rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Dismember. part 1

Со Швеции по нитке, стилю death-metal – приличная кольчужка. И ведь пока есть ещё к кому возвращаться. Стокгольмская школа дэтовых олдскульщиков в очерках на Специальном радио освещалась не очень активно, что, впрочем, не умаляет достоинств той или иной метал-команды. Согласен, большинство из самых непримиримых довольствуются только кругом лояльных и честных поклонников, у некоторых нет даже независимых сайтов. Сегодня объектами нашего внимания становятся одни из старейшин – знатные перцы Dismember, авторы узнаваемого, кашеобразного “крупнозернистого” гитарного саунда и скоростного воинственного death-metal-нарезалова на протяжении уже 20 с лишним лет. Этот саунд, кстати, мало кто порывался копировать, что шло только на пользу узнаваемости коллектива, оставшегося, не смотря на ряд промо-успехов, в “зрелом” андерграунде. Так же как и мало кто пытался объединить в своей музыке наследие таких разножанровых коллективов, как Autopsy, Repulsion и Iron Maiden. Другое дело, что в самом начале карьеры молва сделала Dismember “тенью” ближайших коллег и земляков Entombed. Фактически только потому, что дебютный релиз Entombed вышел немного раньше, хотя в качестве оба диска могли посоревноваться. “Нам всё время приходилось бороться против этого имиджа “младших братьев Entombed”. Мы хоть и начали в одно время, но их альбом вышел раньше, и поэтому публика их знала лучше. А так, мы и в одну школу ходили, слушали одну и ту же музыку, и до сих пор остаёмся друзьями. Конечно, по началу нас объединяли некоторые музыкальные вещи, но потом Entombed поменяли свой стиль, а мы плюс-минус до сих пор придерживаемся того же звучания, что и на первом альбоме”. Да, судьба на этапе становления не раз связывала оба коллектива, даже логотип Dismember создал барабанщик Nicke Andersson из Entombed. Но по факту истории и те и другие – если не деды, то отцы шведского дэта, сохранившиеся в отличие от 90% соплеменников почти в неизменном виде до наших дней, и застывшие в первоначальной идее подобно мухе в янтаре Балтийского моря.

Молодняк

Вчерашние школьники бодро начали репетировать в самом начале 88 года в составе Fred Estby (драм-кухня), David Blomqvist (гитара) и бас-вокал Robert Senneback. Определённого названия у группы не было, среди оставшихся в памяти – Asphyxiator и Dismemberizer. Но приятель Nicke Andersson, рисовавший им новый логотип, предложил сократить последний вариант. Так и получился колюще-режущий Dismember. Через пару месяцев трио записало первое 3-песенное демо “Dismembered” – жужжащий, грохочущий, безумный дэзняк, с барабанами мимо бани, с проблеском ритмического разнообразия в “Deathevocation” и метал-панком с корявыми 4х4 в “Defective Decay”. Так, по крайней мере, показалось. Были там и Напалмы с Каркассами, и Slayer, и немецкий треш, и скандинавский мрачняк, не совсем в рамках будущих работ. С будущим-то как раз у ребят поначалу возник трабл. В таком виде коллектив прожил год и записал ещё одно демо из трёх песен “Last Blasphemies”. Качественно небольшой шаг вперёд, с соляками и комфортными среднетемповыми рифами. Собственно, стопроцентно релизом Dismember его трудно считать в виду того, что все три трека оказались позднее перезаписаны под шапкой Carnage. И тут мы сталкиваемся с важным поводом (заметьте, не соблазном) закончить едва начавшуюся историю шведских столичных дэтстеров. В 89 году драммер Фред Эстби решил присоединиться к формации Carnage, басист Роберт ушёл в Unleashed, а гитарреро Дэвид перешёл ненадолго в Entombed, чтобы потом перескочить в Carnage. Каждый вполне удачно, на первый взгляд, пристроил свою задницу.

