rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

И.С.Бах – Месса Си-минор, BWV 232 /Леонхардт

Рынок предлагает покупателю огромное количество самой разнообразной музыки, но мы всегда должны давать себе отчет, что так называемая классическая музыка в первую очередь есть знание,
а не повод для релаксаций, а потому не следует жалеть денег на хороший диск, которых далеко не так много, как кажется на первый взгляд. Великая музыка всегда говорит правду о мире – в отличие от самого мира, скрывающего себя под стереотипами клише и уничтожающего тех, кто воспринимает его адекватно.
Уже выходившая на виниле под английским лейблом EMI, эта аналоговая запись до сих пор остается лучшей версией основного произведения И.С. Баха. Напомним, что служебные работы Главного Мирового Музыкального Мифа адекватно можно прочесть исключительно в лютеранском, а точнее гностическом контексте. Как и многие сегодня, мы придерживаемся мнения, что исторического персонажа с подобным именем никогда не существовало, а потому творчество так называемого «Баха» скорее всего есть коллективный продукт какой-либо музыкальной мастерской более позднего времени, что и превращает его в занимательный ребус, корректируя фон для анализа «Его» произведений.
Мессу си-минор можно без преувеличения назвать главным опусом всей музыкальной литературы, поскольку она несет в себе рассказ о фундаментальной космологической мистерии человечества – драме расщепления Орфического Яйца и попытке тотализации божественного через восстановление утерянного статуса кво, что обозначалось, кстати говоря, левосторонней свастикой. Божественный Андрогин после подлой диверсии Демиурга посылает своих полярных Агентов на поиски утерянных противоположных пар, по закону гравитации втягивающихся в воронку Вечного Возвращения, чтобы с новым циклом все повторилось в зеркальной перспективе. Эти «догонялки» красноречиво изображаются рядом римских чисел, а в музыке формой фуги. Подобно бегущей римской единичке, контрапунктный голос инициирует архетипические формулы, меняющиеся в тактах ритма – этого основного временного параметра. Более того, Леонхардт, как, кстати, и Хорнонкурт, свингует ритм и полностью отказывается от статики шлифованных звучностей, как раз подчеркивая философский аспект этой великой музыки. Его фирменный шагающий темп лишь изредка переходит в бег, заставляя слушателя внимать суровой мистериальной канве в ущерб комфорту, что особенно чувствуется в хорах, где отсутствует даже намек на то, что называется «блеском». Особая «контркультурность» подхода Леонхардта к музыке оговаривалась многими и рождала бесконечные споры, но в этой записи он превзошел самого себя.

Разумеется, никакой «мессы си-минор» при так называемой жизни так называемого «Баха» никто не знал; вся состоящая из цитат, она позже вообще называлась «Католической мессой» – это притом, что первые две ее части уже использовались как самостоятельный лютеранский сингл. Ключом к этому музыкальному ребусу является более чем странная для постороннего CREDO или SYMBOLUM NICENUM, где лютеранский композитор не только цитирует католический грегорианский хорал, но и вся структура этой части на поверку оказывается в чистом виде орфической математикой зеркальных инверсий, которой увлекся так называемый «Бах» в самые последние годы своей так называемой жизни, когда он и присоединил эту часть к совсем другой мессе, написанной, к тому же, в совсем другом стиле. Однако анонимность получившейся вещи только усилила ее суггестивное поле, «проблемное» напряжение которого создается Леонхардтом и его командой вполне умышленно – внимательного слушателя как бы вводят в постепенное осознание грандиозных масштабов драмы, предлагая ему если не ключ, то вполне реальную возможность разгадать этот космический ребус чисто музыкальными средствами, то есть путем конгениального сопереживания виртуальному Герою, путешествующему по опасному лабиринту движущихся по времени архетипов.
Бах Густава Леонхардта – трудная и тяжелая для восприятия музыка, рассчитанная в первую очередь на внимательных и вдумчивых людей, понимающих подлинное значение анонимного, а потому как Хорнонкурт, так и Леонхардт принципиально избегают приглашать на записи прим. Действительно, космическая мистерия это не тот сюжет, подлинные свидетели которого, вызывая актеров на бис, бешено аплодируют: у подобных сюжетов свидетелей просто не бывает.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.