Search for:
 

Салун ретро-видео, Часть 4


Салун ретро 18 августа 2008

Салун ретро-видео,
Часть 4.

1. 25 июля 2008 года на 86-ом году жизни скончался Михаил Иванович Пуговкин – Великий русский актёр.

М.И. Пуговкин – актер театра, кино, народный артист СССР, родился в Костромской области, переехал в Москву в середине 30-ых, трудился электромонтером на заводе, занимался в театральном кружке, после одного из выступлений его замечает режиссер Московского драматического театра Ф. Каверин. В 16 лет Михаил Иванович становится профессиональным актером, в 17 лет – первый дебют в кино в фильме «Дело Артамоновых» в роли балагура, гуляки, купца Степаши Барского. Многим запомнилась его темпераментная присядка и монументальная харизматичность.

На пороге стоял 1941 год, Михаил Иванович уходит добровольцем на фронт, добывает разведывательную информацию в мотострелковом дивизионе, был тяжело ранен, комиссован, награжден орденом Отечественной войны, медалями. Театральная сцена вновь принимает нашего героя, он попадает на курс признанного авторитета, гения актерского ремесла Ивана Ивановича Москвина, но в дальнейшем за неуспеваемость отчислен, затем опять принят. Человек по-настоящему любил искусство и стремился туда, чего бы это ему не стоило.

После войны работает в многочисленных театрах Москвы, Вильнюса, Мурманска, регулярно снимается в кино: «Иван Бровкин», «Девушка с гитарой», «Кубанские казаки», «Максимка», «Генерал Ушаков», другие.

Приходит народная любовь, популярность, часто ездит по стране с творческими вечерами, премьерами фильмов. Кого он только не переиграл, кем только не был, убедительно лицедействовал в образах бюрократов, очковтирателей, мошенников, приспособленцев.

Особое удовольствие актер получал от совместной работы с режиссерами Леонидом Гайдаем, снялся в 6 его фильмов подряд: «Приключения Шурика», «12 стульев», «Не может быть», Александром Роу: «Варвара краса, длинная коса», «Финист – ясный сокол», др., часто снимался в фитилях.

В 90-ые по состоянию здоровья переехал в Крым, выступал по здравницам и санаториям полуострова, в 00-ые вернулся в Москву, вёл активную общественную деятельность, выступал в собственном творческом центре в Сокольниках – кинотеатре «Орленок».

Последние несколько лет редко появлялся в публичных местах, диабет подкосил здоровье, но актер не терял силы духа и до последнего боролся с болезнью, писал книгу. 25 июля 2008г Михаила Ивановича не стало.

Похоронен на Ваганьковском кладбище по соседству с учеником и другом Александром Абдуловым.

2. Александр Гаврилович Абдулов – настоящий герой того времени.

Родился в 1953г. в театральной семье, отец – режиссер, матушка работала гримером в том же театре, вышел на сцену уже в пятилетнем возрасте, но заниматься серьезно актерским ремеслом особо не стремился. В молодости увлекался рок-музыкой, спортом. По настоянию отца всё же попытался поступить в один из театральных ВУЗов Москвы, провалил. Поступил лишь на следующий год, когда театр окончательно взял вверх над спортом. Учился в ГИТИСе на курсе И. Раевского, тогда же был дебют в кино в фильме Михаила Птешука «Про Витю, про Машу и морскую пехоту», эту работу Александра Абдулова замечает режиссер Ленкома М. Захаров, приглашает актера в свой театр. Главной ролью на этой культовой выставке лицедейства стало участие в спектакле «Юнона и Авось», имевшее массовое признание зрителей.

Много снимался в кино, около 100 фильмов, был актером широкого творческого диапазона, у него легко получались роли как романтичного, так и криминального приключенческого формата. Породисто выглядел в костюмных исторических лентах:

«Чародеи», «Обыкновенное чудо», «Гальдемарины, вперед», «10 негритят», «Шизофрения», «Тюремный романс», другие.