Низкий старт

Да вот только гитаристу Carnage, небезызвестному Майку Эмотту после записи первого альбома Carnage “Dark Recollections” в 90-м году поступило весьма заманчивое предложение поиграть в Carcass, чем он и воспользовался. Резко оставшиеся у разбитого корыта Бломквист и Эстби, а также вокалист Matti Kärki, перешедший в Carnage из General Surgery, пораскинули мозгами и реформировали Dismember. Возвращение по-быстрому отметили записью нового демо под руководством продюсера Tomas Skogsberg: перезаписали одну старую песню и добавили треки “Sickening Art” и “Dismembered”, начав интегрировать больше мелодики. На этом этапе возродившейся группе помогал с соло-гитарой всё тот же Ник Андерссон. Новый саунд, более чёткие формы и усиливающийся в целом в Европе интерес к death-metal побудил рекорд-компанию Nuclear Blast взять шведов под свою опеку и проплатить им запись дебютного альбома в стокгольмской студии Sunlight. Пока суд да дело, лейбл использовала два трека из последнего, вполне приемлемого по качеству для того времени демо на популярной компиляции “Death Is Just The Beginning”. Для усиления состава на ритм-гитару был приглашён ушёдший в Unleashed Роберт, а его прежние функции бас-гитариста достались участнику шведского коллектива Carbonized Richard Cabeza.

Живописный дебют

Полноценный, работоспособный Dismember начал движение вверх.
За март 91 года шведы записали пачку материала, основная часть которого составила дебютный альбом “Like An Ever Flowing Stream”. Пару песен из последнего демо шведы тоже использовали. В мае альбом уже был выпущен под великолепной обложкой британского художника Дэна Сигрейва, “одевавшего” тогда весь цвет мирового экстрима. Альбом стал одним из ключевых релизов стиля death-metal вообще – злобно-атмосферным выхлопом адской кочегарки, стремительно несущимся вперёд к пропасти паровозом со свёрнутыми тормозами, музыкальным куском прочного стального кабеля с тесным переплетение жил – жужжащих риффов. Спринт в “Override Of The Overture”, “Soon To Be Dead”, “Skin Her Alive” или “Dismembered” с переходами в дэтовый кач, инфернальная пляска в “Bleed for Me”, характерная гитарная мелодика все вместе составили основной художественный фонд коллектива на ближайшие годы. Отрывистый дэтовый вокал с подключением брутала в “In Death’s Sleep” использовался в ту пору охотно; соляки, конечно, трудно было не заметить, но в будущем этот элемент музыки Dismember получил более яркое выражение.

Мало что напоминало о появившихся вскоре мелодических heavy-metal-отклонениях. Зато многое из того, что шведы тогда играли параллельно с рядом своих стокгольмских коллег, сразу же залегло в фундамент death-metal. Какой высоты на нём построено здание, – это уже тема для другого разговора. Можно смело говорить, что шведы успели застать самый расцвет этого жанра в начале 90-х, несколько лет подряд всё работало на то, чтобы имя Dismember навсегда было вписано в домовую книгу мировой экстремальной музыки. Сначала Dismember отправили гастролировать с Morbid Angel, но группы что-то не поделили, и турне прервали. Куда успешнее шведы выступили на европейских метал-фестах. Но ещё больше внимания к группе привлёк инцидент, связанный с конфискацией британской и австралийской таможней партии пластинок “Like An Ever Flowing Stream”. Служители Её Величества сочли названия и лирику песен “Skin Her Alive” и “Brutal Orgy Of Flesh” “непристойными и порнографическими”. Британские власти обвинили группу в нарушении законов общественной морали и организовали у себя в стране судебное разбирательство, автоматически выдвинув имя Dismember на передовую борьбы с ханжеством и традиционными устоями.

