rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Ane Brun. part 2


ANE BRUN

Передать специфическую атмосферу концертов Ane Brun помогает первый в дискографии норвежской исполнительницы DVD-релиз “Live At Stockholm Hall”(2009). Тем более что полированное звучание её студийных записей не всегда соответствует её живым выступлениям, больше напоминающим слегка замороженные, театрально-языческие фолк-концерты. Кроме того, часто различаются и аранжировки концертных и студийных версий. Например, в стокгольмском шоу задействованы аккордеон, живое пиано, электро-пиано, скрипка, два перкуссиониста, бэк-вокалы, наполняющие тело каждой песни новыми акцентами. Впрочем, это только группа поддержки: голос и гитара Ане продолжают нести основную смысловую нагрузку.


Белокурая Ане собрала на сцене дюжину своих близких друзей-музыкантов и устроила концерт с мистической атмосферой перед 1400 зрителями. Съёмками DVD занимался приятель Magnus Renfors, ранее снявший для Ане три видеоклипа. “Всё шоу смотрится и звучит великолепно, – говорит исполнительница. – Я очень довольна результатом”. Девушка права, выступление очень даже смотрибельное, единственное, через час проявляется монотонность программы, и можно всхрапнуть…

«Первый DVD»
«Первый DVD»

Концертный пакет был дополнен студийной версией симпатичной песенки “My Baby’s Arms” с очарованием довоенных лет прошлого столетия.

Из сопутствующих записей того времени отмечу кавер песни Леонарда Коэна “Ain’t No Cure For Love”, записанный для трибьютного издания “Cohen – The Scandinavian Report”, ремикс на “To Let Myself Go” (Malkyl Remix)( ) и виниловый клубный сингл “Headphone Silence” от лейбла Objektivity с парой техно-хаус ремиксов Хенрика Шварца ().

Запись нового студийного альбома “It All Starts With One”(2011) должна была начаться и закончиться его изданием ещё в 2010 году, но после того, как Peter Gabriel и Annie DiFranco предложили нашей скандинавской красавице совместные турне, Ане Брун, не задумываясь, перенесла запись на более поздний срок. Было бы преступно отказаться от таких предложений.

Сотрудничество с Питером Гэбриэлом кому угодно пойдёт на пользу, ясен перец. Гэбриэл, издав в 2010 году альбом “Scratch My Back”, устроил зрелищное турне с оркестром, в которое пригласил две бэк-вокалистки – свою дочурку Мелани Гэбриэл и нашу героиню Ане Брун. “Он очень великодушный человек, – вспоминает Ане о тех выступлениях. – Каждое шоу он начинал с представления меня ещё до моего появления на сцене. Он просто выходил и говорил публике: “Сначала вы должны послушать это”, что было великолепно. Потому что люди действительно замолкали и слушали.

«Много не надо»
«Много не надо»

На тех концертах я исполняла партии бэк-вокала. Это был интересный опыт для моего голоса. Было много вещей, которые я прежде не делала, и я должна была согласовывать свои действия с оркестром. В этом случае ты должен немного поубавить проявление своего характера, а это совершенно иная манера пения. Мой голос звучит определённым образом, и иногда мне приходилось его менять, чтобы больше раствориться в общем звучании. Так я овладела новой техникой исполнения. Ну и, конечно, каждый вечер выступать перед большой аудиторией – минимум 5000 человек на каждом концерте – тоже потрясающий опыт”. А в октябре 2011 года вышел диск “New Blood” Питера Гэбриэла с перезаписанной с оркестром версией хита “Don’t Give Up”, в которую Ане внесла своим тоненьким, дрожащим голоском важные пять копеек.

«С Гэбриэлами»
«С Гэбриэлами»

Но вернёмся к “It All Starts With One”. Наконец, Ане удалось полноценно поработать с продюсером Тобиасом Фробергом, хотя их дружба завязалась ещё в 2003 году. “Он планировал создать мне новый саунд, отличный от предыдущих четырёх альбомов, – вспоминает исполнительница. – Когда мы пришли в студию, то он уже точно знал, как должен звучать новый материал. К моменту, когда я впервые надела наушники, он уже накрутил нужный саунд”. Привыкшие к акустической стороне платиновой медали имени Ane Brun будут немало удивлены, слушая новый альбом. Поначалу он даже приглянется поклонникам Dead Can Dance или Arcana, только с гораздо более мягким, но объёмным звуком. Практическая каждая песня – маленькое музыкальное откровение с трепещущим сердечком, неизбитое и бесконечно печальное. Будь то хрупкие баллады “Oh Love” и “Lifeline”, глухо рокочущий дуэт со шведским инди-музыкантом Jose Gonsalez “Worship”, атипичная для Ане трайбл-поп тема “Do You Remember”, драматичное латино “One” с кастаньетами и солидной виолончелью, или дарк-темы с проблесками надежды “These Days” и “The Light From One”. Разнообразие диковатое, не правда ли? Несомненно, новая пластинка продемонстрировала значительный композиторский рост музыканта. По-своему грандиозная работа. Первое место в Норвегии – место для “It All Starts With One” вполне заслуженное.

