rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Amon Amarth. part 1

“Пиво гораздо вкуснее, если ты можешь выпить его с честным человеком!”
Johan Hegg
Молот Тора прибыл
Помню, вышли такие волосато-бородатые, упитанные, с пивными пузиками и хмурыми лицами, как из фильмов-клише про викингов. Ну, только не с мечами и круглыми щитами, а с гитарами и прочими корягами. Были посреди турне, и лёгкая усталость и алкотерапия только подчёркивала “мужественность” скандинавов. И как давай месить народ в берлинском клубешнике! Методично, в кашу. Тогда шведский викинг-метал-коллектив уже был на пути к своему нынешнему, очень солидному статусу и коммерческому потенциалу. С тех пор живьём Amon Amarth видеть не доводилось, но, судя по последним DVD-картинкам, уровень коллектива повысился многократно.
Молодняк
Да, со времён их первых репетиций под названием Amon Amarth в южном пригороде Стокгольма Тумба много воды утекло. И ещё больше с тех пор, когда первые участники коллектива замелькали в 1988 году в дэт-метальной формации Scum. Погрохотав немного в составе Olavi Mikkonen, Ted Lundstorm (ex-Eternal Oath) и Paul “Themgoroth” Makitalo (позднее ушёл в Dark Funeral) и, записав в 1991 году жуткого качества демо, группа Scum распалась. Но в 92 году собралась вновь и приняла в свои ряды волосатого вокалиста Johan Hegg и барабанщика Nico Kaukinen. Собственно, это и стало отправной точкой трансформации коллектива в Amon Amarth. Помимо нового названия, позаимствованного у Толкиена, появился ещё один гитарист Anders Hansson. Было ещё одно название – Nifelheim, но, узнав, что в той же Швеции уже существует коллектив с таким названием, бывшие скамовцы выбрали нынешнее имя.

Начало у Amon Amarth было не лучше и не хуже сонма других скандинавских метал-коллективов с викинг-мифологией и black\death-metal-образцами на вооружении. В 1993 году на студии Lagret группа записала первое демо “Thorn Arise” из 5 песен, включая кавер Black Sabbath “Sabbath Bloody Sabbath”. На тот момент запись не получила широкого распространения из-за своего качества, хотя материал демо в дальнейшем нашёл применение. “Мы были молодые и никогда не видели студию изнутри, – вспоминал гораздо позднее Йохан. – У нас было всего три дня времени, и мы работали с продюсером, который понятия о death-metal не имел. Идеальные условия для катастрофы! Звук, конечно, жуткий, но именно так запись тогда и звучала. Я за демо неловкости не испытываю, наоборот, считаю его клёвым. Не стоит забывать, что мы были неопытными юнцами. Не хочу приукрашивать, но по этой записи можно отметить, насколько улучшилась наша игра ко второй демо-записи. Нет ничего, чего бы я стыдился. Пожалуй, кроме кавера Black Sabbath, – за него мне стоит извиниться перед группой!”
Йохан: пивасик одобряю!
Amon Amarth с удвоенной энергией продолжили репетиции и сочинение нового материала, который почти год спустя оформился в новую 3-трековую демо-запись “The Arrival Of The Fimbul Winter”. Здесь речь уже шла о 1000 экземплярах, которые группа самопально распространяла под разными ксероксными обложками. Слушателям квинтет мог предложить шведские death-metal жужжалки, кое-как вырисовывающие эпические мелодии, вперемешку с соляками на хеви-метальные рифы, зачаточной формы клавишные и каркающее-рыкающие вокалы. Все три песни, позднее перезаписанные для разных релизов, показательны в этом смысле: “Burning Creation”, “Without Fear” и “The Arrival Of The Fimbul Winter”. В общем и целом, здоровяки играли и грают до сих пор сочный, не сильно скоростной мелодичный death-metal с текстами, посвящёнными викингам.
Одна из таких кассет, отправленная по неисповедимым путям тэйп-трейдинга, достигла Сингапура, и в частности андерграундного лейбла Pulverised Records. Сингапурцы вдруг предложили им контракт на выпуск мини-альбома, на который шведы с радостью согласились: “Мы рассматривали этот контракт как трамплин, который позволит нам допрыгнуть до более крупного лейбла”.

