rus eng fr pl lv dk de

Search for:
 

Gorefest

«Я много пил, чтобы забыть, что группа распалась»
F. Haarthorn

Помню, это так круто смотрелось! Масштабный летний open-air, море восторженных металхэдов, на сцене зарубает скоростной брутал-дэт бэнд. Впереди стоит чувак с гривой до колен и с пирсингом в сосках, с огромной рогатой басухой и ревёт в микрофон, да так низко и с каким-то бульканьем, чего никак не ожидаешь от его тщедушного тела. А в небе пролетает аэроплан … Да, голландский метал-фест Dynamo Open Air в Эйндховене, 1993 год, на сцене известный широко пока только в Голландии death-metal квартет Gorefest. Благодаря выходившей в то время на MTV программе “Headbanger’s Ball”, это зрелищное выступление Gorefest, а так же многие другие экстремальные видеоклипы на пиратских видеокассетах в середине 90-х проникло в Россию, и зацепило определённый контингент слушателей. Death-metal цвёл буйным цветом. В Москве с контентом было ещё куда ни шло, на Горбухе продавались немецкие «Метал-Хаммеры» и японские импортные CD. А периферия, как водится, сосала лапу, радуясь тому, что привозили из волшебной страны Московии отпускники. Фактически эта запись, а так же всплывший год спустя по следам выступления Gorefest в Эйдховене концертный диск “The Eindhoven Insanity Live”, и сообщили широким массам о существовании в стране тюльпанов и кафе-шопов такого мощного брутального бэнда.

Молодые

Голландские мясники сформировались в 1989 году, когда свой энтузиазм объединили бассер-вокалер Jan-Chris De Koiejer, гитаристы Frank Haarthorn и Alex Van Schaik, и барабанщик Marc Hoogedoorn. В декабре 89 они на сэкономленные на школьных завтраках гульдены записали малобюджетное демо “Tangled in Gore”. Однако голодная до подобного экстремизма публика с воодушевление поддержала сырой и беспросветный death-metal Gorefest, уже тогда служивший, по сути, одним из первых самиздатовских релизов нарождающейся первой волны голландского дэта (наряду с первыми записями Sinister). Свежатиной Gorefest заинтересовался инди-лейбл Foundation 2000, но ещё до подписания контракта на запись дебютного альбома, квартет записал ещё одно демо “Horror in a Retarded Mind” и выступил в качестве разогрева на 5 концертах Carcass в Голландии и Бельгии. Инфа для безнадёжных коллекционеров редкостей: концертные треки Gorefest, записанные во время того памятного для самой группы первого турне, попали на компиляцию DFSA “Where Is Your God Now?”. Развитие событий не понравилось гитаристу Alex Van Schaik, и уже без него, в 1990 году коллектив отправился в небольшое европейское турне с американской группой Revenant. Дошло дело и до записи полноценного лонгплея, получившего почти программное название “Mindloss”. Совсем безмозглым называть тот материал я бы не стал, но звучало и воспринималось всё весьма посредственно, исключая приличный технический уровень подготовки музыкантов. Cмесь народившихся школ американского (Death, Slayer) и британского (Carcass, Napalm Death) дэта, заметный утробный призыв вокалиста, смердящие и кровавые тексты вроде “Putrid Stench of Human Remains”, и приличные скорости (“Mental Misery”, “Tangled in Gore”, “Loss of Flesh”). “Mindloss” был записан в 1990 году, но вышел год спустя; к этому моменту в Gorefest произошла ещё одна потеря, когда выбыл барабанщик Marc Hoogedoorn.

