rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Dimmu Borgir. part 2

“Я всегда строго подчёркиваю, что за нами не стоят никакие “месседжи”. Мы только высказываем своё мнение, и не ожидаем, что все будут с нами согласны”. 
Silenoz
1
Масть покатила

Времени при подготовке “Puritanical Euphoric Misanthropia” отняло и то важное обстоятельство, что в записи был задействован Гётеборгский оперный оркестр. Это было абсолютной новинкой для норвежского коллектива. Оркестр бы небольшой, но даже в таком составе он смог подчеркнуть потенциал новых треков Dimmu Borgir. “Возможность поработать впервые с настоящим оркестров стала для нас осуществлением мечты, – рассказывает Сайленоз. – Нам всегда хотелось использовать на записи настоящие струнные инструменты. Это придаёт более живое звучание, чем при использовании клавишных. Можно записать кучу синтезаторных партий, но они никогда не заменят игру человека. Периодически мы слушаем классическую музыку, это расслабляет сознание и помогает сосредоточиться в трудные времена. Лично я люблю Вагнера, Бетховена и массивные марши”. Уже одно только оркестровое интро “Fear And Wander” несёт в себе столько глубоких и трагических эмоций, что в определённом душевном состоянии могут и слёзы навернуться на глаза. Правда, следующий за ним шедевр агрессивной музыки “Blessings Upon The Throne Of Tyranny” просто утрамбовывает брутальностью, скорострельной игрой Николаса Баркера и весьма показательным набором художественных средств выражения мрачных антирелигиозных идей. Этот альбом отличают плотность оркестровых аранжировок и сэмплов, мириады чистых и блэковых вокалов, забойные трешевые проходы, отточенный массивный драмминг, масса эффектов и другие средства, превращающие каждый новый трек в сложный и жуткий спектакль из множества актов.
Гимн мизантропии
Красота струнных в “Hybrid Stigmata – The Apostasy”, трешевые супер-риффы в “Architecture Of A Genocidal Nature” и “Absolute Sole Right”, индустриальная электроника и техноидный фатум в “Puritania”, жестокий замес и дьявольский театр в “IndocriNation”, шикарный торжественный инструментал “Perfection Of Vanity” – вот лишь немногие яркие моменты этого многогранного музыкального труда. В великолепной кавер-версии Twisted Sister “Burn In Hell” себя во всей своей вокальной красе проявил Вортекс. Очень удачная, на мой взгляд, перепевка, так же как и перезапись трека “Devil’s Path” (с участием гитариста Энди Лярока), доставшегося японцам в качестве бонуса. Теперь ни у кого не возникнет желания обвинить песню в “дешевизне”, как это было во время появления одноимённого ЕР в пять лет назад.
Забойный состав
Участие в записи барабанщика Баркера не стоит недооценивать. Его технические возможности и печатная точность помогли группе реализовать более смелые музыкальные фантазии, чем раньше. Позволю себе заявить о том, что с появлением “Puritanical Euphoric Misanthropia” Dimmu Borgir достигли небывалой крутизны не только для себя, но и вообще для жанра симфо-блэк. На этом релизе, и на “Midian” Cradle Of Filth, собственно, симфо-блэк и достиг той жанровой массы, которая в дальнейшем стала меняться только за счёт количества музыкантов в оркестрах, плюс-минус удачных композиций, участия различных музыкальных деятелей и создания высокобюджетных клипов. Казалось, норвежцы втиснули в “Puritanical Euphoric Misanthropia” все возможные идеи. “Честно говоря, я не знаю, и мне всё равно, – сказал Сайленоз. – Я отчасти соглашусь с тем, что мы исполняем “современный” тип блэк-металла, раз уж используем такое множество симфонического материала.
Лютке постарался
Однако мы очень олдскульные и по духу, и по поведению, и всегда с уважением относимся к более старым командам, которые были до нас. Мы не чувствуем, что должны себя ограничивать, что для нас означает  нежелание записывать один и тот же альбом неоднократно. Для нас, как для музыкантов это очень скучное занятие и не развивающее никак. Некоторым группа это вполне подходит – не “прогрессировать” или не “менять стиль”, для Darkthrone, например, являющейся моей любимейшей группой всех времён. Меня бы перемены самого разочаровали. Полагаю, что это всегда строго индивидуально – интерпретировать музыку тем или иным способом”. По этого альбома группа, наконец, стала не номинантом, а именно лауреатом  норвежской Grammy Award в номинации “Металл”, обойдя Emperor и Borknagar.