Этот альбом создавался по принципиально новой схеме. Во-первых, Ане решила не зацикливаться на фиксированной гитарной/фортепианной аранжировке в процессе сочинительства. Просто останавливалась на понравившихся аккордах и фокусировалась на красивой мелодии и стихах. То есть акустическая фолк-гитара на этот раз не использовалась в качестве базовой основы для большинства песен, что, конечно, существенно видоизменило “It All Starts With One” по отношению к прежним работам Ане. Во-вторых, она решила дать больше свободы музыкантам и продюсеру, захотела использовать их потенциал в студийной работе. Так что процесс создания новых песен оказался интуитивным и свободным. “Альбом звучит, что называется, вери биг, трёхмерно, при том, что в нём не так много инструментов. Все песни построены на фундаменте из двух барабанщиков, клавишницы и меня; иногда я играю на гитаре, иногда нет. Затем добавлены немного струнных и бэк-вокала, а локомотивом всей записи является мой голос. И хотя инструментальная часть получилась весьма спартанской, продакшен заставил звучать песни массивно, тепло и аналогово. В целом, сочинение, производство и запись этого альбома, включая последующее турне стали на тот момент лучшей частью моей карьеры”.

Ане стоит уважать уже только за её творческую плодовитость и частоту появления новых альбомов или дополнительных треков. Фэнам не может такое не нравиться. В 2012 году норвежский музыкант выпустила расширенную двухдисковую версию альбома “It All Starts With One”. Для бонус-диска у неё нашлось семь неизданных треков плюс би-сайд “One Last Try” к синглу “Do You Remember”. Говорит Ане: “Все эти песни мы записывали в одно и то же время, что и песни для основного альбома, с тем же звуком.

«Всё начинается с одного»
«Всё начинается с одного»

Какие-то треки планировали включить в “It All Starts With One”, какие-то предполагали с самого начала сделать бонус-треками. Они более пряные, я думаю, чем другие песни. Большей частью это дуэль между гитарой и вокалом или фортепиано и вокалом. Мы [с продюсером Тобиасом Фробергом] действительно любим эти песни и не хотели бы, чтобы они пропали. Просто мы чувствовали, что они лучше подходят друг к другу в качестве отдельного диска”. В “Dirty Windshield”, “I Would Hurt A Fly”, “Another World” и “One Last Try” Ане без особого напряжения хватается за фортепиано; на мой взгляд это самые интересные в мелодическом плане бонус-треки. Ещё одна пиано-вещица “Alfoncia Yel Mar” вдруг исполняется на испанском языке, видимо, записана в приступе ностальгических воспоминаний об уличных концертах в Барселоне. В “Take It Slow” норвежка устраивает цыганщину, в “Queen and King” перед глазами возникает размеренный госпельный угар. Кстати, “It All Starts With One” стал первым альбомом норвежского исполнителя, занявшего первое место в хит-параде музыкально избалованной Швеции.

«Напела»
«Напела»

2013-й год стал для Ане годом подведения промежуточных итогов. Она прервала свою неустанную концертную деятельность и занялась переосмыслением пролетевших десяти лет существования её лейбла Balloon Ranger Recordings. “Должна признаться, я не планировала выпуск подобной коллекции, но стечение обстоятельств сделало это возможным, – говорит Ане.- Я решила сделать перерыв в гастролях и заодно отметить десять лет с момента выпуска первого альбома. Начала обсуждать это с коллегами и вдруг почувствовала, что получаю от этого удовольствие. Отбор был труден, потому что мы решили сделать компиляцию для фэнов. Так что мы постарались включить в неё все популярные песни из разных стран, ведь определённые песни в определённых странах или в Интернете более раскручены или имеют особое значение. Надо было связать воедино все фэйворитс. Я весьма редко слушаю свои старые записи, и когда начала составлять сборник, то была счастлива и горда тем, что мне до сих пор нравится то, что я слышу. Сейчас я точно знаю и осознаю, в чём была не уверена в своё время. Конечно, тогда у меня не было опыта, и я слышу, чтобы было сделано не так, что нравится, и что – нет. Хорошо осознавать, что ты многому научился как вокалист и музыкант, и что многие вещи, которые тебе десять лет назад казались слишком смелыми, сегодня представляются вполне нормальными”. Лучшие песни прошлых релизов Ане на двойнике “Ane Brun – Songs 2003 – 2013”(2013) представлены вперемешку в студийном и концертном исполнении. Хитовый дуэт “Lift Me” обрёл новую версию – с густым вокалом Sivert Hoyem. К радости обожателей славного голоска Ане не обошлось, в целом, без заинтересованного подхода и без новых записей. Это трек на норвежском языке “Du Gråter Så Store Tåra”, две новые кавер-версии “Neighborhood #1 (Tunnels)”(Arcade Fire) и “Feeling Good” (Leslie Bricusse & Anthony Newley), а также песня “This Voice”, специально перезаписанная в фул-бэнд версии. Питер Гэбриэл также позволил Ане включить в её юбилейный сборник песню “Don’t Give Up” в New-Blood-версии. В родной Норвегии компиляция заняла второе место.

