rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Astia Studios and Friends. part 2

Контрол-рум А, 2.0
А теперь, как говорится, с учётом времени и трезвым взглядом. Время, как известно, не щадит никого, но в нашем случае речь идёт, изменения в физических и пространственных телах пока не смертельны. Даже наоборот. Все озвученные в первой части очерка, написанного, напомню, 5 лет назад, цены, цифры и количества изменились неизбежно. Так же, как и в разы увеличилось количество российских рок-групп, побывавших и поработавших в Astia Studios в 2006-2010 годах. Да, поправлю себя самого пятилетней давности в первой части очерка, – Ансси организовал свою студию в 1994 году, и тогда она располагалась в двух разных помещениях в городе. Пока всё хозяйство не переехало под крышу одного ангара. Кстати, о группах из России. По сути, на сегодняшний день считанные российские группы полностью записывались и продюссировались в контрол-руме A с Ансси Киппо за пультом. Могу для примера назвать Северные Врата (альбом “Правь”, Ансси был со-продюссером) и  Grenouer, записавшую там полноформатный альбом “Lifelong Days” (стопроцентный продукт Астии). Оставшиеся неотмеченными пусть не обижаются – главное, что вы были, и, надеюсь, есть, и служите доказательством качественных творческих усилий. Как говорится – spread the word. Хорошо, что качество первых релизов питерских бэндов, сведённых и частично записанных в Астии, убедило несовково мыслящих музыкантов в том, что разница таки есть, и в итоге сподвигло на такой шаг –  отправиться в Лаппеенранту…
Не мешайте шаманить!
В столице Южной Карелии, одновременно являющейся городом-побратимом Выборга и Клина, сейчас проживает примерно 72 тысячи человек. Население за последние годы определённо подросло. Сейчас это 13-й по величине город в Финляндии, и за последние два года он присоединил к себе два соседних населённых пункта со своими муниципалитетами – Joutseno и Ylamaa. Говоря о транспортной досягаемости, описанной отчасти ранее, стоит упомянуть о воздушном сообщении, становящимся всё более и более актуальным для этого города. Жителям Питера и окрестностей, порой, дешевле добраться до какого-нибудь европейского города (более 60 направлений) именно из аэропорта Лаппеенранты, где активничает несколько лоу-кост авиакомпаний. Тем более что с появлением визового центра визовые вопросы для имеющих прописку или регистрацию в Питере, Ленинградской области и Северо-Западном регионе нынче решаются гораздо быстрее, чем 4-5 лет назад (то, что остальные граждане России достойными в таких случаях не считаются, тема известная). Правда, там паре особей женского пола из центра телефонного обслуживания стоит прищемить дверцей деревенского туалета язык за “вежливость”, но в своё время и в консульстве Финляндии самые неприятные в общении люди-женщины были именно русские. Этого у русских не отнять – ненавидеть соотечественников, как только дело касается некоего территориального, финансового или любого другого неравенства. Сожрём друг друга, а свою “приподнятость” вам, лошарам по ту сторону окошечка продемонстрируем. Однако, мы не о них. В прошлом году число пассажиров, которые прошли через паспортный контроль международного аэропорта Лаппеенранты увеличилось на 364%, что сделало его наиболее активно развивающимися международными воздушными воротами в мире. Ну, а мы уже по проторенной дороге – автотранспортом и по жд. Тем более что буквально несколько месяцев назад между Питером и Хельсинки начал курсировать ещё один скоростной поезд “Аллегро”, реально пока самый быстрый, идёт 3,5 часа.
Перекур в Астии
Много чего удалось тогда в 2002-2006 в Астии начать, сделать/доделать, и, главное, заразиться неиссякаемым желанием продолжать создавать музыку, и делать это максимально качественно. Чего там говорить, европейские цены с непривычки кусались. Поищи таких сумасшедших, кто по половине месячной зарплаты (деньги в Питере, сами знаете, какие получают) будет выкладывать за 8-часовую сессию в студии звукозаписи. Но, попробовав один раз, хуже качества уже не хотелось, тема засасывала по самое оно. В основном, речь шла о сведении записанного в Питере материала, записи гитар (иногда барабанов) и мастеринге (сам Ансси редко мастерингом занимается) у бывшего компаньона Ансси – Теему Муурилайнена. Соглашусь с тем, что сведение альбома за считанные дни за минимальный бюджет достойно критических замечаний. Но даже полученный таким образом результат впечатлял неискушённых русских музыкантов. Так были собраны первые альбомы Tartharia, включая изданный, наконец, в сиди-дигипаке в декабре прошлого года раритетный EP “Crowned By Name”, дебютный альбом The Lust “Tangled”, альбом Grenouer “Try”, альбомы Misanthrope Count Mersyful “Life Is Gone” и “Last Living Man”, записывала барабаны для альбома “Dive To Nowhere” группа Stalwart, и много ещё чего и кого. Мастеринговая студия Микки Юссилы в комплексе Finnvox в Хельсинки тогда ещё не пользовалась особым спросом у российских музыкантов, хотя мужик с 25-летним опытом мастерил половину всего европейского металла. Но постепенно и его имя стало чаще появляться на релизах российских команд.
