rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Lugubrum “De Totem” – Berzerker Recors 1999/Blood Fire Death, 2003 (reissue)


De Totem
«De Totem»

С момента моего первого знакомства с black metal меня не покидало ощущение необыкновенной схожести почвенной фракции сцены с европейской психоделией конца 60х – начала 70х годов. Сходство состояло в трансовой монотонности музыки, пренебрежении, а зачастую намеренном отказе от чистоты и внешнего лоска в звуке, тяготении к фолку и эмбиент, а также в около-оккультных темах. Впрочем, различий было достаточно для того, чтобы даже при сильном желании не врячь оба жанра в одну телегу. Если психоделия уходила своими корнями в хиппические комунны, гнездящиеся на природе, то блэк метал произрастал преимущественно из городских подвалов, и позиционировал себя как элитарное искусство, несовместимое с коммунализмом. Последнее обстоятельство отчетливо проявлялось в имидже исполнителей.
Блэкари, особенно в эпоху повального увлечения гримом (corpsepaint), старались выглядеть не-людьми, одиночками, стоящими вне какого-либо социума, и враждебными оному (например, идейный вдохновитель норвежской сцены Oysten “Euronymous” Aarseth). Кроме того, блэк метал в норвежской редакции мыслился как идеологический инструмент, чья цель состояла в нагнетании страха в обывателе, в довершении к поджогам церквей, поножовщине, и прочим безобразиям. Отсюда – максимально строгий вид и никакого юмора (войну с которым, кстати, тот же Аарсет объявил в одном из своих интервью).

De Totem
«De Totem»

Тем не менее, не смотря на все эти страсти, мысль об удивительной стилистической схожести порождения двух субкультур, разнесенных друг от друга во времени и на идейном фронте, очевидно, должна была прийти в голову кому-то, кто принял такое наблюдение как руководство к действию. Одним из таких субъектов оказалась некая компания “пивных клещей” из Бельгии, которые еще где-то в начале 90х подвизались на ниве жанра, названного ими же Boersk Blek Metle (sic), что в переводе на знакомые термины означает “Колхозный Черный Метал”. Тем, кто, слазив в словарь, всё же не поверил своим глазам, в качестве визуальной подмоги предлагается эмблема с надписью “Beer us or Die!” (“напои нас пивом или умри!”) и морковкой, утыканной гвоздями в качестве орудия возмездия, а также фото этой могучей четверки.

euronymous
euronymous

В свое время так не стебался даже Гилве “Fenriz” Нагелл из Darkthrone, и та часть асоциальной публики, которая воспринимала интервью последнего за чистую монету, будет иметь большие трудности при восприятии бельгийской четверки, и много при этом потеряет, поскольку музыка Lugubrum всё же заслуживает внимания. Несмотря на использование утыканной гвоздями морковки вместо топоров и мечей, а также таких неортодоксальных инструментов, как банджо(!) и губная гармошка(!!) наряду с более привычными источниками шума, консорциум подвыпивших фермеров выпиливает первостатейный блэк метал, сырой, грязный и вонючий, как колхоз ранней весной. Перегруженные за пределом узнаваемости струнные (черт их там уже разберет, гитара это, банджо или балалайка) под кастрюльный перезвон ритм-секции производят звук, здорово напоминающий уже упоминавшийся Darkthrone образца “Under a Funeral Moon” примерно пополам с первым альбомом Burzum. Несмотря, однако, на избитость и пресыщенность жанра, бельгийцам удается избежать эпигонства и вывести довольно разнообразный альбом, варьирующийся от знакомой всем молотильни до почти думовых пассажей.

lugubrum logo

Прыть, демонстрируемая участниками консоциума на фотографии с разворота буклета, проявляется и в музыке. В более резвых номерах ощущается некая псевдовеселая (блэк метал, следует помнить, всё-таки музыка не для танцев) бесоватость и попрыгучесть, не в пример бурчащему Darkthrone или предсмертному хрипу Викернеса, тембр и манера которого имеет определенное сходство с тем, что издает Barditus, ответственный в консоциуме за вокал. Особый эффект достигается партиями банджо (на Ratteknaeghen, например), несколько диковато звучащих на фоне гитар, напоминающих разъяренных ос в банке из-под майонеза. Тексты песен с названиями вроде “Борода Смерти” и “Мелкие Бесы” (одного из них можно созерцать на конверте, вверху) несут с собой еще один удар ниже пояса концепции Еуронимуса “no fun”. Однако при всем при этом бельгийская команда зажигает ничуть не слабее, чем их именитые учителя. Прелесть этого альбома состоит в том, что его можно порекомендовать всем поклонникам блэк металлического звучания, независимо от того, как последние определяют для себя жанр черного метала.

Д.М.

Декабрь, 2003

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.