rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Кино “Группа Крови” / Golden Castle (US), 1988


Группа Крови

Порой, теряешься в догадках, – какого лешего ты это пишешь. «Группа Крови» относится к тем альбомам который не слышал только глухой, либо человек совершенно не интересующийся русскоязычной рок-музыкой. Писать о людях ушедших, а также о их творчестве – палка о двух концах, ибо тут вступает в действие принцип «или хорошо, или никак», что потенциально ограничивает возможности рецензента. История русского рока, как неоднократно писалось и замечалась многими, приводит к печальному выводу: уходят в первую очередь лучшие. Имена перечислять нет нужды, все кто следил за российской рок-сценой, знает о потерях ею понесенных в конце 80х-начале 90х. После смерти Виктора Цоя в 90м, начинавшая было спадать волна популярности Кино (равно как и всего рока перестроечной эпохи), взметнулась с новой силой, группа моментально вернула себе чуток запыленный культ, и записи Кино стали хрестоматийными во всех уголках страны. Впрочем, «Группа Крови» и без того не нуждалась ни в какой дополнительной рекламе. Весной 88го года изо всех ларьков звукозаписи доносилась эта музыка, как лет за 10 до этого гремели Арабески или Бони М. Насколько мне помнится, с предыдущими альбомами ничего похожего не происходило, ни до (что понятно – время было не то), ни после. В середине 80х годов, когда наиболее непримиримо настроенные фэны уже поговаривали о продажности Гребенщикова, Кино прочно удерживало свои позиции среди своего круга почитателей. Отчасти это можно было «списать» на имидж группы, которая проповедывала эстетику «Новой волны» и «нового романтизма». Однако главное было не в этом, в конце концов, Кинчев с Алисой по этой части не отставал, а Гребенщикова можно было невзначай спутать с Дэвидом Боуи. Без песен на имидже далеко не уедешь, как показал пример формаций типа АВИА. Песни Виктора Цоя, простые, открытые, в чем-то наивные, подкупали своей честностью. В них, также как и в ранних песнях БГ очень хорошо передавалась атмосфера того времени, ночных кухонь, городских джунглей, и одинокого человека на их фоне. И всё же до «Группы Крови» аудитория Кино состояла из относительно ограниченной публики. Именно на «Группе Крови» Кино сделали решающий шаг для выхода за пределы этого круга. Шаг в общем-то незначительный, но он пересек границу. Если прослушать один за другим «Группу Крови», и ее предшественник, альбом «Ночь» (86), то бросится в глаза изменившийся звук. Он стал мягче, полнее, исчезли острые углы. Изменилась манера исполнения солиста, ушла из голоса некая панковская задиристость, характерная для более ранних записей, голос стал спокойнее и как бы более уставшим. В те времена ходила по рукам запись концерта 87го года, где в частности, была исполнена «Спокойная Ночь». Исполнена мощно, впечатляюще; фраза «Тем, кто ложится спать, спокойного сна!», звучала вызовом. На альбоме ото всего этого остался отстранённый, готический голос. Даже «Болтун Май» звучит совсем не убедительно и устало. Кино тогда была одной из групп ассоциировавшейся, во всяком случае, на уровне имиджа, с перестройкой, и появившийся альбом прослушивался бесчисленное количество раз. Из запомнившихся, ярких песен, – «Группа Крови», «В Наших Глазах», «Легенда», «Мама, мы все тяжело больны». Исполнение последней из них не соответствует содержанию – исчезло лезвие из голоса. Каждый раз, когда слушаешь весь диск, реагируешь на каждую песню, а после окончания записи вдруг оказывается что «сухого остатка» нет. Эта тенденция продолжится на последовавшей за ним совершенно пресном альбоме «Звезда по имени Солнце», где заглавной песни и слушать-то нечего. Однако было бы несправедливым считать, что альбом не произвел никакого эффекта. Совсем наоборот. Как показали последующие события, «Группа Крови» оказалась одним из самых влиятельных альбомов в истории отечественной поп-музыки. Именно на этом альбоме были заложены корни того что спустя лет 10 мутировало и выросло в то что называют «рокопопсом». Сплины, Мумми Тролли, Мультфильмы, Земфиры, и большое количество команд меньшего калибра обязаны не в последнюю очередь В.Цою и альбому «Группа Крови», а также последовавшими за ним двум другим альбомам. Впрочем, в большинстве случаев последователи не увидели за деревьями леса, переняв форму и следуя внешним музыкальным канонам. Но я отвлекся. «Группа Крови» ознаменовала выход группы Кино из того, что в перестроечных 80х хотя бы теоретически могло быть названо «андеграундом». Несмотря на ряд явных преимуществ по сравнению с более ранними работами, этот альбом сильно проигрывает в яркости и энергии. Лично для меня по этому диску проходит граница между «старым» и «новым» Кино, и мой выбор не в пользу последнего.

Д.М.

Май 2002

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.