rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Arcturus

В музыкальных кругах Норвегия всегда держалась особнячком. Её сегодняшнее влияние на музыкальный ландшафт уже не сравнить с пахнущим сожжёнными церквушками “чернушным” прошлым ранних 90-х и масштабным обожанием A-HA. Это даёт нам лишний повод напомнить о некоторых знатных коллективах, навсегда бросивших якорь в этой самой истории художественного звукоизвлечения и даже до сих пор, хоть и с опасным креном, но остающихся на плаву. Сдаётся мне, норвегам быстрее всех наскучил непримиримый тру-блэк собственного производства, раз уж они в первой половине 90-х начали активно скрещивать его с любыми прикручиваемыми жанрами и создавать один all-star проект за другим. О некоторых из них Специальное Радио уже упоминало на своих страницах, наконец, дошла очередь и до одного из самых авангардных представителей потомков викингов – группы Arcturus.

Мой ангел

Начиналось всё тихо и незаметно, где-то в еб…нях норвежских фьордов. В 1987 году местные граждане Steinar Johnsen (гитарист и клавишник, в своих кругах Sverd), Jan Axel Von Blomberg (не кто иной, как барабанщик Hellhammer из Mayhem) и просто бас-гитарист Marius Vold собрали проект под названием Mortem, записав кое-как в итоге демо “Slow Death” с архаичной блэковой (позже выпущено на 7-дюймовке французским лейблом Putrefaction Records). Году этак к 90-му норвеги даже не разбежались, решили попробовать себя в более думово-экспериментальной стилистике и переименовались в Arcturus. В 1991 году усилиями того же Putrefaction Records на свет появилось двухтрековое ЕР “My Angel” с песнями “My Angel” и “Morax” в количестве 1100 штук на зелёном, жёлтом и голубом виниле. Ничего общего с поздними работами Arcturus они не имели и представляли собой смесь мрачного дарк-дума с какой-то параноидальной нью-вэйв-синтетикой. Вскоре после релиза Сверд полностью переключился на клавишные, а Мариус ушёл вообще. После этого практически год проект пребывал в замороженном состоянии, пока в 1993 году в составе не появилась парочка уже известных норвежских экстремалов – гитарист Thomas Haugen (Samoth из Emperor, Burzum и прочих) и вокалист Kristoffer Rygg (Garm из группы Ulver). У Samoth имелся собственный лейбл Nocturnal Art, на котором и было решено выпустить следующий мини-альбом “Constellation”(94). Оригинальная версия из четырёх треков не предназначалась для коммерческого распространения, музыканты даже поленились записать басовые партии. С помощью 500 напечатанных дисков предполагалось найти серьёзного издателя и заявить о своём новом музыкальном видении. А о нём стоило заявить! Необычное для региона театрализованное симфо-блэк-метал представление с замороженной эпической/блэковой атмосферой и характерным карканьем, неожиданно чередующимся с чистым вокалом в виде оперных потуг и скромных распевок. Грамотные симфонические аранжировки вполне удачно отвлекают слушателя от недостатка гитар и баса, гитары периодически слышны, но никогда не доминируют. От выходцев из злобных блэковых коллективов было неожиданно услышать такое.

Первый трек “Rodt Og Svart” больше всего отвечает за симфо-блэковую составляющую, пусть и жидковато записанную. Впрочем, вот этот самый софт в саунде имеет своё очарование, вроде ничто не выпячивается особо, каждый инструмент плетёт свою мелодию, а вместе получается вдохновляющая презентация! В композиции “Icebound Streams And Vapours Grey”, перезаписанной для более позднего релиза под именем “Wintry Grey”, мультяшно-воинственные симфонизмы тоже присутствуют, но более выражены барабаны и вокалы. “Naar Kulda Tar” отдаёт викинг-блэком и соответствующим эпическим настроением, а в “Du Nordavind” перемешалось всё – и шапито-мелодии, и астральные синтезаторные звуки, и блэковая злоба с гитарным жухом. Обязательно стоит упомянуть об имеющихся официальных и неофициальных переизданиях этого небольшого, но благородного релиза. На переиздании 97 года к трек-листу добавились обе песни с ЕР “My Angel”, а также перезаписанный в 96 году c более обильной электроникой и, разумеется, лучшим сведением трек “Morax” и синти-нойзовое аутро “Radiant Star Befallen”. Через пару лет появился бутлег “Reconstellation” с таким же трек-листом, а к самому последнему переизданию мы обратимся в своё время. Зачем-то все поменяли обложку…

