Search for:
 

СУПЕР АЛИСА “Tatarstan Good” (Soyuz Music)


Уже в детстве мне удалось прикоснуться к народному татарскому фольклору, в 70-е я часто заходил в гости к проживающей с нами на этаже бабусе из Казани, переселившейся в Москву перед войной и проработавшей всю жизнь на стройках города. Бабка развлекала нас, детей, игрой на гармошке, пением татарских песен и жареными беляшами и чебуреками. Меня же частенько по индивидуальной программе обучала отборному татарскому мату. Воспоминания о том времени всегда наполнены душевностью и первородной чистотой.
Держу в руках долго разыскиваемый мной диск “Tatarstan Good” фолк-электро-рок исполнительницы из Татарстана Алисы Хусаиновой. Ей 26 лет, родом она из Казани, слышал, её экзотичные выступления пользовались в Москве успехом где-то год назад, многие критики сравнивали её работы с творчеством германской звезды Miss Kittin, и даже наградили званием «Королева татарской электропентатоники».
В анонсах к клубным выступлениям можно было регулярно прочесть формулировки:
«…techo-rock эстетика в сочетании с мусульманской этникой…»,
«…танцевальная ретро музыка и вокальный стёб-драйв…»,
«хай-тэк лирика, подложенная под татарский folk-electro-pop…»,
ну и так далее…
Алиса же утверждает, что её творчество на любителя, этнические элементы присутствует, а куда без них, они вошли в неё с молоком матери.
Можно даже предположить, её работы – это будущее национальной татарской песни, ведь научно-технический прогресс не остановят никакие каноны.
«…я выступаю за абсолютную свободу в творчестве, мне глубоко безразлично мнение дельцов и крупных компаний от шоу-бизнеса, я не стараюсь стать объектом для чьих-то спекуляций, моё наивное искусство не будет саундтреком только к моей жизни, возможно это также поможет кому-то еще разобраться в самом себе и в том мире, что его окружает…».
В песне «Мин-СуперАлиса» автор на татарском и русском языках декларирует элементы собственного мировоззрения, что бог един, свинью есть нельзя, водку пить можно, заодно объявляет свой выход «я – СуперАлиса, татарская певица, танцуйте, если на месте не сидится…». Вот он, какой, оказывается, прогрессивный татарский neo-pop.
В «Татарстан Super Good» в тексте представлена татарская элита в лице звезд эстрады, спортсменов, интеллигенции, завизирована в бодром фольклорно-электронном марше. «Шаймиев, Нуриев, Хаматова и др. — вот на кого нужно равняться, товарищи соплеменники» — утверждает Алиса.
«И это правильно…» — ответил бы на эту реплику наш последний женственный и красивый Генеральный Секретарь.
«DJ» — песня в стиле hip-hop-rock про прогрессивного Dj, …эй чувак, давай ставь пластинки с крутой музыкой дип-минимал-электроклэш, чтобы всех прокачало, вставило. Кода из затухающего рифа гитары – самое сильное впечатление пока от альбома.

«НЛО» – electro-metal про инопланетян, послание в космос на татарском, думаю, в начале 80-х этот номер воспринимали бы не хуже, чем какой-нибудь «Смок он зе вота», кажется, даже есть что-то общее. Кода опять невероятная, второе грандиозное место, это уже удача.

«Роботлар» – вот она – новая татарская музыка, а какая кода опять, конкурс заключительных аккордов продолжается.

«Космос», «Жаным» — версия в двух вариантах, парень на соло и в подпевках, ностальгируют уже вдвоем, волна евро-попа 90-х накрыла меня, как говорится, по самые бакенбарды.

«Генетика» — этническое соло – выигрышный момент в репертуаре этого коллектива, хотя всё же можно было бы пригласить Государственный национальный татарский хор для еще большей монументальности.

«Мир-Миру!» – наконец-то гармонь из детства, а затем гитара как заревёт, как заклокочет, неужели Шенкера приглашали или Гаину, убедительно, но всё это как-то старомодно.

«Полезные Советы» – мойте руки перед едой – будете здоровы, просто не песня, а заставка к образовательной телевизионной программе для школьников.

«Ак Кар Ява» – любимый номер, ностальгирую, кавер-версия песни ABBA «Happy New Year» «…Ак Кар Ява, Ак Кар Ява…» и по-русски тоже версия есть. Этот нетленный шедевр можно было бы даже взять в телевизор.
«…падает снег, падает снег, улыбнись Новый Год идет». Органичный, татарский попс о всенародном счастье, однозначно.

«ЭВМ» – вызывающий восхищение у немногочисленных эстетов и музкритиков, слышал и читал, супер-хит, соглашусь и я.

Для дебюта вполне сносно, вот только татарского корневого фольклора не особо много обнаружил, хотелось бы какого-то более глубокого погружения к первоисточникам и традициям, и более смелых интерпретаций тех социальных процессов. Где современный национальный юмор и молодёжный татарский слэнг, которые происходят в татарской контр-культуре на бытовом уровне и в мировоззрении в целом?

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.