rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Darkseed. part 2

В формате трио
В формате трио

Итак, в 2000-м году родными стенами для музыки Darkseed стали стены мюнхенской студии, собственности гитариста Томаса. К тому времени сложившееся положение дел, а именно почти полное отсутствие концертной деятельности, напрягло ритм-секцию в лице барабанщика Вилли и басиста Рико. Они давно ворчали по поводу нехватки живых выступлений, что ещё больше подстегивало Стефана, Томаса и Тома на значительное изменение саунда. Менять, так всё к чертям! Новый студийный альбом “Diving Into Darkness”(2000) стал для мюнхенского коллектива решающим шагом к новой электро/ индустриальной рок-эстетике. После его появления Вилли и Рико уходят из коллектива, тем более что “Diving Into Darkness” почти полностью записывали гитаристы и вокалист. Стефан с коллегами вряд ли стремились соответствовать каким-то готик-метальным канонам: выхлопа от них было совсем немного, к тому же хотелось развиваться в другом направлении. В отличие, скажем, от своих немецких товарищей из Crematory, которые на рубеже 2000-х превратились в конвейер готик-метал клише made in Germany. Так что Darkseed делали, что хотели, при этом смогли и сохранить уважение ориентирующейся на дарк/готик сцену публики, и удержать равновесие между привлекательной музыкальной формой, желаемыми нововведениями и хоть каким-то удовольствием от любимого дела.

Глубокое погружение
Глубокое погружение

Первый трек “Forever Darkness” и “Cold Under Water” – единственные произведения в трек-листе “Diving Into Darkness”, имеющие хоть какое-то отношение к тяжелому металлу. А именно, в них присутствует немного брутального вокала не злобнее Sentenced и соответствующая динамика в тех же куплетных местах. Рифлёные гитары, конечно, имеются, но они затянуты в тугой корсет строгих ритм-конструкций из шлёпающей драм-машины, индустриальных сэмплов и заполняющих пространство гудящих пэдов, переливающихся бэлей и контроллеров. Вокал Стефана с кучей навешенных обработок звучит всё ещё харизматично, усиленное использование клавишных, включая общую синтетическую атмосферу, не отталкивает, благодаря качественно сработанным песням и тонкой игре между хмурыми и меланхоличными мелодиями. После быстро вцепляющегося в мозг готик-метал трека “Forever Darkness” следуют великолепные хиты “I Deny You”, “Counting Moments” и “Can’t Find You”, затем эпически тягучий трек “Autumn” и далее, преимущественно, в среднем темпе на одинаковом художественном уровне до конца. “Diving Into Darkness” стал самым коммерчески успешным альбомом Darkseed, хотя это, к сожалению, не исчислялось в миллионных продажах, и не сопровождалось мощной туровой поддержкой. Никаких больших статей в прессе, никаких шумных фестов и никаких почестей за верное служение студийной музе, никаких лимитированных изданий, никаких бонусов и синглов. «Вынужден признать, что во многом – это наша вина, – говорит вокалист и основной композитор Darkseed Стефан. – У нашей музыки зачастую был неважный продакшен, а наши сочинения были не настолько хороши, чтобы привлечь много внимания. Материал не был лёгким для слуха (слишком много музыкальной информации, слишком тяжело, очень мрачно и так далее). Всё это сочеталось с отсутствием гастролей. Нас знали лишь в узких кругах, хотя фэны, которые нас для себя открывали, оставались лояльными к нам на протяжении многих лет”.