Звезда зажглась

В том же 94 году гитарист Samoth был вынужден покинуть коллектив, поскольку относительно ненадолго угодил в тюрьму за сожжение небольшой деревянной церкви где-то в самобытной норвежской глуши (обошлось без жертв). На его место пришёл Carl August Tidemann, а к работе над очередной записью присоединился бас-гитарист Hugh Mingay (Skoll из Ulver). Да, работа над первым полноформатником уверенно продвигалась в июле и августе 95 года на студии Panser. Помимо четырёх новых композиций было решено перезаписать в полноценном виде четыре основных трека с мини-альбома “Constellation”. Возможно, это где-то расфокусировало получившийся результат, поскольку новый материал обладал более осмысленной музыкальностью. Но неординарности в конечном продукте не убавилось. Музыка на “Aspera Hiems Symfonia”(96) идеально воплощает название лонгплея – суровая, холодная и симфоничная. Ок, блэковые вокалы и прорывающаяся сквозь плотное полотно торжественных оркестровок демоническая агрессия имеют место быть, нагоняют на фоне клавишных переливов в “To Thou Who Dwellest In The Night” и “Whence & Whither Goest The Wind” образы замороженных викингов, заполярных природных явлений и прочую заветренную мифологию. Зычный вокал не боящегося экспериментов Гарма – определённо находка для Arcturus. Улучшилось качество записи, стал лучше читаться гитарный и барабанный саунд, а лирические отступления и удачные клавишные аранжировки иногда напоминали работы спейс-рок коллективов (“The Bodkin And The Quietus”). Однако, по сравнению с последующими опусами Arcturus альбом “Aspera Hiems Symfonia” – самый симфо-блэковый из всей дискографии, эксцентричный, конечно, но симфо-блэковый. Где-то только-только в процессе перехода на другую ступень развития исходного трушного жанра. Альбом “Aspera Hiems Symfonia” был выпущен норвежским лейблом Ancient Lore и лицензирован на территории США компанией Century Media, что определённо привлекло к группе дополнительное внимание. Думаю, британцы Bal-Sagoth достойны упоминания в контексте этого альбома. Но вот то, что Arcturus записали следом, уже не лезло ни в какие известные ворота.

Холодная суровая симфония

Это уже был авангард. Что хотите к нему добавляйте, но Arcturus умудрились из блэка сделать нечто настолько инновационное, что до сих пор представляется классикой, только сыгранной на рок-инструментах. Чего уж говорить про фурор на момент появления альбома в 1997 году. Второй лонгплей Arcturus “La Masquerade Infernale” под рабочим названием “The Satanist” записывался в разных студиях с декабря 96 по май 97. Состав к тому времени подкорректировался, и штатным гитаристом стал Knut Magne Valle. В записи также принял участие живой струнный квартет и вокалист Simen Hestnaes, известный под сценическим псевдонимом ICS Vortex. Что можно сказать по поводу “La Masquerade Infernale”… Мрачное путешествие по дебрям воспалённого сознания и адский карнавал, потусторонне-сатанские рулады в сопровождении чётко организованного хаоса. Клавишная феерия, ломающие сознание смены музыкальных тем, неожиданные аранжировочные решения, дико непривычный вокальный перформанс, максимум втиснутый в минимум. Такое ощущение, что за одну песню – взять хотя бы “The Chaos Path” или “Painting My Horror” – проживаешь целую жизнь. Прелестны оркестровка с пиано и соляками в “Ad Astra” и меланхоличные мелодии в “The Throne Of Tragedy”, напоминающие мне работы гениального Юхани Паломэки из Yearning.