Монари
В начале января 2006 года в Лаппеенранте состоялся первый концерт всё той же питерской метальной группы Grenouer, выступавшей тогда в составе квинтета. Не ошибусь, если скажу, что это был вообще один из первых (если не первый) концертов российских металлистов в столице Южной Карелии. Волнительное мероприятие было сборное, прошло в молодёжном клубе “Монари”, и организовал его весёлый финский панк Веску, устроитель окрестных панковских концертов. Помню, дело было в самом начале довольно холодного января. Приехали к клубу в полночь, выгрузили из минивэна инструменты, чтобы отпустить водителя, выяснили, что Веску только по дороге к нам из Хельсинки после концерта и будет только через пару часов, стали греться и наблюдать за игрищами финской молодёжи на просторной автостоянке перед клубом. На засыпанной снегом и накатанной площади молодые люди рассекали и крутили виражи на недорогом металлоломе, выпендриваясь перед своими спутницами и милимметражируя у стоящей в стороне компании соотечественников. Есть в подвыпивших финнах какая-то детская непосредственность. Впрочем, не буду утверждать, возможно, это обманчивое впечатление.
Grenouer: первый лайв в Лаппеенранте
Удачным, на мой взгляд очевидца, было то обстоятельство, что на том самом концерте звук и свет ставил Ансси Киппо, поэтому саунд четырёх абсолютно разножанровых групп в просторном зале распознавался вполне. Поскольку клубешник молодёжный, ни о каком алкоголе и речи быть не могло – чай, кофе и стреляющие глазками широколицые финские девушки-подростки. Финская публика вообще не отличается буйным поведением во время концертов, обычно стоит, раскачивается и слушает, что, в свою очередь, совсем неплохо. К редким хэдбенгерам относится вполне терпимо. Но к концу этого памятного события народ проникся мяталлом, и как потом выяснилось, приобрёл на стоящих у входа в зал лотках несколько альбомов Grenouer (что, по словам Веску свидетельствовало о том, что качественный российский альтер-мат-метал пришёлся финнам по вкусу). Оттяг продолжился в одном из местных пивняков, где та же молодёжь, сдержанная не так давно на концерте, безудержно бухала, обнималась и громко и непринуждённо общалась. Затем, глубоко за полночь последовало знакомство с квартиркой Веску и нравами местных панков. Душевно получилось, вроде даже без пьяных выходок.
В гостях у Веску
Вспоминает гитарист группы Grenouer Александр “Мотор”: “Было очень круто! Сначала нам финский промоутер предложил рубануть сольник, но мы, посчитав, что нас мало кто знает в Лаппеенранте (и соответственно будет небольшая посещаемость) попросили его всё-таки подыскать ещё коллективы для этого шоу. Таким образом, получилось, что перед нами играли 3 финские группы (Republic Of Desire, Royal Max, Deth Toll 80k). Это был наш первый концерт в Евросоюзе, и сразу же поразил высокий уровень профессионализма финских коллективов (абсолютно неизвестных у нас). На “западе” даже совсем зелёная группа играет зачастую лучше российских коллективов, которым уже стукнуло лет 10 и больше. Как не прискорбно, но это факт. Вопрос о звуке даже не стоял (т.е. он по умолчанию фирменный), примерно та же ситуация была и со светом. Нас это конечно очень порадовало, т.к. в России зачастую приходится бороться за человеческий звук и свет. Также нас впечатлило полное отсутствие алкоголя в данном клубе (позже нам объяснили, что это культурное заведение принадлежит государству), наличию компов для выхода в бесплатный Интернет и бесплатному кофе. В тот момент мы ещё не знали, что вся туса после концерта валит в PUB 55 и делится впечатлениями о концерте уже там за графином пива или кружкой текилы. Внимательно выслушав финские коллективы, мы вышли на сцену и рубанули свой нелёгкий метал финской публике. Конечно, было определённое волнение, мы же первый раз в Финляндии и не знали, как финны примут нашу музыку. Но всё прошло просто волшебно, если можно применить это слово к метал-концерту. Море позитива, общение с публикой и совместная туса в PUB 55, где царит доброжелательная атмосфера и просто не протолкнуться”.