Максимум концентрации
Музыкальные поля и адские дебри Dimmu Borgir расширялись с каждым новым альбомом. Не дремала изобретательность креативщиков из Nuclear Blast, придумывавших всё новые и новые варианты лимитированных изданий: в дереве, металле и разнообразном виниле, в железных и картонных боксах, с литьём, сертификатами, в виде книги и звезды, с флагами, открытками, толстенными буклетами, пряжками, футболками и прочим фанатским добром. Глаза разбегаются, – только деньги выкладывай! Впрочем, во-первых, это не говорило о чумовом благосостоянии конкретно самих участников группы, и музыкантам приходилось в перерывах между записями и турне подрабатывать чтобы оплачивать счета и дорогущую жизнь в Норвегии. Сайленоз даже одно время работал в детском саду. Нет, не мясником. А во-вторых, в случае с “Puritanical Euphoric Misanthropia” это изобилие торговых предложений ещё имело привычные формы. И хотя альбом по продажам не дотянул 100 тысяч, он стал не только большим творческим успехом для Dimmu Borgir, но и серьёзным ориентиром для молодых групп. С ним бэнд откатал два американских и одно европейское турне, после чего осчастливил фэнов концертным мини-альбомом “Alive in Torment” в формате shape CD, записанным в том же 2001 году на концерте в Штутгарте. Другим результатом насыщенной гастрольной жизни стал солидный DVD-релиз “World Misantrophy”(2002), состоящий из двух DVD и одного аудио-CD с несколькими редкими и концертными треками. “Мы счастливы  и полностью удовлетворены этим релизом, – сказал гитарист Сайленоз. – Он получился именно таким, каким мы и хотели. Одной из причин этого является то, что не лейбл компилировал альбом, а непосредственно мы. Поэтому то, что вы увидите, исходит “непосредственно” от нас, мы редактировали и продюссировали “World Misantrophy” самостоятельно”. На двух DVD уместилось множество видео-ништяков для поклонников. Концертные съёмки хорошего качества (несколько камер, свет, монтаж, позы, декорации и прочее), прикольные бэкстейдж сюжеты, хоум-видео и кое-какие ранние съёмки, начиная с 95 года. В это же время появилось специальное переиздание альбома “Enthrone Darkness Triumphant”, – Nuclear Blast расширяли своё влияние на американском рынке.
Галдер с Вортексом
Сама группа уже вовсю занималась комплектацией новой пластинки и старалась не растягивать этот процесс. В марте 2003 года Dimmu Borgir приехали со своим скарб и полностью готовым материалом в знакомую студию Fredman. “Death Cult Armageddon”(2003). Практически вся весна ушла на запись нового пакета песен. Оркестровое наполнение на этот раз создавал Пражский филармонический оркестр из 47 музыкантов. Причём, есть информация, что в итоге оркестром было сделано столько ошибок, что на их редактирование и совмещение с основным инструменталом ушло ещё две недели студийного времени.
Для записи двух песен даже выписали побухать Аббата из только что распавшейся группы Immortal. Похоже, Dimmu Borgir предпочли более гладкое, даже слишком сбалансированное звучание, из которого ушла большая часть прежней брутальности. Т.е. узнаваемая форма как бы присутствует, но зубов у неё маловато. Эмоции в песнях приобрели статичность, яркий чистый вокал Вортекса использовался всего дважды, а гитарные риффы за редким исключением (в “Cataclysm Children” и “Leper Among Us”) не стремились к индивидуальности. Даже технарь Баркер, на мой взгляд, перестарался. Количество битов в секунду и не останавливающийся дабл-бас каток на “Death Cult Armageddon” ту мач. Тем более что они тонут в однородно звучащем море звука, и после нескольких песен это стрёкот начинает действовать на нервы. Всё было направлено на создание равномерной атмосферы парящей из ада на Землю лютой злобы, ужас какой пафосной. Лучше всего новая звуковая концепция норвежцев воплотилась в песне “Progenies Of The Great Apocalypse”, действительно создающей впечатление грандиозного апокалиптичного спектакля с жутким финалом. Но, в отношении сложности и насыщении своей музыки боргиры себя переплюнули; они сами признавались, что теперь сводить их альбомы – для миксера то ещё мучение. Альбом занял второе место в национальном хит-параде, потеснив даже Iron Maiden, и попал в Billboard 200 на 169 место. Интерес к новинке поначалу был умеренный.