Театралы

И, конечно, компактный и выразительный трек “Alone”, в котором барабанщик Хэллхаммер слегка демонстрирует свои нехилые таланты. Хорошо помню момент, когда услышал этот трек на СD-приложении к Metal Hammer, – на фоне массивного дойчляндского павер-металла, итальянского спида и финской дарк-готики звучало реально не от мира сего. Вокалист Гарм на этот раз максимально оттягивает большую часть внимания на себя, выдавая нечто среднее между оперным баритоном, монологом безумца и монашескими хоралами. К ним присоединяются высокие или верещащие вокалы Вортекса, создавая порой звуковую фантасмагорию. Этот уникальный альбом имел внушительный приём у публики, хотя сначала был издан только в Европе британской рекорд-компанией Misantrophy. Говорит Гарм: “Думаю, что основная причина того, почему Arcturus не похожи ни на одну другую группу в этом жанре, заключается в том, что мы сами лично не в нём. Мы как бы адаптированы к этому стилю, но пришли из совершенно непривычных для большинства металлистов углов. Важную роль в результате играет также сочетание довольно необычных людей в группе. Потому что, если бы мы были «командой работников», репетировали три раза в неделю и стремились реализовать соответствующие амбиции, то это однозначно не сработало бы. Помести нас четверых вместе в комнату на неделю, и мы, вероятно, поубиваем друг друга”.

Инфернальные проделки

Первые слухи о распаде коллектива поползли ещё в 1999 году, когда на свет появилась пластинка “Disguised Masters”(99), представлявшая собой компиляцию из шести ремиксов на треки с “La Masquerade Infernale”, квартетной даб-версии песни “Alone”, перезаписанной песни “Du Nordavind” и пары новых треков. Интро “White Tie Black Noise” и трек “Deception Genesis” при желании, могли бы оказаться и на предыдущем альбоме, хотя микс конечно стал массивнее. Ну, а ремиксы норвежских производителей андеграундной электроники не менее эклектичны и потусторонни, чем сам оригинальный музон Arcturus. Для их прослушивания лучше всего иметь определённое шизоидное состояние. Какая такая коммерческая необходимость выпускать это добро в качестве отдельного альбома, – можно только гадать. Ладно бы там, Depeche Mode или ещё что-то подобное, продающееся в любом виде. Бродившие слухи развеяла информация, что в 2000 году группа начала работу над новым студийным альбомом. Ожидания были оправданы, хотя, зная постановы участников Arcturus, думаю, им было пофиг, что народ скажет про их новую работу. Как и прошлый релиз, альбом “The Sham Mirror”(2002) записывался тут и там, только не полгода, а все полтора. Басовые партии на новой программе записал некто Dag F.Gravem (заменил временно выбывшего Hugh Mingay). “Альбом отвечает моим первоначальным ожиданиям, – делится Гарм. – Из-за того, что мы давно его начали записывать, наступали моменты, когда мне казалось, что мы его никогда не закончим. В то время я был довольно пессимистичен на этот счёт”. “The Sham Mirror” продолжает традицию непохожести релизов Arcturus один на другой. Он не шокирует, как “La Masquerade Infernale”, но на высоком художественном уровне воплощает более традиционно-роковую эстетику.

Обман-зеркало

В первом же треке “Kinetic” привычная дарк-метальная мелодика перемешана с причудливой электроникой, искорёженными вокалами и знакомой атмосферой инфернального шапито. В следующих “Nightmare Heaven” и “Ad Absurdum” слышим тот же твист между классическими рок-элементами и неожиданными творческими откровениями, а в “Collapse Generation” скорость дабл-баса и симфо-метал экспрессия начинают заметно нарастать. Так что авангардистский подход сохранился, что делает этот альбом достойным самого тщательного прослушивания. Накаченный саунд, хорошо выделенные гитары, более массивный драмминг, характерные дарк-эмбиентные клавишные (подчёркнуты везде, и особенно прокатывают в полутораминутном вступлении в динамичный, насыщенный патетическими хуками “Star Crossed”) … Гарм в очередной раз поменял псевдоним и манеру пения, предпочтя на этот раз погоняло Trickster G.Rex и сочетание более паверового/рок-н-ролльного и высокого вокала. Это не лучше и не хуже, – просто по-другому, и абсолютно в тему. Яркое исключение – конкретно чернушные скриминги в максимально скоростном и апокалиптичном треке “Radical Cut”, и то их исполнил небезызвестный Ihsahn из группы Emperor. Рассказывает фронтмен: “Наш клавишник попросил меня в одном треке спеть скримингом наподобие Emperor, а я уже не хотел петь подобным образом. Поэтому я позвонил Ihsahn и попросил его самого. Но биг дил”. Отдельный плюс за десятиминутную фэнтэзи/героическую композицию “For To End Yet Again”.

