rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

In Flames “Lunar Strain/Subterranean” – Wrong Again, 1993/1994; Regain Records 2001 (reissue).


“Но, Холмс, черт возьми!…” – Доктор Ватсон

В 90х годах центр экстремального металлического мира ощутимо сместился в сторону Скандинавии. Главную роль в этом сыграла блэк-металическая революция в Норвегии, и сначала менее заметный, но не менее богатый на урожай расцвет death-metal в Швеции. В последнем случае шведы подмешали изрядную долю ярко выраженной мелодики в дет-метал, который, являясь производной от трэша, был от рождения лишен особой мелодической окраски. В состав мелодического сусла легли в основном некоторые фольклорные элементы (в большинстве случаев выветрившиеся, впрочем, со временем), и залихватские гитарные переливы, отработанные десятилетием ранее группами вроде Iron Maiden. Одними из первенцев в этом жанре стали гётеборгские парни In Flames, наряду с Edge of Sanity и Dark Tranquillity. Горстка исполнителей подняла волну, которая к концу 90х превратилась в настоящее цунами из похожих друг на друга, как тридцать три богатыря, исполнителей, искусных технически, но пишущих абсолютно анонимную музыку. Эта волна погребла под собой зачинателей стиля – Edge of Sanity приказали долго жить (хотя в данный момент идет реформация команды), а две остальные потихоньку смешались с толпой, утратив оригинальность. In Flames, в частности, на протяжении уже нескольких лет штампует совершенно одинаковые и скучные альбомы, монотонности которых позавидовали бы AC/DC. Но так было не всегда. С группой произошло то, что часто бывает в подобных случаях – после удачного дебюта (о котором пойдет речь в настоящем обзоре) на захудалом издательстве их подписала крупная контора Nuclear Blast в надежде замордовать найденную ранее формулу до смерти, набив при этом карманы. Wrong Again же (там, кстати, издавали свои ранние, – и интересные, альбомы Therion, Hexenhaus и Naglfar), приказала долго жить. В 2001 году однако Regain Records где-то раздобыла права на издание альбомов, в результате слушатель получил возможность лицезреть всё так, “как это было”. И, поверьте, это того стоит.

Что, собственно, сделали шведы? Взявши за основу обыкновенный death metal, этого грязного и волосатого монстра, и, немного причесав звук, придали ему импульс, сконцентрировав его энергию вокруг заводной мелодики. Разумеется, при этом стиль потерял свою андеграундную элитарность, ибо стал более “слушательным”, и, следовательно, более, как у нас сказали бы, “форматным”. Честно говоря, я сомневаюсь, что именно коммерциализация была первопричиной такой реконструкции. Бушевавший в соседней Норвегии блэк-метал, даже в своей относительно примитивной форме более мелодичный, нежели дет-метал, явно наложил отпечаток на шведов, что заметно в ранних опусах Edge of Sanity (в составе которой даже были блэк-металеры) и In Flames. Позже, в попытках отработать найденную формулу и сделать “чтоб круче”, последние попытались сесть сразу на два стула – добавить агрессии, наворотив ритм-секцию и, загрубив звук, с одной стороны, и насовать туда побольше веселеньких мелодий, с другой, невзначай повыкинув оттуда массу полезных витаминов. На первых же двух релизах этого еще не произошло.

То, что мы имеем здесь, является переизданием первого альбома “Lunar Strain” (1993) и мини-альбома “Subterranean” (1994) на одном диске, плюс два дополнительных номера, записанных в 95м. По стилистике альбомы мало чем отличаются, на обоих записан еще свежий дет-метал новой шведской волны (NWOSDM). В отличие от заполонившей музыкальный рынок халтуры в виде трудноразбираемой металлической каши, музыка здесь с одной стороны, достаточно разнообразна, с другой стороны, песни достаточно последовательны и создают ощущение цельного альбома без видимых провалов. Звук еще тяготеет к дет-металлическим корням – низко настроенные гитары, однако не перегруженные до неузнаваемости, и поэтому оставляют достаточно места для маневрам всем остальным участникам. Как я уже говорил, многие гитарные проходы тяготеют к black-metal, но зачастую разворачиваются в другом направлении – гитарное соло в открывающей альбом “Behind Space” заставит почесать репу парням из Iron Maiden, проход в “Stand Ablaze” странным образом напоминает Blind Guardian досимфонического периода, а гитарная потасовка “The Inborn Lifeless” могла бы оказаться к месту где-нибудь на записях Queen. В альбоме встречаются совсем уж диковинные вещи – скрипичное вступление к “Starforsaken” очень симпатично предваряет танковый дет-метал, в который оно перейдет на 30й секунде, а фолковой балладе “Everlost (part II)” могли бы позавидовать и Dark Tranquillity в расцвете своих сил. Кстати, использование фольклорных элементов, равно как и скорее black-овая, неже death-овая манера солиста придает некоторое родство этим двум альбомам с black metal, что выгодно их разнообразит.

Мой опыт прослушивания этой группы не предвещал ничего примечательного от столкновения с этим диском, купленным б/у по дешевке, однако я был несказанно удивлен, услышав знакомую раскрученную, но невероятно скучную ныне команду исполняющую один из лучших, если не лучший, на сегодняшний день альбом в этом жанре. Я, пожалуй, еще не встречал death-металических альбомов сумевших удержаться в рамках стиля и при этом вобрать в себя черты многих других музыкальных жанров и направлений (эксперименты вроде Estradasphere не в счет). История этой группы – еще одна сага о выдалбливании из живого дерева оригинального коллектива стандартизованный кол для вышибания бабок. Этот альбом, записанный в период творчества, легко войдет в десятку лучших альбомов шведского мелодичного метала, что, учитывая катастрофическое перепроизводство в жанре, впечатляет.

Всем, кто интересуется этим жанром, или тяжелой музыкой вообще, его иметь необходимо.

Д.М.

Июль, 2003


In Flames. part 1


In Flames. part 2: Пламенный привет из Швеции


 

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.