rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

CLANNAD: Семейное предприятие

Для музыканта делать на его взгляд сокрытое и уникальное общедоступным и популярным – занятие неблагодарное. Иногда жизни не хватает. Надо иметь завидное самообладание, чтобы в таких условиях продолжать начатое дело. Каждый второй только что окуклившийся критик обязательно посчитает своим долгом упрекнуть прогрессивного бедолагу в отсутствии вкуса и в поругании непреклонных жанровых истин. В богатейшей карьере CLANNAD таких моментов было несколько. Но в целом сбалансировать между народной мудростью и потребностями шоу-бизнеса CLANNAD удалось. Их положение в мировой и ирландской музыке в целом и голоса поборников чистого искусства, – всё равно что Моська и её любимый слон. Говорить о CLANNAD как об иконе современной ирландской фолк-музыки или как о единственных достойных носителях музыкальной культуры Изумрудного Острова, было бы слишком. Просто из-за большого уважения к музыкантам. В конце концов у ирландцев есть ещё CHIEFTANS, THE POGUES, PLANXTY, van MORRISON, THIN LIZZY и THE BOTHY BAND. Но 30-ти летнюю историю этого блестящего ирландского коллектива из североирландской провинции Ulster (графство Donegal) уже не объехать-не пропустить. Всё-таки они пошли дальше, чем CAPERCAILLIE, SILLY WIZARD или THE WATERBOYS.

История CLANNAD – как отражение традиционного уклада жизни ирландцев: тихо-мирно, рассудительно, по-семейному и с большой долей музыкальности. Папаша Лео Бреннан и мама Баба (так получилось) владел в прибрежном местечке Gweedore с населением 6 тысяч человек небольшой таверной. Места там были глухие, изолированные, но с колоритными пейзажами и уединёнными морскими пляжами. Поэтому народ в городке охотно развлекал себя музыкой и посиделками за знатным элем. Детей тоже было много. Лео хорошо играл на саксофоне, кларнете и аккордеоне, вырос на свинговых бэндах 30-40-х, таких как Glenn Miller band. Мать преподавала музыку в школе, руководила хором и играла на органе. Её родители были под завязку набиты фольклёром, мифами и легендами и переводили американские попсовые песни на местный гэльский язык. Так что для девятерых детей семейства Бреннан были созданы всё творческие условия. Слушал народ всё подряд, от застольных до джаза и Битлов. На побережье ловились запрещённые тогда Radio Luxembourg и Radio Caroline, удавалось послушать и Beach Boys и The Mamas and Papas. Самые старшие из детей, Моя, Пол и Керон к 1970-тому году изучали музыку кто в Дублине, кто в Слиго, и на каникулах обязательно музицировали и пели на маленькой сцене отцовской таверни. Компанию им всегда составляли их дядьки-близнецы Порик и Ноэль Дагганы.

Репертуаром служили кавер-версии Beatles, Joni Michell и, собственно, народные песни на гэлике, благо у деда в запасе была целая книга стихов и сказаний на гэльском, одном из самых экспрессивных и сложных европейских языков. “Мы стали петь на гэлике, поточу что это наш первый язык. Богатство песен вокруг Donegal поистинне несметно”. В ход шла коллекция народных инструментов Лео, к тому же практически все, кроме Мои играли на гитарах, мандолинах и гармониках. Моя изучала вокал у James McCafferty и по следам Mary O’Hara освоила арфу. В мохнатом 70 году Бреннаны и Дагганы решили сыграть на фолк-конкурсе в соседнем Letterkenny. Принимать участие в нём могли только коллективы, поэтому решение о создании группы возникло как неизбежное. Имя группы явилось как и многое другое семейным компромиссом. Идей с названием не было, пока приятель Порика не предложил название “Clann e” (“семья моего отца” на гэльском языке). В итоге остановились на “Clann” и сокращении “a.d.” (“Clann as Dobhar”). Расчитывавшие все-навсего немного повеселиться, ребята неожиданно для себя выиграли этот конкурс и в качестве приза получили контракт на запись своего первого альбома от локального подразделения Philips. Правда лейбл был не в восторге от того, что молодёжь собиралась записать пол-альбома на гэльском языке; группе пришлось концертами до 73 года доказывать, что на такую музыку есть спрос. Диск “Clannad” представлял собой вполне своевременное представление об ирландской фолк-музыке, навеянное звучанием Pentangle с лёгкими джазовыми отклонениями. Что-то подобное несколькими годами раньше, но на английском языке делали Horslips и Fairport Convention. Но наипервейшим принципом CLANNAD было не стесняться петь именно на своём родном гэлике. Стесняться было чего, – музыкантов просто поднимали на смех за их патриотизм.