В последние годы актер боролся с тяжелой болезнью, его жизнь была полна слухов, домыслов, молодая жена, рождение дочери. Желтая пресса вела подробный дневник последних дней его жизни. Ни пафосные израильские клиники, ни псевдолекари тибетских монастырей, ни любовь, привязанность близких – ничего не помогло в борьбе со страшным диагнозом рака лёгких. 3 января 2008 года Александр Гаврилович Абдулов скончался. На панихиду в Ленком пришли тысячи москвичей, поклонников его таланта, чтобы попрощаться и отдать дань его неповторимому таланту.

Фрагмент фильма «Над темной водой» (реж. Д. Месхиев)

3. Юрий Клинских по прозвищу «Хой»

Юрий Николаевич Клинских умер 4 июня 2000 года – автор и солист группы «Сектор Газа», главный музыкант Воронежа. В начале 90-ых к кому не придешь, везде из фирменных двухкассетников, купленных в «комке» на Комсомольском проспекте раздавался ли«хой» голос этого аутентичного автора. Да и сейчас, с кем не поговоришь из молодых спецов музжурналистики этот автор ещё более популярен и имеет просто культовый статус. Музыка «Сектора Газа» не устаревает с годами, заводная, как сапог простая, поднимает настроение, народная одним словом. Коллектив образован в 1988 году, назван в честь промышленного района города Воронеж, там сплошные трубы, химические производства, зоны складирования отходов, газовые камеры.

В середине 80-ых везде по стране стали открывать двери многочисленные рок-клубы, в Воронеже сформировалась своя организация по объединению музыкальной общественности. Газа в городе хватало и, оказалось, что не только промышленного.

Основателем коллектива стал Юрий Клинских, на то время его прикалывал панк, решено было играть музыку в этой эстетике, только не местном материале. Свободно декларируя собственное мировоззрение, где было многих лихих, застольных словечек. В школе Клинских считался среди учителей оторвой и разгильдяем, имел много друзей, считался в компании заводилой, любил побухать, с девками на танцах познакомиться, подраться, музычку редкую нарыть, последняя стала для парня откровением, ей он захотел служить чуть ли не с первого класса. Уже в этом возрасте он ярый меломан, отец на день рождения покупает гитару-шестиструнку, он же привил сыну интерес к поэзии и стихосложению. Отец тоже был в прошлом любителем сказать красиво.

После окончания школы Юрия забирают в армию, где он участвовал в самодеятельности, давал концерты в коптерке, «деды» наливали ему, жены офицеров заигрывали и приглашали на свидания. Командир части заказал комплект музоборудования и инструменты. Вернувшись в Воронеж, музыканта достает скучный быт, на дворе «перестройка», в журналах и газетах публикуются первые статьи о музыке, импортной и отечественной.

Решено «чем я хуже», пишутся песни «Я мразь», «Сумасшедший труп», другие, самопальные кассеты расходятся по знакомым, многим нравится. Пишется альбом за альбомом, песня за песней. «Колхозный панк», «Зловещие мертвецы», «Ядреная вошь» большими тиражами самопально размножаются и расходятся по стране. Самобытный слог Юрия Клинских находит многочисленную армию поклонников, областные центры, поселки городского типа, и даже столица родины встает дыбом от интереса к этому автору. Группа много гастролирует по сельским клубам, заводским домам культуры, играет на танцах, снимается самопальное видео.

За коллективом в средствах массовой информации тянется шлейф «музыкантов-колхозников-провокаторов», их песни не берут на радио и ТВ-каналы. Юрий, утомленный непризнанием деятелей муз-культуры решает углубиться в лубочную сказочную реальность, сочиняет эпохальный мюзикл «Кащей Бессмертный», где соединяет народный фольклор и речевую эстетику колдовских заговоров местных деревенских ведьм с достижениями западного муз-производства. В ассортименте там был попс, рокс, и даже, возможно, асид хаус. Критики стоят в очередь за интервью, стена безразличия пробита, признания СМИ, а в дальнейшем реклама, пришла долгожданная слава на официальном уровне.

