rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Borknagar

 

Конечно, таких аномалий в скандинавской метал-музыке гораздо больше чем две-три, и к 2000-м годам на европейской сцене эта эпик-прогрессив-пост-блэк-малина уже расцвела буйным цветом. А тогда, аккурат в середине 90-х в соответствующих кругах только и разговоров было о Borknagar и Arcturus. Рассказом об одной из этих в какой-то степени одинаково важных для прогрессивной европейской метал-музыкальной сцены формаций Специальное Радио отмечает завершение ещё одного плодотворного года для раздела “Очерк недели” и надеется на скорую встречу в 2010 году.

 

В сумраке норвежских лесов

Спекуляции по поводу названия Borknagar спешит прояснить сам основатель коллектива, гитарист Oystein G.Brun, придумавший его в 1994 году: “Оно ничего не означает. Да, имя звучит, словно взято из северной мифологии, но идея пришла под воздействием одной старой легенды. Она про одного парня, который забирался на гору Loch Nagar в Шотландии. Она на самом деле существует. Я просто немного изменил название Loch Nagar”. Брун в то время жил в Бергене и нарезал в норвежской death-metal формации Molested, но подумывал о чём-то более интересном/мелодичном и выходящим за устоявшиеся рамки. Сначала пописывал в стол песни, а в 95 году решился на их запись. Для этих целей был собран “звёздный” норвежский состав: барабанщик Erik “Grim” Brodreskift (ex-Immortal, Gorgoroth), клавишник Ivar Bjornson (ex-Enslaved), бас-гитарист Roger “Infernus” Tiegs (Gorgoroth) и, наконец, вокалист Kristoffer “Garm” Rygg (Ulver, Arcturus). Именно участие в проекте Гарма привлекло на первых порах к Borknagar повышенное внимание. Бруну даже не пришлось заморачиваться насчёт записи демо-материала; лейбл Malicious Records сразу предложил контракт на выпуск лонгплея. “Borknagar”(96) довольно быстро был записан в Grieghallen Studios, хоть и не блистал оригинальным гитарным звуком, но привлекал внимание интересным балансом и ощутимой фолковой атмосферой. К тому же это единственная пластинка норвегов, исполненная на родном языке. Блэк-викинг-метал эстетика пока ещё давлела над новыми творениями Бруна, истеричный скриминг пока ещё входил в обязательную программу, а использование в треках акустики, клавишно-оркестровых пассажей и синтетических хоров на тот момент создавало только отрывочное представление о задумке Бруна. “Svartskog Gilde” и “Grimskalle Trell” всё-таки больше нагружают мозг, чем дают почувствовать фантазию автора. Дальнейшее развитие проекта угадывалось в “Fandens Allheim”, где мелодическая составляющая уже борется с чернухой на равных. Впрочем, имеющиеся между песнями эпические и воинственные интерлюдии уже тогда в 96 склоняли музыку Borknagar к фолк-эпическому будущему. А уж про лирические отступления в духе акустической вставки в “Dauden” и говорить не приходится. Тру-блэк для Borknagar на этом и закончился.

Это прорыв

Зато начался переход из состояния разового проекта в самостоятельную творческую единицу. Первая запись коллектива Бруна положительно отозвалась в сердцах слушателей и рецензентов, что вдохновило его на незаметный роспуск Molested (хотя был подписан контракт на выпуск ещё одного альбома с испанским лейблом Repulse) и скорейшее сочинение пачки новых песен для качественно иного альбома “The Older Domain”(97). Помимо перехода целиком на английские тексты и замены басиста на Kai Lie, Брун подписал контракт с новой издающей компанией Century Media, обеспечившей “The Older Domain” отличный промт. В первую очередь, на новой записи изменилась гитарная работа, блэковый шреддинг остался фрагментами и уступил место ярким “заигрываниям”, в основе которых была мелодия. Музыкальный горизонт Borknagar расширился в разы, группа сделала значительный шаг в сторону прогрессив-фолк-метал. В воинственных викинг-гармониях появилась меланхолия, в структурах песен появилась некая созерцательная логика. Гарм стал использовать чистый вокал, что с первых же секунд влюбляет в музыку коллектива. Стартовый трек “The Eye Of Oden” большинство изменений наглядно демонстрирует. На другой качественный уровень поднялось и качество записи, теперь можно было не так напрягать слух, чтобы расслышать гитарную кашу. Объяснение простейшее, – лейбл предоставил команде своего дежурного продюсера Вальдемара Соришту и его студию Woodhouse в Дортмунде. Отдельная благодарность за шикарные мелодии, вроде вселенской космо-романтики в финале “The Dawn Of The End”, распевок в “The Mountains Rove” или бриджей в “Grimland Domain”. А насколько непривычно фортепиано в “Winterway”! На альбоме имелись и два дежурных эпических инструментала размерами с полноценные треки: фортепианный “Om Hundrede Aar Er Alting Glemt” и монолитный “Ascencion Of Our Fathers”. Функции свои они, однако, выполняли – и поле для экспериментов, и поддержка драматизма на альбоме, и маркеры для будущего развития. Оно последовало вместе с новой сменой состава.