Поиску фольклора уделялось особое внимание. Моя и Пол часто ездили в удалённые районы на севере страны, на остров Тори, где проживает сотня человек, и записывали песни местных жителей. Но их современные аранжировки почему-то вызывали восторг только у приезжих. Говорящим на гэльском языке не очень нравилась вся эта затея исполнять народное достояние в таком виде. Получив за альбом смешной гонорар, CLANNAD тем не менее вошли во вкус и уже на традиционном лейбле Gael-Inn выпустили следующий “Clannad 2” (74) и знаковый “Dulaman” (76). С этого момента молодые люди решаются начать карьеру музыкантов. Работы продюссировал основатель групп Planxty и Bothy Band Донал Ланни. Редкие вкрапления фузованной гитары и нетипичные аранжировки народных песен уже тогда могли свидетельствовать о дальнейшем мэйнстримовом направлении. Моя предпочитала звучать как Jacqui McShee, а основного аранжировщика группы, Керона, занимала персона Danny Thompson и джазовость Terry Cox. Трек “Dulaman” с тех пор стал обязательным для всех последующих концертов CLANNAD. Это были уже профессиональные записи хорошо сыгранного коллектива. Великолепный голос Мои легко преодолевал языковые барьеры, а аранжировки оставались на грани эксперимента. “Dulaman” позволил группе выехать в Европу и по следам аншлаговых гастролей записать “Clannad In Concert” в 78 году.

Запись швейцарских концертов была недорогой, двухканальной. Но концертные возможности ирландцев демонстрировала в полной мере. Состав CLANNAD к тому времени был окончательно утверждён: Моя исполняла лидирующие партии вокала и играла на арфе, Керон подпевал, играл на басу и электро-пиано, Пол – на флейте, бонгах и гитаре, Ноэль и Порик – на гитарах и мандолине. На момент записи в кёльнской студии следующего диска “Crann Ull” с известным продюссером Conny Plank к семейному коллективу присоединилась младшая сестра Мои – Эния. Ей достались бэк-вокалы и некоторые клавишные партии, которые группа на границе с 80-тыми стала домешивать в свой, пусть и инновационный по аранжировкам, но фолковый по сути инструментал. Эксперименты в “электрике” продолжались, Пол и Керон в плотную занялись синтезаторами. Первым ярким доказательством этого стал записанный в 1982 году в знамениной дублинской студии Windmill диск “Fuaim”. Новый материал потребовал участия гостевых музыкантов, включая Нейла Бакли на кларнете и саксофоне. Пасторальный звук CLANNAD двинулся ближе к Jethro Tull, добавились электрические гитары. Эния после этой записи покидает группу и более чем успешно устраивает свою сольную new age-карьеру. А для CLANNAD началась новая эра – больших производств, собственного материала, панорамного звучания и дальнейшей интеграции ирландских музыкальных традиций в рок, поп, эмбиент и world music.

Через новый менеджмент группе предложили использовать традиционную песню с “Fuaim” в трёхсерийном фильме о Северной Ирландии “Harry’s Game” по мотивам книги Gerald Seymore для Yorkshire TV. Но группа решила сделать для фильма свой трек, и за шесть часов “Theme To Harrys’ Game” была готова. В пространственном сочном синтезаторном инструментале с величественной мелодией безразмерно плавал печальный голос Мои, усиленный вокальными гармониями Пола и Керона. Новый звук CLANNAD был рождён. После выхода “Harry’s Game” отдельным синглом, скептицизма по поводу использования гэльского языка поубавилось, всех больше интересовало откуда у группы такой необычный звук. Вы можете представить, что в коммерческий хит-парад нашей страны попадёт песня, спетая на якутском языке? В Великобритании тоже никто не мог предположить, что в их авторитетный Топ 30 на пятое место попадёт трек на разговорном ирландском, гэльском языке. CLANNAD в ноябре 82 года доставили всем такое удовольствие, впервые в истории современной музыки. Коллектив появляется на “Top Of The Pops” и получает Novello Award за эту песню в категории “Best TV-theme”. За CLANNAD ухватился состоятельный лейбл RCA и проплатил 3-х недельную запись нового альбома на роскошной тогда 24-х канальной студии Nova в Лондоне. Это помогло Бреннанам и Дагганам совместить новые эликтрифицированные идеи и традиционное звучание флейт и арф с богатыми перкуссиями и современными технологиями записи. Это была ещё не поп-музыка: мешали гармонические расклады вокальных партий и серьёзное фольклёрное наследие.

