rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Manowar

«Единственные люди, кому мы верим, — наши фэны!»
Erick Adams


Metal-варвары

Да, легендарный Manowar, группа, подписавшая один из своих контрактов собственной кровью. Brothers Of Metal, и всё такое. Пожалуй, трудно найти на современной метал-сцене группу, которая бы совмещала в себе в столь гипертрофированном виде и в таком количестве столько клише и стереотипов, связанных с музыкой heavy-metal и соответствующим имиджем. Да ещё добившейся с таким багажом нехилой популярности и сколотившей многочисленную и преданную фан-базу. Даже усилия таких, более молодых true-metal клоунов как Hammerfall или Metallium уже и не кажутся смешными и, блин, тру, как серьёзный пафос, с которым идут по музыкальной жизни участники Manowar. Может, разберёмся, что такое tru-metal? Кусок шерсти, прилепленный на причинное место, а ля Конан Варвар, мышцА, затянутая в кожу, картинки с жертвами баталий, меч из нержавейки, обязательный отсыл в задницу всех неверных, тексты про крещение огнём и сталью и набор классических heavy-metal рифов, напиленных ещё Black Sabbath, Judas Priest и Iron Maiden? Конечно, далеко не только. Можно добавить «харлеи», смешные позы во время концертов, зрелищные обложки альбомов работы Ken Kelly и интервью, полные клятв в преданности «непродажному металлу». Читаешь и думаешь: «Что за стёб? Ну не может это быть всерьёз». Ан нет, может, и прикол где-то рядом. Прикол хотя бы уже в прямо выдавленных в мозгу ассоциациях, которые вызывает одно слово Manowar.


Кровавый контракт

Manowar умудрились сменить десяток лейблов, и всё потому, что никогда не шли ни на какие компромиссы с издателем. Tru-metal или ничего! Группу собрали в городе Auburn (New York) в 1980 году Joey DeMaio и Ross Friedmann, известный больше как “Ross The Boss”. Джо на тот момент был басс- и пиротехником у Black Sabbath, а Росс (бывший участник панк-рокеров Dictators) играл на гитаре в группе Shakin’ Street, разогревающей тех же Саббатов. Встретившись во время саббатовского турне “Heaven And Hell” за кулисами после одного из концертов в Британии и переговорив за стаканом нужного напитка, два фаната музыки решили, что имеет смысл сколотить собственный коллектив. Первые демо-ленты записывались с барабанщиком Carl Canedy и певцом/гитаристом David Feinstein из The Rods. Но когда подошло время закатывать первый полноценный «винил», в группе запевал уже школьный приятель Джо Eric Adams, место за барабанной установкой занимал Donnie Hamzick. Голос Адамса, включая высочайший писк, как нельзя лучше подходил к песням новоиспечённых металлистов: риффориентированный тяжёлый рок с оглядкой на Deep Purple, Black Sabbath и Judas Priest. Одно большое heavy-клише с простенькими текстами про битвы, кровь и несгибаемый дух металлиста. У Росса были знакомства на небольшом американском лейбле Liberty. Им так понравилось то, что наигрывали Manowar, что группа быстро оказалась в студии, записывая первый альбом “Battle Hymns”(82). Вот только случилась незадача: пластинка очень плохо продавалась в США (и звук хромал, и всё было так банально), и через 3 недели после её появления Manowar снова стали искать новый контракт. Не смотря на коммерческий провал мероприятия, на пластинке уже нарисовались первые отличительные черты группы и metal-стандарты “Metal Daze”, “Fast Taker” и начинающаяся с рёва мотоциклов «открывашка» “Death Tone”. Де Майо, всегда считавший себя талантливейшим басистом, ввёл в практику помещать на альбомы Manowar басовые соло в своём исполнении. С трека “Dark Avenger” началась дружба музыкантов с известным американским диктором Orson Welles. Большим плюсом группы оказалась редкостная упёртость и серьёзная готовность служить делу продвижения своей собственной музыки. Легенда тех гастрольных лет: Manowar было поручено разогревать в турне группу Теда Нюджента. Но после трёх концертов «викингов» удалили из турне, потому что после их сета толпа всю вторую часть концерта скандировала “Manowar!“, мешая Ted Nugent выступать.


