rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Acoustic Alchemy. часть 2

 

Эту музыку противопоказано слушать людям в северных широтах, которые давно не были в отпуске и ещё не скоро туда поедут. Иначе депрессия и ощущение недосягаемых сказочных берегов им обеспечено надолго. Такие персонажи, как это не грустно, встречаются часто. А если серьёзно, то трудно представить, что даже космически далёкий от подобной музыки человек за свою жизнь в последних декадах прошлого века и в текущей нынешнего ни разу не слышал хотя бы одной мелодии Acoustic Alchemy. Хоть и не имел представления, чья она, но слышал обязательно – если не фоном в торговых центрах, то по телевизору или по радио, в оформлении всевозможных передач, на финальных титрах или в рекламе.
Союз акустических душ
Акустическая инструментальная mellow-jazz музыка Acoustic Alchemy – настоящая находка для звукорежиссёров, как правило, старой школы (хорошо запомнилось в мою эпоху работы на различных радиостанциях страны). Первым делом на ум приходит звуковое оформление передач вроде “Непутёвых заметок”. Такое в ней умиротворение и такая особенная, соблазнительная жизнь, существующая над жанрами. Их за всю богатую дискографию дуэта/коллектива было перемешано немало. Музыка тех мест, где нас нет.
Сразу в точку

 

Эта история стартовала в Англии,  в самом начале 80-х, когда гитарный дуэт Nick Webb (акустика со стальными струнами, студент отделения джазовой гитары Музыкального колледжа Лиидса) и Simon James (акустика с нейлоновыми струнами, студент отделения классической гитары Лондонского музыкального колледжа) своими камерными выступлениями тщетно пытался достучаться до душ земляков. Для Англии это было достаточно тухлым занятием, подобная музыка там принималась на серьёзном уровне только в исполнении американских музыкантов. Местные музыканты максимум играли по пабам и за свои деньги записывали демо или выпускали дешёвый винил ограниченным тиражом. Дуэт Acoustic Alchemy, иногда при поддержке сессионного бас-гитариста, струнной группы и перкуссиониста исполнял приятную смесь из джаза, поп- и ворлд-музыки, нью-эйджа, реггей и всего прочего, с акцентом на дуэлирующие акустические гитары и сладко-романтические мелодии.

Побившись головой о непробиваемую стену равнодушия в собственной стране, Саймон разочаровался в проекте и решил оставить Ника и рвануть в Испанию, совершенствоваться в исполнении фламенко. Его бывший коллега и большой поклонник прогрессив-фолка и акустического рока Pentangle и Nick Drake, наш Ник оказался упрямее, и стал искать себе творческого компаньона. В 1985 году он встретился с Greg Carmichael, игравшего в никому неизвестной кабацкой группе The Holloways. Вспоминает Грег: “Ник обязательно хотел сохранить комбинацию стальных и нейлоновых струн. Он услышал меня, играющего в одном из лондонских пабов, и ему понравилось. После выступления он подошёл, и спросил про Acoustic Alchemy. Я про это ничего не слышал и был заинтригован. Впринципе, мы продолжили то же, что Ник делал с Саймоном – играли по пабам и сочиняли вместе музыку. Вплоть до нашего знаменитого перелёта через Атлантику на Virgin Atlantic, что позволило нам попасть в Нью-Йорк с нашими демо”.
Радость игры

 