Чудо-Юдо, версия 2.0
2004 год группа начала с ряда заминок. Сначала был отменён тур в Японию, потом появилась информация об исключении из группы барабанщика Николаса Баркера. Его сначала заменил бывший участник Nile Toni Laureano, а затем (на ближайших студийных сессиях) и Hellhammer из Mayhem, тоже отличающий малый барабан от коубэла. Дальнейшим хорошим продажам “Death Cult Armageddon” в большей степени способствовало участие Dimmu Borgir в фестивале Ozzfest в 2004 году. Только в Северной Америке продажи пластинки превысили сто тридцать тысяч. Была даже выпущена очередная расширенная версия “Death Cult Armageddon”, включавшая второй диск с 5 треками и клипом. В бонус-треках, помимо пары ранних “редкостей”, числился малоизвестный широкой публике кавер Bathory “Satan My Master” (имеется на дигипаке) и пара оркестровых версий. Говорит Шаграт: “Прямого влияния группа Bathory на нас не оказала, но мы её поклонники. Поэтому сделали кавер, чтобы отдать ей должное, но никогда напрямую не черпали вдохновения. Мы всегда были и остаёмся группой, которая, хоть и имеет любимые команды, но не пытается их копировать. Мы всегда следуем своим направлением, нравится вам это или нет”. Кроме того, был выпущен радио-сингл(!) “Vredesbyrd” – добротную альбомную версию кастрировали по самые гланды, и вообще, радио-сингл для блэк-метал команды – порнуха какая-то. Можно поспорить о том, что музыкантам хочется кушать, и что они внутри остаются шипованными монстроидными врагами всех верующих, но это перебор. Единственный плюс – коллекционерам досталась оригинальная упаковка виниловой семидюймовой версии сингла в форме пятиконечной звезды с раскладывающимися лучами. Музыка из альбома использовалась в трейлерах к фильмам Hellboy и Stardust, а также в компьютерной игре Brutal Legend. Группе даже предложили записать что-нибудь для картины Тима Бартона “Чарли и шоколадная фабрика”, но времени оказалось маловато. Можно сказать, что маркетинговых высот Dimmu Borgir с появлением “Death Cult Armageddon” тоже достигли немалых. Какими мерами, – эта тема на определённом этапе глобализации того или иного музыкального проекта становится мало значимой.
По дороге на сцену
Отдохнув после американских и прочих гастролей и вписавшись в несколько разномастных проектов, музыканты Dimmu Borgir решили обновить старый альбом “Stormblast”. К тому же в его оригинальном трек-листе была парочка серьёзных авторских косяков. Появление перезаписанной версии релиза 96 года в новом качестве и с обновлённым содержанием было встречено одобрительно; грубо говоря, записью занимались фактически только Шаграт и Сайленоз, с привлечением клавишника Мистиса и барабанщика Hellhammer в качестве сессионных музыкантов. “От перезаписанной версии, прежде всего, можно ожидать качественного звучания, которое куда лучше, чем у оригинала, – говорит гитарист-основатель. – Полагаю, что разница между Dimmu Borgir образца 1996 года и сегодняшним днём огромная, но в месте с тем мы постарались доказать, что до сих пор храним свои истоки в саунде. Мы просто развили их естественным путём в направлении, который кто-то любит, кто-то ненавидит. После выхода альбома “Enthroned Darkness Triumphant” мы получили много негативных откликов, в основном из-за очевидной смены направления, но, на мой взгляд, мы сумели сохранить элементы, которые существенны для нашего звучания, и добавили новые. Основной причиной перезаписи является то, что мы не владеем правами на оригинальный альбом. Поэтому хотим сделать новую версию доступной для всех, чтобы это исходило от нас и от рекорд-компании, с которой нас устраивает работать. Мы также были не совсем довольны качеством продакшена на том альбоме, поэтому было здорово сделать то же самое заново”. Разумеется, “Stormblast MMW”(2005) не явился тупой перезаписью. Помимо двух новых студийных треков “Sorgens kammer – Del II” и “Avmaktslave”, альбом обрёл классную обложку и дополнительный DVD с 5 треками, записанными во время прошлогоднего Ozzfest. Вряд ли Nuclear Blast рассчитывали заработать много фантиков на самой перезаписи. Зато нормально отбились на пышных лимитированных изданиях, без которых теперь не обходился ни один альбом Dimmu Borgir. В данном случае форма преобладала над содержанием. Визуальная сторона концепции Dimmu Borgir впечатляет и даже иной раз крепко бьет по морде своей провокационностью. Рассматривать буклеты альбомов норвежцев – уже эстетическое испытание.