Быстрее на публику

Для издания “The Sham Mirror” Arcturus организовали собственный лейбл Ad Astra Enterprises. В том же 2002 году подоспело и переиздание ранних релизов Arcturus в виде двухдисковой коробки “Aspera Hiems Symfonia/Constellation/My Angel” от лейбла Candlelight Records. Помимо ремикшированного “Aspera Hiems Symfonia”, общего ремастеринга, специального оформления и пары явно замененных мелочей (возможно, альтернативных тейков, так как группа утверждает, что ничего не перезаписывала), в переиздание попали два неизданных трека – атмосферный симфо-блэк номер “The Deep Is The Skies” в духе первого лонгплея норвежцев и электронный инструментал “Cosmojam” – разгуляй клавишника Сверда, возомнившего себя Жан-Мишель Жаром. В целом – симпатичный подгон поклонникам неординарного коллектива.

Долгими зимними ночами…

Известие об уходе из группы Гарма появилось на фоне подготовки к относительно активной концертной деятельности коллектива. В начале 2003 года на первое время в Arcturus был принят Oyvind Haegeland, вокалист группы Spiral Architect. Первым делом он отметился с группой на двух норвежских рок-фестивалях в Бергене и Кристиансанде, а затем осенью 2004 года откатал европейское турне по Греции, Венгрии, Италии и Германии. “После ухода Гарма мы активно стали давать концерты, – рассказывает Сверд. – Все в группе хотели выступать, чтобы продвинуть коллектив и продемонстрировать, что с нами происходит. Это было здорово – снова ощутить Arcturus на сцене. Так что мы будем продолжать концертную деятельность”. Признаем, на некоторое время этого обещания хватило. В процессе концертов случилось и пополнение – роль второго гитариста сначала на концертах, а потом и в штатном режиме стал исполнять Tore Moren. Ни в одной записи группы Oyvind Haegeland так и не появился. К тому же он из-за работы был вынужден переехать в Стокгольм. Зато появился старый знакомый ICS Vortex, представший перед публикой в качестве основного вокалиста Arcturus в январе 2005 на фесте “Inferno London”.

Отвлекающие симфонии

Вскоре после этого, в феврале норвеги приступили на студии Mølka к записи новой студийной пластинки, получившей название “Sideshow Symphonies”(2005). Работы над самой длительной в дискографии группы пластинкой (52 минуты) растянулись относительно ненадолго, и к середине лета 2005 года альбом был готов. “Arcturus останется Arcturus, – заявил Вортекс. – Это означает постоянное изменение. Мы играем то, что чувствуем и не хотим привязывать себя к каким-то надёжным формулам. Хотя, для поклонника группы уловить арктурианский вайб будет несложно”.

Как обычно, у Arcturus если уж речь заходит о новом альбоме, то обновление по полной программе – и вокалист, и музыка, и издатель. Делами коллектива занялся лейбл Season Of Mist, выпустивший альбом также в США. Вокалиста уже упомянули, а музыкальный костюмчик снова оказался перекроен до неузнаваемости. Насколько он хорошо сидит, – предполагаю большое разнообразие мнений. Хотя то, что этот прогрессивный опус дело рук Arcturus, – бесспорно. Все эти космо(гонические) звуковые полотна с непредсказуемым поворотом событий, изрядная доля безумия, театра и потока сознания в купе с оточенной инструментальной техникой имеют характерный почерк норвежской группы. Да, пробирают до мурашек бестелесные пассажи в “Reflections” и “Hufsa” и рок-драматизм в “Moonshine Delirium”. Да, есть увлекательные прог-рок эпизоды в “Hibernation Sickness Complete” и “Shipwrecked Frontier Pioneer“. Но черпачок субъективного дёгтя у меня нашёлся. Не покидает ощущение, что в некоторых треках основной композитор Сверд теряет нить повествования и не совсем понимает, что делать со своими идеями. То нагромождает, то нелогично обрывает песни, будто не знает, как их закончить. Конечно, сравнивать вокалистов Гарма и Вортекса не стоит, хотя определённая и очень важная для Arcturus вокальная подвижность и актёрство присутствует у обоих. Но отсутствие того самого баритона Гарма на “Sideshow Symphonies” лишило наполненную фантастическими образами музыку Arcturus важного узнаваемого элемента.

