rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Anathema. part 2: Трудные времена


“Трудные времена существуют для того, чтобы извлекать из них уроки”.
Daniel Cavanagh

Так уж повелось, внимательное знакомство с новыми работами некоторых, особо знаковых для меня или просто близких сердцу коллективов происходит в дороге. И чем больше эта дорога наполнена разного рода неоднозначными издержками, эмоциями и прочими поводами для самокопаний, чем она более унылая или странная, тем лучше проникаешь в музыкальную материю, накрепко застревая в красоте раскрывающихся мелодий. Актуальный альбом Anathema “Weather Systems” изучался в поезде Харьков-Киев, в той самой сомнительной гордости украинских государственников – закупленном к Евро 2012 скоростном поезде Хюндай, который, в силу необходимости нового патриотического распила бабла и невысокого качества сборки “корейцев” уже решено поменять на скотовозы родного производителя. Наливающиеся цветом октябрьские краски и выплывающие из молока утреннего тумана пейзажи пост-советской разрухи и безнадёжной глубинки, ничем не отличающиеся от Псковской или Тверской области, навеяли что-то ускользающее и тоскливое, и новая работа ливерпульских дум-прог-рокеров была поглощена с ощутимым душевным эффектом.

Винсент: чувства остались

Прошлое повествование Специального Радио о группе Anathema (http://www.specialradio.ru/essay/032.shtml) прервалось на довольно сложном этапе в карьере коллектива. После выхода альбома “A Natural Disaster”(2003), который гитарист Даниэль Каванах (далее Данни) сочинил практически в одиночку и записал при поддержке братьев Джеми и Винни Каванах, барабанщика Джона Дугласа и клавишника Леза Смита, Anathema остались без контракта и менеджмента. В ходе поглощения концерном Sony рекорд-компании Music For Nation, многие группы оказались на улице, и Anathema в том числе. Даже в турне в качестве саппорта в поддержку альбома Porcupine Tree “Deadwing” и позднее разогревом HIM по родной стране британцы ездили уже за свой счёт. Тем не менее, братья Каванах и остальные уцелевшие участники группы сохранили жизненные установки и в условиях самофинансирования продолжили концертную деятельность. Кроме того, Данни Каванах с удовольствием проводил время в сольных акустических пиано-гитарных выступлениях, в том числе с участием Королевского филармонического оркестра Ливерпуля.

Денег с этого коллектив много не имел, но со временем смог позволить себе сооружение на севере Англии собственной студии со всей необходимой для независимого студийного творчества начинкой. О новом полноценном альбоме в этот период поклонники группы могли только мечтать, ведь на его запись тоже требовались тугрики. Хотя разговоры о новых песнях велись, факт, мол, постоянно сочиняем и без дела не сидим. На странице Anathema на Myspace в 2006 году (если не ошибаюсь) даже появилось три новых немастерённых песни, включая прог-роковую “Angels Walk Among Us” с возвышенно-болезненной электрифицированной атмосферой. После этого под разными предлогами решение вопросов, связанных с новым альбомом, стало затягиваться. Музыканты хотели обязательно за свои деньги сначала записать полностью нечто, и лишь потом искать издателя; ходили слухи даже о двойном альбоме. О деятельности группы в тот период также напомнили сразу DVD подряд – “Where You There?”(2004) и “A Moment In Time”(2006). Оба релиза большей частью записывались в разных городах в Польше, на каждом диске, помимо основной программы, присутствуют дополнительные и совсем не лишние материалы, включая документальные съёмки, а также акустические выступления со струнными ансамблями Liverpool Phil String Quartet и Bacchus String Quartet. В программе “A Moment In Time” имеется два кавера “Comfortably Numb” (Pink Floyd) и “Albatross” (Fleetwood Mac), т.е. групп, которые братья Каванахи чаще всех упоминают среди своих влиятельнейших мэтров. А если чуток доплатить и заиметь лимитированное издание, то можно получить в придачу диск с аудио-версией основного DVD-концерта, записанного на польском фестивале Metalmania. Вобщем, скоротать время сойдёт.