Клип на песню «Туман» крутят по центральному телевидению, в работе раскрывается тема войны, куда периодически вляпывается Россия. Выходит альбом «Газовая атака», где нет уже мата и пошлости, а всё серьезно, с философским контекстом, по-особенному зазвучала тема родины. Следующий альбом «Наркологический Университет миллионов» посвящен понятно каким проблемам. Автор страдал зависимостью, а кто в тот период не страдал?

В 1998г. соответствуя передовым музыкальным тенденциям выходит альбом танцевальных ремиксов под названием «EXTESY», годом позже бокс из 11 альбомов – вся дискография коллектива под названием «Приключения Юрия Хоя в царстве зла».

Весной 2000 года в компании известных московских музыкантов записывается последняя работа музыканта «Восставшие из ада». Материал содержит разнообразную стилистику от панк-шансона до метал-бурлеска с элементами рэпчины и бардовского грушевизма.

«… я всегда стремился к тяжелому звуку, технологии в начале не позволяли реализовать задуманное, я долго изучал оборудование, переслушал тысячи альбомов металлической музыки. В последней записи мы реально всё делали по фирме, на данный момент такого звука я в бывшем Союзе ещё не слышал, я хотел этого добиться и добился, потому что всегда стремился вперед…» — говорил в своих интервью музыкант.

25 июня 2000 года Юрий Клинских в последний раз выходит на сцену в Лужниках на празднике газеты «Московский комсомолец», затем он уезжает в Воронеж, чтобы повидаться с родными. 4 июля утром собираясь на встречу по поводу съемок видео для последнего альбома, у музыканта внезапно останавливается сердце. «Хой» похоронен на левобережном кладбище города Воронеж.

4. Виктор Робертович Цой – не быть, чтобы быть.

Лидер группы «Кино», родился 21 июня 1962 года в Ленинграде в семье преподавателя физкультуры и инженера. Школа, художественное училище, завод, СГПТУ, овладение профессии резчика по дереву, первые песни, исполненные в составе «Гагарин и гиперболойды», участие в работе ленинградского рок-клуба, первая запись – альбом «45», любовь, дружба, первый выход на сцену, работа по профессии в садово-парковом тресте, первое путешествие по стране, новые музыканты, друзья, новая запись – альбом «46», известность, запись альбома «Начальник Камчатки», окончательное сформирование состава, женитьба, рождение сына, запись альбомов «Ночь», «Это не любовь», участие в альбоме, изданном в Америке «Red Wave», котельная, начало кинокарьеры, филм «Рок», продолжение кинокарьеры, фильм «АССА», супер успех, массовое признание, альбом «Группа крови», закат кинокарьеры, фильм «Игла», ещё больший успех, вершина мира, дальше не куда, альбом «Звезда по имени Солнце», признание на государственном уровне, новая любовь, призы, премии, «Лучший актер, фильм, альбом, группа года», туризм по США, новые издания за рубежом, деловое сотрудничество, контакты в Японии, Корее, Китае, весь евразийский мир мог бы лежать у его ног, студийная работа над новым, ещё более лаконичным и простым почти для каждого жителя земли материалом, случайная нелепая смерть 15 августа 1990 года на 35-ом километре трассы Слокаталсе в Латвии.

Реэкспортный Москвич 2141 темно-синего цвета врезался припаркованный на обочине рейсовый Икарус, люди в нем вышли размять ноги и по быстрому отлить. Смерть была мгновенной, похоронен музыкант на Богословском кладбище.

5. Никита Геннадьевич Тягунов — «Нога», другого такого фильма нет.