Мрачная дорога домой
Уезжать, как обычно, не хотелось категорически; даже после пары дней, проведённых в Финке, всякий раз по возвращению в тот же соседний Выборг приходилось внутренне бороться с законами реальности и напиваться, чтобы по возможности миновать эту стадию насильственной адаптации. Думаю, дело совсем не в том, что там хорошо, а тут плохо, или, наоборот, у кого есть с чем сравнить. Везде хватает головняков, долгов и прочих неурядиц разного порядка, да и сами финны – народ довольно специфический, русская открытость, спонтанность, широта души и упование на авось им далеко не всегда понятны. Просто, почему-то многие хорошие вещи, которые ты себе представляешь перед поездкой туда, оказываются именно такими, какими и представлял: упорядоченность, расписание, малолюдность, тишина, чистота, неторопливость, безопасность, вкус, экология, самобытность со знаком плюс… Могу долго перечислять.
С Рождеством!
Не в последнюю очередь неизгладимое впечатление оставляет после себя работа в студии Astia. Особенно, если до этого ничего кроме совка и домашней звукозаписи в своей жизни не видел. Говорит музыкант Джеймс из московской группы Symbol Of Obscurity: “Astia – поистине сказочное место, после пребывания там более четырех недель напрочь забываются все проблемы, и больше всего в жизни не хочется возвращаться домой. Самое яркое воспоминание случилось у меня на обратной дороге, когда я стоял на станции с вещами, в кармане лежал записанный альбом. Когда приехал поезд, я всеми клетками тела ощутил, как будто мою душу вырвали наружу и весь свет, радость и положительные эмоции остались там. Вот уже 3 года после этого я живу в вечной депрессии из-за того, с чем и с кем мне приходится сталкиваться на родине каждый день. Каждая секунда в студии была для меня раем на земле. Каждый раз, когда я возвращаюсь туда – я живу. Каждая секунда там – это настоящая жизнь, и мне не хватит и десяти томов, чтобы описать ее как она есть”.
Ансси с Мизантропами
Владелец студии и известный метал/рок-продюсер Ансси Киппо, помимо постоянного и дорогостоящего апгрейта начинки студии, в середине прошлого десятилетия стал вкладываться и в жилищные условия записывающихся на студии музыкантов. С непривычки там и раньше было вполне комфортно, а после реконструкции вообще стало шарман. Сначала был отремонтирован жилой модуль на шесть человек на первом этаже, более скромный, но с небольшой кухней, двумя туалетами, сауной и душем. А затем роскошно преобразилась столовая с комнатой отдыха на втором этаже и добавилась ещё люкс-спальня, специально для музыкантов, которые приехали работать непосредственно с Ансси Киппо в контрол-руме А (продюсер называет эту спальню  “Старз Аппартментс”). Отделка столетним деревом, система воздушного кондиционирования, пол с подогревом, телевизор 46″HD, спутниковое ТВ, PS3, сауны и прочие приятные элементы гостеприимства, – такой комфорт далеко не в каждой профессиональной студии найдёшь. Стоит упомянуть и появление студии Б, где любой коллектив может поработать за полцены и при участии звукоинженера-помощника. Т.е. сейчас на площади 750 квадратных метров имеется две автономные студии. “Самое подходящее слово для описания атмосферы в студии Astia – ‘ROCK!’, – продолжает гитарист Мотор. –  Там царит настоящая рок атмосфера (какую часто показывают в клипах и фильмах про рок-музыкантов). В Astia как нигде чувствуешь себя комфортно и свободно, каждый квадратный метр студии пропитан музыкой, она буквально витает в воздухе. Почему-то именно там приходит некое “западное” ощущение музыки. Т.е. хочется внести больше позитивных оттенков в звучание собственных песен. Во время работы в Astia музыкант на 100% концентрируется на процессе записи и всём, что с ним связано (аранжировки и продюсирование, общение, дискуссии и т.д.).
