Search for:
 

Земфира D.M.I. Records, 1999

SPECIAL RADIO :: СПЕЦ ИНТЕРНЕТ РАДИО Земфира
D.M.I. Records, 1999

Земфира
Земфира

Когда я впервые услышал восторженные отзыве о Земфире, я, признаться, не сразу понял, о чем (о ком), собственно, идет речь. Дело в том, что в бытность студентом вкушал я одноименное вино, разлитое в бутылки из-под шампанского и продававшееся по цене, позволявшей студентам славить Бахуса по полной программе в пределах стипендии советских времен. Поэтому, я был несказанно удивлен, когда мои знакомые, находящиеся в Америке, стали расхваливать Земфиру с неподдельным восторгом в глазах. Когда же пыль осела, и все точки встали над соответствующими «i», я был готов уже внять новой звезде, если бы не тошнотворно оформленная обложка диска. Решив, что мы имеем дело с оголтелой попсой, я обошел диск стороной. Тем временем, земфиромания среди моих знакомых приняла масштабы, сопоставимые с эпидемией гриппа весной, как по массовости, так и по тяжести случаев, скорости распространения, и видимым отсутствием иммунитета у неофитов. Каково же было мое удивление, когда, услышав несколько песен, я не увидел того, чего ожидал увидеть, а именно, ни некоего рок-откровения, понятного и стару и младу, что могло бы вызвать ажиотаж у вменяемой публики, ни оголтелой попсы. Впрочем, я немного слукавил. Откровения всё же были. Но — всё по порядку. Группа Земфира образовалась в 98м году (согласно информации на официальной странице) почти на ровном месте и как-то сразу, минуя стадию мыкания по андеграундам и пробивания себе дорогу «снизу», через народную молву, с самиздатовскими «демами». Точнее, пара «дем» была — втиснутые продюсеру Муммий Тролля, они привели в движение машину шоу-бизнеса, в результате которого уже в следующем году появился первый альбом. Первое, что бросается в глаза, а точнее, в уши — это недюжинный исполнительский талант певицы, собственно Земфиры. Кстати, заметно это было и на «Кинопробах», которые я услышал до рецензируемого здесь альбома, там Земфира спела цоевскую «Кукушку», таким образом, практически единолично выдав этой грустной клоунаде путевку в жизнь. Это не должно никого удивлять, ибо Земфира Рамазанова, закончившая уфимское училище искусств по специальности эстрадного вокала — самый что ни есть профессионал, коих на сцене раз-два. Причем не просто профессионал, а человек талантливый и любящий то, чем она занимается. Приятный голос, эмоциональность исполнения, и эффектно расставленные и умело контролируемые интонации впечатляют, причем делает это Земфира раскованно и свободно, никакого «напряга» в этих песнях нет и в помине. А вот что касается музыки… Успех Земфиры часто связывают с оригинальностью, с тем, что на российской сцене она ни на кого не похожа, и выделяется в своей категории, именуемой рокапопсом, причем Земфиру причисляют именно к роковому крылу, вероятно, имея ввиду наличие в репертуаре более жестких песен, чем у проложившего ей дорогу Муммий Тролля. Иногда проводятся далеко идущие параллели, упоминание «сильной лирики», вплоть до сравнения с Янкой. Увы, оба тезиса несостоятельны. Та музыка, которую играет Земфира, есть редуцированный до стандартов отечественного рокапопса, американский college rock, в свою очередь, берущий начало в грандже (grunge), возникшем в конце 80х в Сиэттле. «Женский» же подвид этой музыки, причем в виде весьма близком к тому, что играет Земфира, исполнялся, в частности, группой Four Non-Blondes (их хит What’s up? вовсю гонялся по радио аж в 94 году). Сам же «роко-попс» является прямым следствием мутации упрощенного нео-романтизма и брит-попа, впервые эпитомизированного последними альбомами группы Кино. На мой взгляд, Земфиру на фоне различных муммий-троллей выделяет качественно более высокий уровень профессионализма. Что же касается поэтического дара Земфиры, во всяком случае на этом альбоме, то здесь ситуация еще более удручающая. Песни построены по канонам весьма незамысловатой эстрады, и использование жаргона вряд ли что-то принципиально изменит. Жаргон, или сленг, кстати, употребляется исключительно «мажорский», сообразно темам песен. На какую аудиторию рассчитаны тексты песен, просматривается в песнях вроде «Ромашка» и «Маечки», это сплошь девочки с плеерами, просящие снять маечки. Псевдо-фатализм нашумевшей «Спид» выглядит плюшевым Страшилой в контексте творческого пути Земфиры. Вот вам и сравнение с Янкой, которая пела об, и для, деклассированных элементов, изгоев и аутсайдеров, живя с ними одной жизнью. Ее песни были частью, плоть от плоти янкиной реальности; Янка всегда сторонилась большого шоу-бизнеса, отказавшись, например, записываться на Мелодии. Песни же Земфиры наводят на мысль о столичной «золотой молодежи». Если же вспомнить, что Земфира оказалась «в чартах» благодаря раскрутке «сверху», пусть и точно попавшей в «яблочко» сформированного вкуса слушателей попу-лярных радиостанций, то картина становится более чем очевидной. Продекларированный в одноименной песне скандал четко контроллируется и не выходит из заранее определенных шоу-бизнесом рамок. Лирически номера симпатичны, ибо здесь форма и содержание находятся в относительном равновесии. Если проводить исторически параллели, Земфира представляет собой некий эквивалент голландской Shocking Blue, с учетом изменения стилистических черт соответствующей музыки за 30 лет разделяющие «звездные часы» этих групп. Этот альбом возможно, неплох для прослушивания в машине, на вечеринке, или в качестве фона для активного времяпрепровождения, но вряд ли заинтересует серьёзных любителей рок-музыки в качестве объекта внимания.

Д.М.

Апрель 2003

 

 

 

 

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.