Натюрморт

Молодёжи только это и надо, тем более что дистрибьютор альбома Plastic Head и группа выиграли судебное дело, проехавшись по законникам на следующем диске и устроив на паре ближайших альбомов зрелищ и мяса. Впрочем, как рассказывал вокалист Матти в поздних интервью, после этого случая на шокирующие подробности артворков или лирики уже никто из стражей морали не обращал внимания. А Nuclear Blast практически не вмешивалась на тех порах в содержание дисков, только отстёгивала средства на записи, клипы и турне. Фан-база Dismember а выросла в разы, чему отчасти способствовало распространение первого видео Dismember на песню “Soon To Be Dead”, а гастрольная жизнь зацветала буйным цветом. В 92 году в поддержку европейских концертов Nuclear Blast выпустил епишку “Pieces”, куда вошёл кое-какой свежий материал, включая кавер Carnage “Torn Apart”. Направление было задано чёткое, так что гранаты марки “Pieces” или “I Wish You Hell” взрывались в голове быстро и кучно. Скандинавы тут же обкатали свежак в турне с Napalm Death и Obituary. Кстати, особый интерес для фэнов представляет переиздание 2005 года, куда бонусами вошло восемь концертных треков, записанных на концерте в Стокгольме в 1993 году.

Не пожалели кетчупа

Уже на первом диске внимание к Dismember привлёк гитарный саунд, напоминавший отдалённо и тот же Entombed и ряд других групп, писавшихся в студии Sunlight. Но уже два года спустя, с добавление в музыку мелодики Iron Maiden и большего количества соло, гитары зазвучали индивидуально на долгие годы вперёд. Делится гитарист Давид: “Старая педаль Boss Heavy Metal 1990-х, всё вправо до упора и воткнуто в Marshall! Небольшой секрет, на самом деле, просто использую канал дисторшена на усилителе для большего эффекта!”. Новый альбом шведов “Indecent & Obscene” (93) записывался там же с теми же в самом конце 92 года и предлагал слушателям лучше отшлифованный Dismember дебютного образца, не менее стремительный и пропитанный дэтовой эклектикой, с резким набором скорости, высверливающий активную часть мозга. Педаль здесь отпускается считанные разы: “Fleshless”, “Skinfathers”, “Case#Obscene” или “Eviscerated (Bitch)” – вот они, основные параметры шведской мясорубки.

Королевский суд дал добро

С мелодическими вмешательствами, между прочим. На будущие компромиссы намекала вступительная часть песни “9th Circle”. Лучом света в этом царстве бескомпромиссного дэт-метального буйства возникло короткое трепетное соло в “Souldevourer” и, разумеется, хит “Dreaming In Red”, где Dismember расцвели мелодикой в опасном количестве. За айронмэйдевщину стоит поблагодарить гитариста Бломквиста: “Мы все выросли с Iron Maiden, они с раннего возраста оказывали на нас влияние, что и проявляется в некоторых песнях. Но мы всё-таки делаем уклон в брутал, в сторону контраста брутала и мелодии”. Группа преумножила свою славу после того, как клип на “Dreaming In Red” поступил в ротацию на MTV, в знаменитое в то время метал-шоу “Headbanger’s Ball”. Как сейчас помню всю эту псевдо-кровушку, размазанную по худеньким тельцам, и занавески из цепей… На волне популярности шведы впервые отправились гастролировать по США в спайке с Suffocation и Deicide, а затем отбомбились в Европе с Morbid Angel.

После альбома “Indecent & Obscene” группа начала творчески дрейфовать к другим берегам. Говорит Матти: “Мы практически исключили весь gore/splatter контент из текстов, поскольку после 93 года всё это “мясо” стало казаться морально устаревшим, износившимся, и можно даже сказать, заезженным. Каждая death-metal группа тогда считала своим долгом использовать gore/splatter тематику”. Поменялась не только лирика; как и некоторые другие заметные шведские death-metal коллективы того времени, Dismember облегчили саунд и начали искать самовыражение в death-rock, с сохранением своего гитарного хруста. Так в карьере Dismember возник самый противоречивый альбом “Massive Killing Capacity”(95). Запись его началась ещё летом-ранней осенью 94 года на Sunlight Studio и растянулась до, а пилотным треком был опубликован “Casket Garden”. Фэны-брутальщики напряглись, и чутьё их не обмануло. С одной стороны, альбом с забойной обложкой попал даже в германские чарты, что свидетельствовало о качественной маркетинговой политике. К группе потянулся новый контингент, группу великолепно принимали на фестах, даже были какие-то шведские номинации, если не ошибаюсь. “Massive Killing Capacity” вышел в Японии с бонус-треком “Justifiable Homicide”, чего можно было ещё хотеть!?