Ретроспектива

Немного утолить свой художественный голод аудиофилы-фэны Anathema смогли только в 2008 году, когда контора Kscope без особо активной раскачки выпустила полуакустический альбом “Hindsight” – коллекцию собственных треков в акустически-струнных аранжировках, дополненную единственной новой композицией “Unchained (Tales Of The Unexpected)”. Эта песня также вышла в составе первого даунлод-сингла “Flying”. Группа на тот период была предоставлена сама себе, поэтому весь процесс записи программы с рабочим названием “Temporary Peace”, продюсинг, сведение и прочая байда совершалась под контролем самих идеологов на собственных мощностях. В записи актуального превосходного образца высококачественной музыкальной меланхолии принял участие давний друг команды, виолончелист Королевского филармонического оркестра Ливерпуля Dave Wesling, а также певица Lee Douglas (сестра барабанщика Джона Дугласа), чей потрясающий вокал позже стал играть в саунде Anathema важную роль. “Идея записи подобного альбома бродила в наших головах примерно с 2001 года, – рассказывает Данни Каванах. – И вот теперь для него настал подходящий момент. Нам было понятно, что запись пройдёт расслабленно, поскольку все песни уже были написаны. Т.е. давления никакого не было, и мы, вместе с тем, снова смогли спокойно привыкнуть к студийным условиям.

Абсолютным новшеством было то, что мы впервые в своей истории всё записывали на собственном оборудовании, и всё сами продюсировали. Другой причиной записи этого альбома стало то, что мы все средства от его продаж могли тут же направить на запись следующей студийной работы”. Это, на мой взгляд, самая клёвая причина. Но, в первую очередь, это действительно потрясающая работа британцев; да, речь идёт о знакомых песнях, но как они преподнесены! Акустические версии “Fragile Dreams”, “Leave No Trace”, “Are You There” и “One Last Goodbye” просто вытягивают душу, выворачивая наизнанку всю затаившуюся в её уголках печаль. Аккомпанемент некоторых из новых версий, например, в “Inner Silence”(просто восторг!!!) и в шедевре “Flying” с альбома “Alternative 4”, который, по словам Данни, пришлось дольше всех реаранжировать, настолько точно и ярко подчёркивает все оттенки печали оригинальных версий, что появление “Hindsight” расценивается уже как совершенно необходимая инициатива. Обнажённые эмоции, трепет, нежность, горечь и невыносимая тоска, запутавшиеся в переплетении пиано, виолончели, переборов акустики и электрических гитарных лидов. Такие вещи, пробирающие до костей своими восхитительными моментами, надо иметь и слушать в максимально возможном качестве. Ну, понимаете, под красное, шорох винила и дыхание родственной души…

Сами себе хозяева

Данни предупреждал в интервью того периода, что новый трек с “Hindsight” – “Unchained (Tales Of The Unexpected)” – ориентирован именно на полуакустическое содержание и не характеризует более интенсивное и разноплановое направление будущего студийного альбома. У него уже тогда было название “Horizons”, и ручки в предвкушении можно было потирать уверенно. В итоге альбом назвали “We’re Here Because We’re Here”(2010). Записывала его группа снова самостоятельно, отношения между участниками коллектива после многих лет недопонимания и разногласий к этому моменту нормализовались окончательно, что отразилось на гармоничном, сбалансированном звучании готового продукта. Микшировал эту атмосферную многослойность Стивен Уилсон из Porcupine Tree; отсидевший немалый студийный срок за микширование альбомов Opeth и своего собственного творчества Уилсон оказался правильной кандидатурой. Говорит Винсент: “Всё-таки это был довольно амбициозный проект, и Стивен отработал фантастически. Новый альбом был нашим детищем, и он отнёсся к нему с уважением, полноценной заботой и вниманием к деталям. Я счастлив, что мы приняли правильное решение и обратились к нему”. Восторженные рецензии прессы и слушателей по поводу “We’re Here Because We’re Here” стопроцентно оправданы. Anathema снова превзошли сами себя, представив немыслимый по насыщенности сплав чувств, борений, противоречий, трагической прелести и накала страстей. Только настоящее искусство способно объединить все эти элементы воедино. При этом британцы с каждой следующей пластинкой открывают в своём творчестве всё новые и новые грани. Такую музыку даже не сильно хочется описывать, настолько она эстетически радует. Это как осторожные прогулки по закоулкам собственной души, – мало ли чего там вдруг из тьмы нейронов или сонма клеток на тебя вылезет, мало ли что вспомнится… При том, что по мелодике материал по сравнению с тем же “Judgement” или “Fine Day To Exit” не настолько депрессивен, даже со светлой надеждой и позитивчиком.