Как-то невесело
Как-то невесело

C выходом “Diving Into Darkness” контракт с Nuclear Blast себя исчерпал, и на фоне полного бездействия фирмачей из такого солидного лейбла пришло время что-то менять. Настроение в коллективе было паршивое, и особых перспектив тоже не наблюдалось. Когда у гитариста Томаса попросили тремя словами охарактеризовать тот период, она назвал «упадок», «разрушение» и «беспомощность». В начале 2001 года забрезжила надежда в виде нового контракта с лейблом Soundland (Sony Music), которому предполагалось вручить судьбу следующего альбома. Но контракт был аннулирован, и бэнд оказался предоставлен сам себе с ворохом неопределённостей на руках. Пораскинув мозгами и чудом уцелевшим энтузиазмом, группа решила сначала записать новую пластинку и только потом искать издателя. По признанию Стефана, ещё во время студийных работ над “Astral Adventure” (2003) группа стала замечать, что записывает далеко не самый лучший свой альбом. Фактически, Darkseed на тот момент всё также состояли из трёх человек – вокалиста и автора большей части музыки Стефана и обоих гитаристов Томаса и Тома. В записи дополнительно участвовал барабанщик Marcus B. и уже знакомая сопрано-певица Сасема, cпевавшая также в Haggard. “Astral Adventure” не произвёл впечатления из-за того, что мы были плохо подготовлены к записи и к тому же не знали, каким путём нам дальше идти с Darkseed, – вспоминает лидер команды. – Я рад, что этот альбом получился именно таким, какой он есть, потому что мы смогли со стороны увидеть, где кроются проблемы (отсутствие агрессивности, отсутствие хороших мелодий). И хотя с музыкальной точки зрения он не соответствовал всем нашим чаяниям, с точки зрения текстов он стал пиком в моей карьере”. Предполагалось, что в альбом войдут ремейки песен “Walk In Me” (из Spellcraft) и “A Charm For Sound Sleeping” (из Romantic Tales), но в основном трек-листе и так оказалось достаточно песен. Готовый альбом в итоге пристроили на Massacre Records. Что, в общем, тоже ничем толком не закончилось, хотя по мне так новый релиз вполне интересен и обладает массой приличных мелодий. Да, невнятная обложка, повторяющая нулевую привлекательность “Diving Into Darkness”. Да, вокал Стефана утонул в дисторшен-обработке, делающей из него монотонно звучащего индастриэл-метал-гоблина (бэк-вокалистка иногда возникает на его фоне, как звонкоголосый пионер или как страдающая готик-фемина). Да, местами чувствуется натянутость и вялость материала, увлечение самопродюсированием. Но есть несколько удачных готик-метал песен вроде “Where Will I Go”, “Fly Into The Night” и “Dying Land”, и звучат они за счёт участия сессионного барабанщика поживее. Электроника стала уже обязательной частью программы, и в некоторых треках группа с ней перебарщивает. Повторюсь, Darkseed всегда ценились своими меланхоличными мелодиями, и на “Astral Adventure” их предостаточно. Так что поклонник группы, закрыв глаза на роботизированный вокал, должен получить вполне ощутимую дозу удовольствия. Собственно, в музыкальном отношении “Astral Adventure” начался там, где закончился альбом рубежа столетий. Просто у группы отсутствовала какая-либо определённость, поэтому новый альбом и стал экспериментальной площадкой, на которой все музыканты оттачивали свои студийные навыки и не особо следили за равноценностью материала.

Астральные приключения
Астральные приключения

“Кстати, реакция прессы на “Astral Adventure” оказалась не такой плохой, – добавляет Стефан. – Но мы с самого начала чувствовали, что это не самый лучший наш альбом. И мы много чего из этой истории для себя вынесли. В первую очередь то, что в студию надо идти на 100% довольным своими песнями. Не стоит надеяться, что в студии песня вдруг станет лучше. Собственно, это может служить моим советом всем молодым группам. Сначала полностью записать демо всех песен и только потом идти в студию и концентрироваться там на самом существенном в тот момент – на самом процессе записи”. Уныние и потеря ориентации привели к тому, что после выхода “Astral Adventure” Стефан уходит из Darkseed. “После 10 лет в металле и 8 лет с CD-релизами, у меня кончился запал, – рассказывает вокалист. – Работы было больше, чем результата. Поэтому я решил заняться нормальной работой в сфере компьютерных игр. И я действительно наслаждался тем временем”. К тому же вокалист переехал на новое место жительства в 300 км от Мюнхена, что делало полноценное сотрудничество в рамках стабильного коллектива более чем проблематичным. В отсутствие Стефана Том и Томас решили с группой не завязывать. Они взяли в состав бас-гитариста Martin Motnik, клавишника Armin Dörfler (ex-Equilibrium) и барабанщика Maurizio Guolo. Некоторое время ушедший Стефан даже консультировал команду в её поиске нового фронтмена. Функции вокалиста вскоре стал исполнять Christoph Puhr-Westerheide (ex-Mislead), но концертные выступления с ним не оправдали возлагавшихся надежд. Вдруг Стефан возвращается и после 18-месячной креативной паузы снова проявляет интерес к деятельности Darkseed. Все начинают понимать, что дни Кристофа в группе сочтены. Так и случается. За время отсутствия одного из создателей Darkseed группа толком не смогла ничего сделать и никуда сдвинуться, поэтому творческие предложения Стефана были восприняты с таким энтузиазмом, что Кристофу пришлось “добровольно” уйти.

