rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Владимир Морозов: «Я работал с виртуозами». Моя любопытная биография


Жанр публикации эссе
Музыкальный стиль ВИА
Автор Владимир Морозов
Издание АСТ
Год 2015
Владимир Морозов

Я родился в 1944 году в Москве на Красной Пресне. Музыкант Москонцерта с 1962-го года, то есть мне еще не исполнилось и 18 лет, как я уже работал. И жизнь меня свела с такими замечательными звездами, как Ирина Бржевская, Майя Кристалинская, Галина Ненашева, Лариса Мондрус, Лариса Голубкина, Борис Брунов, Олег Анофриев. Одно время было у нас знаменитое трио: Оганезов — контрабасист, Юра Маликов — будущий создатель и руководитель ВИА «Самоцветы» и я. Потом я женился на знаменитой в советские годы певице, народной артистке РСФСР Александре Стрельченко. Был 12 лет руководителем и главным администратором музыкального оркестра, который ей аккомпанировал. С ней объездил весь мир, а в некоторых странах был по многу раз. Это, кстати, доказательство того, что русская песня за рубежом была в советское время очень популярна.
работал с Иосифом Кобзоном, Муслимом Магомаевым, Андрюшей Мироновым, Женей Шапиным из Большого театра, Володей Вишневским — с людьми — виртуозами своего мастерства.
Я лауреат всесоюзного конкурса, заслуженный артист РСФСР. Входил в пятерку лучших администраторов России и Советского Союза. Сейчас я уже на пенсии. Но продолжаю работать с солистами оркестра Лундстрема. Ищу джазовую музыку, и принимаю участие в разных концертах.
Я всю жизнь вставал в семь утра, несмотря, что ложился обычно поздно. Живу по любимым поговоркам: «Кто рано встает, тому Бог подает», «Под лежачий камень вода не течет» и «Волка ноги кормят». Всю жизнь я носился, носился, носился. Расписание было приблизительно одно и то же: подъем в семь, бежал в Краснопресненскую баню, с восьми до десяти в бане, с десяти до одиннадцати в Москонцерте, с одиннадцати до двенадцати в Госконцерт, с двенадцати до тринадцати в Министерство культуры СССР. И при таком графике я не забывал навестить друзей.
Почему я решил написать книгу? Однажды генеральный директор Госконцерта Панченко доверил мне руководить, и я стал директором европейского представительства Госконцерта. И он меня всегда просил: «Вова, ты очень много знаешь! И должен рассказывать о своей жизни и тех людях, с которыми тебя свела судьба. Ведь для этих людей, которые сейчас вошли в историю, став знаменитыми, будет настоящим счастьем прочесть твои воспоминания». И даже подарил мне диктофон. Вот Панченко меня и подвигнул написать эту книгу не только о людях, но и о бане, потому что баня — часть моей жизни.

   …Первый раз я зашел в Пресненскую баню, когда мне было 15 лет. Сразу почувствовал себя неважно — было очень тяжело дышать, у меня не хватало сил, чтобы выдержать высокую температуру. И тут мне помогли завсегдатаи бани, которые позже стали моими друзьями. Это были Сидоренко Гена, чемпион олимпийских игр, игрок команды ЦСК и сборной СССР, и Володя Глотов, который играл в «Динамо». Они рассказали мне, как надо правильно париться. И только со временем я понял, что парная — это целое искусство. Тогда я мог пробыть в парной всего одну-две минуты, потому что у меня не хватало ни сил, ни здоровья высидеть дольше. Я был молодой парень, а парная требует сноровки.
В общем, зашел в баню в начале 1960-х — и не вышел до сих пор. Я полюбил банную атмосферу. Особенно люблю парную. Уже с самого раннего утра в бане собиралась интересная публика: известные спортсмены, артисты, директора магазинов и универмагов — в общем, люди разных профессий. В то советское время в бане можно было договориться обо всем и приобрести любой дефицит: купить мебель, мясо, колбасу, икру, костюм, рубашки, обувь, автомашины! При том, мы доверяли друг другу больше, чем государственным магазинам и чиновникам.
Но баня — это еще и здоровье. Я хожу в баню более 50 лет каждый день. Некоторые мне говорят, что это слишком часто, но я дозирую пребывание в парной. У меня за 50 лет не было насморка и гриппа. Ведь это неплохо, правда? Там у нас собирается теплая компания старых друзей, которых я очень хорошо знаю и с которым я работаю уже десятки лет. В этих людях мне импонируют такие качества, как порядочность, умение помочь в трудную минуту, а таких людей не так много.
…В бане у меня завязались нужные знакомства, там я нашел людей, с которыми потом работал годами, дружил, играл в футбол и хоккей, ездил по стране, по зарубежью. А когда попал в Москонцерт и начал гастролировать, то куда бы я ни приехал — всегда искал в первую очередь баню, потому что только она дает мне заряд бодрости.
Старая баня находилась по адресу Красная Пресня, 7. А потом ее перенесли в новое здание, которое построили в Столярном переулке. Она стала второй в Москве после знаменитых Сандуновских. Но Сандуны я воспринимаю, как музейный вариант бани. Потому что Сандуны — старинное здание. Да и на самом деле, Краснопресненская баня ни в чем им не уступает! А даже кое в чем и превосходит. Ведь очень много зависит от публики, которая туда приходит. Ведь именно люди делают определенный климат в бане. Вот представьте, что вы пришли попариться, а за вами зашел какой-нибудь человек, который так поддал бы пару, что чуть вас ни ошпарил! И ему все равно, как вы себя чувствуете. И совсем другое дело, когда в бане с вами находятся люди, которые внимательно относятся к окружающим и думают о том, чтобы вам не было жарко, чтобы вам было уютно, чтобы вы чувствовали, что ваш организм наполняется силой и энергией.
В наших Краснопресненских банях можно хорошо восстановиться после тяжелого дня, потому что — я это еще раз подчеркиваю — там очень хорошая аура. А это немаловажно. Это не во всех банях есть. Чисто, красиво, встречают душевно!
Там есть даже специальные дни, когда разрешено париться с большими скидками спортсменам, ветеранам, героям соцтруда. Так к людям в наших Краснопресненских банях относятся по-настоящему хорошо, ведь не все решают деньги. Главное — человеческое отношение.