Радость, правда, была омрачена тем, что Amon Amarth незадолго до этого лишились практически всего оборудования, после того, как была ограблена их репетиционная база. Потребовалось время, чтобы снова собрать необходимые инструменты и железки, и подготовиться к записи первой контрактной пластинки. Рассказывает вокалист Йохан: “Нашей проблемой было то, что сцена в Швеции на пару лет практически вымерла. Мы начали одновременно с In Flames, но из-за различных неприятностей, вроде ограбления репточки и других, мы были отброшены почти на два года назад. А когда снова появились на сцене, то death-metal уже выходил из моды, а black-metal набрал силу. In Flames смогли за это время сколотить серьёзную фан-базу.

Похоже, но не Hammerfall
Конечно, были определённые проблемы и с викинг-тематикой. Но, в конечном счёте, я бы и не пожелал другого развития событий, поскольку в этот период мы смогли развиться как личности, и закалить себя трудностями на годы вперёд. Т.е. смогли вытянуть из этой ситуации самое лучшее”. Мини-альбом “Sorrow Through The Nine Worlds”(96) записывался и продюссировался в шведской Abyss Studio у Петера Тагдгрена. Не слишком парясь, Amon Amarth перезаписали два трека с предыдущего демо и дополнили их тремя новыми сочинениями. Эпический мелодизм, разноплановость и многослойность музыки шведов проявились сразу, и в заглавной композиции, и в “The Mighty Doors Of Speargod’s Hall”, и в “Under The Grayclouded Winter Sky”.

Воинственно, обречённо, первобытно… Саунд больше соответствовал black-metal коллективам, но сами музыканты неоднократно подчёркивали свою привязанность к death-metal корням, и что тот факт, что они поют о викингах, не делает их викинг-металл группой. Первый пресс EP в виде дигипака был продан тиражом 6000 пластинок, что быстро и ярко заявило о группе за пределами узких кругов. Раздавались крики по поводу обложки миньона – объятого пламенем солнечного креста, напомнившего некоторым расистский символ. Но ассоциировать с подобной хренью такой коллектив, как Amon Amarth – за гранью серьёзности. В апреле 96 года барабанщика Нико сменяет Martin Lopez, а вскоре группе следует предложение о сотрудничестве от более солидного рыбака – рекорд-компании Metal Blade.

По погоде суровы

Студийный опыт не всегда складывался у Amon Amarth из позитива. Дебютный лонгплей коллектива “Once Sent From The Golden Hall”, ставший первым в череде блестящих полноформатных записей шведов, за редким исключением неизменно вызывавших одинаково позитивный приём  фэнов и у журналистов, сначала записывался в Sunlight Studio. Качество записи оказалось ниже плинтуса, и музыканты предпочли перезаписать всё у Петера Тагдгрена в Abyss Studio. “Мда, тогда звучало всё кошмарно, – вспоминает вокалист. – Томаса Скогсберга интересовали только деньги, и ничего больше.