Росс Зе Босс

Как раз с компанией Music For Nation и был подписан тот самый «кровавый» контракт. Впервые свои музыкальные убеждения были продемонстрированы в такой форме. И дело пошло; музыка американского metal-квартета после выхода там второй пластинки “Into Glory Ride”(83) стала пользоваться популярностью в Cтарушке Европе. За одну неделю в Британии было продано столько экземпляров “Into Glory Ride”, сколько в Штатах за полгода. Работа отличалась от дебютника разве что звуком (уже голимый heavy). В остальном – программные названия “Secret Of Steel”, “Gloves Of Metal” (на неё был снят первый видео-клип), отсутствие фокуса и сотрясание мечами под вой побеждённых. Голосина Эрика Адамса, имеющего за спиной классическое образование, производила на тех порах самое яркое впечатление. На втором альбоме барабанил уже новый музыкант – Scott Columbus, мощный дядя, которому требовалась специально изготовленная из стали установка. «Время было трудным, но и хорошим, вспоминает ДеМайо. – Мы знали, что создаём что-то уникальное. Самая важная вещь, которую артист может создать, это сделать так, чтобы человек сказал: «Да, мне это нравится, потому что это отличается от других». Это значит, что ты живёшь по своим законам, а не законам других». Лучше всех на тот момент Manowar принимала уже упомянутая британская публика во время дебютного турне по островам, что натолкнуло группу на мысль посвятить английским фэнам целый альбом под названием “Hail To England”(84). Сведённый всего за 6 дней, новый релиз воинственных америкосов содержал уже «классику» в виде трека “Blood Of My Enemies”. В плане лирики многое выглядело в сочетании с прогрессирующим мачо-имиджем абсурдным, как в “Army Of The Immortals” или “Hail To England”. Но музыкально основным креаторам Де Майо и Боссу удалось из олдскульного металла выплавить нечто пауер-содержащее, обладающее трешовым характером (“Kill With Power”) и эпичностью (“Bridge Of Death”), перенятое позже с вариациями многими speed-и power-metal коллективами. По воспоминаниям участников, концертов тогда игралось не так много и хватало времени на сочинение большого количества песен, так что следующий альбом “Sign Of The Hammer” вышел оперативно. Но уже на новом значке 10 Records; Music For Nation решила работать исключительно с английскими группами. Плоский звук “Sign Of The Hammer” не впечатлял, не говоря уже о хроническом использовании клише: смущали жидкие гитары, постоянный раздражающий лязг выдвинутого баса и невзрачные барабаны. Jack Richardson, продюсировавший ранее “Hail To England”, определённо чаще заливал за воротник, чем сидел за режиссёрским пультом. В музыкальной части ощущалось общее прибавление мелодий и стремление к эпичной балладности (“Mountain”, “Guyana”), но не обошлось без типа торжественного вступления “All Man Play On 10”, напоминающего трек “Rock On” Дэвида Эссекса, и спидовых “The Oath” и “Animals”. Следует “Spectacle Of Might”— турне по Европе, прибавившее группе поклонников и укрепившее её позиции на европейском рынке.