Стефан вернулся
Стефан вернулся

Новые песни собрали быстро и легко. В новой пластинке “Ultimate Darkness”(2005) напрочь отсутствует вымученность идей, а их у Стефана накопилось навалом. Группа создала живенькую комбинацию из всех своих готик/павер-наклонностей, индустриальной брутальщинки и хитовой метал-романтики. Электронику значительно прибрали, сконцентрировавшись на живой рок-энергии, насколько она возможна в прямолинейных конструкциях песен Darkseed. Песни торкают! Darkseed определённо снова захотели погромыхать с минимумом унылых душевных самокопаний и привнести в музыку утраченную агрессию и напор. Конечно, на фоне такой стены из гитар а-ля Rammstein и громогласной ритм-секции предыдущий студийник Darkseed досадно проигрывает. Для драйва бэнд не стал стесняться родного языка, например, в “My Burden” или в агрессивной “The Dark One”. Результат не может не напомнить всё о тех же Crematory. Стефан запел как никогда разнообразно: тут и рок-старовая манера конца 90-х, и гроул, и выровненный индустриальный обработкой форсаж. Хочу отметить несколько тем для многократного прослушивания – “Disbeliever”, “Biting Cold”, “Endless Night” и, пожалуй, еще “Save Me” и “Speak Silence” с пробуждающейся злобой. Диск и сегодня звучит на высоком уровне, олицетворяя высшую точку творческого развития Darkseed.

Самая темень
Самая темень

Значительный вес новому альбому придаёт бонус-диск “Unheralded Past” с неизданным с 1996 года материалом. Рассказывает бас-гитарист Мартин: “Эту идею нам подала наша рекорд-компания Massacre Records. После различных студийных сессий у нас за последние годы накопилось несколько песен, не попавших по разным причинам на официальные альбомы. Либо они были недостаточно сильны в музыкальном плане, либо мы записывали их just for fun и даже не планировали публиковать. Но Massacre захотели использовать их в качестве дополнительного лакомства к новому альбому. Сначала мы были настроены скептически, поскольку музыканты обычно экстремально критически к себе относятся. Ведь эти песни не просто так оказались за бортом, а теперь мы их вдруг возьмём и опубликуем… Но после мучительных раздумий, и из-за того, что фэны обрадовались этой идее и возможности услышать старые песни Darkseed, мы дали этой идее ход. Видимо, иногда нужно перепрыгнуть через свою тень. Главное, чтобы фэны остались довольными”. Да как такому не порадоваться!!! Целый диск полноценных, неизданных и переигранных треков и каверов, так или иначе касающихся ключевых пластинок группы! Самые старые треки в компиляции – кавер Rolling Stones “Paint It Black” и три песни, оставшиеся после записи альбома “Spellcraft” в 96 году. Самый поздний неликвид – трек “Lifetime Alone”, собранный из нереализованных идей в 2004 году. Стоит послушать и кавер Mel C “I Turn To You”, и новую версию “Walk In Me” (обе темы записаны в 2002 году), и переигранные в 2000 году по приколу три песни с альбома “Midnight Solemnly Dance”. Почаще бы другие группы делали такие подарки своим поклонникам!