Безумие на Dynamo

Поскольку контракт с Foundation был заключён только на один альбом, оставшиеся участники по молодости лет быстро приступили к поиску всего недостающего и быстро нашли и то и другое. Сначала свалившего Alex Van Schaik заменил Boudwijn Vincent Bonebakker, а после выхода дебютного альбомы была найдена и живая драм-машина, бывший участник групп Aggressor и Elegy, барабанщик Ed Warby. C таким приличным составом можно было приступать к сочинению нового материала! Даже не имея на руках свежего материала, новый хозяин группы – лейбл Nuclear Blast – однако, сначала отправил новый состав в европейское турне с Deicide и Atrocity. После чего прочухал перспективу и подогнал Gorefest в помощь именитого «мясного» продюсера Colin Richardson. А тот вместе с группой, разумеется, наваял альбом “False”, ставший одним из немногих «классических» death-metal альбомов. Массивный, читаемый звук, хороший баланс между низким строем гитар, глоточным урчанием Ян-Крис де Койера и скорострельной и ровной работой молотилки Эда Варби. При сочинении песен (в среднем по 5 минут длиной) бэнд не поленился подключить мозги и в результате выдал как ультрабыстрые песни “The Glorious Dead”, “Second Face”, так и несколько угарных рифов в структурно разнообразных “RealityWhen You Die”, “Get-A-Life” и “False”, познакомил мир со своей специфической мелодикой. Соло вышли корявые, но со временем этот недостаток был исправлен. Музыкально Gorefest стремился к техничности, помноженной на простоту, к тому, чтобы их студийная работа не сильно отличалась от концертного исполнения. Даже спустя 15 лет, от альбома прёт при прослушивании на полной громкости. Успех “False” позволил голландской группе совсем нехило поехать на гастроли в США, разогревом Death, поколесить по Европе в компании с Forbidden и Warpath, а после с большим успехом выступить на домашнем фестивале Dynamo в голландском местечке Эйндховен летом 1993 года. Выступление коллектива записывалось на видео и аудио, и в 94 году вышло под названием “The Eindhoven Insanity”; здесь можно ощутить и восторженный приём публики, и уровень подготовки музыкантов, и исключительный гроул вокалиста/басиста.

Стиратели

Тем временем, Gorefest готовили очередную музыкальную работу, существенно отличавшуюся от содержания зубодробительного “False”. Лейбл Nuclear Blast даже не обломался выпустить для изучения рынка 4-трековый EP “Fear”. В оригинале в него должна была войти кавер-версия группы Kraftwerk “Autobahn”, но немецкие пионеры-синти-индустриальщики были в таком восторге от версии Gorefest, что запретили использование своей песни в подобном контексте. Позже она вошла в демо-версии в одну из компиляций Nuclear Blast. Но ближе к теме. Диск “Erase” (94) засвидетельствовал значительный отход группы от классического death-metal в сторону среднетемпового death’n’roll с элементами power и thrash в треках “Fear”, “Peace of Paper” и “To Hell and Back”. Часть текстов де Койера теперь можно было среди рёва разобрать, а музыкальный материал стал заметно взрослее и доступнее более широкой аудитории. Продюсировал диск уже другой человек – Pete Coleman. После разбора полётов и залётов много лет спустя, Frank Haarthorn сетовал, что тогда с записью Gorefest вышло всё наперекосяк: «“Erase” нравится мне меньше всего. Не признаю ни звук, ни микс, ни лого, ни эту еб…ю картинку посередине. В вокале де Койера я тоже не уверен. Некоторые песни вполне приличны, но тогда нам всё-таки надо было снова работать с Colin Richardson. По некоторым причинам мы решили дальше действовать без него, что, по-моему, до сих пор является нашей большой ошибкой». «С оговорками можно сказать, что диск закончен только на половину, всё делалось под большим давлением после успеха “False”, – вторит коллеге горлодёр де Койер. – Вокальные аранжировки могли бы звучать получше». Зато “Erase” хорошо продавался в 94 и 95 годах, бизнес у Gorefest складывался тогда неплохо.