Родился 7 февраля 1953 года в Москве, умер 20 июля 1992 года.
Советский режиссер кино и телевидения, окончил культпросвет факультет в институте культуры в Химках, поставил около 20 ТВ-спектаклей: «Июнь, Москва, Чертаново», «Дети раздоров», «Кто-то должен», «Ваша дочь Александра», «Одесские рассказы», «Юбилейное танго», другие. В 1991 году на киностудии Мосфильм в творческом объединении 12А снял фильм «Нога» по мотивам произведения Фолкнера. Картина имела мощный общественный резонанс, была посвящена войне в Афганистане, к работе режиссер привлек плеяду молодых начинающих актеров: Охлабыстина, Петрову, Мамонова, Абдулкайсова, Мысину, других. Эта работа удостоена ряда премий фестивалей:
— главная в Потсдаме (1991),
«За высокое художественное мастерство» и «Дебют», Москва (1992)

«…мрачная, тревожная, глубокая картина…» — писала пресса.

Смотрится на одном дыхании, а прошло почти 20 лет, глаз к ней не привыкает, а мозги закипают от рваного монтажа и кривых диалогов. У меня в памяти в коллекции только два подобных фильма, это обсуждаемый и фильм О. Тепцова «Господин Оформитель» с Авиловым и Казаковым. Фильм «Нога»», что отрезана у главного героя после ранения в очередной душманской зачистке олицетворяет собой волю и силу, на чем и стоит войско русское, чтобы крепко пинать врагов земли нашей обширной, а вот если отрезать эту конечность — рычаг пинальный и хиреет сразу всё наше тело, задыхается в душевных терзаниях, сапокопании, рефлексии, постепенно превращаясь в труп.

Вот, что вспоминают о режиссере современники:
«…В назначенное время на проходной Мосфильма никого не было, я уже собирался уходить, как проявился человек вполне плэйбоевского вида, если бы не замученный землистый цвет лица…»
«…Тягунов не походил на угрюмого мистика, охотно делился безумными планами на жизнь, рассказывал, как поедет в Голландию, купит машину и с понтом прикатит в Москву, становилось ясно, что его воображением движет не блеск золота, а драматургия авантюры, а чтобы слушатели поверили в его феноменальную деловую хватку, он доверительно сообщал, что всю жизнь занимался фарцовкой и вывез за бугор не одну сотню икон.

На самом деле каждый его фестиваль сопровождался коллизиями другого рода: однажды он упал и отключился в компании, потом встал и продолжал говорить связно, спокойно, трезво. Он всегда настаивал, что он никакой не режиссер, что не принадлежит, и не принадлежал к этой касте, а фильм снял непонятно каким образом, так получилось и всё. В нем самом, и в его фильме, то, что он сделал этот фильм, был совершенно ясный божий промысел, и другого такого фильма нет…» (А. Плахов)

Сценарий адаптировала Надежда Кожушанская, уроженка Свердловска, она автор многочисленных сценариев к фильмам, мультфильмам, среди которых «Зеркало для героя» реж. Хотиненко, «Прорва», реж. Дыховичный, другие фильмы реж. Наруцкой, Черкасовой, Скаберт. Человек с непростой судьбой, окончила Уральский университет, филологический факультет, работала учительницей в деревне, сбежала в Москву, работала по лимиту, жила в коммуналках, где бегали, кто с топором, кто с длинным кухонным ножичком. Ей с удовольствием открывали душу сумасшедшие, больные, пьяные, она их с удовольствием слушала, писала пьесы, рассказы, сценарии, в её работах отношение между людьми простые и одновременно на грани жизни и смерти.

Она была женщина-амазонка-победитель, одна из первых с феминизированными гормональными вывертами аля современная Р. Литвинова. В 1984 году закончила высшие сценарно-режиссерские курсы под руководством Л. Голубкиной.

Автор в своих работах утверждала, что мужчина создан для войны, её интересовали экстремальные ситуации и вытекающие оттуда психофизиологические аномалии, она – автор многочисленных, нереализованных в кино сценариев: «Последняя игра в куклы», «Счастливый день», «Заговор», Женщина №2», «Простое число», «Про Ваню», другие.

Работая над фильмом о Чечне автор неожиданно скоропостижно умирает 15 января 1997 года.

В фильме «Нога» звучит музыка Олега Каравайчука.

«Салун Ретро Видео»,
до новых встреч
август 2008.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.