Мы здесь, потому что мы здесь

Содержательное ядро альбома образуют сочинения “Angels Walk Among Us” с дополнением в виде эмбиентного трека “Presence”, и “A Simple Mistake”. По ходу пластинки всплывает масса прелестных моментов: элементы спейс-рока и мощный эпический финал в “Simple Mistake”, прелестный бридж в “Thin Air”, смена динамики, гитарное раздражение и живописное сочетание вокалов Винсента и Ли в фортепианных отступлениях в самой, видимо, тяжёлой песне альбома “Summernight Horizon”. И много ещё чего; в действительности Anathema в очередной раз вручает слушателю билет в увлекательное музыкальное путешествие, в котором с каждым новым прослушиванием тебя будет переть с удвоенной силой. Осмелюсь заявить, что улётное соло в одном из сильнейших треков альбома “Dreaming Light” по красоте не уступает Pink Floyd. Вилле Вало из HIM на подпевках в “Angels Walk Among Us”, может, и не предел мечтаний, но коллаборация забавная, информационный повод на пользу обоим проектам. Песня “Get Off Get Out” отдалённо напоминает творчество Porcupine Tree; первоначально это должен был быть драм-н-басовый трек с синтезаторами и электронными наворотами, но совместные усилия сделали из этой задумки Джона Дугласа вполне гитарный трек. Особо трепетные фэны могли скачать два дигитальных сингла “Everything” и “Dreaming Light” под эксклюзивными обложками. Второй сингл поинтереснее, поскольку включал в себя видео и би-сайд “Universal (Engineers Remix)”. Но это цифрА, беспонтово. Зато есть специальное переиздание от американского The End Records в 2011 году с тремя демо-миксами треков “Angels Walk Among Us”, “Presence” и “A Simple Mistake”, а также виниловая семидюймовка с оркестровыми версиями “Dreaming Light” и “Universal”, плюс демо-микс “Everything” – только для загрузки. Ранние демо-версии песен имеют с оригиналами некоторые расхождения в строе, исполнении, и, разумеется, звучании, ну и микс, разумеется, неотполированный. А из оркестровых версий просто убран аккомпанемент группы, оставлен только вокал и оркестры. Но переиздание в целом привлекательное.

Данни и Аннеке

Сразу после выхода “We’re Here Because We’re Here”, в июне группа отправилась в небольшое промо-турне по ряду стран Европы и вдохновилась приёмом публики, хотя по признанию Винсента, они ожидали гораздо больший спрос на интервью со стороны прессы. Но ничего, летние фестивали, в том числе выступление на фесте Summer Breeze, и большой осенний тур по Европе отлично засветили коллектив. Коллектив, между прочим, стабильно заезжает в Россию, так что отечественная публика уже видела бэнд в различных ипостасях и настроениях. Ещё в процессе промо-акций в поддержку “We’re Here Because We’re Here” Винсент говорил, что группа планирует скорое появление некоего EP с очень тёмным содержимым, не смотря на то, что текущий контракт обязывал их повременить с новым альбомом полтора года. “Я уже знаю, как он будет называться, и что это вообще будет, но подробности рассказывать не хочу”. Так и не рассказал. В другом интервью гитарист/вокалист упомянул порядка 60 накопившихся идей для песен и пообещал, что следующих семи лет ждать не придётся. Позднее выяснилось, что речь шла о нескольких песнях, объединённых одной идеей, возникших во время работы над “We’re Here Because We’re Here”, и которые группа решила использовать в будущем. Однако, не в самом ближайшем. Следующим вкладом Anathema в универсальную, светло-печальную прог-рок музыку стал полноформатник “Falling Deeper”, нарисовавшийся в сентябре 2011. По сути, это ответ тем, кто после выхода компиляции ремейков “Hindsight” больше всех вопрошал насчёт треков с самых первых релизов. Мол, они тоже заслуживают оркестрово-акустического перевоплощения. Несомненно, заслуживают и имеют для подобного рода перезаписей большой потенциал. По словам музыкантов, при подготовке “Hindsight” они крутили пару старых вещей, но на тот момент не пришли к единому мнению по поводу вокалов. Трудно представить себе нынешнего Винсента, орущего в духе Darren J. White под треки с “Serenades”, во-первых, а во-вторых, красоты с лихвой хватало и на альбомах 98-2003. Впрочем, намекалось на то, что это, скорее, будут инструментальные ремейки, дабы не возвращаться в дремучие гроул-времена. По большому счёту, идея создания “Falling Deeper” заключалась в другом. Рассказывает Данни Каванах: “У нас имелась для сингла “Dreaming Light” пара би-сайдов. И тогда я подумал, что было бы неплохо записать ещё пару песен в таком же [видимо, в дарк-чилаут]-стиле, и возможно с виолончелью. Однако идея с одной виолончелью не прокатила, тогда мы решили, что для такого проекта потребуется оркестр, что весьма некисло стоит. Так мы пришли к выводу, что нужно записывать полноформатный альбом, иначе участие оркестра будет финансово необоснованно”.