Вскоре гитарист Галдер приступил к написанию концептуальной истории, на которой строился новый альбом “In Sorte Diaboli”(2007). Рассказывает Сайленоз: “Между традиционным и классическим альбомом нет никакой разницы, поскольку его музыку мы сочиняли так же, как и на прошлых альбомах. Лирический контент более-менее тоже остался прежним. Возможно, люди ожидают различий из-за того, что это альбом-рассказ, но их нет. Наша формула остаётся прежней: “Просто делай то, что по твоему мнению отлично звучит”. Студия и продюсер так же остались прежними – Fredman и Нордстрём. В конце осени 2006 года всё компания наколотила треки для нескольких синглов, основного релиза и региональных версий. Практически все песни стали короче; многие модерновые элементы не воспринимались в них с первого прослушивания за счёт плотности микса и очень быстрого драмминга. Чувствуешь постоянный слуховой нагруз из-за активно кишащих элементов. Как раз на днях пересматривал обе части “Хэллбоя”, так мистическое наступательное интро к ведущему синглу “The Serpentine Offering” и интро к “Fundamental Alienation” – словно оттуда взятые. Впечатлили распевки Вортекса в треке “The Sacrilegious Scorn”, да и в самой композиции гармонично сочетается театрализация и компоновка.  Не принимая во внимание идеологический контекст, стоит отметить композиторские достижения музыкантов, не имеющих музыкального образования и, тем не менее, сочиняющих музыку с таким потенциалом. В “The Chosen Legacy” преобладает дабл-басовое молотилово, – Hellhammer задержался ещё на одну пластинку. Неплохо метально качает “The Sinister Awakening”, воинственно-эпический характер преобладает в той же “The Serpentine Offering”. В музыкальном отношении новинка явилась компактным продолжением “Death Cult Armageddon”, словно записана не 4 года спустя, а ещё в 2004 году. По одному бонус-треку получили Япония (угарный кавер Venom “Black Metal”, такого инструментального жира не было даже на кавере Hypocrisy, а про версию Cradle Of Filth вообще помолчу), Северная Америка и Европа (в целом, умеренный симфо-ивол “The Heretic Hammer” и неоркестровый и скучный “The Ancestral Fever”, соответственно), плюс одна из лимитированных версий имеет DVD с клипом и making of. В упаковке европейского лимитированного дигипака воплотили оригинальную идею – вложили зеркало, с помощью которого можно в правильном виде прочитать тексты песен в 32-страничном буклете. Правда, из-за зеркала альбом исключили из официального альбомного чарта Великобритании.
По поводу оригинальности обложки “In Sorte Diaboli” можно поспорить. Интересно, самих музыкантов не достали эти козлоподобные существа с титьками или набившие оскомину символы? Ну, комикс, да и только. Смех смехом, но Dimmu Borgir стали второй норвежской командой, после земляков A-HA, пробившихся в Top-50 американского Биллборда – на 43 место. Не говоря уже о первом месте в родной Норвегии. Последовавшее за релизом осеннее европейское турне под названием “The Invaluable Darkness 2007” дало название и новому DVD-релизу норвежцев – трёхдисковому боксу с записью нескольких выступлений, включая Вакен, всеми промо-клипами, закулисными гэгами, радиоэфирами, награждением и прочим материалом. Nuclear Blast не поскупились – “The Invaluable Darkness”(2008) продемонстрировал и концертное качество коллектива, и сильнейший состав, и мрачные концепты австрийского художника Иоахима Лютке, уже несколько лет сотрудничающего с норвежцами, и рост бюджета на видео и шоу, и ещё много его. Как показала история, DVD фактически завершил целую эпоху в биографии Dimmu Borgir. Потому что вскоре сразу два участника независимо друг от друга официально заявили об уходе из коллектива – клавишник Мистис и басист-вокалер Вортекс, и это, возможно, повлекло за собой дальнейшее усиление творческой составляющей.