Live

Пожар на студии в 1986 году уничтожил уже записанный новый альбом «воинов», а 10 Records после этого обанкротилась. Пришлось начинать всё заново. Но раскрученное имя помогло группы быстро найти контракт с мэйджором Atlantic и выбить приличный бюджет на запись прорывного диска “Fighting The World” (87). А как же разговоры про «настоящий металл», «смерть металлу фальшивому» и прочие андерграунд-идеалы? Fuckin’ sell-out ?! С переходом на Atlantic звук Manowar поменялся существенно, в пользу стадионных мега-бэндов того времени, типа Def Leppard. Мощные барабаны, более читаемые гитары. При записи барабанов, группа впервые стала активно применять компьютерные технологии, что по тем временам было новинкой. Не поскупились на интересные аранжировки и на умершего к тому времени Orson Welles (в треке “Defender”). Нет, Manowar не стали петь про цыпочек и тюнингованные тачки; воинственные позы, мускулистые бицепсы и тексты про «ни шагу назад, лучше сдохнуть» — всё осталось, хотя местами преобразовалось в полированный MTV-формат. Кстати, о текстах. Многие из них напрямую связаны с германской мифологией, так что мифы о героях и каждодневных битвах с реальностью – не плод воображения Эрика Адамса. Наравне с аккуратным и вполне продаваемым звуком, музыка стала бодрее, cool-фактор теперь был уловим и без разъяснений самих участников в пространных интервью о служении «металлу», судьбе быть не таким как все и о том, где нужно искать основную идею. “Fighting The World” действительно хороший альбом и даже сегодня воспринимается не пыльно. Объём его продаж легко превысил все предыдущие альбомы. Manowar снова покатили по Европе; во время своих шоу группа часто приглашала кого-нибудь из зала на сцену, потусоваться и поиграть на гитаре, девчонки, соответственно, закулисы. Вообще в направлении поклонников Manowar всегда шли на позитивные популистские меры, охотно общаясь с ними и уверяя, что всё ради фэнов и прочее. Армия поклонников коллектива продолжала расти по мере распространения географии концертов. А вот Америка не давалась: тамошняя журналистика гнобила группу за всё хорошее и плохое. Европа расплачивалась охотнее.

На пике карьеры американцы выпускают знаменитый альбом “Kings Of Metal” (88), ознаменовавший окончательное утверждение Manowar в табели о рангах международной металлической сцены в качестве истинных, пусть и мэйджорных tru. Один из треков – эпический “The Crown And The Ring” записывался в Бирмингеме в Соборе Святого Павла с хором из ста человек! Atlantic Records покрутили у виска, но согласились. Мечты Джо ДеМайо осуществлялись, — группа делала что хотела. Впрочем, она и раньше это делала, но это никогда такой популярностью не пользовалось. Качественно “Kings Of Metal” стал продолжением “Fighting The World”, совместив в себе безупречные умения музыкантов в технике и композиции. Скоростные треки “Wheel Of Fire” “Blood Of The King”, пафосный хэви “Kings Of Metal” и “Hail And Kill” (куда смотрят Judas Priest!) и баллады про мужиков-героев (“Heart Of Steel”) и женщин-рабынь (“Pleasure Slave”). Набор, в общем, тот же, разве что более торжественный. Этот альбом стал началом новой эпохи в карьере Manowar, связанной с преобразованиями в составе и сомнительным балансом между ценностью, качеством и количеством последующих релизов на фоне стремительно унифицирующегося рынка. Программные утверждения “Posers leave the hall” и “Other band plays, Manowar kills” стало всё труднее и труднее подтверждать.