Куда уж глубже

И вот что получилось. Полуинструментальное атмосферное творение группы продолжает зародившуюся на “Hindsight” традицию, но в более симфоническом минимал-ключе с роялем в центре внимания. Расслабленные гитары, никуда не спешащая ритм-секция, атмосфера саундтрека и узнаваемая печаль с первой же темы “Crestfallen”. Старые песни заиграли красками, которые было трудно распознать под гримом бюджетно записанного готик-дум-металла начала 90-х. Словно с хрустальных кристаллов смыли толстый налёт пыли. Как живописно раскрываются “They Die” и “J’ai Fait Une Promesse”, наполняя окружающее пространство ощущением увядания и скорби по необратимому! Давнее знакомство Данни Каванаха с бывшей вокалисткой голландской группы The Gathering Anneke Van Giersbergen, а также их совместная гастрольная деятельность с заездом в Россию закончилось её участием в реанимации двух песен “Everwake” и “…Alone”. Изюминка пришлась по вкусу, Аннеке звучит приятно и ностальгически. Хотя вокал Ли Дуглас, ставшей полноценной участницей и другом коллектива, на мой взгляд шикарный – более пронзительный. А пение Винсента ограничивается протяжными, навевающими тоску распевками, как в холодящей, похоронной “Kingdom” или “Crestfallen”, лишь только драматичная финальная дарк-эпик композиция “Sunset Of Age” имеет признаки куплета.

Добавим атмосферки

По сути, на этот раз англичане записывали одновременно сразу два альбома – текущий “Falling Deeper” и последующий студийник. Работы велись постепенно в трёх студиях. Записи начались в Ливерпуле в студии Parr Street – именно там были записаны все треки “Falling Deeper” и решено, что уже имеющиеся для будущего релиза пять новых песен нужно дополнить, благо идей навалом. Для этого группа отправилась в Осло, на студию своего нынешнего продюсера Кристер-Андре Седерберга. Там в результате джемов оформился остальной материал, ставший в итоге альбомом “Weather Systems”(2012), так что на этот раз продюсер присутствовал не только на стадии микширования и мастеринга, но и фактически сопровождал запись будущего альбома с самого начала. После Норвегии, куда, кстати, от большой любви к культуре, природе и прочим аттракциям этой скандинавской страны переселился Данни Каванах, британцы вернулись в родные края и провели энное количество времени в студии-бункере Aerial Studios в городе Wrexham (Северный Уэлс), доделывая начатое, без естественного освещения, но с массой вдохновения. “Это оказался самый сплочённый альбом из всех, что мы когда-либо делали, от начала до конца, – рассказывает Данни. – Мы намеренно стремились к тому, чтобы записать альбом, который можно было бы прослушать за один присест, от и до. И это оказалось очень легко сделать! Определённо это был самый лёгкий студийный процесс из всех”.