Здесь тоже куют металл

С другой стороны, за исключением удачно рифлёных и шустрых песен “Warded”, “On Frozen Fields” (www.myspace.com/dismemberofficial) и “Life – Another Shape of Sorrow” с тягучим похоронным интро, переходящим через павер в бешеный death-metal с залихватскими соло, программа “Massive Killing Capacity” была самой анти-дисмемберовской. Переход в грувовую и дэт-роковую категорию (сочинения “Casket Garden”, “I Saw Them Die”, “Massive Killing Capacity” или инструментал “Nenia”) оттолкнул многих die-hard поклонников, что в те времена стремительного и болезненного преобразования метал-ландшафта очень чувствительно сказывалось и на продажах, и, как следствие, на отношениях с издающими компаниями. Даже сами музыканты сдержанно оценивали свои достижения на “Massive Killing Capacity”. “Мне нравятся некоторые песни, но мне совсем не нравится продакшн, – говорит вокалист Матти. – Я не могу целиком прослушать альбом без того, чтобы не решить для себя: “О чём я здесь вообще думал?”. Не могу сказать, что это было точкой падения коллектива, потому что на момент релиза группа привлекала к себе много внимания по всему миру, у нас после этого даже было очень успешное турне с Dissection. Но с музыкальной точки зрения разница была большая”. И что самое главное, достигнутые позиции в большинстве случаев утрачивались безвозвратно. Ок, как показала история 2000-х, ряд культмассовых трешеров и дэтстеров только приобрели от своих реюнионов, и даже перевыполнили планы. Но это, увы, не массовое явление, и Dismember оно не коснулось.

Достанется всем!

Шведы рванули обратно. Ближайшая по времени 5-песенная EP “Misanthropic”(97) бруталила и рубилась с неверными в полную мощь, при помощи заглавной стрекочущей песни и кавера Autopsy “Pagan Saviour”. За мелодическую часть отвечали композиции “Shadowlands” и “Shapeshifter” с парными гитарками, узнаваемо парящими в воздухе соло. Получился вполне бетонобойный, сконцентрированный релиз; стокгольмцы вернули на слух все свои трейдмарки, обороты и дэтовый вокал Матти. Новые песни мутили в декабре 96- январе 97; была идея пригласить на бэк-вокалы Chris Reifert из Autopsy, но не сложилось.

Перекусить не хотите?

Возвращение к отработанным приёмам подтвердил и головной альбом с гениально простым названием “Death Metal”(97), – по идее, фэны первой волны должны были такое отрывать с руками. “Of Fire” – концертная турбо-зажигалка, запаливает с первых секунд, “Live For The Fear” поддерживает огонь посреди трек-листа, милитаристский чудо-фарш “Let The Napalm Rain” – для тех, что любит помедленнее, “Silent Are The Watchers” – для тех, кто помелодичнее. Треком “Ceremonial Comedy” хорошо поднимать на ноги из фестивальной грязи хэдбэнгеров, чтобы потом забоем в “Killing Compassion” расщепить на атомы их замутнённое пивом сознание. А под “Mistweaver” потом ходить, и осматривать тех, кто уже устал и отдыхает. Примерно так.

Плюнули в лицо Nuclear Blast

К сожалению, выход “Death Metal” был провальным по деньгам, и компанию Nuclear Blast, начавшую отгребать капусту за Danzig, Hammerfall, Manowar и прочих паверщиков, стали тяготить волосатые злобари. Рассказывает вокалист: “Ещё в процессе работы над “Death Metal” нам позвонили с Nuclear Blast и попросили послушать новый материал по телефону. Вы можете в это поверить? Ну, мы согласились, покрутили им кое-что, а они сказали: “Ооооо, нет, ребята, вы не можете сочинять такое, это не продаётся, вам нужно поменять стиль”. Захотели, чтобы мы больше ориентировались на павер-метал. После этого у нас был с ними короткий, но серьёзный разговор. Мы фактически должны были биться с ними за каждое слово соглашения с тем, как бы мы хотели доделать дело.