Ещё одно дело сделано
Всё что происходит в это время во “внешнем мире” (так будет точнее назвать территорию планеты вне студии) тебя мало касается, хотя для удобства имеется бесплатный для группы Интернет, куча спутниковых каналов и Guitar Hero, т.е. при желании и наличии времени можно общаться с близкими и узнать новости. Хотя на это зачастую реально не хватает ни времени, ни сил. Работа поглощает 100% времени в студии, до момента начала сведения. Тут начинает работать только сам Ансси Киппо, и группа может допивать виски, пиво, ползать в сауну, творить непристойности и устраивать различные выходки. Как-то мне посчастливилось быть приглашённым на 30-ти летие Ансси. Вернее он пригласил весь Grenouer, но по определённым причинам удалось съездить только мне и нашему басисту Славе. Вот это была безумная туса. Все помещения студии ломились от тусующихся финских рок-метал звёзд и просто приятных людей. На сцене (в помещении студии имеется небольшой, но очень кайфовый клубешник для приватных тусовок и джемов) клуба Astia выступали банды Twilightning, Dizzy, Anal Thunder и другие.
Виски с колой
В промежутках между выступлениями происходил бесконечный джем, где удалось поджемовать со многими известными товарищами. Очень понравилось играть с барабанщиком Norther – Хейкки Саари. Чувак ловит все идеи на лету, и от него исходит неимоверный драйв. Вся тусовка подогревалась 200-ми литрами пива и нескончаемым потоком виски. В общем, каждый там находил развлечение по вкусу, а саму тусу Ансси назвал “Одной ногой в могиле”, типа тридцать лет – это уже так много!”. “Проживание в Астии отличное, все очень уютно и по-домашнему, – добавляет Джеймс из Symbol Of Obscurity. – Великолепное оборудование, но это абсолютно не главное, ведь главное это люди, которые по настоящему умеют и любят работать. Музыканты, звукорежиссеры, настоящие люди в истинном понимании слова. Незабываемая творческая и дружеская атмосфера. Ансси – один из самых замечательных людей, которых я когда-либо встречал, человек с абсолютным слухом и на 500% знающий и отвечающий за то, что он делает, предельно краткий и конкретный в общении”.
Мечты сбываются
В звукозаписывающем бизнесе сейчас не самые стабильные времена. Оборудование и высокие стандарты требуют больших вложений, а с покупательской способностью клиентов далеко не всегда всё в порядке. Да и в какой другой творческо-высокотехничной сфере нынче устойчиво и постоянно? Не смотря на некоторые значительные проекты, вроде заказов Sony, записей Norther, Mokoma, Stam1na и других заметных финских метал-бэндов, былого столпотворения мэйджоров, как в конце прошлого – начале нынешнего тысячелетия (Children Of Bodom, To/Die/For, Impaled Nazarene, Lullacry, Terasbetöni и многие другие) здесь не замечалось. Зато, как я уже упоминал выше, прибавилось российских коллективов. В какой-то момент, опять же году в 2007 парень начал критически уставать и пользоваться снотворным, чтобы уснуть хотя бы под утро. Студийные сессии стали начинаться не в 11 – 12 утра, как раньше, а в 4-5 вечера, а работе не было конца и края. Стоит, однако, отметить, что Киппо всегда идёт на встречу пожеланиям приезжающих, и довольно гибкий в расписании. Даже в самые напряжённые моменты дело остаётся на первом месте, а за качество Ансси душил, душит и будет душить как надо. Разумеется, рабочих нюансов всегда возникает масса, не каждый найдёт в себе, например, необходимое терпение, чтобы сотню раз сыграть один и тот же фрагмент, на первый взгляд одинаковый. Но Ансси будет сидеть и до посинения ловить только ему понятный грув. Ок, вы уже приняли решение, и теперь вы в его владениях; чем лучше музыкант подготовлен к записи, чем увереннее и убеждённее в своём материале, тем проще ему будет. К тому же, саунд, качество и прочие подобные понятия – вещи относительные, сугубо индивидуальные.  Говорит Мотор из Grenouer: “Хочется отметить один момент – на выходе не всегда получаешь то, что ожидаешь. Но это связано не с тем, что тебя неправильно понял продюсер, или с тем, что он схалтурил, а скорее с тем, что ты сам не всегда адекватно и не всегда правильно представляешь то, что ты играешь, т.к. сам не являешься сторонним наблюдателем. Работая с профи такого уровня надо на 100% полагаться на его мнение и вкус, т.к. такие товарищи, и Ансси в частности, имеют не по одному платиновому диску в коллекции (которые весят в коридоре около контрольных комнат). Так что мнение и вкус этих людей подтверждены реальными продажами в реальном мире людей. Работать с Киппо в Astia Studio мне приходилось несколько раз в период с 2004 по настоящее время. Очень хочется верить и надеяться, что в будущем я продолжу работу с ним как с продюсером (или mix инженером, как получится) на будущих релизах. Что касается самого Ансси, то он приветливый человек с чувством юмора, очень приятный в общении, ну, и, конечно же, профессионал мирового уровня. Прежде всего, хочется отметить продюсерский уровень Ансси. Это именно то, чего нам никак с Grenouer не удавалось добиться в российских студиях. Именно благодаря его профессиональным качествам и отличному конечному результату, мы с ним и работаем”.