Официальный видео-документ

Новый издатель группы решил не ограничиваться студийной пластинкой. В сентябре 2005 года на первом фестивале Sonic Solstice в Осло, который организовал лейбл Season Of Mist, выступление Arcturus снималось для DVD. Кстати, это не первая попытка организовать подобные съёмки. Что-то подобное происходило ранее на фестивале Inferno, но говорить про это музыканты не хотят. Ладно, хоть что-то в итоге получилось – “Shipwrecked In Oslo”(2006) вышел в стандартной упаковке и лимитированной металлической коробке с расширенной версией концерта и бонусами. С осени 2005 и весь 2006 год Arcturus тусовались с концертами по Европе (о чём имеется ряд бутлег-свидетельств), а весной 2007 года отправились на другой конец земли, – с распростёртыми объятьями их ждали в Австралии. Мечта!!! И вот тут, после успешнейших гастролей, на последнем шоу в Мельбурне 31 марта Вортекс неожиданно для публики, промоутеров и всех остальных задействованных лиц вдруг объявляет: “Добро пожаловать на самое последнее шоу Arcturus”. То, что поначалу было воспринято как прикол, оказалось правдой. Местный промоутер Just Say Rock Production позднее опубликовал пост по поводу решения группы: “Группа просто подумала, что для этого настал подходящий момент. Поскольку концерты в Австралии оказались настолько успешными, Arcturus посчитали, что лучше всего уйти на пике славы. Австралийское турне стало для них одним из ярчайших событий, и они расценивают свой концерт в Мельбурне, как один из самых запоминающихся за всю историю группы”. Барабанщик Хэлхаммер добавил, что ни у кого из участников на Arcturus нет времени, все жутко заняты в других проектах. Так что в апреле 2007 года после пары официальных заявлений всё быстро закончилось.

Вроде как попрощались

В 2009 году некрасиво разбежавшийся с Dimmu Borgir вокалист/бас-гитарист ICS Vortex от избытка времени и энтузиазма стал хвататься за всё, до чего дотягивались ручонки. Присоединился к Borknagar, начал записывать сольный альбом. Дотянулся и до пребывавших в крио-сне Arcturus. Ещё в сентябре 2009 года Вортекс упоминал в интервью о разговорах со своими бывшими подельниками по метал-авангарду на предмет возможного воссоединения. В сентябре 2011 года поползшие ранее слухи о возрождении Arcturus уже можно было считать официальной инфой, когда после нескольких обломов состоялся первый с момента распада выход коллектива на сцену. Дело пошло, Arcturus снова начали выступать на фестах и давать нерегулярные концерты – в Норвегии, Греции, Польше, Финляндии, Румынии. На некоторых площадках возвращение Arcturus можно описать, как триумфальное, с аншлагами и воспрявшей духом фан-базой.

Но не тут-то было!

В прошлом году до нового альбома Arcturus не дошло, да и, судя по тотальной занятости Вортекса в куче проектов, не могло дойти физически. Зато были шикарные концерты, в том числе на фестивале Hellfest во Франции (). А компания Kyrck Productions & Armour сделала подарок аудиофилам-олдскульщикам – переиздала в трёх вариантах епишку “Constellation” – на CD (1000 штук), на виниле (по 300 пластов трёх цветов) и в “коже” (100 штук). В это переиздание помимо “штатных” композиций вошли: самый первый ЕР “My Angel”, две версии 96 года, 4 репетиционных трека 94 года, появившиеся ещё до записи “Constellation”, а также ещё один глубоко архивный раритет – препродакшн-версия трека “The Chaos Path”. По поводу будущего альбома информация разнится, называется и начало 2013, и начало 2014, но ничего конкретного. Вортекс ещё год назад говорил, что готово две песни, остальные в демо-версиях, мол, на альбом набирается. Пока фэнам остаётся уповать только на желание новый альбом Arcturus всё-таки сделать. Может и официальный сайт www.arcturus.no заработает.

Ян Федяев

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.