 

Эмпирический состав

 

Для начала группа засобиралась в своё первое европейское турне с In Flames и Night In Gales. Но Гарм неожиданно отказался вокалировать в Borknagar, как сказал потом лидер коллектива Брун, товарищу просто разонравился скриминг. В результате авральных поисков в составе появились новые участники, благо помогли тесные связи в норвежской метал-тусовке. За микрофон крепко схватился Simen Hestnaes, известный как ICS Vortex, участник Arcturus и Lamented Souls. Вторым гитаристом был принят в состав Jens F.Ryland (ex-Dodheimsgard). В конечном итоге концерты прошли с большим успехом, и новая версия норвежского коллектива приступила к созданию третьей пластинки “The Archaic Course”(98), экстремально-прогрессивного (и наоборот) опуса с широким спектром композиторских достижений. Посвящение нордической мифологии достигло на нём той самой красоты и панорамности, за которую Borknagar ценят до сих пор. Дефиниция epic-nordic-metal описывает продукт как нельзя лучше. Уже ради мелодии, закрывающей первый трек “Oceans Rise”, и забавного хаммонда в “Ad Noctum” стоило ждать этот релиз. Отмечу неожиданные вокальные линии в целом и стремительность и эмоциональный масштаб в “Universal”. Каждый трек разворачивается здесь в отдельно взятое музыкальное полотно, призванное подчеркнуть могущество природы и силы языческих богов. После выхода “The Archaic Course” у Borknagar были снова заряжены гастроли, но с коллективом приключился коллапс. С гитарным дуэтом Брун/Райланд кардинально разошлись во мнениях сразу три музыканта – клавишник Бйорнсон (уже тогда игравший на полставки), барабанщик Грим и басер Кай. С сессионным барабанщиком и без клавишника норвежцы, тем не менее, зимой 98 года отыграли гастроли с Cradle Of Filth и Napalm Death. А весной 99, имея в составе здоровяка Ника Баркера (ex-Cradle Of Filth&Dimmu Borgir) впервые откатали месяц гастролей по Америке. В октябре 98 года Грим покончил жизнь самоубийством, приняв большую дозу снотворного.

 

Следующий виток спирали развития Borknagar последовал с принятием в состав двух новых постоянных музыкантов – барабанщика Asgeir Mickelson (Spiral Architect, Vintersorg, Ihsahn, Testament etc.) и клавишника Lars A Nedland (Solefald, Carpathian Forest). Важным дополнением к вселенной Borknagar стал тот факт, что новые песни коллектив записывал в шведских лесах в Abyss Studio, у продюсера Питера Тагдгрена. Это наложило специфическую динамику на появившийся весной 2000 года диск “Quintessence”. Вортекс, сыгравший здесь ещё и партии баса, вдруг заверещал тру-блэком, а сама музыка вдруг дистанцировалась от скандинавской эпики в сторону прогрессив-блэка с очень плотным, густо переплетённым аранжировками звуком. Интересно стали использоваться клавишные, придавшие дополнительную индивидуальность музыке, изменились вокальные построения, послушайте, например “Icon Dreams” или “The Presence Is Omnious”. Вообще на “Quintessence” вокал притопили в миксе и сделали его растекающимся по пространству. Последовавшие за релизом гастроли с Mayhem закончились уходом из Borknagar вокалиста Hastnaes, игравшего тогда по совместительству на басу в круто пропиаренном Dimmu Borgir и решившего сконцентрироваться на творчестве не в пользу Borknagar. Что ж, очередная страница истории коллектива была перевёрнута в новое тысячеление.
Локомотив Брун