Есть ещё что сказать

К сожалению, дела у нас с ними были всё хуже и хуже. Самое интересное, что у нас на момент готовности даже не было названия альбома. Мы просто сидели и обсуждали ситуацию с тем, что нам заявили по поводу изменения стиля. И тут барабанщику пришла в голову блестящая мысль назвать альбом “Death Metal” , потому что в Nuclear Blast считали, что дэт-метал вымер и больше не продаётся. Мы просто назвали альбом так, чтобы продемонстрировать, чем являлся, является и будет являться Dismember. Конечно, лейбл не был доволен результатом, а мы и не собирались делать так, как они хотели”. Поэтому было совсем не удивительно, что альбомы Dismember почти перестали получать пиар-поддержку, а последовавшие гастроли были плачевно организованы. Первое же турне после выхода “Death Metal” накрылось медным тазом. Dismember, несомненно, остались при своём, и можно сказать, возглавили медленно накатывающуюся вторую волну европейского дэта, стрельнувшего снова в 2001-2002 годах, но зарабатывать одной музыкой участникам коллектива не светило.

Кампания ненависти

После облома с турне в 97 году из группы ушёл бас-гитарист Ричард. По словам Матти, Ричарда достали все эти напряги с Nuclear Blast, он переехал в Норвегию и стал играть с Satyricon. На время концертов и ближайших студийных работ группу поддержал Sharlee D’angelo, а в 98 году гитариста Роберта заменил бывший участник Tiamat Magnus Sahlgren. Обновлённый состав в апреле-мае 99 года на студии Das Boot в Стокгольме записал весь материал для лебединой песни в отношениях Dismember и Nuclear Blast – альбома “Hate Campaign” (2000). Обходились малыми средствами, поэтому продюссировал запись родной драммер Фред Эстби. Вспоминает Матти: “После записи “Death Metal” было такое ощущение, что из стен Sunlight выходит слишком много материала. Люди постоянно приходили и уходили, это была своего рода перевалочная база для всех музыкантов, живущих в Стокгольме. Томас Скогсберг последнее время нам почти не помогал с продакшеном, большую часть работы за него выполнял Фред. Das Boot – хорошая студия, но когда мы там записывались, в ней шёл ремонт. Там не было спокойного места, чинили пол, ступени и прочее. Изначально мы планировали записать там только демо, чтобы послушать, насколько новые песни хороши, ведь мы хотели сделать хороший альбом”.

Никаких трансформаций

Сочный death-metal без жалости и сожаления о чём-то упущенном, с летящими мелодичными проигрышами в “Suicidal Revelations”, “Enslaved To Bitterness” и “Patrol 17”, злобный хардкор в “Retaliate”, начинающий с внушительного дэт-н-ролла бензопильный “Bleeding Over”. Всё там, в общем, на своём месте, если не считать того невесёлого обстоятельства, что самой группе в складывающихся рыночных условиях уже было сложно удержаться на своём месте. Диск практически не раскручивался, если не считать вкладышей на газетной бумаге в рок-журналах и рекламы в духе – купите новый альбом того то, и получите за полцены новый альбом Dismember!!! Контракт с Nuclear Blast был исчерпан, активность музыкантов снизилась, участники стали подрабатывать, обзаводиться детьми и всё такое. Это был период, когда группа почти не давала концерты в Европе (всплески в октябре-ноябре 2002 года, плюс участие в фестивальном туре “Generation Armageddon”), но смогла съездить в небольшие турне по США с Krisiun и Shadows Fall, а также впервые побывать в Японии. Впрочем, на светлое будущее Dismember это не указывало.

ЧАСТЬ 2 >>>

Ян Федяев

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.