rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Вагнер – Кольцо Нибелунгов (Оркестровый сингл) / Ранниклз

НАЦИ ГРЕЙТЕСТ ХИТС
У человека, в первый раз пришедшего в музыкальный магазин, могут опуститься руки от обилия заманчивого товара. Но коллекционер со стажем мгновенно сможет определить интересный диск – в куче банальных релеваций в расчете на богатую амбициозную урлу, чем, увы, и занимаются многие звукозаписывающие корпорации в формате музыки как раз самой амбициозной – классической. Нетрудно догадаться, что большинство фирм прямо-таки спят и видят свою продукцию годной к употреблению в пищу, поскольку именно гастрономические качества товара урла считала и еще долго будет считать наиболее убедительными. Многие музыканты давно знают эти фокусы, и сами были и являются неплохими пиарщиками – как, например, тот же Караян или ныне здравствующий очень неплохой дирижер Саймон Рэттл – трезво отдающими себе отчет в том, кто, кроме японцев, корейцев и пенсионеров, заказывает сегодня музыку, и как напугать одних, чтобы визжали от восторга другие в общей стратегии удобрения суггестивного поля.

У детей есть очень любопытная игра в страшилки, заключающаяся в том, чтобы, выключив в комнате свет, начать сообща бояться, – и через некоторое время выигравшим будет считаться тот, кто боялся больше всех. Большие дети тоже нередко играют в такие игры, как например, политические кликуши всех концов земного шара, время от времени соревнующиеся в том, кто больше и шумнее забоится фашизма. Вот им-то в первую очередь и адресован наш совет: невозможно всерьез обосраться от фашизма, предварительно не забздев от Вагнера.
Однако Вагнер не тот композитор, под которого можно слегка пукнуть и остаться незаметным. Его произведения обволакивают время и растекаются по пространству в таком количестве звукового материала, что исключительно трудно этот материал вообще оценить. Кроме того общеизвестного факта, что Вагнер языком музыки отразил германский (Великая Империя Германской Нации) национальный миф в своем знаменитом «Кольце Нибелунгов» и добавил к нему несколько бонусов на ту же тему, мало еще что говорит о нем как о музыканте вне сценического контекста оперы – тем более, что он уже сложился ко времени своей композиторской деятельности как дирижер, то есть в прямом смысле версификатор, музыкальный интерпретатор-талмудист, толмач чужих текстов. Именно поэтому очень внимательные люди замечают среди его так называемых «лейтмотивов» переартикулированные цитаты из бетховенских тем, и именно поэтому, наверное, Вагнер требовал играть Бетховена медленнее, чем было принято в исполнительской практике тех лет.
Если мы вернемся на рынок CD, то легко заметим непрекращающиеся попытки сжать музыку Вагнера до размеров сингла, то есть вывести музыкальный материал композитора за рамки оперного контекста и определить таким образом подлинную цену его музыки без оперных ходуль, высота которых прямо пропорциональна «находкам» режиссера-постановщика. Однако, несмотря на всех преуспевших на данном поприще (включая сюда и Джорджа Сэлла, и Караяна, и даже удачную работу нашего Юрия Симонова на фирме COLLINS), Вагнер остается подвержен идео-синкразии, являясь не очень убедительным обладателем калейдоскопов чисто партийных интерпретаций, наиболее действенный из которых – полный запрет на его музыку в Израиле, подтвердивший старое правило имиджмейкеров о черном пиаре как наиболее эффективно действующем.
Тем не менее, в этом забеге на достаточно короткую дистанцию уже определился явный фаворит, вряд ли удививший коллекционеров, многие годы занимавшихся интерполяцией подобной продукции, то есть как бы добровольно выполнявших функцию продюсеров-любителей в ситуации, когда маркетинг прямо соответствует ожиданиям практически всех, кто устал от многочасовых вагнеровских саундтреков и желает получить, наконец, полноценный текст, а не звуковой контекст какого-то другого действия, свидетелем которого он не сможет быть ни при каких обстоятельствах.
Понятно, что оркестр должен быть немецким и записан вживую перед немецкой публикой. Дирижером должен быть, конечно же, представитель американской антрепризы, где нет этой драконовской так называемой «антифашистской» цензуры, когда могут потянуть за слишком громкое звучание оркестра. Ну, а в-третьих – чтобы мажорные созвучия были действительно мажорными – рулить таким тотемным оркестром не должен ни человек восточной ментальности, ни даже представитель средиземноморской расы с его замешанной на страхе чисто католической строгостью, чему всегда противостояли амбициозные англичане. А им, соответственно, еще более амбициозные шотландцы – смотри романы Вальтера Скотта и вернись к началу этой рецензии.

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.