Диск “Magical Ring” (83) содержал несколько песен собственного сочинения на английском, обязательные аккустически аранжированные гэльские traditionals и кавер Jim Rafferty “I See Red”. Манера пения Мои безболезненно для слушателя смешивала оба языка в одно многослойное вокальное полотно. Последовало несколько наград, в том числе номинация Британской телевизионной академии. Следующей работой CLANNAD, впервые выпущенной в США стал саундтрек к сериалу “Robin Of Sherwood”, альбом “Legend” (84). В роли продюссера на сей раз выступил Tony Clarke (Moody Blues). Продажи в 150 тысяч альбомов и премия BAFTA за лучший саундтрек года подвели группу к записи одного из своих гипнотических альбомов “Macalla”(85). Собственный материал и синтезаторы стали доминировать. Кларка в продюссерском кресле сменил Steve Ney, работавший ранее с Japan. Из традиционных инструментов не тронули только ирландскую арфу и аккустические гитары. К работе был подключен в числе прочих саксофонист King Crimson Mel Collins. CLANNAD закрепили этим диском созданное в 82 году звучание: до сегодняшнего дня мощное вокальное многоголосье в сочетании со всезаполняющим плотным ковром аранжировок является фирменным знаком “семейки из Donegal”. Однако RCA нужен был хитовый сингл. Им стал дуэт с Боно из U-2 “In A Lifetime”. “Мне это требование не понравилось, – вспоминает Керон, – но Моя встретила Боно в пабе за угом студии и пригласила его. За три дня песня была готова”. Всё было красиво и свежо, с 28 распроданными концертами в Британии. Но пара откровенно коммерческих песен с “Macalla” вышла группе боком на следующем насмерть перепродюссированном “американском” альбоме “Sirius”(87).

Группе давно хотелось поработать с американскими продюссерами чтобы пробить заокеанский рынок. CLANNAD получили в итоге продакшн в Лос Анжелесе длинною в год, новый целиком англоязычный гибрид уже узнаваемых традиционных гармоний, поп-джазовых ходов и помпезного коммерческого AOR со стадионной роковой ритм-секцией. Постарались Rus Kunkel и Greg Ladany (Toto, Asia). Альбом был музыкально вполне интересен, с отличными песнями “The Turning Tide” и “Stepping Stone”, дуэтом с Bruce Hornsby “Something To Believe In” и гостевым участием Steve Perry. Но публику группа получила совсем другую и не в ожидаемом количестве. Битву за Америку они тогда проиграли. Местный филиал RCA дважды переиздавал там “In A Lifetime”, – сингл не появился даже в Топ 200. Не помогло и первое мировое турне в феврале 88 года. С Европой всё было в порядке: группа стабильно гостила в чартах на приличных местах. Но осадок остался.

Отрезвление и переосмысление музыкальной концепции продлилось до 1991 года. За это время CLANNAD записали два саунтрека: к документальному фильму BBC об Атлантическом океане “Atlantic Realm”(89) и полнометражному мультфильму “The Angel And The Soldier Boy”(90) и выпустили две компиляции. Одна из них, “PastPresent” с двумя неизданными песнями попала в британский Топ 5. Пол Бреннан покидает группу ради работы в организации “World Of Music And Dance” и под именем Trisan выпускает в 93 году кельтско-японский альбом с Guo Yue и Joji Hirota. Такой перерыв и потеря одного из основателя коллектива однако означали для уже квартета новый этап музыкального развития, самый для них масштабный и впечатляющий. Новую пластинку “Anam”(91) было решено продюссировать самостоятельно на домашней студии Керона в Rathfarnam. Голос предков возобладал над коммерческими чаяниями, и поклонники CLANNAD получили на руки красивый, торжественно-печальный альбом, модернизированную и расширенную версию звучания начала 80-х.

Гэльские тексты частично вернулись, даже своего сочинения. Альбом случайно попадает в руки топ-менеджеру Atlantic Джэсону Флому, и вскоре “Anam” с успехом переиздаётся в Америке. В альбом была включена так и неизданная там с 1982 года “Theme To Harry’s Game”, она же одновременно с этим рекламировала новую модель Фольксвагена. Ход для автомобильного концерна оказался неудачным, – люди больше спрашивали не о машине, а о звучащей в рекламе музыке. Через 10 лет после своего создания песню номинировали на Billboard Music Award как песню года в категории “world music”. Американцы и здесь отличились своей дальновидностью.