Короли клише

Музыкальное развитие коллектива пришлось не по душе Россу, он, чертыхая «коммерцию», уходит и в 1989 году его заменяет David Shankle. Из-за болезни сына Manowar был вынужден покинуть Скотт Колумбус. На его место заступает Rhino. Группа решила в такой ситуации выдержать паузу и соорудила в Нью-Йорке свою собственную студию “Haus Wanfried”, где к 1992 году закончились работы над новым лонгплеем “Triumph Of Steel”. Ожидание фэнов было велико – в Германии альбом сразу занял 8 место в чартах, а сам диск разлетался так быстро, что кое-где пришлось допечатывать тираж. Открывался альбом получасовым эпиком по мотивам гомеровской Илиады “Achilles, “Agony And Ecstasy”. А дальше следует уже привычный tru-heavy-metal, каким его себе представляют Manowar, на этот раз не с таким полированным звуком. Следует серьёзное турне, в ходе которого в 1994 году отличный маркетинговый ход надолго застолбил за Manowar звание «Самой громкой группы в мире». В ганноверском “Musik Hall” 8 марта представители «Книги Рекордов Гиннеса» во время саундчека зафиксировали уровень громкости в 129,5 децибел, а Джо ДеМайо на басу выдал 131 децибел! Напомним, что Boeing 747 взлетает при 140 dB. «Мы уже делали то же самое несколько лет назад на стадионе Hammersmith, но тогда никто это официально не зарегистрировал», — говорит Эрик. Кстати, в составе команды Manowar прижился техник John “Dawk” Stillwell, работавший ранее с Rainbow, Black Sabbath и Ritchie Blackmore. Большинство оборудования, которое используют его подопечные, он модифицирует и перебирает сам, приспосабливая его к высоким запросам группы по громкости, надёжности и качеству звучания. В 1993 подписанный на 10 альбомов контракт с Atlantic прерывается, и Manowar оказываются на Geffen. Последствия разрыва – компиляция “Hell Of Stell” с бонусом в виде трека “Heart Of Steel” на немецком языке. Во время очередного полного патетики турне “Secret Of Steel”, метал-квартет впервые оказывается в России, вызвав немерянный ажиотаж среди местных хэдбэнгеров. К 1996 году к группе снова подтянулся Скотт Колубмус, а шесть струн стал теребить Karl Logan. C ним с уверованным ощущением в собственной крутизне записывается крепкий размеренный “Louder Than Hell” (96). На нём можно отметить добротные боевики “Return To The Warlord”, “The Gods Made Heavy Metal” (чуете, чем пахнет?), “Number 1” с ускорением в “Outlaw” и “Power” и лирическим отступлением в “Courage”. Никаких грандиозных повествований – разве что в “Today Is A Good Day To Die” — забойный байкер-метал цвета британской стали: «Поцелуй меня в задницу, придурок, мне всё равно, что ты там обо мне думаешь!» В 1997 и 1999 года по следам непрекращающихся разъездов по миру у Manowar выходят два двойных концертных альбома (“Hell On Wheels” и “Hell On Stage”), а в 2000 году увидело свет видео “Hell On Earth”. Группу пёрло от релизов, больших и мелких, специальных изданий с национальными признаками. В 2002 году фэны, наконец, дождались новой студийной пластинки “Warriors Of The World” и трёх макси-синглов в придачу (уже на лейбле Nuclear Blast). Новая работа «воинов», однако, удручала музыкальной «жвачкой» того же вкуса и цвета: уныло и без искры. После разогревающей песни “Call Of Arms” началось болтание по каким-то неинспиративным ухабам с заваленной энергетикой. Ну, может кого-то впечатлила классическая “Nessun Dorma” на итальянском языке. Только вот нахрена козе баян? Павер, так павер! В финале альбома общую тягомотину разбавляли треки “House Of Death” и “Fight Until We Die”, но пока до них дойдёшь, пять раз разочаруешься. Очередное мировое турне, и расставание с лейблом в 2004 году. «Фирмачи» опять металлистам не угодили чем-то. Новым издателем дисков воинственных американцев стал SPV. Но идти в студию Manowar не спешили и возились с видео-архивами, выпустив ещё два DVD “Hell On Earth”, часть 3 и 4 соответственно.


Серьёзные дяди

Да уж, Manowar помимо кругосветных масштабных гастролей, в последние годы настолько массивно заваливают и без того страдающий гигантизмом рынок своей продукцией, что вполне обоснованно вызывают недовольство своих же фэнов. Концертный материал — тоннами, а студийные записи – в час по чайной ложке. Спору нет – Manowar играют помпезные и высококлассные шоу с дорогим светом и мощнейшим звуком, катанием по сцене на мотоциклах, но смотреть всё это на 4 двойных DVD релизах…. У кого терпения хватит? Купюры улетают со страшной силой на многочисленные DVD релизы, синглы и переиздания, в десятках форматов и цветов, с заманухами и без, на дорогие билеты на концерты любимцев. Туда же – и появления «непримиримых борцов за истинный металл» на поп-фестивале Ringfest и в коммерческих ТВ-шоу. Всё напоминает хорошо отлаженную машину по выдаиванию валюты из имени Manowar. И процесс не собирается останавливаться. Что нас ждёт в будущем? Мини-альбом “The Sons Of Odin” всего с одной новой песней (и 3 довесками). Его специальная версия с дополнительным DVD со съёмками репетиций и прошлогодней встречи “Manowar Fan Convention”. А ещё в ноябре выйдет очередной DVD “Live at Earthshaker Fest 2005”, а там и полновесный студийный альбом “Gods Of War” поспеет. Готовьте ваши денежки! А что, ещё остались?

Ян Федяев

Официальный сайт: www.manowar.com

Читать другие очерки >>>

 

 

 

 

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.