Новым голосом Borknagar стал Vintersorg, а на роль бас-гитариста пригласили Erik “Tyr” Tiwaz (ex-Emperor, Satyricon). “Я сам удивляюсь, почему музыканты приходят и уходят, – сетует босс Borknagar. – Но я не знаю, почему. Я не диктатор. Который выкидывает людей просто так. Мне хочется думать, что я достаточно дипломатичный и демократичный парень, так что я не думаю, что это моя вина. При каждой смене состава складывается различная ситуация. Например, Simen любтил играть в Dimmu Borger, они стали знаменитыми и почувствовали, что он нужен им больше, чем он мог позволить себе, играя в двух группах. Ему нужно было сделать выбор, и он его сделал. Нынешний состав очень хорош и по своему уникален. У нас хорошие дружеские отношения и музыкальное взаимопонимание. Думаю, всё, что было до этого, стоило того, чтобы было так как сейчас. Конечно, когда кто-то уходит, – проблематично; отмена гастролей из-за этого и всё такое прочее – очень разочаровывает”. Тем не менее, и на этот раз перемены в Borknagar не ухудшили обстановку. Наоборот, появившийся в 2001 году альбом “Empiricism” стал самым коммерчески успешным за всё историю группы. Его записывали на родине, в студиях Fagerborg и Toproom летом, а результат был номинирован на две норвежские награды – местный Grammy и Alarm. От себя скажу, песни “Empiricism” показались более “приключенческими”, они не давят своей агрессивной лавиноподобностью и всегда предоставляют возможность слуху выхватывать разную стилистику; зацени “Gods Of My World”, “The Black Canvas” и вальсирующую “The View Of Everlast”, с придыханием замыкающую трек-лист и оставляющую какую-то недосказанность до следующего альбома. Винтерзорг, разумеется, добавил от себя массу чистых, протяжных вокалов и некоей суровой северной лиричности. По следам “Empiricism” норвежская команда не катала больших гастролей, разве что небольшо европейское турне с Finntroll в октябре 2001. Куда активнее отдельные участники коллектива занимались своими боковыми проектами. Брун:”Мы никогда не были великой гастрольной группой. Нам вполне комфортно само производство музыки”.

 

Эпик-квартет

Ожидание нового релиза норвежцев затянулось до 2004 года. “Тому было несколько причин, – делится Брун. – Но основная, – нам потребовалось время чтобы расслабиться и уединиться. С 96 по 2001 мы сделали пять альбомов, откатали несколько турне и фестивалей. Это довольно напряжённо, по крайней мере для меня, заниматься этим столько лет без остановки. Обычно мы делаем запись три-четыре месяца, а на новый диск ушёл почти год. Так и растянулось всё на три года”. В процессе “отдыха” и самомозерцания, в феврале 2003 года состав покинул гитарист Райланд, решивший направить свою энергию на немузыкальную детельность. Более того, в процессе записи “Epic”(2004) группу покинул по личным мотивам Tyr, так что новые песни группа записывала вчетвером – на гитарах играл даже барабанщик Микельсон (соло), он же записал все басовые треки. Группа даже отменила два фестивальных выступления, с тем, чтобы не нарушать студитйное расписание, так что отношение было в высшей степени ответственным. Альбом не простой, слов нет, со странным то психоделичным, то джазовым вайбом, возьмём хотя бы треки “The Inner Ocean Hypothesis”, “Sealed Chambers Of Electricity” или инструментал “The Weight Of Wind”. Видать, не только пиво радовало суровых норвежцев холодными скандинавскими вечерами. Первый трек “Future Reminiscense” уже трудно привязать к “Empiricism”. И бласт-биты есть, и скриминг, но обзову это дело стоун-блэк-роком. Коллективные “ху-ха” в “Relate” – прикол конечно…Кстати, первые 10 тысяч копий альбом имели подарочный видео-трек на 50 минут – студийный репорт. Концертный экшн пришлось отложить в силу житейских причин – трое участников Borknagar стали папашами, и было важнее остаться в кругу семьи. Может поэтому на очереди оказался полностью акустический альбом “Origin”…

 