Это была одноразовая акция, организованная шефом Virgin Airlines Ричардом Брансоном для привлечения клиентов, летевших из Лондона в Штаты. Помимо бортового питания и фильмов он захотел иметь и другие развлечения на борту. А именно, живую музыку. “Очевидно, что это должна была быть акустическая музыка, – говорит Грег. – Никакого оборудования с собой мы взять не могли. Это было нечто новое, и нам понравилась идея. Не знаю, было ли нас всем хорошо слышно из-за шума самолёта”. А дальше всё стало складываться по цепочке, и в пользу Acoustic Alchemy.  Из Нью-Йорка Ник и Грег двинули в Нэшвилл, где у Грега жил друг-басист. От него они узнали, что исполняемую ими музыку здесь называют “New Age”, и что она очень популярна. Этот добрый человек связал музыкантов с Tony Brown, который на лейбле MCA занимался выпуском серии альбомов этого жанра. Выпустив 5 пластинок, он искал коллектив для записи шестого, финального альбома Master Series. Очевидно, он не предполагал, что получит на руки парочку из Англии, но именно так и случилось. “Там были в основном американские инструменталисты вроде Larry Carlton, – вспоминает Грег. Тони понравилась наша плёнка, но он сначала не был уверен. Только когда мы вернулись в Англию, он позвонил нам и сказал, что хочет подписать с нами контракт. Это было чудесно. Это был и шанс, и много-много удачи в том, что мы оказались в нужное время в нужном месте”.
Гармония


В 1987 году на прилавках магазинов появился записанный в Бонне диск “Red Dust And Spanish Lace”. Первый же сингл с пластинки, трек “Mr.Chow” открыл дуэту множество дорог, и в первую очередь, огромный американский рынок. Композиция, которую ещё прозвали “китайским реггей”, получила массивную радио-ротацию и постепенно проникла в музыкальные пространства многих стран. Приятная на слух, оригинальная ритмически и мелодически, музыка Acoustic Alchemy освежала обезоруживающе дружелюбным гитарным звучанием, этнической смесью и чувственной романтикой дальних странствий. В Европе всё это называлось smooth jazz, определение new age позднее подтянулось из Америки, хотя осмелюсь заявить, что АА удалось создать свой межжанровый мир, который идеально отражается в самом названии коллектива. “Mr.Chow”, “Girl With A Red Carnation”, “Sarah Victoria” – прекрасные образцы раннего творчества британских счастливчиков. “Для нас наш успех в Америке был большим сюрпризом, – рассказывает Грег. – Мы продолжали исполнять в пабах Лондона и “Mr.Chow”, и “Stone Cicle”, но нас продолжали игнорить. В Англии это была просто фоновая музыка”. Когда дуэт записал второй альбом “Natural Elements”(88), популярность Acoustic Alchemy в США уже позволила им отправиться за океан в своё первое турне.
Пожалуй, самый раскрученной композицией с альбома “Natural Elements” стала перезаписанная с ритм-секцией и реаранжированная ранняя композиция “Casino” с бурчащим безладовым басом и солирующим пианино, а так же заглавная вещь, которую затем много лет компания BBC использовала в качестве музыкальной темы своей передачи “Gardener’s World”. Самая нежная мелодия альбома посвящена жене Ника – “Ballad For Kay”, по наслышке широкая публика может быть знакома и со светлой/бодрой “Overnight Sleeper”, и с дождливой “If Only”. Первый концерт дуэта и группы сопровождения состоялся в Далласе; для сдержанных британцев он стал культурным шоком. Музыканты вспоминают: “Аудитория была столь громкой, народ так бурно проявлял своё одобрение и производил столько шума, английская публика не склонна так себя вести”. Впрочем, к этому АА быстро и надолго привыкли. Дуэт освоился на американской земле и для ещё большей совместимости с массовым слушателем,  при создании третьей пластинки по контракту с MCA уделил больше внимания коммерческой стороне.

В музыкальное полотно “Blue Chip”(89) были вплетены саксофоны а ля Kenny G, больше барабанов, запоминающихся мелодий и ровных ритмов. При этом саунд АА  приобрёл настолько очевидные и слитные фьюжн-формы, что жанр “new age” в первую очередь и стал ассоциироваться в широком смысле с сочинениями акустических алхимиков. Альбом записывался всё на той же самой Hansa Haus Studio в бывшей германской столице и звучал безупречно прозрачно и аккуратно. Открывающая композиция “Catalina Kiss” – популярный аплифт, “Bright Tiger” – вольное обхождение с индийским этносом, в сокровенные мечты или воспоминания отправляет сладкая меланхоличная “With You In Mind”, приятным бризом обдувает “Ariane”. Сам лично обожаю светло-грустное вступление к треку “Highland”, основанное на технике флажолетов.
Неразлучный дуэт