Устал играть металл
Устал играть металл

Новый релиз немцев получил благосклонный приём критиков, а количество данных группой интервью различным СМИ сравнилось по количеству с периодом “Spellcraft”. Darkseed подумывали о том, чтобы снять на видео несколько шоу в поддержку “Ultimate Darkness”, чтобы затем использовать эти съёмки для DVD. Концерты были, но никакого DVD так и не случилось. Кстати, разговоры о продолжении Darkseed со Стефаном тоже велись: мол, сразу как закончу в 2006 году работу над Spi-Ritual и Shiva In Exile, в 2007 году займусь готик-метал пластинкой. Увы, после выхода “Ultimate Darkness” мир не перевернулся, и деньги в карманы музыкантов рекой не потекли. Батареи разрядились снова, но на этот раз не только у Стефана, решившего прекратить петь в метальной манере. С этого момента он окончательно посвятил себя другим проектам, включающим в себя также аудиокнигу “Wenn der Wald spricht… – Weisheiten aus der Sicht der Natur”. Собственно, сольная деятельность Стефана Хертриха вполне тянет на отдельное повествование и без упоминания о Darkseed. Свалил с концами и бас-гитарист Мартин. Рассказывает гитарист Томас: “После “Ultimate Darkness” у нас просто иссякла энергия. Хотя, не смотря на уход Стефана, который являлся локомотивом в группе, принципиально мы никогда не думали о роспуске. Каждый надолго занялся другими музыкальными проектами; мы и не заметили, как быстро пролетело время. Я, например, написал несколько саундтреков для компьютерных игр, в первую очередь для “Two Worlds”. Но в какой-то момент руки снова зачесались, и захотелось снова поработать над альбомом, захотелось просто записать то, что лично нам доставляет удовольствие”. Этот момент настал в 2008 году. Тогда альбомы группы, выпущенные ранее лейблом Nuclear Blast, были переизданы польским лейблом Metal Mind Production в ремастированном виде на “золотых” дисках. Как часто случается в подобных случаях, история оказалась с душком. Говорит гитарист Томас: “Можно поспорить насчёт целесообразности этого переиздания. Но факт остаётся фактом – у нас никто об этом не спрашивал, и даже никто нас не извещал. Мы от этого не получили ни цента! Что, конечно же, возмутительно. То есть кому-то приходит в голову подзаработать музыкой, выпустить диск, продать его, и даже не проинформировать правообладателя, того, кто это всё вообще осуществил. Наверняка есть люди, кто на этом заработал, рекорд-компания, заводы, типографии, графики, продавцы. Только не мы! И так быть не должно. Я вообще узнал об этом случайно, поскольку кто-то из Metal Mind написал мне. У него хватило дерзости просить меня написать какую-нибудь сопроводительную информацию к каждому диску и прислать им неизданные фотографии того периода для буклетов. Да, конечно, мне теперь ещё осталось написать для них интересные истории, потратить на это несколько дней и наполнить кому-то кассу! Я тому типу ответил, что сделаю это с удовольствием, но моё время будет стоить 500 долларов. С тех пор я больше о нём не слышал. То есть это надо себе представлять: ты, исполнитель, музыкант, автор музыки, продюсер и правообладатель, группа, которая за всем этим стоит, не зарабатывает ничего. Тебя просто доят, как старую корову, а потом ещё у кого-то хватает наглости просить тебя БЕСПЛАТНО инвестировать ещё дополнительно в это своё время и фотографии, чтобы помочь кому-то заработать!” Думаю, под этой историей подпишется не один десяток известных и даже более крутых коллективов.

Опять засвербило
Опять засвербило

Но были в 2008 году в биографии коллектива и приятные события, а именно концерт-возвращение на фестивале Hellion в Мюнхене весной. Изюминкой происходящего стало появление в составе бэнда Харальда Винклера, барабанившего в Darkseed на первых релизах и ушедшего в направлении других проектов. В самом начале коммерческой карьеры группы он пробовал подпевать Стефану чистым голосом и нынче решил реализовать себя в полной мере, как вокалист. Его воссоединение с Darkseed произошло случайно. Харальд со своим новым проектом Soul Sabotage записывал на студии Томаса свой новый альбом, а Томас, в свою очередь работал над звуковой дорожкой к компьютерной игре “Going Downtown”. Фирме-производителю игры понадобилась заглавная тема в готик-рок стиле, которую гитарист, соответственно, спродюсировал и записал у себя в студии. И вот Томас взял и спонтанно предложил Харальду спеть в этом треке. Сотрудничество так обоих пропёрло, что Томас чуть позднее снова обратился к Харальду, но уже с предложением петь в Darkseed, а тот взял и с радостью согласился. Произошла замена и бас-гитариста. Давний приятель клавишника Армина Michael Behnke из группы Eisbrecher быстро вписался в обновлённый коллектив. Начался процесс создания новой студийной пластинки, теперь уже без участия основного идеолога и композитора.