На фарш!
Поэтому звучание для него было делом второстепенным”. Стопроцентный трудоголик и педант Тагдгрен себе такого позволить не мог. Саунд Amon Amarth значительно прибавил в весе, гитары зазвучали плотнее, музыка приобрела катящиеся формы, приятно разбавляемые  то и дело возникающими минорами и соло-выходами. Только один трек на альбоме был уже известен публике – перезаписанный демо-трек “Without Fear”. Он и остальной материал душевно озвучили бы серьёзные военные сборы, после которых далеко не все вернутся живыми, или, по крайней мере, здоровыми.  Не стеснялись Amon Amarth и совсем мелодичных вещей, например, “Friends Of The Suncross”, тем более что несущаяся вперёд бронированная стена звука приводила все отклонения в надлежащий музыкальный монолит. Нарисовалось даже что-то вроде концертного хита – “Victorius March”. Недаром потом эту же песню перезаписали на немецком языке и опубликовали в виде бонус-трека “Siegreicher Marsch”. Песню “Amon Amarth” со звуками жестокой сечи можно записать в список хрестоматийных композиций шведской команды. Некоторые эпические фрагменты по настроению напоминают угрюмые сочинения Hypocrisy, разве что без X-files бэкграунда.
Простые будни рокнрола
 К записи следующей пластинки “Avenger”(99) скандинавы подошли в обновлённом составе, и стоит сказать, что до сих пор это последнее изменение в составе. Мартин Лопез принял предложение стать барабанщиком Opeth, и на его место пришёл Fredrik Andersson.  Произошло это после окончания первого серьёзного европейского турне Amon Amarth в пакете с Deicide, Naglfar и Brutal Truth. Вторым гитаристом стал Johan Soderberg. Новый альбом не отличался особенной продолжительностью, но шагом в расширении собственной вселенной стал. Экспериментировать с продюсерами больше не хотелось, поэтому сразу договорились с Тагдгреном; парень знал своё дело. “The Last With Pagan Blood”, “Bleed For Ancient God” хорошо передавали складывающуюся формулу музыки Amon Amarth – подчёркнутая гитарная и вокальная “сырость”, непробиваемая воинственность, интеллигентные мелодии, отличавшиеся от засилья гётеборгской кислой сладости, грохочущие барабаны, постоянное движение вперёд.

В ряде случаев стоило делать песни короче, потому что бесконечно тянущаяся из песни в песню торжественность иногда просто усыпляет, например, в треках “North Sea Storm” и “Avenger”. Как показал следующий студийный альбом, шведам ещё было над чем поработать в композиционном отношении. Дигипак-версию удлинили за счёт  беспощадного по сравнению с актуальными мелодизмами дэт-метального трека “Thorn Arise”, в оригинале присутствующего на первом неизданном демо группы. Таких скоростных скакалок шведам бы не помешало применять побольше, а то иногда организм затекает от монотонного движения. Шведы доросли до приглашения на фестиваль Wacken Open Air в 99 году, после чего последовала европейская гастроль на разогреве Morbid Angel и небольшое хэдлайн-турне.

В ноябре 2000 года Amon Amarth уже ждала шведская глубинка и расположенная там Abyss Studio. Музыкально материал нового альбома “The Crusher”(2001) продолжал курс, взятый на “Avenger”. Способные раскачать густо набитый клуб боевики “Masters Of War”, “Bastards Of A Lying Breed” и “A Fury Divine”, конечно, для “The Crusher” композиции необходимые: классные мелодии, заводной ритм, преисполненный героизмом душевный подъём, пробивающая грудную клетку гитарная стена, движущаяся на большой скорости. Пример перезаписанного трека “Risen From The Sea” демонстрирует, насколько отличался по энергетике материал группы в самом начале, и во что он превратился нынче.