 

После выхода “Blue Chip” и аккомпанирующего турне, дела дуэта стала вести американская джазовая рекорд-компания GRP (у которой было дистрибутивное соглашение с MCA, и которую позднее купила та же MCA за сорок лямов американских рублей). Кстати, именно лейбл GRP внёс наибольший вклад в становление smooth jazz как комфортного форматного стиля. Дебют Acoustic Alchemy на GRP состоялся в 1990 году, когда вышел их новый студийник “Reference Point”. Ник и Грег добавили в музыку побольше синтезаторных аранжировок и смягчили громкий барабанный поп-саунд 80-х и разнообразили ритмику, предпочтя самбу, бонги и джазовый барабанный сет с щёточками.
На этом диске присутствовала и единственная кавер-версия, записанная АА в то время – композиция Dave Brubeck “Take Five”, ставшая заодно и одним из самым приветствуемых треков на концертах дуэта. По настроению он в числе некоторых немного выпадал из общего средиземноморского настроя, но гитарное звучание плотно привязывало её к работам британцев. Более чёткий джазовый рельеф был у трека “Make My Day”, в то время как “Cuban Heels”, “Reference Point”, “Same Road, Same Reason” и прелестная колыбельная “Lullaby For The First Born” являлись образцовыми треками АА.
Результаты первых опытов

 

Дальнейшая судьба коллектива под крылом GRP складывалась вполне удачно, главное стабильно. Творческий союз Вебб/Кармикаэл год-через год выдавал качественные пластинки, ни одну из которых нельзя до сих пор упрекнуть в халтуре. Какие-то вещи были ярче, какие-то интимнее и задумчивее, какие-то страноведческие, какие-то домашние, какие-то с желанием расширить рамки жанра…Но упоминания достойна каждая пластинка. В 91 году мир полюбил славное сочинение “Jamaica Heartbeat” с лёгкого туристического альбома “Back On The Case”. Отмечу на нём ещё мечтательный трек “Playing For Time” с бэк-вокальными аранжировками. фламенко-поп трек “Fire Of The Heart” и задумчивый номер “Freeze Frame” с аморфной мелодией. Коллекционеры могут поискать вторую часть “GRP Christmas Collection”, выпущенную в 1991 году; Acoustic Alchemy там представлена композицией “The Earl Of Salisbury’s Pavane”.
В 92 году Ник сделал благородный жест (как мне представляется) в сторону своего бывшего коллеги Саймона Джеймса и инициировал выпуск альбома “Early Alchemy”. На ней собраны 14 наиболее ярких композиций, записанных в оригинальном составе Acoustic Alchemy с 1982 до 1987 года, в том числе первые версии “Casino” и “Sarah Victoria”. Те записи отличала наивная музыкальная девственность, простое производство, меньшее количество аранжировок, без барабанов и клавишных, с участием струнного квартета The Violettes. Основу треков составляли именно гитарные дуэли и латино-элементы а-ля Gipsy Kings. Цыганское фламенко “Sira’s Song”, блюзовая акустика “Slap It Down”, типичный “алхимический” трек “Wind It Up”, хрупкая зарисовка “Moonstone”…Альбом “Early Alchemy” обязателен для всех поклонников дуэта, особенно тех, кто предпочитает их первые два альбома.
По странам и континентам

 