Если честно, после знакомства с “Origin”(2006) у меня осталось субъективное (попрошу не орать) ощущение, что альбом записан только чтобы поскорее выполнить контрактные обязательства перед Century Media, а все разговоры насчёт мечты всей жизни записать акустический альбом, мол мы всё на акустиках сочиняем, не более, чем попытка придать этому действу творческую обоснованность, типа так было задумано с самого момента зарождения группы. Брун добавил к основному составу сессионную скрипку, виолончель и флейту. Ненадолго заглянул и Tyr. В рамках всего девяти треков в прогрессив-фолк манере переигрывался кое-какой прошлый материал. “Выпустив “Origin”, – рассказывает Брун, – мы завершили главу, или, лучше сказать, музыкальное путешествие, чтобы на будущем альбоме стартовать заново. Это был отличный экспириенс, получился очень интимный альбом для меня, я рад что мы его сделали. Как уже упоминалось выше, сотрудничество Borknagar с разбухшим Century Media на “Origin” и закончилось. “У нашего ухода с лейбла было несколько причин, – рассказывает лидер коллектива. – Прежде всего, после пребывания определённое количество лет под Century Media, я стал чувствовать, что мы движемся в тупиковом направлении. Мы многого достигли, благодаря Century Media, и это были классные годы. Но действительно настало время перемен, к тому же Indie Recordings обратились к нам с отличным пакетом предложений, и у нас просто появилась лучшая альтернатива. Если честно, это большое удовольствие, иметь лейбл, который понимает и принимает группу так, как это делает Indie Recordings. Со временем это лейбл станет одним из ведущих лейблов для такой музыки во всём мире”. Подписание контракта состолось ещё в декабре 2007 года, и энергичный Брун уже брякнул, что сочиняет материал для возможного в конце 2008 года релиза. Вышло немного подругому. По следам ухода норвегов Century Media выпустила в 2008 году компиляцию наиболее ярких сочинений коллектива “For The Elements 1996-2006”. Кроме нового ремастеринга, сборник не содержал ничего нового, – только 15 треков из всех 7 предыдущих дисков Borknagar. Самым заметным улучшениям подвергся трек “Dauden” с дебютника норвегов, давно вышедшего из печати. Скорее всего, эта инициатива мэйджора побудила Indie Recordings отодвинуть сроки реализации свежей студийной пластинки.
Студийные зарисовки

Итак, нынешней зимой ожидаем новый опус Borknagar с очередным эссенциальным названием “Universal”(2010). Кстати, волевым решением лейбла релиз во второй раз был передвинут, теперь с осени 2009 на февраль 2010 года. “В первую очередь, я не хочу повторять сам себя, сочиняя второй “Archaic Course” или “Quintessence”, это против моего музыкального вкуса, – делится соображениями Brun. – Но в той же степени, в которой мы раньше вдохновлялись большим количеством разных музыкальных стилей, на этот раз мы позволили себе вдохновиться самими собой. С одной стороны новый альбом будет музыкальным скачком, с другой стороны, в значительной степени он будет основываться на нашей работе в конце 90-х-начале 2000-х. В этот период группа была в высшей степени сфокусирована, и на этом же самом построена новая запись. Уверяю вас, что это будет очень мощный альбом во всех аспектах, бьющий точно в цель!” “Universal” записывался и микшировался в норвежской студии Toproom Studio, все продюсерские и технические задачи бэнд выполнил самостоятельно. “Новый альбом определённо знаменует для нас новый старт, и мы звучим значительно живее, чем раньше. Возвращение Йенса Райланда и Эрика Тиваца доставит фэнам ещё больше удовольствия, так же как и нам в нашей миссии”.

 

Да, состав коллектива устоялся на уровне состава, записывавшего “Empiricism”, только с добавлением нового барабанщика, американца Dave Kinkade (ex-Insatanity, Arsis, Malevolent Creation). Стоит отметить, что Indie Recordings решили выложиться по максимуму ради такого коллектива и очень солидно представляют “Universal” сразу в 4 разных форматах. Впрочем, прикольная конфигурация работает не на карман уцелевших покупателей физических носителей. Хотя, это уже вопрос совести каждого. В обычной “стекляшке” восемь треков, причём в записи песни “My Domain” принял участие приглашённый вокалист I.C.S Vortex. Диги-пак будет содержать бонус-диск, на котором на видео запечатлён процесс создания альбома. Диги-бокс – самая интересная замануха – в нём уместилась нашивка, брелки для ключей, подвеска с фирменным драконом и, наконец, лимитед-диги-пак с расширенной версией альбома (на 2 песни больше). Эти же два бонуса присутствуют на двойном виниле. “Альбом содержит все элементы, делающие Borknagar группой, и мы твёрдо уверены в том, что этот альбом станет большим сладким подарком тем, кто следует за нами все эти годы. Пока это наиболее завершённая запись из всех нами сделанных — как в музыкальном, так и производственном плане”. Ах да, и второго акустического альбома группа не планирует. По крайней мере, не под именем Borknagar.

Сайт: www.borknagar.com

 

Ян Федяев

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.