«Наш «Электрон» принимали не хуже, чем «Битлов»!

   В 1964 году я играл на ударных в известном ансамбле «Электрон», где одно время даже пела Алла Пугачева. Только у нас в ансамбле была первая бас-гитара в Советском Союзе. У нас сам Паша Слободкин спрашивал, как на ней играть, и другие наши ребята-музыканты интересовались, как и что на ней можно играть. И ребята из ленинградской группы «Поющие гитары», которой руководил Васильев, тоже у нас любопытствовали, что это мы за странную музыку играем? Никто ничего в электронных инструментах тогда не понимал. Мы были одни такие! У меня есть газета, где было написано, сколько на наших концертах было сломано стульев — вот так трудно было пробраться на наш концерт! Помню, однажды открылся занавес, и мы увидели, что народ аж на сцене сидит. Я не мог шагу сделать по сцене. Ажиотаж был сумасшедший. Нас принимали не хуже, чем знаменитых «Битлов»!
У нас в «Электроне» одно время даже работал Сашка Градский, потом мы работали с Магомаевым. Нас Муслим взял, потому что ему нравилось современное искусство. Конечно, Муслим был настоящий талант. Выше него никого не было в Советском Союзе. Это был выдающийся певец! Никакая Пугачёва ему в подметки не годилась. С «Электроном» мы объездили весь Советский Союз.

«Электрон»

   Самый известный и самобытный инструментальный биг-битовый ансамбль из СССР в 1960-е. Руководил им Валерий Приказчиков. В 1957 году на всемирном фестивале молодежи в Москве квартет гитаристов получил серебряную медаль. Возможно, это и есть одна из дат рождения рок-н-ролла в СССР. А в 1963 году популярная молодежная радиостанция «Юность» познакомила уже всех слушателей Советского Союза с молодым эстрадным ансамблем. После этой передачи коллектив стал широко известен. Музыканты «Электрона» сотрудничали с М. Магомаевым. Музыканты играли на самодельной аппаратуре и экспериментировали со звуком.
«Мы решили назвать так наш ансамбль, — писал руководитель «Электрона» Валерий Приказчиков, — не только потому, что его основу составляют электроинструменты. Само направление работы ансамбля, его звучание, характер исполнения мы стремимся сделать современным. И нам кажется, что название «Электрон» в какой-то мере выражает эти наши стремления».
Позже В. Приказчиков собрал новый ансамбль «Новый Электрон», затем был руководителем ансамбля «Коробейники». Погиб в автокатастрофе.
(род. 3 ноября 1949, Копейск) — советский и российский певец, мультиинструменталист, автор песен, поэт, композитор. Один из основоположников русского рока. Заслуженный деятель искусств России (1997). Лауреат Государственной премии РФ (1999). Народный артист России (1999).
Из книги Владимира Морозова “Легенды Краснопресненских бань”

Полный текст