Поговорим о погоде

Почти все песни “Weather Systems” отличаются мягким вступлением и наличием крещендо. Бросилось в глаза, что некоторые песни, сочинённые коллективом уже по ходу студийных работ, отличаются лёгкостью и подчёркнуто светлой грустью, – это, безусловно, первые два трека “Untouchable, Part 1 & Part 2” с обилием акустик-рока и кайфовым сочетанием динамичного повествования и какого-то очищения. Да, расставание свершилось, опустошение и холод заполнили душевную ёмкость, но каждая сторона смотрит на ситуацию по-разному. И если сделать над собой усилие, и отпустить то, что тебе внутренне уже не принадлежит, то ты сам дашь себе новый шанс. Песни, планировавшиеся для мини-альбома, всё-таки, отличаются более депрессивным настроением. О сильном влиянии прог-рока и психоделики в новом материале, думаю, спорить никто не будет. Индустриальная жесть, монотонный ритм и не подразумевающая лирического развития мелодия в “The Storm Before The Calm”, переходящая в пафосно-печальный, драматический замут в финальной секции, эффектное упадничество с последующим оргазмом в “Beginning Of The End”, застывшее время, надлом и притупившаяся боль в “The Lost Child”, постепенно расстилающееся эпическое полотно в “Internal Landscapes” – белый парус, уверенно плывущий к горизонту. Фантастический релиз, по своему сиянию и огранке сродни альбому “Judgement”. Да, я так думаю.

В помощь синоптикам

В коллекционном смысле, после истории с распылением Music For Nation в дискографии Anathema для сюрпризов вообще осталось немного места. Неизданного материала от британцев и раньше едва ли можно было дождаться, хотя переиздания бэк-каталога и принесли фэнам пару радостных моментов. Послушаешь рассказы любящих поговорить братьев Каванахов о том, сколько у них там сочиняется песен и всякого разного происходит, и подумаешь, ну наверняка запасы записанного и неизданного имеются. Тем более, студийно-гастрольный режим наладился, группа в прекрасной творческой форме, своя студия имеется, релизы один другого краше, – почему бы не устроить подгон собирателям физических носителей. Увы, всё довольно скромно: спешл-издание “Weather Systems” в диги-паке имеет только бонус-DVD с тем же самым аудио-альбомом, только в миксе 5.1 Surround. Ни бонус-треков, ни альтернативных версий, ничего. Ну, может, переиздадут ещё; известно, что в состав “Weather Systems” не вошла одна готовая песня, по мнению боссов коллектива, не вписавшаяся в общую концепцию. Есть предположение, что её автором является Джон Дуглас, и она называется “Voodoo”.

Получите и распишитесь

Альбом “Weather Systems” имел достаточно успешный старт в Европе, попав на 14-е место в немецких чартах, и был номинирован в двух категориях на премию Progressive Music Awards, в том числе в номинации “Альбом года” (впрочем, получили в номинации “Best Live Event”). Кстати, ранее диск “We’re Here Because We’re Here” таки стал “Лучшим альбомом года” по версии Classic Prog. Говорит Данни: “Это показатель того, что с течением лет относительного успеха наша фэн-база значительно расширилась, а ведь это здорово – достигать сердец большого количества людей”. За коротким весенним европейским турне последовали летние фесты и более продолжительные гастроли по Европе с записью и съёмками концертного альбома и DVD. Руины древнего театра под Пловдивом в Болгарии 22 сентября этого года стали фоном для профессиональной съёмки концертного Blu-Ray диска Anathema, который лейбл Kscope выпустит в 2013 году. Окрылённые премией за лучший перформанс, Anathema выложились максимально, закатав на консерву атмосферное шоу с игрой света и качественным звуком. Обещается грандиозный визуальный и музыкальный подарок поклонникам коллектива за их же деньги. Собственно, пока и все планы на будущее. Музыканты говорят, что сочинение нового материала уже ведётся, но вряд ли коллектив вплотную приступит к его реализации раньше лета будущего года. “Очень трудно всё время оставаться счастливым, – говорит Винсент. – Но могу пообещать, что всё, что мы когда-либо сделаем, будет тщательно выверенным”.

Ян Федяев


Anathema. part 1: Анафемическое вскрытие


Anathema. part 3


 

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.