«В образе»
«В образе»

Приятным сюрпризом для поклонников певицы стало появление в конце 2013 года двухдискового издания с говорящим названием “Rarities”. Сюрприз пришёлся ко двору, как раз к началу двухмесячного осеннего турне Ане по Европе, включающего три концерта в Стамбуле. Оказывается, у нашей белокурой особы в архивах хранится ещё много чего интересного и неслыханного.

Получите новую коллекцию из 20 каверов и неиспользованных студийных набросков! У продуктивного автора такого материала должна быть масса: сочинил, сел за пианино или взял гитару – записал. Рок-коллективам такие архивы и пачки би-сайдов создавать гораздо сложнее и, что немаловажно, накладнее. Альбом “Rarities” был выпущен без какой-либо промо-работы и занял 21 место в норвежском национальном хит-параде. Страна, конечно, небольшая, и золото можно получить всего за 15.000 проданных альбомов, но, кажется, имя Ane Brun для рядовых норвежцев уже многое значит. “Думаю, моя карьера медленно, но развивается. Поскольку я независимый исполнитель, то не трачу много денег на большие промо-кампании. С тех пор, как у меня появилась собственная рекорд-компания, я действительно не жду чего-то грандиозного”.

«Раритеты»
«Раритеты»

Знаете, достаточно живописной получилась коллекция неизданного материала. Слышно, конечно, что треки надёрганы с разных периодов и разных студий. На CD 1 это чаще лишь сама Ане с гитарой/пиано и бэк-вокальной дорожкой. Помимо пиано-версии собственной песни “Oh Love” и нескольких милых тихих песенок, здесь нашёл своё место уже упомянутый минималистичный кавер Коэна “Ain’t No Cure For Love”, кавер Gillian Welch “Orphan Girl” и перепевка очаровательной песни Maxine Sullivan “If I Had A Ribbon Bow”, оригинал которой датируется 1936 годом. Вторая компашка более коллективна по содержанию и в какой-то степени даже по-новому позиционирует Ане, не лишённую тяги к экспериментам с жанрами. Первый трек – нежный синти-поп “The Opening” – записан с группой Fleshquartet. Лёгкий поп-джаз “Crawfish”, записанный с Club Killers, нет-нет, да и напоминает Кати Мелуа. Тему “Virvelwind” Ане выпустила год назад в качестве благотворительного сингла в поддержку беженцев. К недоразумениям отнесу аморфную дрим-синтетику “She Belongs To Me”. Отдельно ставлю жирный плюс за кавер Bjork “Joga” (блеск – ), записанный живьём с оркестром на концерте в честь нобелевских лауреатов. Пробирает насквозь не хуже оригинала, и голосом, и оркестровой массой. Ну и за неожиданный кавер Depeche Mode “Fly On The Windscreen” с участием Винса Кларка тоже спасибо.

«Вся такая загадочная»

Живо представляю себе ещё один альбом с раритетами, даже двойной, с ремиксами на песни Ane Brun и её боковыми клубными и другими проектами. Легко бы получился диск с изданным материалом, ну, и бонус-диск с эксклюзивами, а как же. Там бы нашлось место воздушному, освежающему ремиксу на “Undertow” от Andrew Bayer , и его же треку “Lose Sight” с атмосферным вокалом Ане, и оглушающей своим трагизмом живой версии трека “My Star”, записанной с оркестром Operaorkesteret для благотворительного альбома “Dugnad For Haiti”. Не забудем и сонг “Lamento Della Ninfa”, записанный в 2011 году живьём в студии для известной голландской программы “2 Meter Sessies” ().

Я бы с удовольствием приобрёл себе такой для коллекции, если бы он существовал. Может, норвежка когда-нибудь решится на такое. В феврале 2014 года девушка прокатится с концертами по США и Канаде, а в марте её увидят в Австралии и Новой Зеландии. Год она может спокойно обойтись без новых записей, но некоторыми планами на этот счёт Ане уже поделилась. Следующий студийный альбом она также собирается записывать с Тобиасом Фробергом, причём в его новой студии, расположенной на шведском острове Готланд. Кое-какую новую музыку Ане уже сочиняет. “В настоящий момент я не могу представить себя без пения и выступлений. Для меня это неописуемое душевное переживание, делающее меня счастливой”.

Ян Федяев


Ane Brun. part 1


 

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.