Дали “золото”
Произошло это в 2009 году, на ранней стадии подготовки нового студийного альбома, на сборку которого ушло в итоге 11 месяцев. Больше всего оставшимися коллегами был недоволен самый молодой участник Мистис. Он утверждал, что Шаграт и К замалчивают его композиторское участие в музыке Dimmu Borgir, и даже планировал какие-то судебные иски. У Вортекса тоже нашлись личные причины: “Я запомню те дни, когда жадность и музыкальная индустрия поглотили Dimmu Borgir”. Опачки, так всё-таки бабло способно победить зло? После увольнения вполне фактурных музыкантов Dimmu Borgir опубликовали ряд заявлений, где утверждали, что их уход не скажется на саунде будущего альбома, и что на момент их ухода половина альбома была уже готова и вполне сохранила все обязательные элементы музыки боргиров. Создание некоего мега-откровения тем временем затягивалось. По этому поводу гитарист Сайленоз сказал: “У нас очень хорошие отношения с Nuclear Blast. Они немного смотрят на нас сквозь пальцы. Разумеется, для каждого альбома имеется определённый дэдлайн. Но мы сказали им, что чем больше они оказывают на нас давление, тем меньше будет гарантий того, что полученный ими альбом будет звучать так, как нам надо. Поэтому они дают нам возможность предоставить альбом, когда он будет действительно готов”. Кроме того, группа заявила, что перестала сочинять музыку во время гастролей, так как это стало сказываться на её качестве.
Абракадабра
В создании диска “Abrahadabra”(2010) в итоге приняло участие более сотни человек. Боргиры привлекли для работы над оркестровками норвежского композитора Gaute Storas, Оркестр норвежского радио Kork под управлением Rune Halvorsen, состоящий из 51 музыканта, хор Schola Cantorum Choir из 38 человек, вокалистку из группы Djerv Agnete Kjolsrud, известного норвежского вокалера Garm и ещё пяток гостей. И, наконец, сессионных музыкантов – польского барабанщика Dariusz “Daray” Brzozowski, басиста/бэк-вокалиста Snowy Shaw (он же Tommie Helgesson) и клавишника Gerlioz (он же Geir Bratland). Уцелевшее трио на этот раз продюссировало себя само, а микширование поручили англичанину Andy Sneap. Новый визуальный пакет оформлял всё тот же Лютке, если честно, у него здорово получается передать требуемую апокалиптичную бездну, из которой возврата нет и не будет. В этом сезоне у него преобладали зимние и меховые мотивы. Сначала публика получила для затравки сингл “Gateways” с бесноватым леденящим пост-индустриальным клипом.
Выразительности музыка норвежских блэкарей не утратила, наоборот, приобрела ещё большую концентрацию и завершённость. Лично голосую за треки “A Jewel Traced Through Coal”, “Gateways”  и “Reneval” с эффектной прокачкой риффов, безжалостным инструментальным месивом и скоростным трешаком, из которых периодически вырываются соляки или распевки. Ещё впечатлил трек “Dimmu Borgir” с кайфовыми драматизмами и утончённой мелодией. Работа с оркестром и хором проведена блестяще, альбом превратился в настоящее симфо-блэк-метал представление. Кроме того, добавилось множество второстепенных вокалов, в “Born Treacherous” сочно хрюкают свиньи, в аранжировках умело используется яркий бас. На мой вкуc, чистый вокал Шо значительно проигрывает в сравнении с Вортексом. Особенно разницу слышно в кавере Deep Purple “Perfect Strangers”. Режет слух его эксльроузовское мяуканье. Второй кавер, доставшийся обладателям одного из эксклюзифчеков, представлял собой невыразительную перепевку американской индастриэл-метал группы G.G.F.H. (Global Genocide Forget Heaven) – “D.M.D.R. (Dead Men Don’t Rape)”.
Холодало
Остальные опубликованные бонус-треки представляют собой исключительно оркестровые версии трёх альбомных треков. А вообще, столько различных форматов и версий, сколько потянул за собой альбом “Abrahadabra”, в истории боргиров ещё не было. Тремя дежурными песнями можно без ущерба для здоровья насладиться по адресу www.myspace.com/dimmuborgir.
Первую часть европейского турне осенью 2010 года группа откатала вместе с Korn. Пока используются сессионные музыканты, и разговоры по поводу новых штатных музыкантов – только на уровне предположений. В марте 2011 года “Демон-Бургеры” поедут с несколькими выступлениями в Австралию, а 28 мая устроят в столице Норвегии эксклюзивное помпезное представление с Оркестром и хором норвежского радио. Уже планируется переиздание “Abrahadabra” с новой обложкой, так что коллекционеры могут забронировать место на своих стеллажах с раритетными изданиями от Dimmu Borgir.
Ян Федяев
Сайт: www.dimmu-borgir.com

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.