rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

СИНТЕЗАТОРЫ И ПЬЯНСТВО НА РУСИ. ЧАСТЬ 1


Пьянство на Руси имеет глубокие исторические истоки и традиции, а синтезаторы звука -аналоговые, цифровые и виртуальные появились сравнительно недавно. Благодаря человеку, эти две совершенно, казалось бы, несовместимые природы сталкиваются лицом к лицу и вынуждены сосуществовать мирно и не очень. Веня Ерофеев, современное знамя культа зеленого змия, не играл на синтезаторах, не пользовался ими и даже не упоминал их в своих волшебных снах и приключениях. Мы поговорим о тех, кто позволяет себе две эти роскоши одновременно и тех, кто меру знает и головой промышляет…

Братья по разуму
Братья по разуму

«Да не пью я воще, только с Тихоном на Новый Год взяли ящик этого, на как его? Ну да!..» -вещает крепкая кудрявая барышня в аля-лыжном прикиде скрэтчуя синтетическими штанинами и прижимая заперчатанным пальчиком светло-пластмассовый микрофончик к сияющей в зимнем вечере щеке.

Между башнями разливается надрывный запил – это маньяк-меломан ностальгирует по семидесятым его молодости слоняясь неустойчивой фигурой в распахнутом окне гремящего кайфа. Другая сторона дома отвечает дружным топотом-хлопом и хохотом на раскат –люди выпили, людям весело, и музыка: Топ,Топ,Топ,Топ,Топ,Ля,Ля,Ля,Ля,Ля;Топ –Топ-Топ-Топ-Ля-Ля-Ля-Ля! Хлоп, бутылка пустая вдребезги рядом выпала из темного проема на самой тихой стене. Эти музыку не слушают, пьют молча.

В моих же ушах играет новая работа «Виды Рыб», упорядочивая и миря между собой все внешние сигналы, подчиняя их темпу и неумолимости остро загрувленного и нелегко загруженного бита, а голова занята мыслью, что Kraftwerk никогда не фотографировались с сигаретами и емкостями с алкоголем, обошли эти темы вниманием как трезвый велосипедист пеньки в лесу огибает. Практически невозможно представить пьяного Льва Термена, Гэри Ньюмана, Клауса Шульца и господина Муга, тем паче. Ибо: электронная музыка есть сама по себе озарение и возможность управлять и править в сфере ранее неведомого мира нового звука, дарящего состояние техногенной эйфории, транса высокопорядковой организации и ощущение дыхания космоса. По происхождению и нраву своему электронный музыкальный фронт явно противостоит латентно-пьяной разухабитости джаза-роко-блюза. Возьмите любое творение человеческого мастерства в этой области. Строгая, отквантованная и выверенная ритмически звуковая структура создает здания новых образных ощущений на орошенном свежими возможностями поле восприятия и не требует каких-либо спиртосодержащих стимуляторов. Точное попадание пальцев по клавишам, корректное накручивание ручек контроллеров, отслеживание пространственных планов и композиционных частей – удел людей трезвых и внимательных. А если первая уже выпита за здоровье семейства, окружающих светящимися дисплеями приборов, значит будет и вторая за их хозяев, и вторая большая за здоровье же. На кнопки и клавиатуру залихватски летит пепел, а в довершении опрокидывается почти пол-стакана липкого портвейна, а он-то уже знает на какие контакты и микросхемы надо налипнуть, чтоб доставить людям максимум хлопот. Техника скоропостижно выключается, и музыканты отправляются топить новорожденное горе, даже не предполагая о завтрашнем похмелье, трясущихся руках и снова падающем на инструмент пепле. Так страдает сакральный ритуал создания музыки от элементарного зеленого змия. Итак, строгие минималистические объекты и суровые миры раннего периода творчества «Виды Рыб» срываются в невообразимый пляс и бой, словно зазывая напиться бурной браги и устроить дохристианский народный пляс с бодрыми ретроспективными мутантами и загулявшими сигналами…

Очень неполезно смешивать более трех алкоголесодержащих напитков за вечер, однако порой приходиться, а вот музыку, сделанную с помощью компьютера можно успешно и безболезненно микшировать не испытывая токсического отравления и тошноты. Весь мир пишет электронные вирши, используя Пи-си иль Макинтош, обменивается файлами в On-Line проектах, люди создают красивейшие совместные произведения, даже не встречаясь, то есть не выпивая в процессе и не отмечая каждое изменение рабочего файла или включение в сеть. Множество приборов и синтезаторов произведено заводами Японии, а теперь чаще Китая, хотя об истинно азиатском музыкальном творческом продукте мало что слышно. Бразильцы же либо обыгрывают модные ныне многочисленные национальные мотивы, либо индустриально мескалинят композициями и общей концепцией, духом и настроем постиндустриального эклектичного общества. Немцы традиционно строги и прямы до наивности, зато искренне преданы и солидарны, русские адаптичны и игривы как молодые котики; Австралия – огромный материк, а молчит в нашу сторону со времен Flash &The Pan, а их надо тормошить, этих антиподов на предмет новостей.