И целый мир пох..
Есть ещё бонус-вещица “Eyes Of Horror” (кавер Possessed), но хотелось бы узнать, в каком гараже и на каких таких струнах “Светлана” сие кастрюльное творение было записано. Впрочем, альбом пользовался устойчивым успехом, и статус Amon Amarth твердел с каждой новой записью. Как не хотелось музыкантам отдохнуть после выхода “The Crusher”, обстоятельства складывались против безделья. Хорошие отзывы о новой пластинке требовали активной презентации коллектива на всех возможных массовых площадках. Amon Amarth откатали по Европе три турне (с Marduk, Vader, Vomitory и другими), не считая фестивалей и чуть было не отменённых из-за нападения на Торговый центр в Нью-Йорке американских гастролей.  Турне по США состоялось в январе 2002 года. Marduk не пустили в страну из-за визовых проблем, в первое хэдлайн-турне по США Amon Amarth поехали с Diabolic.
Мы вам не нравимся? Тогда мы плывём к вам!
После пары недель отдыха шведы уже начали работу над сооружением очередной карьерной ступени – альбома “Versus The World”(2002). Впрочем, этот процесс таки затянулся, поскольку гитарист Олави по неосторожности получил бытовую травму и был вынужден придержать коней, а именно валяться и сочинять риффы дома.  По словам Олави, группа до этого почти год не обкатывала никаких новых идей, поэтому все участники как следует соскучились по сочинительству. Существенным обновлением при записи “Versus The World” была смена студии, с нагретого и укромного убежища Петера Тагдгрена на Berno Studio с хозяином Берно Паулссоном. Говорит Олави: “Вначале мы реально нервничали, ведь в Abyss была гарантия того, что каждый альбом будет лучше прежнего. В Berno для нас всё было новым, но нервозность вскоре исчезла. У самого Берно фантастический слух и с ним действительно здорово работать. Он слышит вещи, о которых мы и представления не имели. И самое позитивное в нём то, что они ничего не хотел слышать о наших старых записях: он ориентировался только на наши представления и таким путём инициализировал новое начало”. Коллегу дополняет Йохан: “мы сменили студию не потому, что недовольны работой с Петером. С ним всегда кайфово работать. Просто мы в своей карьере подошли к такому пункту, когда потребовались свежие, новые идеи в том, что касается производства. Решение Петера прекратить карьеру продюсера оказалось нам только на руку”. После довольно прямолинейной и напористой пластинки “The Crusher” шведы решили, что снова пришло время для эпического альбома. Песни собирались в соответствии с концепцией конца мира.

Первым делом на “Versus The World” привлекает внимание обилие мелодий и гармоний, тем не менее, альбом несёт на себе неизгладимую печать “последней битвы” и агрессивных танковых риффов Amon Amarth. “Чтобы всё это совместить, – признаётся вокалист Йохан, – мы были вынуждены сбавить скорость  сочинить больше среднетемповых и медленных фрагментов. Мы намеренно старались сделать так, чтобы альбом отличался от прежних работ. Это эпическое направление больше подходит для текстовой концепции о конце мира”. Судя по сложившимся у скандинавов песням, конец света наступит неплюшево, но печально и брутально-красиво. В этом смысле новые песни – как на подбор. Лично мне помимо безусловного death-epic-metal хита “Death In Fire” до мурашек понравились “Where Silent Gods Stand Guard”, “Vs. The World” и “Thousand Years Of Opression”. Считаю, что за такие достижения Amon Amarth заслужили интернационального почитания.

 

Фанатам коллектива лейбл Metal Blade подготовил специальное двухдисковое издание “Versus The World” – так называемое Viking edition. В бонус-альбом вошла уже знакомая нам песня “Victorious March”, перезаписанная на немецком языке во время студийной сессии “Versus The World”, и ремастированные версии мини-альбома ”Sorrow Throughout The Nine Worlds” и первых двух демо (“Thor Arise”, напомню, официально не издавалось). Дополнительно к этому был выпущен двойной винил, и на самую знатную песню альбома “Death In Fire” был снят клип. Короче, было чем пополнить коллекцию. Самих же музыкантов ожидало ещё больше концертной работы, особенно в Америке, где музыку шведских металлеров ой как распробовали. С 2002 по 2004 годы неутомимые поклонники викинг-культуры Amon Amarth трижды были с гастролями в США и дважды проехались по Европе. Правда, одно из североамериканских турне под названием “Metal Gods” в поддержку Halford для шведов закончилось досрочно. Но отнюдь не из-за благодарной публики.
Ян Федяев

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.