Воздушная породистая поп-рок формула “Anam” была использована на дальнейших альбомах CLANNAD: “Banba”(93), “Lore”(96) и “Landmarks”(98). Традиционные аккустические аранжировки не замыливались, как прежде; ключевыми моментами стали именно многослойные вокальные гармонии, фольклёрность и панорамная прозрачность. Всё фокусировалось на мягкий тягучий голос Мои Бреннан и фундаментальность. Песни этого периода CLANNAD максимально разжёвывали красоту и неповторимость родных мест музыкантов, духовные ценности современных ирландцев и их неразрывную связь с семейными традициями. Не впадая при этом в примитивизм радийного формата а-ля The Corrs. Моя и братья Дагганы стали полноценными авторами музыки. Керон взял на себя функции продюссера, группу по прежнему поддерживало большое количество именитых сессионных музыкантов. Альбомы “Banba” и “Lore” стали хитами № 1 в американских “world music” чартах. Вдобавок выход “Banba” принёс CLANNAD очередной UK Топ 5, первую номинацию Grammy, первые за 5 лет американские гастроли и радио-хит “I Will Find You” – песню, вошедшую в фильм “Последний из могикан”. “Lore” получает пожизненное признание Ирландской ассоциации звукозаписи. Пластинка “Landmarks” в феврале 99 года всё-таки завоёвывает Grammy и становится “лучшим new age альбомом”.

После издания “Landmarks”, закрепившего уни-irish-folk концепцию, в семейном стане CLANNAD надолго затихло. Единственный эксклюзивный трек “What Will I Do” был записан для фильма “Послание в бутылке” в 99 году. Дальше родственнички занялись каждый своим делом без каких либо официальных заявлений о творческом отпуске или распаде. До сего дня издано просто неприличное количество сборников по следам всех трёх эпох творчества CLANNAD. Правда авторизованным из них является только “In A Life Time” 2003 года (не считая сборников “Collection”(90) и “PastPresent”(90)). Дела у каждого участника группы складываются по разному. Успешнее всех коптит Моя Бреннан. Её сольная карьера уже с 92 года существует параллельно деятельности основного коллектива. Последние два сольных альбома (из 5 имеющихся) “Whisper To The Wild Water” и “Two Horizons” особенно жирно спродюссировали Danis Woods и Ross Cullum. Но в целом Моя не изменяет своему симбиозу испытанных “фишек” CLANNAD и атмосферности и хоральности работ ENYA. Написала песню для саундтрека к эпической саге “King Arthur”. Сейчас она основной ньюсмейкер, поддерживающий интерес к группе и семейные традиции: вместе с ней сейчас выступают её младшие сёстры Deirdre и Bridin.

Они же привлекались к поздним работам CLANNAD и некоторым сольным работам своих старших родственников. На втором месте по концертной деятельности клана из Gweedore после Мои Бреннан стоят братцы Порик и Ноэль. Они между делом яляются частью интернационального проекта NORLAND WIND, который в начале 90-х создал немецкий арфист Томас Лёфке. Ещё в 2002 году в разговоре со мной Ноэль за кружечкой коньячку хвастался, что для нового альбома CLANNAD они с братом сочинили полный комплект отличных песен. Всё это закончилось только выпущенным на стороне альбомом “The Duggans&Friends – Rubicon”. Моя спела на диске в одном треке, в остальных песнях задействована солидная пачка известных фолк-музыкантов Германии, Ирландии и Англии. Учитывая, что Дагганы как композиторы являются сторонниками “корней” CLANNAD, то этот диск фэнам группы безусловно придётся по душе. Инициативной стороной создания нового студийного альбома в рамках всей группы выступила Моя Бреннан. Работы над ним планируется в этом году вести на домашней студии Керона в Дублине. Но первым делом обещано, что фэны таки дождутся коцертного альбома, пусть и записанного 7 лет назад. Брат Пол собирается снова присоединиться к группе на правах со-автора. Концертная деятельность не планируется. Керон, как основной идеолог CLANNAD не хочет выходить на сцену как в старые добрые аккустические времена. Ему нужны бюджеты и большой бэнд. Остальные родственники ведут себя проще. Но на то и семья, чтобы всё решить полюбовно.

Ссылки:
http://www.clannad.ie – официальный сайт

Ян Федяев

Читать другие очерки >>>

 Читать также: http://specialradio.ru/i/clannad – био на русском

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.