Игорь Шапошников
Игорь Шапошников

Так что решительно бросаем пагубную привычку, сорвавшую предновогоднее клубное выступление, оборвавшую нежные цифровые провода и выбившую в прошлом году несколько бойцов музыкально-компьютерного фронта вплоть до повторного кодирования. Полный апгрейд, чуваки! Антиподы ждут в гости невербализированные голоса из единого информационного пространства, готовы общаться на едином языке нашей общей и вполне любимой цивилизации. Достаточно компа и миди-клавы чтобы сидя на коврике дома, вы одним кликом смогли отправить ваше уже бессмертное произведение в Антиподию или на Галапагоссы; слушайте, гигантские черепахи как стрекочет наш российский электрокузнечик, слушайте и повинуйтесь! А вы на чем играете? Вопрос исторического принципа и привычки, способности развиваться и сочетать известное с новейшим. Любовь к старинным аналоговым приборам привела к музейному захламлению жилплощадей и студий. Трепетное ощущение введения джека в гнездо с характерным звуком-невоспроизводимое на компе ощущение физиологической причастности к процессу зачатия звука, да какого! Жизнестойкий жирный-плотный, пронзительный и ясный одновременно.

К тому же, послушный и воспитанный до того, что в грамотно составленном ансамбле держит марку аналового качесгва, поднимая на должный уровень весь коллектив звучащих дорожек. Это и древние одноголосые Муги с пикантной шумовой составляющей, и практически идеальные модели от Волдорф – хочешь с клавиатурой, хочешь – маленькие наколенные блоки контроллеров и управления сигналом, только вот чтобы разобраться в работе этих устройств придется протрезветь и просохнуть. Это тебе не по гитаре шлепать с бодуна, тут подход нужен!

К слову, DJ Kambala исторически сложившийся в Амстердаме, прошедший школу становления в Европе и не бросающий композиторской практики (лаунж, изи хаус, дэнс хаус), стоит на позиции абсолютно компьютерного сочинительства. Хорошие программы и прекрасные плаг-ины, а впоследствии – чисто компьютерное сведение дорожек. В Пи-Си. Речь о том, от чего не раз портилось настроение собратьев по цеху. Из серии: По отдельности взятые звуки успешно разруливаются, барабаны – барабанят, басы – басят, мелодии – мелодят и в принципе в любимых наушниках, а тем паче в колоночках все звучит хорошо, а при суммировании – полное г… Как тут не заглянуть в ларек за нервоуспокоителем! Кстати, Kambala обычно творит на трезвую голову, получается выдержанная стильная продукция с хорошо читаемым личным клеймом, что стилем зовется. И сводит звук в компе на виртуальном микшере, настаивая на не использовании известнейшей Электроники – синтезатора (ЭМИ), любимого с комсомольской юности в пользу виртуальных моделей известных брэндов. А як же самобытность наша?

Итак – нет места, некуда ставить технику, а заниматься творчеством, ой как хочется – всяко лучше чем бухать без продыху. На убереженные от пьянства деньги покупается мини-композер (Роланд, к примеру), где вместо подушечек пальцев используется изящная ручка, а сам приборчик легко умещается в кармане – и вы абсолютно мобильный и независимый композитор… Конечно, потом придется явиться на поклон к большому брату-компьютеру, но зато в ваших руках будет заветный миди-файл с возможностью замены любого звука из арсенала малыша-композера на другой возжеланный. Главное – на подъеме творческой деятельности спьяну не забыть ваш банк и инструмент в тачке, а то однажды звукооператор из клуба Бункер после бурнейшего концерта бурнейшей группы и бурлескового афтерпарти забыл в машине, снятой на Тверской полный рэк обработки, и хорошо что человек оказался трепетный и честный – нашел и вернул. Алилуйя!

Самое главное в процессе создания и воспроизведения музыкальных произведений – это человек-человечеще. И это неоспоримо. Нужен человек и композитор!

Братья по разуму
Братья по разуму

Юрий Орлов, апологет электронного звучания, не изменяя любви аналоговым машинам, осваивает программы и виртуальные инструменты с самоотверженностью последователя тайного учения, сделал саспиенс для Антикиллер-2 Егора Михалкова, музыкальное сопровождение к ленте Дети Чугунных Богов Томаша Тота, а недавно написал саундтрек к фильму «Как бы не так» – свежей черной комедии режиссера Макса Пежемского, сделанного в модной бандито-ганстеритной манере (ценим его работу по фильму Мама Не Горюй). Музыка придала снятому и смонтажированному действию сюжетно-эмоциональный смысл, обеспечила связки, взбодрила общую обстановку и украсила саму картину. Внимание! Электронная музыка Юрия Орлова, а не максидромовские птенцы и не оркестр Армии и Флота! Очень важно, что компьютер в процессе записи этих материалов играл роль вспомогательного источника звуков, в то время как оригинальный звук шел с нескольких независимых синтезаторов и микшировался через внешний пульт, а записан был в конце концов на Дат-Магнитофон с присущей этому процессу динамикой и последующим узкопрофессиональным мастерингом. Следующие за показами и премьерами фуршеты и возлияния – законная дань проделанной успешной творческой и главное – трезвой работы.

Каждый, у кого есть доступ к современному компьютеру и толика навыка работы на нем, вполне может стать композитором и участвовать во Всемирном Музыкальном Пространстве, благо прогресс позволяет быстро обмениваться файлами, вносить в них свое участие и посылать дальше всем желающим и страждущим. ВЫ МОЖЕТЕ пользоваться этим языком для общения с миром, чтобы сделать этот мир ритмичнее и гармоничнее на свое собственное усмотрение, а чувства эти у всех нас развиты по-разному, что и ценно. Как элегантно-позитивный пример успеха и аудиогуманитарности привожу новейший альбом проекта «Мотор» Вадима Угрюмова, изданный только что чикагским рекорд-си-ди- издателем Куронеку под названием Фриз. Кстати, в пьянстве и буйстве Motor замечен не был. Учитесь.

Для Специального радио

Январь 2004

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.