Наши дни: ангар всё тот же
“Первое, что приходит мне на ум при упоминании Ансси Киппо, так это слово “трудоголик”, –  делится впечатлениями гитарист питерской trash\death-формации Misathrope Count Mersyful Влад. – Человек полностью отдаёт себя работе. Работу он строит по принципу – весь комфорт музыкантам. То есть он не ограничивает работу с группой в определённые часы, как хотят музыканты, так и будет, и это очень хорошо сказывается на записи, так как никого ничто не напрягает. Хочешь сделать перерыв, пожалуйста, отдохни и продолжи запись. Он старается общаться на английском языке, подстраиваясь под собеседника по уровню знания им этого языка. Как и у любого продюсера, в построении звука для группы у него есть свои хитрости и оригинальные решения. Аппаратура высшего класса!”. О записи в Астии упоминает и уже знакомый нам Мотор: “В студийной работе каждый момент ярок по-своему, но наверно могу выделить запись вокала (гармонических вокалов, бэков и непосредственно основного вокала) и запись различных гитар (помимо основных ритм гитар). В Astia я вообще первый раз увидел, чтоб с вокалом так плотно работали. Обращается внимание на всё!  От смысла текста песни до атмосферы, которую создаёт вокалист. Если это надо будет для атмосферы, то Ансси и до белого коленья вокалиста доведёт. Но уверяю вас, – это будет только во благо песни и альбому в целом. Было очень приятно, что это происходит именно с нашей группой. Примерно такая же ситуация и с записью гитары. В некоторых песнях единовременно звучит 8 гитарных дорожек, но слушатель просто не в состоянии их все сразу выделить и уловить. Всё это тоже сделано для более правильной атмосферы песни. Тут говорить можно бесконечно долго, так как, как я уже сказал выше, в студийной работе каждый момент ярок по-своему”.
Рука Рока
Одно время Киппо хотел по ряду причин продать студию и уехать в Америку. Ну, или найти надёжных партнёров и звукоинженеров, с которыми можно было бы поддерживать работу Astia. Подходящих людей вовремя не нашлось, либо у тех денег не нашлось, и все остались на своих местах. Постепенно в 2008 году всё начало приходить в “норму”, Ансси стал, а лучше сказать, был вынужден по состоянию здоровья больше внимания уделять своему отдыху. К тому же надо было продолжать работать, чтобы оплачивать бесконечные кредиты. По некоторым данным, доля участия российских групп в расписании Астии достигла 70 процентов от общего числа рекорд-сессий. Стало больше гостей из Москвы. Наконец, Ансси реализовал свою давнюю идею – собрал финский “all-star” рок-коллектив с простым и гениальным названием ROCK (www.myspace.com/rockofficial). Название группы полностью отражает концепцию коллектива – максимально коммерческий и мелодичный AOR-rock с чёткой финской хит-составляющей. Помимо Ансси (бас-гитара), в состав ROCK вошёл вокалист Heikki Pöyhiä (Twilightning), гитарист Sami Vauhkonen (Lullacry) и барабанщик Toni Paananen (Malpractice, Reversion). В какой-то степени это вдохнуло новую энергию и в самого продюссера, и добавило движухи во всё происходящее на студии. “Я знаю, что многим металхэдам мы не понравимся, – заявил продюсер. – Но нам всё равно, потому что мы делаем ту музыку, которую давно хотели делать, и мнение других людей этого не изменит”. Astia стала репетиционной и звукозаписывающей базой новой рок-группы, которая сейчас силой самих музыкантов уверенно продвигается вперёд. Периодически даёт концерты в Санкт-Петербурге, фигурирует в соцсетях, имеет кое-какие цифровые продажи, ищет контракт, занимает места в голосованиях, снимает клипы и прочее.
Саундмейкерская жизнь в стенах серебристого ангара по улице Kaakkoiskaari продолжается. Очень может быть, что в обозримом будущем накопится достаточно материала, интересных деяний Ансси Киппо, воспоминаний других музыкантов (их на самом деле множество, только раскачиваются с большим трудом), новых впечатлений и шебутных истории для продолжения очерка.
Ян Федяев
Сайт: www.astiastudio.fi

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.