Чудесное превращение

Поиск своего уникального грува на почве более традиционного металла коллектив продолжил и на следующем альбоме “Soul Survivor” (96), заставив разочароваться последних фэнов первой волны. Продажи диска были скромны, иначе и быть не могло; столь желанной поклонниками ярости и атональных рифов поверх спринтерских скоростей тут даже телескопом не найти. 90% процентов материала насочинял Boudewijn, поскольку у Haarthorn случился приступ неконтролируемой лени. На некоторых песнях было заметно, что вокалист просто не знает, как их увязать со своей ролью в группе, настолько новые треки выпадали из темы. Новые поклонники набирались с большим трудом; содержание “Soul Survivor” в некотором роде приобрело культовый статус за своё пост-дэт-рок (чуть ли не death-blues) содержание и мощные песни “Freedom”, “Soul Survivor”, “Dog Day” и “Demon Seed”, а так же некоторых последователей. Просто трансформировалась группа слишком быстро, утрачивая, по поздним признаниям музыкантов способность совмещать радость, естество, развитие, бизнес и ситуацию на рынке.
Это, однако, не входило в тактические задачи Nuclear Blast, вдобавок раскошелившихся на маловразумительную EP “Freedom”. Смена рекорд-компании была неизбежна и в рамках предстоящего альбома закончилась подписанием бумажек с немецкой конторой SPV.

“Chapter 13” (98) звучит монолитно, мрачно и законченно. Не смотря на непростые отношения внутри коллектива, по воспоминаниям музыкантов этот альбом записывался легко и в отличном настроении. “Да, это верно, “Chapter 13” довольно хмурый, но это именно то, что мы хотели на тот момент записать, – рассказывает Haarthorn. – Возможно, это была наша собственная реакция на “Soul Survivor”. Мол, посмотрите, как там было много мажорных аккордов, а сейчас столько минорных!» Особых похвал заслуживают хлёсткие среднетемповые death-rock треки “Chapter 13”, “The Idiot” и “Serve the masses” или закос под AC/DC в “F.S.2000”, с простым риффингом, густым гитарным саундом, читаемым вокалом и Экстремальная аудитория пролетала со свистом, а вот остальная… После выпуска “Chapter 13” Gorefest удалось с таким материалом вписаться разогревом в очень мажорное мероприятие – турне Judas Priest “Jugulator-Tour”. Вот бы где привлечь к себе растерянное внимание! Но на укреплении взаимной любви внутри Gorefest и желании творить дальше это не сказалось. В конце 1998 года коллектив объявил о самороспуске.

Не одним дэтом едины

Прошли годы. Бывшие участники окунулись в повседневную жизнь обычного гражданина, с ежедневной работой, с семьями и детьми. Окунулись конкретно, например Бонебаккер и де Койер не общались после роспуска Gorefest шесть лет. Хотя о музыке в разное время не забывали. Вокалист де Койер вместе с Iljan Mol и Erwin Polderman из группы Orphanage собрал электро-денсовый хобби проект Coldpop Culture, барабанщик Ed Warby плотно сотрудничал с боссом проекта Ayreon – Arjen Lucassen. Франк проводил досуг в группах The Hollow Man и Speed Kings. Так продолжалось до 2003 года, когда голландский лейбл Foundation 2000 не предложил группе выкупить их бэк-каталог, который группа предусмотрительно лицензировала, оставляя права на исходники у себя. «Мне и Франку всегда хотелось переиздать наше творчество в красивом боксе, – признаётся де Койер. – Тем более, что регулярных альбомов в продаже уже давно не было. Это предложение и вернуло Gorefest в мою жизнь. Я начал думать о том, чем заняты остальные, и о том, что было бы неплохо собраться и пообщаться». А потом Nuclear Blast загорелись идеей выпуска бокса “Goreography”, объединив на каждом диске по два альбома и дополнив их бонусами. Порывшись по чердакам, музыканты набрали много концертного, редкого и демо-материала, которым и были дополнены сплиты. Труднее оказалось с архивными фотографиями, которые группе пришлось собирать по своим старым поклонникам. В октябре 2004 года уже пошла устойчивая инфа о воссоединении группы. Сначала планировалось несколько концертов и фестивальных перформансов, но через несколько месяцев регулярного удовольствия от совместной игры, «Горефесты» решили записать новый альбом. Он появился в октябре 2005 под названием “La Muerte” и с неожиданно большой долей олд-скула среди модернового death-rock в типичном ключе Gorefest, скоростного, плотного и достаточно интересного и мелодичного. «Мы вели много разговоров по поводу «старого барахла», и нужно ли его тащить в будущее. Это был тест для нас всех, но можем всех заверить, что на тот момент это была лучшая музыка, которую мы могли сочинить». Лучшее: “For the Masses”, “Malicious Intent”, “You Could Make Me Kill”, “The new Gods” и много мощной энергии.