А на очереди в дискографии уже переминался с ноги на ногу диск “The New Edge”(93), с которого, если честно, и случилось моё знакомство с АА. Шикарный инструментальный альбом, с утончёнными украшениями и умелым использованием этноса. Современный ровно на столько, чтобы соскучившаяся по новому материалу публика не шарахнулась в сторону. До сих пор считается одной из жемчужин стиля АА. Печальная мелодия расставания и выбивающая слезу скрипка в стартовой “Oceans Apart” тут же сменяется развесёлой композицией “The Notting Hill Two-Step”, за которым, соревнуясь в разнообразии, изяществе и оригинальности идей, следуют эстрадный латино-джаз “Cool As A Rule”, модерн-фламенко “Santa Café”,  потрясающе красивый прощальный медляк “Arc En Ciel”, позитивный поп-трек “London Skyline” и другие композиции – здесь всё живёт в тесно переплетённой акустической гармонии. Эта пластинка имела европейскую версию, в которую был добавлен нелишний бонус-трек “Act Of Innocence” – южный колорит, соло-гитара, неспешно рассказывающая свою драматическую историю на оркестрово-струнном фоне. Дуэт не стал останавливаться на достигнутом, и впервые в следующем альбоме “Against The Grain”(94) использовал электронику и лупы, нойзовые семплы и некоторые другие эксперименты со звуком и мелодикой. Это проявлялось не во всех композициях, но стремление дуэта экспериментировать и немного видоизменяться с каждым альбомом подтверждало. “Это простое желание оставаться всегда свежим и интересным, – говорит Грег. – Не хочется повторять самого себя.

Каждый год отличается от другого. Твои ощущения меняются. В своё время я слушал много музыки, и предполагаю, что её влияние всегда со мной, оно просто само по себе выходит. Когда садишься и начинаешь работать над следующим проектом, то стараешься, чтобы он не звучал так, как последний записанный компакт-диск. Это не умышленная вещь, отличаться только ради самого отличия. Возможно, если случится по-другому, то пришло время остановиться”. Влияние синтетики сильнее всего чувствуется в “Against The Grain” и  “Shoot The Loop”. Трек “Papillon” начинается с длинного джаз-пиано вступления и похож на сочинение полноценного smooth-jazz группы с целым ворохом авторства. Нечасто на альбомах встречалось танго – здесь имеется в форме прогрессивного френча “Nouveau Tango”. Чуть опалённые средиземноморским/карибским загаром и обветренные “Lazeez”, “Different Kind Of Freedom” и “Lady Linda” – традиционные для АА сочинения. Впрочем, этот легко уловимый привкус странствий и мечтательности навсегда поселяется в каждой композиции британского проекта.
Интересующую публику сюрприз ожидал и в 96 году, с появлением новой студийной пластинки Acoustic Alchemy “Arcanum”. Ник и Грег отложили в сторону техногенные идеи и перезаписали живьём в лондонской студии Pinewood Film Studios свои самые известные и популярные композиции, при этом воспользовавшись помощью оркестра London Metropolitan. В трек-лист ретроспективного диска “Arcanum” вошло всего три новых композиции – тихая “Something She Said”, настраивающая на успех, динамичная “Columbia” и ностальгическая “Chance Meeting” – отличное дополнение к уже раскрученным в радио-эфирах и на гастролях сочинениям. Процесс записи альбома снимался на видео для последующего коммерческого использования. В том же 96 году лейбл британцев переиздал первые три альбома Acoustic Alchemy (времён MCA), впрочем, ничего нового, кроме оформления в них не добавив. Великолепные релизы англичан никогда не блистали лимитированными изданиями с бонус-треками и прочими необходимыми сегодня способами привлечения покупателей компакт-дисков. В те времена 9-10 треков хорошей музыки, без проходного материала людям было достаточно, и на виниле, и на CD. Поэтому дуэт предпочитал всё записанное публиковать. Но зато как записанное!
Время не только лечит

 

А в начале 97 года врачи обнаружили у Ника Вебба рак поджелудочной железы. Музыкант решил, что самым правильным будет в этой ситуации лечиться и параллельно продолжать выполнять своё божественное предназначение, и вместе с верным коллегой Грегом начал работу над новой студийной пластинкой Acoustic Alchemy. Всех вовлечённых в этот процесс ожидали большие перемены…
Ян Федяев

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.