-то играл в одной группе с людьми, составляющими ныне радикальную националистическую группу Темнозорь, ту самую, на Stellar Winter Productions, записавшую в свое время “Ведовством Крепка Черная Слава Руси”. Хотя всё же можно – по данным обзоров журнала Dark Path to Forest Realm, именно лидер Rakoth спел “чистые” партии в “Ведовстве…”. “Чистый” вокальный стиль присутствует и здесь и является одной из проблем настоящего альбома. Вообще говоря, идеи, заложенные в альбоме, не настолько ужасны, чтобы окончательно “списать” эту работу, но их реализация до того топорна, что практически сводит на нет замысел авторов, и оценка, выставленная в конце обзора, есть сумма двух почти уравновешенных векторов, направленных навстречу друг другу. Rakoth, как я уже намекнул, играют симфонизированный блэк метал (термин следует понимать здесь в широком смысле) с ощутимой примесью фольклорных мелодий, готики, и сказок. Обнинцы относятся к категории, как выразился одим мой приятель, “толкиенутых” (стоит лишь прочитать названия песен вроде “Noldor Exodus” дабы в этом убедиться). В принципе, в поклонении Толкиену как таковом ничего предосудительного нет, даже Burzum во младенчестве назывался Uruk-Hai. Дело в нюансах. Planeshift, как можно догадаться из тех же названий песен, задумывался как монументальное творение, для чего были привлечены масштабные аранжировки с использованием флейты и фортепиано. Но колосс оказался на глиняных ногах, вся эта роскошь оказалась посаженной на довольно стандартную блэковую основу вроде разбавленного и рафинированного Emperor времен “In the Nightside Eclipse”, выполненную на кустарном уровне. Во-первых, уже упоминавшиеся партии чистого вокала вышли невероятно передраматизироваными и плаксивыми, что наводит на нехорошие ассоциации с кичем и халтурой от Napalm records, хотя, на мой взгляд, обнинцы классом выше. Во-вторых, ритм секция зиждется на довольно примитивной драм-машине (программируемых электронных ударных), которые, вместе с упомянутым вокалом создают ощущение демо-работы. Драм-машина, кстати, оказалась несколько перегруженной, отчего обращает на себя внимание больше требуемого. В аранжировках встречается масса интересных моментов, но всё это довольно грубо свинчено, и зачастую такие интересные мета перемежаются с кондовыми штампами а-ля Rhapsody (например, речитатив на фоне спокойных интерлюдий), как если бы те вдруг вздумали удариться в блэк-метал.

Альбом этот напоминает проект изящного здания, принесенный молодым и талантливым архитектором в захолустное СМУ, где работяги воплотили его в жизнь при помощи неточеного топора и гнутых гвоздей. Конфликт “амбиции и амуниции” (не только, и не столько в технике владения инструментом, как в непродуманности множества мелких деталей, которые в конечном счете и развалили всё предприятие) настолько вопиющ, что альбом вызывает двойственную реакцию. Если поднатужиться и не замечать откровенных ляпов, то этот диск может принести удовольствие. Однако раздражение от топорного исполнения тем более велико, что сквозь нeоструганые доски и кривые гвозди всё же видно каким “шедевром зодчества” эта конструкция так и не стала.

Д.М.

Октябрь, 2003

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.