Наши дни

Раскрутка “La Muerte” давалась нелегко, только старая добрая память выросших на death-metal начала 90-х и и выступления на фестивалях напомнили о Gorefest и побудили его участников даже на уровне хобби продолжить сочинять музыку. В начале 2006 года Gorefest должны были отправиться в европейский тур “The Glorious Dead: European Exorcism” с Resurrecturis, Master и Luna Field. Ничего не получилось. «Всего было отменено три турне, – рассказывает гитарист Frank Haarthorn. – Одно мы сами отменили, так как не доверяли организатору. Если бы оно состоялось, то мы уверены, ничего хорошего из этого бы не вышло. Во второй поездке мы должны были разогревать Bolt Thrower, но они неожиданно изменили своё мнение и взяли другую группу поддержки. А потом отменился Рождественский тур в декабре 2006 года из-за того, что организатор так и не смог найти хэдлайнера: группы то отказывались, то распадались. Потом ещё отменилось несколько недельных туров и выступлений, например в Турции, Скандинавии и Южной Америке». Это всё конечно чисто неприятно, но с другой стороны, после воссоединения участники группы неоднократно заявляли, что ради музыки уже никогда не бросят свои нынешние постоянные работы на полный рабочий день. Ну, только если продажи не будут исчисляться миллионами дисков. «А так, продать бы тысяч 25, и нормально». Стоит отметить так же, что отношения в группе тоже давали повод для оптимизма. «Я думаю, мы просто стали лучше понимать и ценить друг друга, – говорит гитарист Бонебаккер. – Сейчас мы находимся в той приятной ситуации, когда есть возможность вести жизнь в группе и вне её. А это меняет перспективы». Так что, посокрушавшись немного по поводу сюрпризов шоу-бизнеса, Gorefest замутили новый альбом “Rise to Ruin” (2007). Записывался он в Голландии, над сведением у себя в Дании снова колдовал Tue Madsen. Хочется пожать руку музыкантом Gorefest за то, что после таких неоднозначных релизов, как “Soul Survivor” и “Chapter 13”, да ещё и после 7-летнего забвения, они выбрали именно бескомпромиссный путь to roots. Такой нахрапистой агрессии и скорости в сочетании с абсолютно адекватным звуком голландцы не выдавали со времён “False” (ну и на “La Muerte” попробовали). Death-metal хиты “Revolt”, “The War of Stupidity”, “Murder Brigade”, девятиминутный рифовый монстр “Babylon’s Whores” и угарная полу-апокалиптичная закрывашка “The End of It All” возвращают в памяти то время классических экстремальных альбомов в начале 90-х, когда death-metal сцену таращило и пёрло во все стороны от свежести, потока новой талантливой крови и отсутствия жанровой проституции.

Посмотрим, что будет дальше с Gorefest. C концертами пока складывается всё хорошо. До конца этого года у группы свободное время отсутствует как таковое. В программе – разъезды по Европе, и даже два концерта в России, 1 и 2 декабря (Москва, Питер). К обломам из-за промоутеров, ни отечественным металхэдам, ни самим голландцам не привыкать, но тьфу-тьфу, концерты должны быть мощнейшие. А в завершение к вопросу о талантах и студийных хитростях, словами гитариста Франка. «Конечно, это решение самой группы, использовать все эти многочисленные студийные примочки, чтобы замаскировать отсутствие таланта или техники игры, или нет. Забавно, однако, многие думают, что с сегодняшними технологиями, гитарой и парой приятелей можно за пару недель соорудить приличный альбом. При каких-то условиях это может и прокатит, но по сравнению с хорошей идеей это ничто. Ты можешь волшебно звучать, но если нет идей, – песни будут дерьмовые. И люди это услышат».

 

www.gorefest.nl

Вы должны войти на сайт чтобы комментировать.