Хотите яду
Хотите яду

Как и все свои альбомы первой декады этого тысячелетия, “Poison Awaits”(2010) Darkseed записывали и продюсировали в своей “домашней” студии, в баварской столице. На мой взгляд, “Poison Awaits” ближе обычного приблизился по стилистике и коммерческим компонентам к отшлифованному альбому Paradise Lost “Symbol Of Life”, хотя воспринимается более позитивно и без британского шарма. Можно также припомнить финские коллективы Charon, Entwine и To/Die/For. Треки “Torn To Shatters”, “All Is Vanity”, “Striving For Fire” или белый танец “Seeds Of Sorrow”, думаю, такое сравнение подчеркнут. Разумеется, есть и чёткие маркеры Darkseed, как в стартовом треке “Rods” с печатным, хлестким ритмом, или в аппетитном, парадном боевике “Incinerate”. Не амбициозная, доходчивая гитарная работа с несложными соляками (кое-где Джо Сатриани или Виктор Смольский, наверное, руки бы оторвали без промедления), приверженность строгой куплетно-припевной форме, два бонус-трека в дигипак-варианте альбома: “The Demon Within” и инструментал “Comptine D Un Autre Ete”. Твёрдая четвёрка. Главное достижение пластинки – активное участие в его сочинении всех музыкантов. Клавишник Армин, например, смастерил два трека, включая “Incinerate”. Харальд не стал копировать вокальную манеру бывшего вокалиста Стефана, что изначально было бы обречено на провал. Вместо этого он больше работал чистым, низким голосом, не переходя на крик подобно Фернандо Рибейро. Гитарист Томас в одном из интервью рассказал, что Стефан, с которым он продолжает часто общаться, так оценил “Poison Awaits”: отличный продакшен, отличный вокал и классные песни. Но сам он лично сделал бы альбом по-другому, более меланхоличным и печальным. “Poison Awaits”показался бывшему фронтмену слишком “радостным”, мол, далеко не у всех песен здесь есть типичная для Darkseed трагичная, подавляющая атмосфера. Согласен.

Харальда надолго не хватило
Харальда надолго не хватило

В самом начале 2012 года Darkseed объявили, что их дальнейшее сотрудничество с вокалистом Харальдом Винклером не будет иметь никакого продолжения. А ведь так всё удачно складывалось! Высказывалось сожаление, что это произошло до того, как группа объявила Харальда своим вокалистом и записала с ним альбом “Poison Awaits”. То есть, пацаны обиделись. Когда коллектив стал планировать активную концертную деятельность, Харальд категорично заявил, что эти планы никак не увязываются с его работой и личной жизнью. Исход конфликта был очевиден. Место вновь покинувшего состав Darkseed Харальда занял некий Mike Schmutzer, принявший участие во всех ближайших выступлениях. Вскоре после анонса нового вокалиста, в мае 2012 года на свет появился цифровой Best Of-альбом “Astral Darkness Awaits”.

А что же дальше
А что же дальше

Очевидно, он задуман, как попытка закрыть очередную главу в истории Darkseed. В надежде, что новый вокалист задержится настолько, чтобы поучаствовать в записи давно обещанного альбома. Best-Of, конечно, у баварцев вышел, что называется, “обними и заплачь”. Ценности в нём ноль, хорошо, хоть выпущен только дигитально. Неужели Massacre смог на нём что-то заработать? Для него просто надёргали песен с последних трёх студийных релизов, выходивших под шапкой Massacre, и добавили для важности оба бонус-трека, присутствовавших на лимитированной версии “Poison Awaits”. А что, не нашлось никакого демо или неизданного песняка? Всем была бы радость, я думаю…


Итак, очередные перемены при минимальной информации о планах коллектива. С Майком Шмутцером Darkseed отыграли в течение 2013 года несколько сборных концертов в Мюнхене и окрестностях. Харальд ещё в 2010 году обещал, что снова сидеть пять лет без нового альбома группа не намерена. Лучше бы парень помалкивал…

<<< ЧАСТЬ 1 

Ян Федяев

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.